Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 4 августа 2016 г. N 03-07-07/45705
Вопрос: ОАО, руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать разъяснения о порядке применения подпункта 6 пункта 2 статьи 164 НК РФ при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 164 НК РФ (в редакции Федерального закона от 06.04.2015 N 83-ФЗ, вступил в силу с 01.07.2015) при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов.
Вместе с тем, понятие "воздушные перевозки пассажиров и багажа" в налоговом законодательстве отсутствует, в связи с чем данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в иных отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Так, из системного толкования статей 64, 103, 104 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) и статей 786, 787 Гражданского кодекса РФ можно установить, что воздушная перевозка пассажиров и багажа может быть осуществлена на основании двух видов договоров: 1) договора воздушной перевозки пассажира и 2) договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).
В этой связи при толковании нормы подпункта 6 пункта 2 статьи 164 НК РФ возникает неопределенность, подлежит ли ставка НДС в размере 10% применению исключительно к операциям в рамках договора воздушной перевозки пассажира либо достаточным условием для применения указанной ставки является сам факт перевозки пассажиров и багажа, вне зависимости от конкретной договорной конструкции.
По мнению Компании, подпункт 6 пункта 2 статьи 164 НК РФ применяется к перевозкам пассажиров и багажа исключительно в рамках договора воздушной перевозки пассажира.
Так, строгое словосочетание "воздушная перевозка пассажиров и багажа", используемое в подпункте 6 пункта 2 статьи 164 НК РФ, содержится только в положениях ВК РФ, регламентирующих правоотношения сторон в рамках договора воздушной перевозки пассажира (пункт 5 статьи 64, статья 103 ВК РФ).
Кроме того, предметом договора фрахтования является не перевозка как таковая, а предоставление фрахтователю вместимости (ее части) воздушного судна для перевозки на один или несколько рейсов (статья 787 ГК РФ, 104 ВК РФ). Плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается (пункт 32 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).
Указанное не позволяет выделить из единой и неделимой стоимости фрахта стоимость перевозки каждого фактически перевезенного пассажира и багажа (и, соответственно, определить налоговую базу по НДС, к которой применима ставка 10%), в связи с чем услуги по воздушной перевозке пассажиров и багажа, оказанные по договору фрахтования, должны подлежать налогообложению НДС по общей ставке 18%, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 НК РФ.
С учетом изложенного, просим подтвердить вышеуказанное толкование подпункта 6 пункта 2 статьи 164 НК РФ.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения подпункта 6 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг по фрахтованию воздушного судна для перевозки пассажиров и багажа Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке этого налога в размере 10 процентов при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Согласно пункту 2 статьи 100 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).
Таким образом, в отношении услуг по перевозке пассажиров (физических лиц), в целях перевозки которых заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), и багажа этих пассажиров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для перевозки пассажиров (физлиц) и их багажа заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).
Разъяснено, что в отношении услуг по перевозке в рассматриваемом случае применяется ставка НДС в размере 10%.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 августа 2016 г. N 03-07-07/45705
Текст письма официально опубликован не был