Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2016 г. N 18-2/В-421
Департаментом государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 11-02-17/27577.
Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Согласно части 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).
Частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя сообщить в десятидневный срок о заключении с бывшим государственным служащим трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), поименованных в части 1 статьи 12 указанного Федерального закона, представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы гражданина в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29.
Вместе с тем, в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулирован порядок получения бывшим государственным служащим согласия комиссии, а также направления работодателем уведомления о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора в случае, если государственный орган, в котором он замещал должность, был упразднен.
В этой связи полагаем целесообразным учитывать следующее.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176 "О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений" федеральные органы исполнительной власти и федеральные учреждения могут быть ликвидированы с соблюдением требований статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно части 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В этой связи, по нашему мнению, в период работы ликвидационной комиссии государственного органа соответствующее уведомление работодателя о заключении с бывшим государственным служащим трудового или гражданско-правового договора, а также заявление государственного служащего о получении согласия комиссии на заключение такого договора надлежит представлять в установленном порядке в упраздняемый государственный орган.
После завершения работы ликвидационной комиссии государственного органа вышеназванные сведения следует направлять в государственный орган, который является правопреемником упраздненного государственного органа.
В случае, если функции упраздненного государственного органа распределены между нескольким правопреемникам (так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзор являются Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба), соответствующие сведения необходимо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности государственной службы.
Также необходимо учитывать следующее.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "б" и подпунктом "д" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821, поступившее в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ обращение гражданина - бывшего государственного служащего, а также уведомление работодателя, поступившее в соответствии с частью 4 указанной статьи, являются основаниями для заседания комиссии.
При этом комиссией оценивается наличие или отсутствие в должностных (служебных) обязанностях государственного служащего отдельных функций государственного (административного) управления в отношении организации, с которой заключается соответствующий договор.
В этой связи комиссией анализируются, в том числе должностные обязанности, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) должностной регламент является одним из существенных условий служебного контракта.
В соответствии с частью 8 указанной статьи один экземпляр служебного контракта передается государственному гражданскому служащему (далее - гражданский служащий), другой хранится в его личном деле.
Статьей 36 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что при расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных, органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" личные дела работников, в том числе государственных и муниципальных служащих относятся к типовым управленческим архивным документам, а срок их хранения составляет 75 лет.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) указанные личные дела включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
В этой связи при поступлении в государственный орган, являющийся правопреемником Росфиннадзора, соответствующего обращения гражданина - бывшего государственного служащего или уведомления работодателя необходимые материалы для анализа могут быть получены в соответствующем федеральном архиве.
Директор Департамента |
Д.В. Баснак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим. Речь идет о случаях, когда госорган, в котором гражданин ранее замещал должность, упразднен.
Так, указано, что в период работы ликвидационной комиссии госоргана соответствующее уведомление работодателя о заключении с бывшим госслужащим трудового или гражданско-правового договора, а также заявление госслужащего о получении согласия комиссии на заключение такого договора надлежит предоставлять в упраздняемый орган.
После завершения работы ликвидационной комиссии сведения требуется передавать в госорган, который является правопреемником.
Если правопреемников несколько, то следует учитывать, какие функции переданы каждому из них. Указанные сведения предоставляются госоргану, выполняющему функции, с реализацией которых были связаны должностные обязанности бывшего госслужащего.
Разъяснен порядок получения материалов для анализа обращения гражданина (уведомления работодателя).
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2016 г. N 18-2/В-421
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", сентябрь 2016 г., N 9