В связи с обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу об определении величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Минтрудом России подготовлены информационные материалы по данному вопросу.
Рекомендуем использовать указанные информационные материалы при подготовке региональных законов об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации на очередной год.
Материалы размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/124.
Заместитель Министра труда |
Л.Ю. Ельцова |
Информационные материалы по определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
I. Анализ величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на 2015 и на 2016 годы законами субъектов Российской Федерации
В 63 субъектах Российской Федерации установленная на 2015 год величина прожиточного минимума пенсионера меньше, чем в целом по Российской Федерации, в 18 субъектах - больше. В 4 субъектах Российской Федерации данная величина установлена на уровне Российской Федерации - 7161 рубль (республиках Карелия и Бурятия, Калининградской и Свердловской областях) (таблица 1).
В 7 субъектах Российской Федерации отклонение установленной на 2015 год величины прожиточного минимума пенсионера от фактической среднегодовой величины составляет 5 и менее процентов (республиках Татарстан, Коми, Дагестан, Бурятия, Ставропольском крае, Воронежской и Сахалинской областях) (таблица 2).
В 34 субъектах Российской Федерации отклонение составляет от 5,1 до 10%, в 28 субъектах - от 10,1 до 15 процентов.
В 15 субъектах Российской Федерации наблюдается существенное занижение (свыше 15%) величины прожиточного минимума пенсионера: Еврейской автономной области (24,7%), Мурманской области (21,6%), Чеченской Республике (21,5%), Архангельской области (18,7%), Красноярском крае (17,4%), Хабаровском крае (16,8%), Ивановской области (16,7%), Ленинградской области (16,4%), Псковской области (16,1%), Смоленской и Томской областях (15,7%), Брянской области и Ханты-Мансийском автономном округ (15,5%), Приморском крае (15,1%).
В Республике Карелия зафиксировано самое большое занижение - 27,1% (7161 рубль при фактической величине за 2015 год 9824 рублей).
Число субъектов Российской Федерации, в которых установленная величина прожиточного минимума пенсионера на 2016 год меньше, чем в целом по Российской Федерации, увеличилось по сравнению с 2015 годом до 65, в 14 субъектах Российской Федерации данная величина больше, чем в целом по Российской Федерации. Увеличилось до 6 число субъектов, установивших величину прожиточного минимума пенсионера на уровне Российской Федерации - 8803 рубля (республики Карелия и Бурятия, Забайкальский край, Калининградская, Свердловская и Новосибирская области) (таблица 3).
В большинстве регионов при установлении величины прожиточного минимума пенсионера на 2016 год (которое исходя из срока представления в Пенсионный фонд Российской Федерации данных об установленной в субъекте величине прожиточного минимума пенсионера на очередной год осуществляется до 1 октября текущего года) учитывалась фактическая величина прожиточного минимума пенсионера за I и II кварталы 2015 года.
При этом в 72 субъектах Российской Федерации данная величина выше, чем фактическая средняя величина за 1-е полугодие 2015 г. (таблица 4). Так, в Чукотском автономном округе превышение составило 6288 рублей или 49,5%, в Свердловской области - 1914 рублей или 27,8%, Воронежской области - 1706 рублей или 24,5%, Чеченской Республике - 1469 рублей или 22%, Липецкой области - 1547 рублей или 21,9 процента.
Вместе с тем, в 13 субъектах Российской Федерации в 2016 году данная величина меньше, чем фактическая средняя величина за 1-е полугодие 2015 г.
Наиболее значительно данная величина занижена в Еврейской автономной области - на 2298 рублей (23%), Приморском крае - на 1167 рублей (11,8%), Республике Карелия - на 1047 рублей (10,6%), Брянской области - на 792 рубля (10,6%).
В целях обеспечения единого подхода к определению величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в субъектах Российской Федерации, исключения необоснованного занижения или завышения данной величины, обеспечения надлежащего уровня социальной поддержки малообеспеченных пенсионеров предлагаем следовать следующим рекомендациям.
II. Рекомендации по определению величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии при подготовке региональных законов об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации на очередной год
Определение величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которому данная величина устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания.
Рекомендуется определять величину прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации на очередной год на основе оценки величины прожиточного минимума пенсионера за текущий год и регионального индекса потребительских цен, в том числе на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, на очередной год.
Исходя из срока представления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о величине прожиточного минимума пенсионера для социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год, установленной в субъекте Российской Федерации, оценку величины прожиточного минимума пенсионера за текущий год следует определять путем суммирования фактических величин прожиточного минимума пенсионера за I - II кварталы текущего года и оценки данной величины за III - IV кварталы и деления полученной суммы на 4.
Примеры определения величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии на очередной год
Пример 1
Оценка стоимости продуктов питания за III квартал текущего года
Стоимость продуктов питания во II квартале текущего года, факт |
4089 руб. |
Индекс потребительских цен на продукты питания за III квартал текущего года, оценка |
99,6% |
Стоимость продуктов питания за III квартал текущего года, оценка: |
|
4089 руб. х 99,6%:100% = 4073 руб. |
Пример 2
Оценка стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг за III квартал текущего года
Стоимость продуктов питания за III квартал текущего года, оценка |
4073 руб. |
Индексы потребительских цен за III квартал текущего года, оценка: |
|
продукты питания |
99,6% |
непродовольственные товары |
102,0% |
услуги |
104,6% |
Соотношение стоимости непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания, установленное законом субъекта Российской Федерации |
55% |
Соотношение стоимости услуг со стоимостью продуктов питания, установленное законом субъекта Российской Федерации |
60% |
Стоимость непродовольственных товаров за III квартал текущего года, оценка: |
|
4073 руб. х 55%:100% х 102,0%:99,6% = 2294 руб. | |
Стоимость услуг за III квартал текущего года, оценка: |
|
4073 руб. х 60%:100% х 104,6%:99,6% = 2566 руб. |
Пример 3
Расчет величины прожиточного минимума пенсионера за III квартал текущего года
Стоимость продуктов питания, оценка |
4073 руб. |
Стоимость непродовольственных товаров, оценка |
2294 руб. |
Стоимость услуг, оценка |
2566 руб. |
Величина прожиточного минимума пенсионера за III квартал текущего года, оценка: |
|
4073 руб. + 2294 руб. + 2566 руб. = 8933 руб. |
Аналогично осуществляется оценка величины прожиточного минимума за IV квартал текущего года.
Пример 4
Оценка величины прожиточного минимума пенсионера за текущий год
I квартал текущего года, факт: |
|
стоимость продуктов питания |
4013 руб. |
стоимость непродовольственных товаров |
2158 руб. |
стоимость услуг |
2329 руб. |
Величина прожиточного минимума пенсионера |
8500 руб. |
|
|
II квартал текущего года, факт: |
|
стоимость продуктов питания |
4089 руб. |
стоимость непродовольственных товаров |
2268 руб. |
стоимость услуг |
2473 руб. |
Величина прожиточного минимума пенсионера |
8830 руб. |
|
|
III квартал текущего года, оценка: |
|
стоимость продуктов питания |
4073 руб. |
стоимость непродовольственных товаров |
2294 руб. |
стоимость услуг |
2566 руб. |
Величина прожиточного минимума |
8933 руб. |
|
|
IV квартал текущего года, оценка: |
|
стоимость продуктов питания |
4199 руб. |
стоимость непродовольственных товаров |
2263 руб. |
стоимость услуг |
2458 руб. |
Величина прожиточного минимума |
8920 руб. |
| |
Стоимость продуктов питания за текущий год, оценка: | |
(4013 руб. + 4089 руб. + 4073 руб. + 4199 руб.):4 = 4094 руб. | |
Стоимость непродовольственных товаров за текущий год, оценка: | |
(2158 руб. + 2268 руб. + 2294 руб.+2263):4 = 2246 руб. | |
Стоимость услуг за текущий год, оценка: | |
(2329 руб. + 2473 руб. + 2566 руб. + 2458 руб.):4 = 2457 руб. | |
Величина прожиточного минимума пенсионера за текущий год, оценка: | |
4094 руб. + 2246 руб.+ 2457 руб. = 8797 руб. |
Пример 5
Расчет величины прожиточного минимума пенсионера за очередной год
1. Расчет стоимости продуктов питания за очередной год | |
Стоимость продуктов питания за текущий год, оценка |
4094 руб. |
Индекс потребительских цен на продукты питания за очередной год, прогноз |
107,9% |
Стоимость продуктов питания за очередной год, прогноз: | |
4094 руб. х 107,9%:100%=4417 руб. | |
2. Расчет стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг за очередной год | |
Стоимость продуктов питания за очередной год, прогноз |
4417 руб. |
Индексы потребительских цен за очередной год, прогноз: |
|
продукты питания |
107,9%; |
непродовольственные товары |
106,6%; |
услуги |
107,7%. |
Стоимость непродовольственных товаров за очередной год, прогноз: | |
4417 руб. х 55%:100% х 106,6%:107,9% = 2400 руб. | |
Стоимость услуг за очередной год, прогноз: | |
4417 руб. х 60%:100% х 107,7%:107,9% = 2645 руб. | |
3. Величина прожиточного минимума пенсионера за отчетной год, прогноз: | |
4417 руб. + 2400 руб. + 2645 руб. = 9462 руб. |
Таблица 1
См. таблицу 1 "Величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъектах Российской Федерации на 2015 год" в редакторе MS-Excel
Таблица 2
См. таблицу 2 "Сравнение величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в субъектах Российской Федерации на 2015 год с фактической величиной прожиточного минимума для пенсионеров" в редакторе MS-Excel
Таблица 3
См. таблицу 3 "Величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъектах Российской Федерации на 2016 год" в редакторе MS-Excel
Таблица 4
См. таблицу 4 "Сравнение величины прожиточного минимума пенсионера на 2016 год с фактической величиной прожиточного минимума для пенсионеров за I полугодие 2015 г." в редакторе MS-Excel
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены разъяснения Минтруда России по вопросу об определении величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии в региональных законах.
Представлен анализ величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на 2015-2016 гг. законами субъектов Федерации. Он выявил отсутствие единого подхода к определению указанной величины, необоснованное ее занижение или завышение. Поэтому было рекомендовано устанавливать прожиточный минимум на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания.
Оценку прожиточного минимума пенсионера за текущий год следует определять путем суммирования фактических величин прожиточного минимума пенсионера за I-II кварталы текущего года и оценки данной величины за III-IV кварталы и деления полученной суммы на 4.
Приведены примеры определения прожиточного минимума пенсионера.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 августа 2016 г. N 11-1/10/В-5505 "В высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был