Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-2015
"Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2157-ст)
Interstate system for standardization. Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization. Rules for development, taking over, renovation and cancellation
Дата введения - 1 июля 2016 г.*(1)
Взамен ГОСТ 1.2-2009
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и настоящем стандарте
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 536 "Методология межгосударственной стандартизации"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2157-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.
5 Взамен ГОСТ 1.2-2009
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки, принятия, обновления (пересмотра, внесения изменений и поправок) и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации.
Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на процедуру разработки, принятия, обновления и отмены межгосударственных стандартов на оборонную продукцию и иную продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну или которую используют для защиты этих сведений.
1.3 По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне в государствах - участниках Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение)*(2) могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на процедуры разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, а также изменений к ним.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов
ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Правила разработки межгосударственных стандартов
3.1 Общие положения
3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации, с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 3 и 4) и с учетом приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС).
Межгосударственные стандарты разрабатывают на объекты стандартизации и с учетом основных направлений работ по межгосударственной стандартизации, которые определены в ГОСТ 1.0 (разделы 7 и 5).
3.1.2 При наличии межгосударственного технического комитета по стандартизации, за которым закреплена соответствующая сфера деятельности или объект стандартизации (далее - МТК), разработку межгосударственного стандарта осуществляют с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.4 (разделы 6 и 7).
3.1.3 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют на основании программы работ по межгосударственной стандартизации или по решению МГС. Основанием для разработки межгосударственного стандарта может быть также межгосударственная программа стандартизации по определенному направлению деятельности или группе продукции.
Примечание - Программу работ по межгосударственной стандартизации, протоколы заседаний МГС, межгосударственные программы стандартизации по направлениям деятельности и группам продукции размещают на официальном сайте МГС.
3.1.4 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют в следующем порядке:
- первая стадия - организация разработки межгосударственного стандарта;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрение в государствах - участниках Соглашения;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта, ее рассмотрение в государстве-разработчике;
- четвертая стадия - рассмотрение окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в государствах - участниках Соглашения, принятие межгосударственного стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта межгосударственного стандарта (например, в случаях, указанных в 4.7) или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.5 Положения, устанавливаемые в межгосударственном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
3.1.5.1 Разрабатываемый межгосударственный стандарт не должен включать нормы, которые должны содержаться в нормативных правовых актах, регламентирующих, например, взаимоотношения сторон, в том числе взаимоотношения по поставкам между изготовителями, поставщиками, потребителями, заказчиками и т.д., которые регулируются нормами национального законодательства и договорными обязательствами.
3.1.5.2 Разрабатываемый межгосударственный стандарт не должен устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.
3.1.6 Разработку межгосударственного стандарта на основе применения международного или регионального стандарта или на основе применения международного документа, не являющегося международным стандартом*(3), осуществляют в случаях и с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.3.
3.1.6.1 В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта также может быть предложен национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны.
3.1.6.2 При использовании в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта национального стандарта должны быть соблюдены следующие условия:
- содержание применяемого национального стандарта должно удовлетворять целям межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (раздел 3);
- наличие соглашения, допускающего такое применение национального стандарта, или с разрешения правомочного на это органа.
3.1.7 При разработке межгосударственного стандарта необходимо обеспечить увязку его положений с положениями принятых ранее межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.
3.1.8 Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его разработки, оформляют в электронно-цифровой форме, пригодной для обмена документами в соответствии с порядком, установленным МГС [1].
3.1.9 Разработку межгосударственного стандарта (на всех этапах разработки от планирования до издания) осуществляют с использованием информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
3.2 Организация разработки межгосударственного стандарта
3.2.1 Планирование разработки межгосударственного стандарта осуществляют в соответствии с порядком, установленным МГС [2].
3.2.2 Организацию работ по разработке проекта межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения осуществляют национальный орган по стандартизации (далее - национальный орган) этого государства и секретариат МТК (а при его отсутствии - секретариат национального технического комитета по стандартизации), который имеет соответствующую по тематике область деятельности и за которым закреплен соответствующий объект стандартизации.
Примечания
1 Здесь и далее, где упоминается МТК или национальный технический комитет по стандартизации (далее - национальный ТК) соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК или подкомитет национального ТК и их органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК или в положении о национальном ТК).
2 Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с подачи соответствующих предложений) в государствах - участниках Соглашения могут быть установлены национальными органами этих государств.
Если в отношении данного объекта и аспекта стандартизации не создан МТК, то здесь и далее, где упоминается секретариат МТК, его функции выполняет национальный орган государства-разработчика или уполномоченный им секретариат национального ТК или иная организация, а там, где упоминаются полномочные представители государств - членов МТК, их функции выполняют национальные органы государств, заинтересованных в применении разрабатываемого стандарта, или уполномоченные ими секретариаты национальных ТК или иные организации.
3.2.3 Разработчиком проекта межгосударственного стандарта (далее - разработчик) должна быть организация, которая специализируется поданному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартизации) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика осуществляет заказчик разработки*(4).
Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта межгосударственного стандарта определяется техническим заданием на эту разработку и/или соответствующим договором. В частности в них может быть оговорена необходимость представления проекта межгосударственного стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.
3.2.4 В обоснованных случаях для разработки межгосударственного стандарта может быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт раз работки нормативных и/или технических документов в данной области. При этом в рабочую группу могут быть включены по предложению национальных органов их полномочные представители в МТК, представители аналогичных национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой области.
3.3 Правила разработки первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения
3.3.1 Разработчик межгосударственного стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояснительную записку к нему.
3.3.2 При разработке проекта межгосударственного стандарта учитывают установленные в ГОСТ 1.5 (раздел 7) общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, а при использовании в качестве основы международных и региональных стандартов или международных документов, не являющихся международными стандартами, руководствуются ГОСТ 1.3.
3.3.3 При разработке проекта межгосударственного стандарта используют или учитывают:
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- действующие международные, европейские и межгосударственные стандарты, а также международные документы, не являющиеся международными стандартами;
- правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН);
- национальные стандарты государств - участников Соглашения;
- национальные стандарты экономически развитых стран;
- прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;
- предложения членов МТК, национальных органов государств - участников Соглашения и иных органов их государственного управления, национальных ТК, а также различных юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке межгосударственного стандарта.
3.3.3.1 При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других государств - участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган своего государства - у национальных органов этих государств.
3.3.3.2 При использовании в проекте межгосударственного стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчика. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и/или в предисловии стандарта.
Примечание - МГС не несет ответственность за патентную чистоту содержания разрабатываемого межгосударственного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии межгосударственного стандарта при подготовке его к принятию. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение в процессе рассмотрения проекта межгосударственного стандарта или после введения принятого межгосударственного стандарта в действие. В последнем случае в предисловие межгосударственного стандарта вносят поправку для указания информации о наличии в межгосударственном стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).
3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта межгосударственного стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).
3.3.5 При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным стандартом, соблюдают правила изложения и оформления, установленные ГОСТ 1.3.
3.3.6 В пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта приводят:
- основание для разработки данного стандарта с указанием номера темы по программе работ по межгосударственной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если это необходимо для конкретизации соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 разрабатываемого стандарта;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки межгосударственного стандарта, в том числе обоснование целесообразности его разработки на межгосударственном уровне;
- сведения о взаимосвязи проекта межгосударственного стандарта с другими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и/или сведения о применении при разработке проекта межгосударственного стандарта международного (регионального или национального) стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом);
- предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые противоречат разрабатываемому стандарту;
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке межгосударственного стандарта;
- сведения о разработчике с указанием его сайта в сети Интернет, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
При необходимости, обусловленной особенностями объекта и/или аспекта стандартизации, в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта также приводят сведения о патентной чистоте его проекта или предусмотренную законодательством государства-разработчика информацию об использовании при разработке данного стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права.
3.3.7 Разработчик направляет первую редакцию проекта межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат соответствующего по тематике МТК и национальный орган своего государства. При этом проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку представляют в электронном виде в форматах (*.DOC) или (*.PDF).
3.3.8 Национальный орган государства-разработчика размещает проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему в АИС МГС для рассмотрения. При этом срок рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта составляет три месяца. Данный срок может быть сокращен до двух месяцев, если это обусловлено объективной причиной, которую указывают в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта.
3.3.9 Полномочные представители государств - членов МТК (или национальные органы государств, не являющихся членами данного МТК) организуют рассмотрение проекта межгосударственного стандарта (в том числе его публичное обсуждение) в своих государствах, собирают и анализируют отзывы заинтересованных органов государственного управления, организаций и иных юридических и физических лиц.
3.3.10 Замечания и предложения, приводимые в отзыве на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта, рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- по проекту в целом;
- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам, приложениям - в порядке изложения проекта данного стандарта.
Все предложения по проекту межгосударственного стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.
3.3.11 На основании отзывов заинтересованных органов государственного управления, организаций и иных лиц полномочный представитель государства в МТК готовит обобщенный отзыв от этого государства на проект межгосударственного стандарта. Если государство не является членом данного МТК, то обобщенный отзыв этого государства готовит лицо, которое назначено национальным органом этого государства.
3.3.12 Полномочный представитель государства в МТК или национальный орган размещает отзыв на проект межгосударственного стандарта от имени своего государства в АИС МГС, используя шаблон, установленный в АИС МГС.
3.4 Правила разработки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения
3.4.1 После истечения срока рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК обобщает отзывы, размещенные в АИС МГС, и в десятидневный срок направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции данного проекта, прилагая в случае необходимости свои рекомендации о целесообразности реализации предложений и учета замечаний, содержащихся в этих отзывах.
3.4.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений. При этом целесообразность учета замечаний и предложений, поступивших по истечении срока рассмотрения первой редакции данного проекта, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом государства-разработчика.
Примечание - Срок подготовки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта, установленный национальным органом государства-разработчика или иным заказчиком разработки, указывают в программе работ по межгосударственной стандартизации.
3.4.3 При подготовке окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта разработчик готовит сводку отзывов на его первую редакцию по форме и правилам ее заполнения, которые приведены в приложении А. При этом используют шаблон отзыва, размещенный в АИС МГС, а в пояснительную записку к окончательной редакции данного проекта включают характеристику учета полученных замечаний и предложений.
3.4.4 В случае разработки промежуточных (второй и последующих) редакций проекта межгосударственного стандарта соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.3). При этом в АИС МГС вместе с данным проектом и пояснительной запиской размещают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.
3.4.5 Разработчик направляет окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта, пояснительную записку к ней и сводку отзывов на первую редакцию в секретариат МТК и национальный орган своего государства, который организует рассмотрение данного проекта в этом государстве.
Примечание - Порядок рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.
3.4.6 После рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в государстве-разработчике и принятия его национальным органом решения о готовности этого проекта для голосования его направляют на издательское редактирование в организацию, уполномоченную на это соответствующим национальным органом.
При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые исправления.
3.4.7 После издательского редактирования национальный орган государства-разработчика размещает окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта, а также пояснительную записку к данному проекту и сводку отзывов на первую редакцию в АИС для рассмотрения и последующего голосования. При этом срок рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта составляет два месяца.
3.4.8 Полномочные представители государств - членов МТК (или национальные органы государств, не являющихся членами данного МТК) организуют рассмотрение окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в своих государствах в течение предоставленного для этого срока.
4 Правила принятия межгосударственных стандартов
4.1 Для представления проекта межгосударственного стандарта на принятие необходимо предварительное положительное решение МТК, которое принимают полномочные представители государств - полноправных членов данного МТК.
Примечания
1 При проведении заседаний МТК учитывают рекомендации, приведенные в ГОСТ 1.4 (приложение ГВ).
2 Критерий принятия положительного решения МТК установлен в ГОСТ 1.4 (пункт 7.5.3).
4.2 Межгосударственный стандарт принимает МГС с учетом результатов голосования в АИС МГС.
Примечание - Деятельность МГС, в том числе порядок проведения его заседаний, регламентированы соответствующими правилами [3].
4.3 Национальные органы государств - участников Соглашения принимают решение по проекту межгосударственного стандарта и голосуют в АИС МГС в течение предоставленного для этого срока. При голосовании против принятия проекта межгосударственного стандарта в данной редакции, а также в случае, когда национальный орган воздержался при голосовании, размещают файл с обоснованием этого решения в форматах (*.DOC) или (*.PDF).
Примечания
1 Подведение итогов голосования осуществляется в данной системе автоматически в день окончания голосования.
2 Если национальный орган воздерживается при голосовании, то считается, что соответствующая страна не заинтересована в применении данного межгосударственного стандарта, а мнение этой страны в подсчете голосов не учитывается.
4.4 Межгосударственный стандарт считается принятым по результатам голосования в АИС МГС, если за его принятие в окончательной редакции проголосовало не менее трех четвертей из числа национальных органов государств, являющихся полноправными членами МТК, в рамках которого разработан проект (включая национальный орган государства-разработчика), но не менее четырех.
Если разработка межгосударственного стандарта осуществляется вне рамок МТК, то данный стандарт считается принятым по результатам голосования в АИС МГС, если за его принятие в окончательной редакции проголосовало не менее трех четвертей из числа национальных органов, принявших участие в голосовании (включая национальный орган государства-разработчика), но не менее четырех.
Примечания
1 Приведенные выше правила применяют, когда межгосударственный стандарт не является основополагающим (см. 4.6.5), а также при отсутствии предложения о вынесении рассмотрения результатов голосования на заседание МГС (см. 4.6).
2 Для государств, являющихся полноправными членами МТК, голосование по принимаемым межгосударственным стандартам, относящимся к области деятельности данного МТК, является обязательным.
3 Национальные органы государств, не заинтересованных в применении данного межгосударственного стандарта, должны воздержаться при голосовании по его принятию.
4.4.1 При положительных результатах голосования в АИС МГС по межгосударственному стандарту секретариат МТК или национальный орган государства-разработчика направляет в Бюро по стандартам МГС (далее - Бюро по стандартам) документы, необходимые для регистрации принятого стандарта, в соответствии с порядком, установленным МГС [4].
4.4.2 Бюро по стандартам осуществляет в соответствии с правилами, принятыми МГС [4], регистрацию принятого стандарта.
4.4.3 Принятый стандарт вводят в действие на территории государств, заинтересованных в его применении, в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.0 (подпункты 8.3.2 - 8.3.6).
4.5 При отрицательных результатах голосования по проекту межгосударственного стандарта национальный орган государства-разработчика может принять решение о прекращении его разработки или доработке данного проекта с учетом замечаний и предложений других членов МТК и (или) национальных органов.
4.5.1 Доработку проекта межгосударственного стандарта осуществляют в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.
4.5.2 При доработке проекта межгосударственного стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по результатам первоначального голосования членов МТК и национальных органов, которую оформляют аналогично сводке отзывов по первой редакции проекта межгосударственного стандарта. При этом информацию о членах МТК и (или) национальных органах, проголосовавших за принятие данного стандарта, приводят в пояснительной записке.
4.5.3 Рассмотрение доработанного проекта межгосударственного стандарта и голосования по нему осуществляют в соответствии с 3.4.5 - 3.4.8, 4.1 - 4.4.
При положительных результатах повторного голосования по проекту межгосударственного стандарта осуществляют работы в соответствии с 4.4.1 - 4.4.3.
4.5.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту межгосударственного стандарта окончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимают на заседании МТК или профильной научно-технической комиссии.
В случае принятия решения о прекращении разработки межгосударственного стандарта национальные органы государств, заинтересованных в его применении, могут использовать проект данного стандарта (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления аналогичного национального стандарта.
4.6 Принятие межгосударственного стандарта выносят на заседание МГС по предложению национального органа, заинтересованного в его применении, но не согласного с результатами голосования по его проекту. На заседание МГС также выносят принятие основополагающих стандартов по методологии межгосударственной стандартизации, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения.
4.6.1 Если проект межгосударственного стандарта предполагают вынести на заседание МГС, то перед этим заседанием секретариат МТК организует следующие мероприятия, направленные на снятие разногласий:
- двухсторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком данного стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч;
- обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании представителей национальных органов;
- повторное рассмотрение проекта данного стандарта на заседании МТК;
- рассмотрение этого проекта на заседании профильной научно-технической комиссии.
4.6.2 При рассмотрении проекта межгосударственного стандарта на заседании МГС результаты рассмотрения отражаются в протоколе заседания. При этом сведения о принятом на заседании стандарте включают в соответствующий перечень, который является неотъемлемой частью данного протокола.
4.6.3 Если принятие межгосударственного стандарта вынесено на заседание МГС, а член совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту этого стандарта не менее чем за 10 дней до проведения заседания.
Примечание - Бюллетень голосования оформляют, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.
4.6.4 Межгосударственный стандарт считается принятым на заседании МГС, если за его принятие проголосовало не менее 2/3 от числа членов совета, которые присутствовали на этом заседании или направили бюллетени голосования в соответствии с 4.6.3.
4.6.5 Если межгосударственный стандарт относится к числу основополагающих стандартов по метрологии межгосударственной стандартизации, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, то данный стандарт считается принятым только при положительном голосовании всех членов МГС, участвующих в заседании, если от отсутствующего при этом члена совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным решением поданному стандарту.
4.6.6 В случае принятия межгосударственного стандарта на заседании МГС осуществляют работы в соответствии с 4.4.1 - 4.4.3.
4.7 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий национальный стандарт государства - участника Соглашения, если данный стандарт издан на русском языке (на двух или более языках, один из которых русский) и является идентичным международному или региональному стандарту.
4.7.1 Предложение по принятию в качестве межгосударственного стандарта национального стандарта государства - участника Соглашения может исходить от национального органа данного государства. Если это предложение исходит от национального органа другого государства, Бюро по стандартам или секретариата МТК, то возможность реализации данного предложения предварительно согласовывают с национальным органом, принявшим (утвердившим) этот стандарт.
4.7.2 Сторона*(5), предложившая принять национальный стандарт в качестве межгосударственного стандарта, размещает данный стандарт в АИС МГС на стадии "Окончательная редакция" вместе с пояснительной запиской, в которой изложено данное предложение с соответствующим обоснованием.
4.7.3 Рассмотрение национального стандарта, предложенного для принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в соответствии с 3.4.8, 4.1 - 4.4.
На стадию "Принятие" в АИС МГС следует размещать национальный стандарт, переоформленный в межгосударственный стандарт и соответствующий ГОСТ 1.3 (раздел 6).
4.7.4 При отрицательных результатах голосования по принятию национального стандарта государства - участника Соглашения в качестве межгосударственного стандарта его доработка не осуществляется, за исключением случая, когда предложение по данному стандарту исходило от национального органа, принявшего (утвердившего) соответствующий национальный стандарт. В этом случае на основе данного национального стандарта может быть подготовлен проект межгосударственного стандарта с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.3 (раздел 6), и с учетом замечаний и предложений заинтересованных стран, а дальнейшие работы (в том числе рассмотрение и голосование по этому проекту) осуществляют в соответствии с 4.5.2 - 4.5.4.
4.8 Национальные органы, проголосовавшие против принятия межгосударственного стандарта или воздержавшиеся (не принявшие участия в голосовании), могут в дальнейшем присоединиться к проголосовавшим, направив в Бюро по стандартам бюллетень голосования со своим положительным решением. Информацию об этом решении публикуют на сайте МГС и в ежемесячно издаваемых в государствах - участниках Соглашения информационных указателях национальных стандартов, а также оформляют в виде поправки к межгосударственному стандарту в соответствии с 5.4.
4.9 Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, которые не приняли участия в голосовании, воздержались при голосовании или проголосовали против принятия стандарта в данной редакции.
5 Правила обновления межгосударственных стандартов
5.1 Организация работ по обновлению межгосударственного стандарта
5.1.1 Межгосударственный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:
- если его содержание препятствует соблюдению вновь заключенного межгосударственного соглашения;
- если содержание данного стандарта перестало отвечать целям и принципам межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (разделы 3 и 4);
- если содержание межгосударственного стандарта вошло в противоречие с действующими и вводимыми нормами законодательств (в том числе техническими регламентами) государств - участников Соглашения;
- если содержание межгосударственного стандарта не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям государств - участников Соглашения и/или не соответствует современному уровню развития науки, техники и технологий;
- при необходимости обеспечения гармонизации с вновь разработанным или обновленным международным или европейским стандартом (международным документом, не являющимся международным стандартом);
- если содержание данного межгосударственного стандарта противоречит содержанию другого вновь разрабатываемого или обновляемого межгосударственного стандарта, или если эти стандарты дублируют друг друга.
В последнем случае при организации обновления межгосударственного стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам разработки распространяющихся на них стандартов.
Межгосударственный стандарт также может быть обновлен по предложению национальных органов, других органов государственного управления, предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют данный стандарт.
5.1.2 Обновление межгосударственного стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту, а при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей редакционного характера - путем внесения поправки в стандарт.
5.1.3 При необходимости обновления межгосударственного стандарта национальные органы, другие органы государственного управления, предприятия, организации, иные субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государств, на территории которых применяют этот стандарт, направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием) в секретариат МТК, за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии - в национальный орган своего государства или непосредственно в национальный орган государства - разработчика этого стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт). Вместе с предложением могут быть представлены документы, подтверждающие его обоснованность или содержащие гарантийные обязательства по полному или частичному финансированию работы, а также текст изменения, который целесообразно внести в данный стандарт. Копии предложения и указанных документов направляют также в национальный орган своего государства.
5.1.4 Секретариат МТК (а при его отсутствии - национальный орган и/или секретариат национального ТК) рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по обновлению межгосударственного стандарта, оценивает их актуальность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пересмотра).
5.1.5 Если в течение пяти лет после принятия межгосударственного стандарта в секретариат МТК (секретариат национального ТК) не поступали предложения по его обновлению, то данный секретариат направляет членам МТК (членам национального ТК) запрос о предоставлении предложений по обновлению данного стандарта или его отмене, или самостоятельно проводит оценку научно-технического уровня и/или проверку содержания этого стандарта.
5.1.6 При проведении работ, указанных в 5.1.4 и 5.1.5, оценивают необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым межгосударственным стандартом других межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт).
5.1.6.1 Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления взаимосвязанного межгосударственного стандарта, закрепленного за другим МТК или национальным органом, то соответствующее предложение направляют в секретариат этого МТК (национальный орган).
5.1.6.2 Секретариат МТК (национальный орган), в который поступило это предложение, анализирует его, определяет способ обновления закрепленного за ним межгосударственного стандарта (в виде изменения или пересмотра) и сообщает свое мнение в национальный орган государства, на которое возложено ведение данного секретариата.
5.1.6.3 Национальный орган рассматривает предложение по обновлению межгосударственного стандарта и определяет возможность финансирования этой работы.
5.1.7 Последующие работы по организации разработки изменения к межгосударственному стандарту или его пересмотру осуществляют в порядке, установленном в 3.2.
5.2 Правила разработки и принятия изменения к межгосударственному стандарту
5.2.1 Изменение к межгосударственному стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, с продукцией, изготовленной по межгосударственному стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.
Изменение к межгосударственному стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на воспроизводимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), полученных при использовании данного метода.
Для остальных видов межгосударственных стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объем не превышает 20% объема стандарта.
Примечание - При необходимости одновременно с разработкой изменения к межгосударственному стандарту осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним межгосударственным стандартам.
5.2.2 Изменение к межгосударственному стандарту только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного характера в форме самостоятельного документа, как правило, не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость внесения которого обусловлена заменой и/или исключением определенных положений стандарта, или оформляют в виде поправки (см. 5.4).
Исключением является случай, когда в межгосударственном стандарте дана нормативная ссылка на другой межгосударственный стандарт, отмененный без замены. В этом случае в первый стандарт вносят изменение с целью исключения из него положения, в котором дана эта ссылка, или его модификации путем включения недостающего требования (правила).
5.2.3 Если в межгосударственный стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр данного стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр межгосударственного стандарта также является предпочтительным,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2157-ст)
Опубликование:
Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Российский институт стандартизации, Москва, 2025 г.
Издание (февраль 2025 г.) с Изменениями N 1, 2 (ИУС 3-2019, ИУС 4-2024)
Дата введения - 1 июля 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка (ИУС 2025 г., N 4)
Изменения вступают в силу с 15 апреля 2025 г.
Изменение N 2, введенное в действие приказом Росстандарта от 10 января 2024 г. N 1-ст
Изменения вступают в силу с 15 января 2024 г.
Изменение N 1, введенное в действие приказом Росстандарта от 28 декабря 2018 г. N 1179-ст
Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 г.