Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Процедура
определения отношения "сигнал-шум" для заданной маскирующей громкости
А.1 Измеряемые величины
А.1.1 Заданная громкость
В соответствии с [22] громкость звуков рекомендуется оценивать в сонах (GD) в условиях диффузного акустического поля. Спектр шума (соны в зависимости от частоты) определяют при заданной громкости.
Для оценки звукового сигнала и определения его основного звука также должен быть рассчитан его узкополосный спектр.
А.1.2 Соны и децибелы
Приближенные значения уровней звукового давления в дБ распространенных источников звука приведены в таблице А.1 [25]. В правой колонке приведены приближенные значения уровня звукового давления в сонах при условии, что звуки имеют частоту 1 кГц. Фактическое значение уровня звукового давления в сонах может отличаться от приведенных значений для других значений частоты.
Таблица А.1 - Приблизительное значение различных источников звука, выраженное в уровнях звукового давления (дБ) и сонах
Источник звука |
УЗД, дБ |
Громкость, сон |
Рок-концерт |
120 |
256 |
Пневматический молот (на расстоянии 2 м.) |
100 |
64 |
Пылесос |
80 |
16 |
Автомобильная пробка на дороге |
70 |
8 |
Жилой район ночью |
40 |
1 |
Шелест листьев |
20 |
0,15 |
Дыхание человека (на расстоянии 3 м.) |
10 |
0,02 |
Порог слышимости (при хорошем слухе) |
0 |
0 |
А.2 Оборудование для измерений
Записывающая аппаратура, используемая для измерений звукового давления, должна иметь верхнюю частоту не ниже 16 кГц. Микрофон должен быть всенаправленным.
А.3 Установка
А.3.1 Условия испытаний
Акустические измерения выполняют либо в лабораторных условиях (т.е. в малошумной среде), либо, что более предпочтительно, в реальном транспортном средстве со звукогенерирующими устройствами. Так как громкость звука зависит от среды, в которой его слышат, важно, чтобы сравнительные оценки различных источников звука основывались на измерениях, выполненных в близких условиях. Испытания должны быть выполнены в акустических условиях, адекватных исследуемому транспортному средству.
А.3.2 Расположение микрофона
В соответствии с ИСО 5128 шум в разных точках внутри транспортного средства может значительно отличаться. Основной целью является выбор точек измерений, которые наиболее точно отражают восприятие звука водителем.
Одна точка измерений должна располагаться на месте водителя. С развитием технологий стереофонической записи для измерений может быть применена испытательная установка "искусственная голова". При отсутствии точек измерений или методов, которые могут дать более точные результаты, должна быть использована точка измерения в соответствии с ИСО 5128:1980 (раздел 9).
А.3.3 Акустическая среда снаружи транспортного средства
Должны быть выполнены требования ИСО 5128 относительно акустической среды снаружи транспортного средства [см. ИСО 5128:1980 (разделы 6 и 7)].
А.4 Определение отношения "сигнал-шум" для заданной громкости маскирующего шума
При определении громкости маскирующего шума, обеспечивающей необходимое отношения "сигнал-шум", следует использовать следующую процедуру.
a) Рассчитать узкополосный спектр сигнала для определения его диапазона частот (например основного звука тонального сигнала).
b) Определить необходимый спектр громкости сигнала при его звучании в соответствии с [22]. Измерения выполняют при отсутствии фонового шума (т.е. в неподвижном транспортном средстве).
c) Определить спектр громкости заданного фонового шума в соответствии с [22]. Измерения фонового шума выполняют в заданных условиях эксплуатации (например, при установленных скорости, дорожном покрытии, акустической системе, положении окна и т.д.).
d) Определить необходимое отношение "сигнал-шум" для спектров громкости на исследуемой частоте.
А.4.1 Расчет минимальной громкости маскирующего шума
Порог слышимости по [22] на 6 дБ ниже уровня спектра громкости заданного фонового шума или равен произведению спектра громкости фонового шума на коэффициент 0,66.
Звуковой сигнал должен хотя бы на 10 дБ превышать маскирующий порог фонового шума [3]. При этом соответствующее отношение "сигнал-шум" для заданных спектров громкости должно быть равно 2.
Поскольку 2 х 0,66 = 1,3, то минимальное необходимое отношение "сигнал-шум" по отношению к порогу слышимости для заданного спектра громкости в требуемом диапазоне частот равно 1,3.
В приложении В приведена формула преобразования УЗД в дБ в значения громкости в сонах.
А.4.2 Пример определения громкости маскирующего шума
Пример приведен для сигнала предупреждения о лобовом столкновении во встроенных системах обеспечения безопасности транспортного средства.
a) Для вычисления отношения "сигнал-шум" заданных спектров громкости на исследуемой частоте необходимо определить основной компонент звукового сигнала. Узкополосный спектр такого сигнала [23] показан на рисунке А.1. Частота основного звука равна 1500 Гц.
b) Заданный спектр громкости этого сигнала показан на рисунке А.2. и на исследуемой частоте равна 6,0 сонов.
c) Громкость фонового шума (например, ветра со скоростью 130 км/час) показана на рисунке А.3 и на исследуемой частоте равна 1,2 сона.
d) Отношение "сигнал-шум" спектров громкости на частоте 1500 Гц равна 6,0/1,2 = 5,0. Это отношение больше минимального требуемого значения 1,3.
"Рисунок А.1 - Спектр сигнала опасности лобового столкновения"
"Рисунок А.2 - Спектр громкости сигнала опасности лобового столкновения"
"Рисунок A.3 - Спектр громкости маскирующего фонового шума"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.