Interstate system for standardization. Basic principles
Дата введения - 1 июля 2016 г.*
Взамен ГОСТ 1.0-92
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в настоящем стандарте и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 536 "Методология межгосударственной стандартизации"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны |
Код страны |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2156-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.0-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.
5 Взамен ГОСТ 1.0-92
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает цели и принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ и объекты межгосударственной стандартизации, организационные основы межгосударственной системы стандартизации, категории документов по межгосударственной стандартизации и правила их применения.
Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.
Настоящий стандарт направлен на реализацию Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение).
Примечание - Данное Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в г. Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в г. Ашхабаде).
Настоящий стандарт не распространяется на деятельность в отношении межгосударственной стандартизации оборонной продукции и иной продукции, сведения о которой составляют государственную тайну или которую используют для защиты этих сведений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены
ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов
ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Цели межгосударственной стандартизации
Основными целями межгосударственной стандартизации являются:
- содействие устранению технических барьеров в торговле;
- обеспечение безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;
- содействие охране окружающей среды;
- защита интересов потребителей в отношении качества продукции и услуг;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- содействие экономии всех видов ресурсов;
- содействие повышению качества и конкурентоспособности продукции;
- содействие повышению безопасности хозяйственных объектов при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение единства измерений.
4 Основные принципы межгосударственной стандартизации
Основными принципами межгосударственной стандартизации являются:
- приоритетное использование международных и европейских стандартов при планировании разработки межгосударственных стандартов;
- принятие межгосударственных стандартов на основе консенсуса;
- недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
- взаимное стремление всех заинтересованных государств - участников Соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции;
- обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки, техники и технологий;
- комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов, стандартизуемых на межгосударственном уровне, путем согласованности требований к этим объектам и увязки сроков разработки и введения межгосударственных стандартов в действие;
- приоритетное принятие в качестве межгосударственных стандартов национальных (государственных) стандартов, идентичных международным или европейским стандартам;
- обязательное введение в действие межгосударственных стандартов на национальном уровне в государствах - участниках Соглашения, которые голосовали за принятие этих стандартов или присоединились к ним в дальнейшем, с соблюдением правил, установленных в 8.3.1 - 8.3.4 и 8.4;
- обеспечение права участия всех заинтересованных сторон в разработке межгосударственных документов по стандартизации.
5 Основные направления работ по межгосударственной стандартизации
5.1 Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:
- установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также контролепригодность;
- установление единых (согласованных, гармонизированных) методов контроля (испытаний);
- стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;
- разработка межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации в области методологии стандартизации, аккредитации, подтверждения соответствия и метрологии;
- разработка межгосударственных классификаторов технико-экономической и социальной информации и систем кодирования;
- расширение применения информационных технологий при планировании, разработке и распространении межгосударственных стандартов;
- формирование, хранение и ведение фонда документов по межгосударственной стандартизации, а также международных, региональных и национальных стандартов при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств - участников Соглашения этими стандартами;
- координация издания и распространения документов по межгосударственной стандартизации;
- координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;
- координация научно-технического сотрудничества государств - участников Соглашения в работах по международной стандартизации.
5.2 Кроме основных направлений проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации периодически принимает приоритетные направления работ по межгосударственной стандартизации на ближайшие пять лет.
6 Организация работ по межгосударственной стандартизации
6.1 Организацию работ по межгосударственной стандартизации осуществляет Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС), который образован на основе Соглашения и является руководящим органом региональной организации по стандартизации, которая признана Международной организацией по стандартизации (the International Organization for Standardization, далее - ISO) и зарегистрирована как Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации на основании резолюции Совета ISO 26/1996.
В документах по межгосударственной стандартизации применяют аббревиатуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации как региональной организации по стандартизации:
- на русском языке - "Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС)";
- на английском языке - "Euro-Asian CouncilforStandardization, Metrology and Certification (EASC).
6.1.1 В состав МГС входят руководители национальных органов по стандартизации государств - участников Соглашения (далее - национальные органы).
6.1.2 МГС осуществляет свою деятельность на основании соответствующего положения и правил процедуры [1], [2].
6.1.3 Высшим органом МГС является заседание членов Совета.
6.1.4 Между заседаниями руководство работой МГС осуществляет председатель Совета, которого назначают поочередно из числа руководителей национальных органов на основе принципа ротации на срок не более одного года.
6.2 Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам МГС, которое осуществляет свою деятельность на основании соответствующего положения [3].
6.3 По основным направлениям деятельности МГС создаются научно-технические комиссии и рабочие группы.
6.4 МГС создает межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК) и координирует их деятельность в соответствии с ГОСТ 1.4.
6.5 МГС принимает программу работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с правилами ее разработки [4].
6.6 МГС принимает межгосударственные стандарты, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации в соответствии с ГОСТ 1.2, а межгосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации - в соответствии с порядком, принятым МГС [5].
6.7 Бюро по стандартам МГС осуществляет регистрацию принятых документов по межгосударственной стандартизации, а также размещение на издание в автоматизированной информационной системе МГС, хранение и ведение фонда этих документов в соответствии с правилами, принятыми МГС [6].
6.8 Как руководящий орган региональной организации по стандартизации, МГС сотрудничает с ISO, Международной электротехнической комиссией (the International Electrotechnical Commission, далее - IEC), Европейским комитетом по стандартизации (European Committee for Standardization, Comit Europen de Normalisation, далее - CEN) и Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (European Committee for Electrotechnical Standardization, Comit Europen de Normalisation Electrotechnicale, далее - CENELEC), а также другими международными и региональными организациями по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации.
7 Объекты межгосударственной стандартизации
7.1 Объектами межгосударственной стандартизации являются:
- общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ;
- объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);
- объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ;
- взаимопоставляемая продукция и услуги.
7.2 В межгосударственные стандарты включают:
- требования безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;
- основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к ее упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации;
- другие требования к качеству продукции;
- требования к качеству услуг;
- требования охраны окружающей среды;
- требования к совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- параметрические ряды и типовые конструкции изделий;
- методы контроля продукции и услуг;
- требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации;
- термины и их определения, условные обозначения и знаки;
- метрологические и другие общетехнические правила и нормы;
- требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;
- требования к компетентности персонала в выполнении определенных работ и оказании услуг, а также требования к компетентности юридических лиц в выполнении работ по оценке соответствия техническим требованиям.
7.3 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований применяют следующие основные виды межгосударственных стандартов:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию;
- стандарты на услуги;
- стандарты на процессы;
- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа);
- стандарты на термины и определения.
7.3.1 Основополагающие межгосударственные стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы, правила), обеспечивающие проведение согласованной политики в области межгосударственной стандартизации, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования.
7.3.2 Межгосударственные стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и, при необходимости, к конкретной продукции.
7.3.3 Межгосударственные стандарты на услуги устанавливают требования к группам однородных услуг и, при необходимости, к конкретной услуге.
7.3.4 Межгосударственные стандарты на процессы устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
7.3.5 Межгосударственные стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний продукции при ее создании, оценке соответствия и использовании (эксплуатации или ином применении).
7.3.6 Межгосударственные стандарты на термины и определения устанавливают научно-технические термины и их определения, многократно используемые в науке, технике, технологии, в различных отраслях экономики и иных областях деятельности.
8 Документы по межгосударственной стандартизации и правила их применения
8.1 К документам по межгосударственной стандартизации относятся:
- межгосударственные стандарты;
- правила по межгосударственной стандартизации;
- рекомендации по межгосударственной стандартизации;
- межгосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации.
8.2 Межгосударственные стандарты, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации разрабатывают, принимают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ 1.2.
Построение, изложение, оформление и обозначение межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации должно соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 1.5.
При применении в качестве основы для проектов межгосударственных стандартов международных и региональных стандартов, а также международных документов, не являющихся международными стандартами, соблюдают правила, установленные в ГОСТ 1.3.
8.3 Межгосударственные стандарты, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации применяют в качестве национальных стандартов, правил и рекомендаций по национальной стандартизации в государствах, чьи национальные органы приняли эти стандарты, правила и рекомендации (присоединились к ним), в порядке, установленном этими национальными органами и (или) национальным законодательством данных государств. Применение межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации осуществляют непосредственно, без пере оформления в национальные стандарты, правила и рекомендации по национальной стандартизации, если это не противоречит национальному законодательству государств - участников Соглашения.
8.3.1 Бюро по стандартам МГС размещает принятый и зарегистрированный межгосударственный стандарт (правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации) в Интегрированной автоматизированной информационной системе Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС) на стадии "Издание".
8.3.2** Заинтересованный национальный орган получает в АИС МГС зарегистрированный межгосударственный стандарт (правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации) и вводит его в действие на территории своего государства в качестве национального стандарта (правил и рекомендаций по национальной стандартизации) путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом национальный орган устанавливает для стандарта (правил, рекомендаций) дату введения его в действие на территории своего государства и одновременно отменяет противоречащий ему (или дублирующий его) национальный стандарт (стандарты, правила и рекомендации). При этом стандарт (правила, рекомендации) может быть дополнен национальными информационными данными по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15).
8.3.3 Заинтересованный национальный орган устанавливает дату введения в действие межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта не позднее двух лет со дня регистрации стандарта в Бюро по стандартам МГС. При этом учитывают соответствующие рекомендации национального органа государства-разработчика, которые изложены в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта.
Заинтересованный национальный орган устанавливает дату введения в действие правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации в качестве национальных правил (рекомендаций) по стандартизации не позднее шести месяцев со дня регистрации правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации в Бюро по стандартам МГС. При этом учитывают соответствующие рекомендации национального органа государства-разработчика, которые изложены в пояснительной записке к проекту правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации.
После принятия, на этапе регистрации межгосударственного стандарта его библиографические данные Бюро по стандартам МГС (далее - Бюро по стандартам) переводит в информационно-поисковую систему "СНГ Стандарт" (ИПС "СНГ Стандарт").
Примечание - На сайте МГС (www.easc.org), в разделе "Каталог межгосударственных стандартов" находятся межгосударственные стандарты, принятые по результатам голосования и на заседаниях МГС.
8.3.4 Для наиболее важных межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, МГС может установить единую для всех государств дату введения их в действие в качестве национальных стандартов, правил и рекомендаций по национальной стандартизации.
8.3.5 По решению национального органа правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации могут не вводиться в действие для прямого применения на территории государства - участника Соглашения, а могут быть применены косвенно путем учета при разработке национальных стандартов в области методологии стандартизации и других видов деятельности.
8.3.6 Публикацию информации о введении межгосударственного стандарта (правил или рекомендаций по межгосударственной стандартизации) в действие для применения в качестве национального стандарта (правил или рекомендаций по национальной стандартизации), его издание и распространение на территории государства осуществляют в порядке, установленном его национальным органом и (или) национальным законодательством данного государства.
8.4 Изменение к межгосударственному стандарту (правилам или рекомендациям по межгосударственной стандартизации) вводят в действие на территории государств после размещения принятого изменения в АИС МГС на стадии "Издание". При этом заинтересованные национальные органы принимают соответствующие организационно-распорядительные документы, устанавливая дату введения в действие изменения к стандарту не ранее трех месяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро по стандартам МГС, если это не противоречит национальному законодательству государства - участника Соглашения.
8.4.1 Для изменения к основополагающему стандарту (правилам или рекомендациям по межгосударственной стандартизации), которые затрагивают интересы всех государств - участников Соглашения, МГС может установить единую для всех государств дату введения его в действие.
8.4.2 Публикацию информации о введении в действие изменения к межгосударственному стандарту (правилам или рекомендациям по межгосударственной стандартизации) в государстве, в котором применяют данный стандарт (правила и рекомендации), и при необходимости публикацию текста самого изменения осуществляют в порядке, установленном национальным органом этого государства. При этом публикацию текста изменения к стандарту (правилам, рекомендациям) осуществляют на тех языках, на которых издан данный стандарт (правила и рекомендации).
8.5 В случае применения национального стандарта государства - участника Соглашения (согласно ГОСТ 1.2, пункт 4.7) его оформление осуществляется в соответствии с ГОСТ 1.3 (раздел 6).
8.6 Если межгосударственный стандарт не введен в действие в качестве национального стандарта в каком-либо государстве - участнике Соглашения, то этот стандарт можно применять в экономических отношениях с предприятиями тех стран, в которых действует данный стандарт, для изготовления и поставки продукции на экспорт в эти страны или для оказания им услуг, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) между заинтересованными сторонами.
8.7 Разработку и ведение межгосударственных классификаторов технико-экономической и социальной информации осуществляют в соответствии с порядком, принятым МГС [5], а при их гармонизации соблюдают соответствующее положение [7].
Межгосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации применяют в государствах - участниках Соглашения в качестве соответствующих национальных классификаторов при разработке различной документации, в том числе при указании установленных данными классификаторами кодов и наименований объектов классификации.
8.8 Национальный орган государства, в котором применяют межгосударственный стандарт, в праве прекратить его применение в качестве национального стандарта в одностороннем порядке в следующих случаях:
- при возникновении противоречий между требованиями (правилами), установленными в данном стандарте, и положениями законодательного акта (в том числе технического регламента), принятого в этом государстве;
- при несоответствии установленных в данном стандарте требований (правил) потребностям национальной экономики и/или безопасности;
- при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный межгосударственный стандарт, или содержанием межгосударственного стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, а также в других обоснованных случаях.
8.8.1 В случае принятия решения о прекращении применения межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения в качестве национального стандарта в одностороннем порядке национальный орган этого государства направляет соответствующее уведомление (с указанием причины) в Бюро по стандартам МГС и национальные органы других государств, применяющих данный стандарт, не позднее чем за два месяца до даты прекращения применения.
8.8.2 Информацию о прекращении применения межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения в качестве национального стандарта в одностороннем порядке направляют в Бюро по стандартам МГС для актуализации электронного каталога "Межгосударственные стандарты".
8.9 Решение о прекращении применения межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта в связи с его отменой или в одностороннем порядке национальный орган оформляет принятием соответствующего организационно-распорядительного документа с публикацией официальной информации об этом решении в порядке, установленном этим национальным органом.
8.10 Одностороннее прекращение применения правил по межгосударственной стандартизации в государстве - участнике Соглашения не допускается, за исключением случая возникновения противоречий между положениями, установленными в них и в законодательных актах этого государства. При этом осуществляют процедуры, указанные в 8.8.1 - 8.8.3.
8.11 Национальный орган государства, в котором применяют рекомендации по межгосударственной стандартизации, вправе прекратить их применение в одностороннем порядке, если их содержание не отвечает интересам этого государства. При этом осуществляют процедуры, указанные в 8.8.1 - 8.8.3.
_____________________________
* Данная дата является общей для всех государств, указанных в предисловии.
** Национальный орган может установить собственные правила введения в действие межгосударственных стандартов, если приведенные в 8.3.2 правила противоречат национальному законодательству государства - участника Соглашения.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2156-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 июля 2016 г.*