Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Методики для работы социального педагога
Опросник "Оценка негативных факторов семейной социализации"
(И.А. Коробейников)
Вопрос |
Балл |
1 |
2 |
Ребенок рожден вне брака |
3 |
Во время беременности матери была бытовая неустроенность |
1 |
Во время беременности матери материальное положение семьи было неудовлетворительным |
1 |
Были конфликты с мужем (единичные или постоянные) |
1 или 2 |
Муж бил жену во время беременности |
2 |
Мать во время беременности употребляла алкоголь |
3 |
Отец во время беременности жены злоупотреблял алкоголем |
2 |
Мать или отец не хотели иметь этого ребенка |
3 |
Другие родственники отрицательно относились к рождению ребенка |
2 |
Ребенок в младенчестве и раннем возрасте рос в неполной семье |
|
В это время материальное положение семьи было неудовлетворительным |
1 |
В этот период были конфликты с мужем (единичные или постоянные) |
1 или 2 |
Конфликты сопровождались физической агрессией |
2 |
Внешняя помощь и поддержка семьи отсутствовали |
1 |
В этот период были конфликты с другими близкими родственниками |
1 |
Ребенок в дошкольном возрасте рос в неполной семье |
3 |
В это время материальное положение семьи было неудовлетворительным |
1 |
В этот период были конфликты с мужем (единичные или постоянные) |
1 или 2 |
Конфликты сопровождались физической агрессией |
2 |
Внешняя помощь и поддержка семьи отсутствовали |
1 |
В этот период были конфликты с другими близкими родственниками |
1 |
Ребенка наказывали физически (эпизодически, часто) |
1 или 2 |
Имело место жестокое отношение к ребенку |
3 |
Родители не играли с ребенком |
2 |
Родители не готовили ребенка к школе |
2 |
Родители не были способны заметить отклонения в развитии ребенка |
1 |
Родители не обращались за помощью к специалистам |
1 |
Ребенок в младшем школьном возрасте рос в неполной семье |
3 |
В это время материальное положение семьи было неудовлетворительным |
1 |
В этот период были конфликты с мужем (единичные или постоянные) |
1 или 2 |
Конфликты сопровождались физической агрессией |
2 |
Внешняя помощь и поддержка семьи отсутствовали |
1 |
В этот период были конфликты с другими близкими родственниками |
1 |
Ребенка наказывали физически (эпизодически, часто) |
1 или 2 |
Имело место жестокое отношение к ребенку |
3 |
Ребенку не оказывалась регулярная помощь в учебе |
2 |
Родители не проявляли интереса к школьной жизни ребенка |
1 |
Родители не организовывали досуг ребенка |
1 |
Родители наказывали ребенка за школьные неудачи или, наоборот, не обращали на них внимания |
1 |
Сумма баллов
Если сумма баллов превышает 20, ребенка можно отнести к группе выраженного риска психосоциальной дезадаптации средового происхождения.
Этот риск усиливается еще в большей мере, если по следующим параметрам в сумме набирается менее шести баллов.
1. Образование матери: неполное среднее (-1), неполное среднее и ПТУ (или курсы) (+1), среднее (+2), среднее специальное (+3), высшее (+4).
2. Образование отца: неполное среднее (-1), неполное среднее и ПТУ (или курсы) (+1), среднее (+2), среднее специальное (+3), высшее (+4).
3. Профессиональная квалификация отца: отсутствие профессии (-1), низкая (+1), средняя (+2), высокая (+3).
4. Профессиональная квалификация матери: отсутствие профессии (-1), низкая (+1), средняя (+2), высокая (+3).
ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ
(школьный возраст, дети, воспитывающиеся в семье)*
(Е.Л. Инденбаум)
Уровень бытовых навыков. Условный балл ______ (от 1 до 10).
В младшем школьном возрасте:
1-2 балла - совершенно несамостоятелен, все делает только с помощью и под контролем родителей;
3-4 балла - самостоятельно справляется с элементарными бытовыми навыками (гигиена, еда, одевание и раздевание, ориентируется в своем дворе, школьном здании);
5-6 баллов - ориентируется в своем микрорайоне, следит за своим видом, одевается по погоде, может сходить в магазин;
7-8 баллов - остается один дома, соблюдает порядок, правила безопасности, понимает деньги;
9-10 баллов - понимает время по часам, может самостоятельно его организовывать, умеет пользоваться бытовыми электроприборами.
В подростковом возрасте:
9-10 баллов - ориентируется в городе, ориентируется в ценах, следит за своей одеждой, одевается соответственно ситуации, может приготовить еду, помогает в домашних делах.
Социально-бытовая ориентировка. Условный балл _____ (от 1 до 10).
1-2 - не знает частей тела, адреса, членов семьи, дней недели, элементарных правил поведения, что растет в огороде, как называются продукты питания, зачем нужны конкретные домашние животные и т.п.
3-4 - знает кое-что из вышеперечисленного, на улице различает тротуар и проезжую часть, понимает светофор, остановку, соблюдает элементарные правила поведения (поздороваться, попрощаться, сказать "спасибо" и "пожалуйста").
5-6 - знает многое из вышеперечисленного, понимает месяцы, числа, дни недели, знает профессии, некоторые знаки (например, красный крест, "кирпич", "дети"), соблюдает более сложные правила поведения (улыбнуться при встрече, спросить, можно ли войти, что-то взять, выйти из-за стола, спросить, как здоровье, обращаться на "Вы" и по имени отчеству), начинает осознавать, что происходит вокруг, прислушиваться к разговорам, обращенным не к нему и понимать их смысл, отличает "опасных" людей - пьяных, наркоманов, бомжей.
7-8 - знает назначение социальных учреждений (почта, вокзал, больница, поликлиника, библиотека, дом культуры, кафе и т.п.), адекватно ведет себя, заходя в них, может посещать увеселительные мероприятия (детский парк, кинотеатр, театр, цирк, ведет себя там правильно), хорошо ориентируется в бытовых вопросах (знает, что надо для стирки, уборки, приготовления пищи), отличает сорняки от посевов, знает, как ухаживать за домашними животными, понимает время на часах, ориентируется в профессиях и своих возможностях, хорошо осознает, что происходит вокруг него, наличие реальной опасности, понимает, с каким человеком имеет дело, в определенной мере понимает информацию из СМИ, может справиться с неожиданной ситуацией, знает о вреде курения, алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, откуда берутся дети.
9-10 - социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого, дееспособного человека.
Взаимодействие со сверстниками. Условный балл _____ (от 1 до 10).
Оценки 1-2 означают практическую несформированность общения - неадекватен при попытках общения.
3-4 - общение быстро разрушается из-за агрессивного поведения.
5-6 -в общении чрезмерно зависим, идет, куда позовут, не понимает ситуации, нет избирательности в контактах, нет постоянных друзей, только случайные контакты.
7-8 - общается, но не умеет вести себя в гостях и в качестве хозяина, конфликтует, не может "поставить себя" среди других сверстников, чтобы не обижали.
9-10 - имеет достаточно постоянных друзей своего возраста, ходит к ним в дом и они приходят к нему, редко конфликтует с ними, умеет "поставить себя", есть избирательность в контактах.
Взаимодействие с взрослыми (учителями). Условный балл ____ (от 1 до 10).
1-2 - может проявлять вербальную (или даже физическую) агрессию, плохо вступает в контакт, ведет себя неадекватно учебной ситуации.
3-4 - не соблюдает дистанции, не принимает ситуацию как учебную, чрезмерно эмоционален, неусидчив, плохая саморегуляция поведения, нуждается в постоянном контроле.
5-6 - общается в целом адекватно, но может дать аффективную вспышку или "завредничать", не соблюдает полностью правила вежливости при приходе и уходе учителя, поведение зависит от отношения к конкретному учителю.
7-8 - воспринимает учителя как эталон, вежлив и предупредителен, встречает учителя при его приходе, говорит "спасибо" при прощании.
9-10 - относится к любимому учителю как к авторитетному человеку, проявляет истинное уважение - разговаривает уважительно, поздравляет с праздниками, спрашивает совета, прислушивается к его мнению, ссылается на него и т.п.
Умение вести себя в здании школы и на групповых мероприятиях. Условный балл ___ (от 1 до 10).
1-2 - нуждается в постоянном контроле взрослого, но и при его наличии допускает неадекватные выходки.
3-4 - неадекватного поведения нет, но нуждается в постоянном контроле из-за недостатков саморегуляции.
5-6 - поведение зависит от настроения, складывающейся ситуации и степени "интересности", в некоторых случаях может быть вполне упорядоченным, в некоторых - "растормаживается".
7-8 - поведение в школе в целом соответствует требованиям, но отдельные замечания приходится делать каждый раз.
9-10 - поведение практически без замечаний.
Усвоение учебного материала: усваивает соответствующую учебную программу, усваивает частично, не усваивает. Условный балл ____ (от 1 до 10).
Отношение к учебе. Условный балл ____ (от 1 до 10).
1-2 - полное нежелание ходить в школу и учиться, негативистическое поведение.
3-4 - отрицательное отношение к школе, преподавателю и учению, делает задания только из страха наказания.
5-6 - отношение равнодушное, воспринимает учебу как необходимость, которой нельзя избежать.
7-8 - отношение скорее позитивное, но неравномерное (одно делает, другое - не хочет).
9-10 - отношение позитивное, причем именно к содержанию учебного процесса.
Трудовые умения и навыки. Условный балл ____ (от 1 до 10).
1-2 - почти ничего не умеет делать, даже под контролем взрослого не получается.
3-4 - может выполнять только элементарные трудовые операции: убрать вещи, полить цветы, вытереть доску, при необходимости что-то вырезать, наклеить и т.п., все делает кое-как, с помощью.
5-6 - может работать с ножницами, клеем, складывать ровно бумагу, раскатать тесто, вдеть нитку в иголку, завязать узелок, чисто вымыть столовую посуду, подмести комнату и двор, накрыть на стол, полоть грядку, гладить белье.
7-8 - может пришить пуговицу, подшить оторванный край, собрать что-то из отдельных комплектующих, забить гвоздь, вымыть пол, кухонную посуду, вскопать грядку, постирать, погладить одежду, приготовить еду,
9-10 - трудовые навыки на уровне взрослого человека.
Отношение к труду. Условный балл ____ (от 1 до 10).
1-2 - нежелание ребенка трудиться, отвращение к домашним обязанностям, деструктивное реагирование на призывы выполнить какую-либо работу, крайняя леность при любых просьбах помочь.
3-4 - прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности "улизнуть" от выполнения задания, не получает удовольствия от процесса труда, делает все кое-как.
5-6 - отношение к труду зависит от настроения, при его наличии может что-то сделать хорошо.
7-8 - отношение к труду и помощи по дому в целом позитивное, но есть вещи, которые никак не хочет делать.
9-10 - любит трудиться и испытывает радость от процесса труда, проявляет инициативу, сам ищет, что бы сделать.
Социальная приспособленность. Условный балл ____ (от 1 до 10).
1-2- совершенно не приспособлен, нуждается в постоянном контроле, но и при его наличии ведет себя недостаточно адекватно.
3-4 - приспособление недостаточно, "ненормальность" бросается в глаза, вызывая соответствующую реакцию окружающих.
5-6 - относительно приспосабливается к ситуации - т.е. может поговорить с людьми, соблюдать очередь, при необходимости уступить, поведение упорядочено, "ненормальность" в глаза не бросается, но в то же время выглядит "невоспитанным", поскольку может вести себя не в соответствии с социальными нормами.
7-8 - хорошо приспосабливается к ситуации - вовремя помогает, говорит и молчит, когда надо, чувствует настроение окружающих, отслеживает их поведение и подражает ему (например, на ритуальных событиях), может играть в командные и настольные игры, танцевать на дискотеке, что-то рассказать в компании, пошутить, в определенной мере понимает юмор.
9-10 - социальная приспособленность взрослого человека - строит поведение так, чтобы получить нужный результат.
ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ
(школьный возраст, дети-сироты)*
(Е.Л. Инденбаум, М.Ю. Вандышева)
1. Уровень бытовых навыков. Условный балл ____ (от 1 до 10).
В младшем школьном возрасте:
1-2 балла - совершенно несамостоятелен, все делает только с помощью и под контролем педагога;
3-4 балла - владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками, но умывается, переодевается, причесывается только под контролем воспитателя, не умеет застилать постель, во время еды неправильно держит ложку, ест неаккуратно (крошит хлеб, проливает суп на себя и на стол, не вытирает рот), выбирая одежду, недостаточно учитывает ее назначение (выходная или повседневная), не отслеживает ее состояние (мятая, без пуговиц и т.п.), не убирает на место, не следит за чистотой обуви и т.п. Во время дежурства неаккуратно вытирает стол, подметая, оставляет мусор;
5-6 баллов - необходимо напоминать о выполнении санитарно-гигиенических требований (умыться, почистить зубы, причесаться и т.п.), но после напоминания справляется самостоятельно, постель застилает неаккуратно, во время еды недостаточно опрятен, недостаточно следит за своим внешним видом (одежда не подобрана по цветовой гамме, назначению, недостаточно опрятна - не обращает внимания на пятна и т.п.), лучше справляется с обязанностями дежурного, однако требует контроля;
7-8 баллов - санитарно-гигиенические навыки сформированы, владеет всеми необходимыми умениями дежурного (подмести, вытереть пыль, стереть со стола, полить цветы), но затрудняется в самостоятельном планировании последовательности выполняемых действий, самостоятельно обращается с просьбой о замене грязной одежды, следит за чистотой обуви, внешний вид преимущественно опрятный;
9-10 баллов - исключительно опрятный внешний вид, без напоминаний качественно выполняет обязанности дежурного.
Для подростков:
1-2 балла - владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками, но умывается, переодевается, причесывается только под контролем воспитателя, кое-как застилает постель, нелепо одевается, выглядит крайне неопрятным, с обязанностями дежурного не справляется;
3-4 балла - недостаточно аккуратен в одежде, прическе, самостоятельно не посещает комнату личной гигиены, не умеет хорошо стереть пыль, подмести пол, полить цветы, без напоминания убрать за собой одежду, личные вещи, в тумбочке беспорядок, самостоятельно не стирает нижнее белье, носки. Слабо усваивают программу СБО. Не овладевают элементарными навыками ремонта одежды (пришить пуговицу, заштопать и т.п.);
5-6 баллов - санитарно-гигиенические навыки сформированы, владеет всеми необходимыми умениями дежурного (подмести, вытереть пыль, вытереть со стола, полить цветы), но затрудняется в самостоятельном планировании последовательности выполняемых действий, самостоятельно обращается с просьбой о замене грязной одежды, следит за чистотой обуви, носков, нижнего белья, внешний вид в целом опрятный, но может надевать вещи, не соответствующие ситуации. Усвоение программы СБО неравномерное.
7-8 баллов - бытовые навыки сформированы: опрятен, самостоятельно справляется с бытовыми поручениями, может правильно планировать последовательность бытовых действий.
9-10 баллов - очень хорошие бытовые навыки, овладел разнообразными умениями, превышающими требования.
2. Социально-бытовая ориентировка. Условный балл ______ (от 1 до 10).
1-2 - не знает частей тела, что растет в огороде, как называются продукты питания, зачем нужны конкретные домашние животные и т.п., а также элементарных правил поведения и безопасности.
3-4 - знает кое-что из вышеперечисленного, адрес, названия дней недели, на улице различает тротуар и проезжую часть, понимает светофор, остановку, соблюдает элементарные правила поведения (поздороваться, попрощаться, сказать "спасибо" и "пожалуйста"), понимает, что надо обо всем предупреждать воспитателя. Самостоятельно оценить ситуацию (уместности вопроса, своего присутствия и т.п.) не может, не всегда правильно ведет себя в общественных местах. Не осознает угрозы своему здоровью (может ходить с мокрыми ногами, одеваться не по погоде и т.д.).
5-6 - знает многое из вышеперечисленного, понимает месяцы, числа, некоторые дорожные знаки, понимает, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми взрослыми, соблюдает более сложные правила поведения (спросить, можно ли войти, что-то взять, выйти из-за стола, обращаться на "Вы" и по имени отчеству, но иногда недостаточно ориентируется в ситуации, например, некстати обращается с вопросом). Начинает прислушиваться к разговорам, обращенным не к нему и понимать их смысл, адекватно ведет себя в общественных местах. Приобретает некоторые полезные навыки и привычки.
7-8 - знает назначение различных учреждений (почта, вокзал, больница, поликлиника, библиотека и т.п.), хорошо ориентируется в бытовых вопросах (знает, что надо для стирки, уборки/приготовления пищи), отличает сорняки от посевов, знает, как ухаживать за домашними животными, понимает время на часах, отличает "опасных" людей - пьяных, наркоманов, бомжей, в определенной мере понимает информацию из СМИ, может справиться с неожиданной ситуацией, знает о вреде вредных привычек.
9-10 - ориентируется в профессиях и своих возможностях, наличии реальной опасности здоровью и жизни, понимает, как передаются болезни, понимает, с каким человеком имеет дело, соблюдает правила ЗОЖ, социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого, дееспособного человека.
3. Взаимодействие со сверстниками. Условный балл _________ (от 1 до 10).
1-2 - общение быстро разрушается из-за агрессивного поведения.
3-4 - постоянно конфликтует со сверстниками или устойчиво пытается избегать общения.
5-6 - общение преимущественно ситуативно, стабильно предпочитаемых сверстников не имеет, ярко проявляются конкурентные отношения.
7-8 - не провоцирует ссоры, идет на уступки, появляются стабильно предпочитаемые сверстники.
9-10 - имеет постоянных друзей своего возраста, понимает правила дружбы, умеет "поставить себя", есть избирательность в контактах.
4. Взаимодействие с взрослыми (учителями). Условный балл _______ (от 1 до 10).
1-2 - не соблюдает дистанции при взаимодействии с любым взрослым.
3-4 - соблюдает правила поведения избирательно, только с эмоционально предпочитаемыми или наиболее авторитетными взрослыми, при отсутствии этого способен на откровенную грубость.
5-6 - общается в целом адекватно, но может дать аффективную вспышку или "завредничать". Откровенной грубости не допускает.
7-8 - соблюдает правила взаимодействия с учителями.
9-10 - общается со всеми взрослыми вежливо, при этом обнаруживает эмоциональную избирательность - относится к любимому учителю как к наиболее авторитетному человеку.
5. Умение вести себя в здании школы и на групповых мероприятиях. Условный балл _______ (от 1 до 10).
1-2 - нуждается в постоянном контроле взрослого, но и при его наличии допускает неадекватные выходки.
3-4 - неадекватного поведения нет, но нуждается в постоянном контроле из-за недостатков саморегуляции.
5-6 - поведение зависит от настроения, складывающейся ситуации и степени "интересности", в некоторых случаях может быть вполне упорядоченным, в некоторых - "растормаживается".
7-8 - поведение в школе в целом соответствует требованиям, но отдельные замечания приходится делать каждый раз.
9-10 - поведение практически без замечаний.
6. Усвоение учебного материала. Условный балл _______ (от 1 до 10).
7. Отношение к учебе. Условный балл _____ (от 1 до 10).
1-2 - полное нежелание ходить в школу и учиться, негативистическое поведение.
3-4 - отрицательное отношение к школе, преподавателям и учению, но открыто этого не проявляет.
5-6 - отношение равнодушное, воспринимает учебу как необходимость.
7-8 - отношение скорее позитивное, но неравномерное (есть предпочитаемые предметы).
9-10 - отношение позитивное, причем к большинству предметов.
8. Трудовые умения и навыки. Условный балл _______ (от 1 до 10).
1-3 - с программой по ручному труду не справляется.
3-4 - с программой по труду справляется удовлетворительно.
5-6 - программу по труду усваивает неравномерно.
7-8 - программу по труду усваивает хорошо.
9-10 - трудовые навыки позволяют получить профессиональный разряд.
9. Отношение к труду. Условный балл _______ (от 1 до 10).
1-2 - нежелание ребенка трудиться, крайняя леность при любых просьбах.
3-4 - прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности "улизнуть" от выполнения задания, не получает удовольствия от процесса труда, делает все кое-как.
5-6 - отношение к труду зависит от настроения, при его наличии может что-то сделать хорошо.
7-8 - отношение к труду в целом позитивное, но есть вещи, которые никак не хочет делать.
9-10 - любит трудиться и испытывает радость от процесса труда, проявляет инициативу, сам ищет, что бы сделать.
10. Речевая коммуникация. Условный балл _______ (от 1 до 10).
1-2 - мало пользуется речью как средством общения.
3-4 - владеет определенным набором речевых оборотов, принятых при коммуникации, в нерегламентированной ситуации практически не может выразить свою мысль.
5-6 - выражает мысль недостаточно связно, высказывание не всегда грамматически правильное, большое количество стереотипных слов.
7-8 - в коммуникативной ситуации возможен монолог, однако он имеет недостатки с точки зрения литературного оформления речи.
9-10 - возможности речевой коммуникации сформированы полностью (в любой ситуации может грамматически правильно и лексически полноценно выразить свою мысль).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.