Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Документация ПМПК
2.1. Перечень документов, необходимых для работы ПМПК
N |
Документ |
Обоснование разработки |
1. |
Направление ребенка территориальной комиссией на центральную комиссию (при наличии) |
Положение о ПМПК, п. 11 "б" |
2. |
Заявление родителей (законных представителей), включающее согласие на предварительное обследование ребенка в ППк ОО или у независимых экспертов, предполагающее использование методик психолого-медико-педагогического обследования, а также получение ПМПК требующейся информации из других источников |
|
3. |
Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии). Родителем (законным представителем) предоставляется документ, удостоверяющий его личность, а также документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка |
|
4. |
Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) |
Положение о ПМПК, п. 15 "в" |
5. |
Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации); заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (при наличии) |
Положение о ПМПК, п. 15 "е" |
6. |
Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией |
Положение о ПМПК, п. 15 "ж" |
7. |
Письменные работы обучающегося по русскому (родному) языку, математике за текущий учебный год |
Положение о ПМПК, п. 15 "з" |
8. |
Результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, поделки и т.п.) |
Положение о ПМПК, п. 15 "з" |
9. |
Результаты предыдущих обследований ребенка (заключения) |
|
10. |
Запрос у соответствующих органов и организаций дополнительной информации о ребенке |
Положение о ПМПК, п. 15 |
11. |
Журнал записи детей на обследование |
Положение о ПМПК, п. 16 "а" |
12. |
Журнал учета детей, прошедших обследование |
Положение о ПМПК, п. 16 "б" |
13. |
Карта ребенка, прошедшего обследование |
Положение о ПМПК, п. 16 "в" |
14. |
Протокол обследования ребенка |
Положение о ПМПК, п. 6 "г" |
15. |
Заключение комиссии |
|
16. |
Согласие на обработку персональных данных родителя (законного представителя) |
ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) |
17. |
Согласие на обработку персональных данных ребенка |
|
18. |
Соглашение о неразглашении |
|
По-видимому, в графе 3 пункта 14 таблицы допущена опечатка. Имеется в виду "п. 16 "г""
2.2. Направление территориальной ПМПК в центральную ПМПК
Территориальная ПМПК оформляет Направление в случаях, когда вопрос об определении специальных условий обучения ребенка не может быть решен специалистами территориальной ПМПК.
Направление заполняется руководителем территориальной ПМПК.
В Направлении указываются:
- официальное наименование территориальной ПМПК, адрес местонахождения, контактный телефон;
- фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка, направляемого на обследование;
- адрес регистрации по месту жительства (фактического проживания) ребенка;
- причина направления на обследование в центральную ПМПК;
- перечень документов, выданных территориальной ПМПК родителю (законному представителю) на руки;
- дата оформления Направления.
На бланке Направления предусмотрено место для подписи родителя (законного представителя) ребенка в том, что территориальной ПМПК ему выданы документы для передачи в центральную ПМПК.
Бланки Направлений имеют сквозную нумерацию.
Оригинал Направления выдается родителю (законному представителю) на руки, копия хранится в Карте ребенка.
Все записи в Направлении ведутся четко и разборчиво, в том числе машинописно. Не допускаются зачеркивания и исправления.
НАПРАВЛЕНИЕ N _____ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ ПМПК
_________________________________________________________________________
официальное наименование территориальной ПМПК
_________________________________________________________________________
адрес местонахождения, контактный телефон
направляет ______________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка
"____" ______________ ________ года рождения, проживающего ______________
_________________________________________________________________________
адрес регистрации по месту жительства (или фактического проживания)
на обследование в центральную ПМПК в связи с ____________________________
_________________________________________________________________________
указываются причины направления ребенка на ЦПМПК
Приложение:
_________________________________________________________________________
перечень документов, выданных родителю (законному представителю)
на руки для предъявления в ЦПМПК
_________________________________________________________________________
подпись родителя (законного представителя) ребенка
"____" _________________________ 201_ г.
дата оформления Направления
_________________________________/________________________________
подпись руководителя территориальной ПМПК с расшифровкой
М.П.
2.3. Заявление родителя (законного представителя) ребенка
Руководителю
_____________________________________________
_____________________________________________
официальное наименование ПМПК
от __________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
полностью
____________________________________________
документ, удостоверяющий личность
____________________________________________
выдан
регистрация по адресу: ______________________
_____________________________________________
тел.: _______________________________________
e-mail ______________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу провести комплексное психолого-медико-педагогическое
обследование ребенка ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка полностью, дата рождения
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
регистрация по месту жительства (фактического проживания) ребенка
при необходимости включающее предварительное обследование у специалистов соответствующего профиля в Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи или у независимых экспертов, а также запрос сведений из других организаций (медицинских, осуществляющих социальное обслуживание, профилактику общественно опасного поведения и т.п.).
Ознакомлен с тем, что при предварительном обследовании и в работе ПМПК применяются методики комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
Прошу предоставить мне копию заключения ПМПК и особых мнений специалистов (при их наличии).
"____" _________________________ 201__ г.
дата оформления направления
_________________________________/________________________________
подпись законного представителя с расшифровкой
2.5.* Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации); заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (при наличии)
Выписка оформляется на официальном бланке медицинской организации (в случае отсутствия у медицинской организации официального бланка необходимо наличие на листе Выписки штампа медицинской организации).
Выписка заполняется лечащим врачам или заведующим отделением; заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации.
При оформлении Выписки в медицинской организации, оказывающей психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией.
В Выписке указываются:
- официальное наименование медицинской организации, адрес местонахождения, контактный телефон;
- номер Выписки;
- фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка;
- адрес регистрации по месту жительства;
- наименование образовательной организации, где обучается/воспитывается ребенок;
- фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя);
- подробная выписка из истории развития ребенка (по следующей схеме):
- наследственность (наличие среди родственников наследственных заболеваний и синдромов);
- беременность и роды (патология в родах: затяжные, стремительные, стимуляция и др.);
- развитие ребенка в период новорожденности и раннего возраста (наличие неврологических симптомов, прибавка в массе тела, частота и тяжесть различных заболеваний);
- анамнез первых лет жизни ребенка (темпы психомоторного развития и др.);
- информация о перенесенных заболеваниях;
- оценка актуального соматического состояния ребенка;
- заключения профильных врачей-специалистов с указанием основного диагноза (шифр МКБ или полный диагноз указывается с письменного согласия родителей [законных представителей]).
Каждая подпись заверяется личной печатью врача-специалиста. В Выписке указывается дата ее оформления. Выписка заверяется подписью главного врача (уполномоченного лица). Оригинал Выписки предоставляется родителями (законными представителями) ребенка на Комиссию и хранится в Карте ребенка.
2.6. Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией
Общие сведения:
- фамилия, имя, отчество ребенка;
- дата рождения ребенка;
- адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира, пр.);
- адрес фактического проживания;
- сведения о родителях (законных представителях);
- с кем проживает ребенок;
- контактная информация семьи.
История обучения ребенка до обращения на ПМПК:
- обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию;
- оставался ли на второй год, в каких классах (для детей школьного возраста);
- причины перевода из другой образовательной организации (в случаях, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации).
Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации:
- класс/группа;
- программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная;
- форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.);
- возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;
- особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;
- отношение к учебной (в ДОО - к детской продуктивной, игровой, познавательной) деятельности;
- отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее;
- сформированность учебных (для дошкольника - коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др.) навыков;
- как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (для дошкольника - принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности - наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т.п.);
- характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);
- развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли);
- для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) и какую динамику дал в процессе обучения (почти никакой, очень слабую, недостаточную, достаточную).
Ниже предлагаются образцы формулировок, которые могут использоваться школьными педагогами при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника.
Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности
Математика. Указать, пришел в школу, зная порядковый счет в пределах..., умея пересчитывать предметы (в пределах...), зная цифры. Как быстро их усвоил. Мог ли сравнить количества (больше, меньше, столько же). Легко ли научился обозначать количество цифрой? Легко ли научился понимать математические знаки (+, -, =, >, <). Понимал ли слова, обозначающие пространственные направления и отношения (верх, низ, право, лево, над, под, меньше). Научился ли ориентироваться в пространстве? Понимает ли смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления). Понимает ли смысл арифметических задач? Может ли записать их решение?
Чтение. Указать, пришел в школу, зная буквы, умея сливать их в слоги, умея читать. Чему научился? Какие ошибки в чтении (выбрать нужное): не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла).
Читает, но допускает следующие ошибки: пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах.
Читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного.
Письмо. Пишет правой или левой рукой. Указать, пришел в школу, умея писать печатными буквами (только свое имя, отдельные слова с большим количеством ошибок, количество ошибок зависело от сложности слова).
При усвоении письма наблюдались трудности (выбрать нужное): в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо.
Другие предметы (обязательно указать, справляется ли ребенок с заданиями на уроках рисования, труда; охарактеризовать уровень моторного развития на уроках физкультуры).
В чем вероятная причина недостатков в обучении:
- нет понимания материала;
- понимание есть, но резко нарушено внимание;
- понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может;
- понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.
Характеристика обучаемости
Должно быть указание на то, какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать. Насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).
Конкретизировать информацию о соблюдении учебной дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок:
- Нарушений учебной дисциплины практически нет.
- Нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.
- Нарушает учебную дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т.п.).
- Не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен.
- Специально мешает другим детям.
Для учеников подросткового возраста в характеристике указывается, с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по большинству [всем] предметам, по отдельным предметам - указать каким, недостатки усвоения учебного материала предположительно связывались с плохим посещением занятий).
Рекомендуется приводить сведения о формальной успеваемости по основным предметам, обратить особое внимание на описание частоты и характера конфликтов с соучениками, педагогами, поведения в конфликте, проявлений переживаний по поводу конфликтов. Перечислить основные проступки, вызывавшие тревогу у педагогов. Указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста). Охарактеризовать интересы, увлечения.
Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т.п.).
В завершение характеристики оцениваются:
- уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в классе/группе);
- общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом);
- взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
- какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.);
- особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания);
- отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.),
В характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.
Следует указать цель составления документа, дату его оформления; характеристика заверяется подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица).
Оригинал характеристики предоставляется родителями (законными представителями ребенка) на Комиссию и хранится в Карте ребенка.
2.7. Письменные работы (тетради) обучающегося за текущий учебный год
Предъявление на ПМПК письменных работ обучающегося по русскому (родному) языку, математике за текущий учебный год (предпочтительно за текущую четверть [полугодие]) позволяет команде специалистов провести детализированное изучение результатов учебной деятельности ребенка.
Целесообразно предоставление на ПМПК рабочих тетрадей по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений), что позволит:
- отметить особенности почерка;
- оценить состояние письма и письменной речи;
- отметить характер дисграфических и орфографических ошибок;
- определить недостатки работоспособности ребенка;
- выделить трудности усвоения учебного материала;
- оценить потребность в контроле со стороны (путем сопоставления классных и домашних работ);
- предположить отклонения в эмоциональной сфере (обводки букв, очень сильный или слабый нажим, стирания и пр.).
2.8. Результаты самостоятельной продуктивной деятельности (рисунки, поделки и т.п.) детей дошкольного возраста
Представление поделок, рисунков ребенка дошкольного возраста позволит специалистам:
- установить позитивный контакт с ребенком;
- оценить уровень развития мелкой моторики, сформированности графомоторных навыков;
- оценить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия;
- оценить уровень развития мышления; оценить уровень развития воображения;
- организовать беседу на представленном материале, являющимся для ребенка значимым;
- косвенно оценить взаимодействие ребенка с членами семьи и сверстниками. Целесообразно предоставление на ПМПК нескольких творческих работ ребенка,
позволяющих составить более полное представление о его интересах.
2.9. Заключения специалистов образовательной организации (консилиума образовательной организации)
Родители (законные представители) имеют право обратиться на ПМПК, минуя образовательную организацию. Вместе с тем в целях получения наиболее достоверной и комплексной информации, характеризующей особые образовательные потребности обучающегося, целесообразно предоставление на ПМПК заключения консилиума образовательной организации, которое может передаваться по закрытому каналу информации. Выдача на руки родителям (законным представителям) недопустима из-за возможной неправильной трактовки профессиональных формулировок.
При этом родители (законные представители) должны дать осведомленное и добровольное согласие на обследование ребенка в образовательной организации с применением методик психолого-педагогической диагностики и быть проинформированы о том, что заключения будут представлены в ПМПК лично специалистами. Родитель (законный представитель) имеет право присутствовать при обследовании. В этом случае специалист обязан в доступной для родителя форме с соблюдением этических норм прокомментировать результаты и ответить на возможные вопросы.
Заключения (представления) специалистов, являющихся членами консилиума образовательной организации, предоставляются на листах со штампом образовательной организации.
Подписи специалистов и председателя консилиума (руководителя консилиума) (с расшифровкой) заверяются печатью образовательной организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование образовательной организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе образовательной организации.
В заключении (представлении) педагога-психолога указываются: фамилия, имя, отчество ребенка; его возраст, дата и время проведения обследования (с ___ до ___), а также присутствие на обследовании третьего лица. Обязательно должны быть перечислены все использованные методики (с указанием их общепринятых названий или же авторов).
Текст патопсихологического заключения пишется в свободной форме. Заключение должно отражать особенности аффективно-личностной сферы (контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности - как ребенок реагирует на успех и неудачу, если обследовался ребенок школьного возраста - критика к наличию проблем и трудностей, а также к успехам и затруднениям во время обследования). Целесообразно указать, какие приемы способствуют улучшению контакта или повышению продуктивности, а также отметить особенности эмоционального реагирования (преобладающий фон настроения, специфические симптомы, отмечаемые во время обследования - например, не смотрит в глаза, грызет ногти или совершает другие стереотипные действия, отмечается игра вазомоторов и т.п.). Важно отметить, какие мотивы обладают наибольшей побудительной силой (подчинение взрослому, игровой, соревновательный и т.п.), проявляет ли ребенок способность к волевому усилию или же продуктивно занимается только в случае эмоциональной привлекательности задания, а также его отношение к прерванному действию и фрустрирующим ситуациям, в каких случаях отмечается эмоциональная дезорганизация деятельности, а также, какая мотивационная стратегия - достижения успеха или избегания неудачи - доминирует. Заключение следует иллюстрировать подобную информацию конкретными примерами. Хотя состояние эмоциональной сферы и не является основным определяющим для установления варианта АООП, подобная информация чрезвычайно важна для специалистов ПМПК, которые могут сопоставить поведение ребенка в разной обстановке.
Описание динамической стороны психической деятельности включает характеристику темпа, работоспособности (конкретных проявлений истощаемости, длительности периодов сосредоточенной работы), внешних проявлений утомления и способности ребенка его преодолевать, а также симптоматики, свидетельствующей об инертности психических процессов или же их высокой подвижности.
Описание интеллектуально-мнестической деятельности содержит характеристики:
- понимания инструкций;
- ориентировки в заданиях разного уровня сложности;
- удержания цели;
- целенаправленности и осмысленности производимых действий;
- признаков повышенной конкретности мышления либо искажения процессов обобщения, способности к вербализации своих рассуждений, а также обучаемости (характера и количества помощи [обучающих уроков] при формировании нового для ребенка действия, а также способности к переносу усвоенного действия на сходное задание).
Если педагог-психолог использовал стандартизованную оценку интеллекта, описание результата теста дается в этом разделе, также как и некоторых общепринятых в интерпретации результатов (например, кривой запоминания 10 слов, времени, затрачиваемого на отыскивание чисел в таблицах Шульте, и т.п.). В этом же разделе могут содержаться указания на отмечаемые неспецифические дисфункции, затрудняющие процесс обучения (нарушения зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки и т.п.).
Диагностический вывод должен характеризовать степень отставания от возрастной нормы, а также отражать мнение педагога-психолога о варианте нарушенного развития (возможные подходы к интерпретации результатов обследования и варианты подобных формулировок приведены в некоторых методических руководствах, а также научных публикациях, например, Дефектология, 2012, N 3, с. 3; принципы диагностики - Дефектология, 2015, N 6, с. 3).
Формулировка диагностического вывода должна быть понятна специалистам ПМПК и оказывать помощь в определении варианта АООП и особых условий. Педагог-психолог при желании может написать рекомендации, которые он считает нужным включить в рекомендации ПМПК, однако решение об их целесообразности принимается Комиссией. Педагог-психолог ПМПК и комиссия в целом могут не разделять мнение коллеги, однако представленное заключение должно быть включено в общий пакет собранных документов и при возникновении конфликтной ситуации (несогласия родителей с выводом) передано в центральную ПМПК.
Заключение учителя-логопеда также содержит информацию о фамилии, имени, отчестве ребенка, возрасте, дате проведения обследования, а также указание автора использованного методического комплекса.
В заключении характеризуется состояние просодической и темпоритмической сторон речи, звукопроизношения, слоговой структуры слова (в соотнесении с возможностью повторения ритма), фонематических процессов, активного и пассивного словаря, словообразования и словоизменения, связного высказывания, возможности поддержания диалога. Отмечается наличие эхолалий, неологизмов, других речевых феноменов. Оценивается готовность или степень овладения письменной речью. В случае сформированности навыка письма анализируется характер допускаемых ошибок.
Речевое заключение обязательно должно содержать указание на первичность или вторичность (в т.ч. коморбидность) речевой патологии. Учитель-логопед обращает внимание на состояние неречевых процессов, в том числе мышления и обучаемости.
К формулировкам логопедического диагноза требования те же, что и для патопсихологического заключения.
При наличии в образовательной организации консилиума, организовавшего обсуждение результатов предварительной диагностики (в этом случае может добавиться и заключение учителя-дефектолога), формулируется общий вывод - предположение о наличии у ребенка ограниченных возможностей здоровья, связанных с ними особых образовательных потребностей и необходимости создания специальных условий и обучения по адаптированной образовательной программе.
2.10. Запрос у соответствующих органов и организаций дополнительной информации о ребенке
Запрос у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведений, необходимых для осуществления своей деятельности (далее - Запрос), оформляется на официальном бланке ПМПК.
В Запросе указываются:
- полное наименование и адрес органа исполнительной власти, правоохранительного органа, организации или гражданина, которые являются адресатом Запроса;
- полное наименование и адрес ПМПК, направляющей Запрос;
- документ, из которого или событие (действие, состояние), о котором требуется предоставление сведений;
- общая информация о ребенке:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка;
- число, месяц, год и место рождения;
- адрес регистрации по месту жительства (фактического проживания).
Бланки Запросов имеют сквозную нумерацию.
Оригинал Запроса отправляется в адрес соответствующего органа или организации по почте. В некоторых случаях по решению руководителя ПМПК Запрос может быть выдан родителю (законному представителю) ребенка на руки для его обращения в соответствующие органы или организации. В этом случае родитель (законный представитель) должен расписаться на копии Запроса в получении оригинала Запроса.
Копия Запроса хранится в Карте ребенка.
В Запросе указывается дата его оформления.
Запрос заверяется подписью руководителя территориальной/центральной ПМПК (уполномоченного лица).
Все записи в Запросе ведутся четко и разборчиво, в том числе машинописно. Не допускаются зачеркивания и исправления.
На бланке имеется ссылка на нормативный документ, на основании которого оформлен Запрос.
2.11. Запрос сведений о ребенке от специалистов-экспертов (в том числе специалистов негосударственных организаций, осуществляющих помощь)**
Запрос у экспертов (граждан) сведений, необходимых для осуществления своей деятельности (далее - Запрос), оформляется на официальном бланке ПМПК.
В Запросе указываются:
- полное наименование эксперта (Ф.И.О., профессиональная принадлежность), являющегося адресатом Запроса;
- полное наименование и адрес ПМПК, направляющей Запрос;
- общая информация о ребенке, в отношении которого требуется дополнительная информация:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка;
- число, месяц, год и место рождения;
- адрес места жительства (места регистрации);
- посещаемая образовательная организация, образовательная программа, по которой организовано обучение;
- сущность Запроса и его цель.
Например:
- углубленное психологическое обследование с целью уточнения причин трудностей усвоения образовательной программы;
- углубленное психологическое обследование с целью дифференциальной диагностики и уточнения варианта образовательной программы (в этом случае следует указать, между какими вариантами АООП осуществляется выбор - например, 5.2 или 7.2, 7.1 или 7.2, 7.2 или Пр. N 1599, вар. 1 и т.п.);
- углубленное психологическое обследование с целью уточнения рекомендаций; углубленное психологическое обследование с целью выявления вероятного генезиса нарушений поведения и т.д.).
Запрос передается эксперту по закрытому каналу информации или же может быть выдан родителю (законному представителю) ребенка на руки для его обращения к эксперту. В этом случае родитель (законный представитель) ребенка должен расписаться на копии Запроса в получении оригинала Запроса. Копия Запроса хранится в Карте ребенка. Заключение в ответ на Запрос передается по закрытому каналу информации или же может быть выдано законному представителю ребенка на руки в запечатанном конверте. В этом случае родитель дает эксперту расписку о получении заключения.
В Запросе указывается дата его оформления. Запрос заверяется подписью руководителя территориальной/центральной ПМПК (уполномоченного лица).
2.12. Журнал записи детей на обследование
Журнал записи детей на обследование (далее - Журнал записи) входит в перечень обязательных документов, которые ведутся специалистами ПМПК.
В Журнале записи отражается следующая информация:
- дата предполагаемого приема ребенка на ПМПК;
- время приема ребенка;
- фамилия, имя, отчество ребенка;
- дата рождения ребенка;
- фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) ребенка;
- контактная информация (телефон, электронный адрес) родителя (законного представителя) ребенка;
- образовательная организация, в которой обучается ребенок в настоящее время;
- кем ребенок направлен на ПМПК, имеется ли направление (при наличии);
- установленный диагноз (при наличии);
- инвалидность (при наличии);
- запрос родителя (законного представителя) ребенка.
При необходимости в Журнал записи могут быть внесены дополнительные разделы.
Все записи в Журнале записи ведутся четко и разборчиво. Следует избегать зачеркиваний и исправлений.
Журнал записи прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью Комиссии и подписью руководителя Комиссии.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (п. 15) "запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов".
Таким образом, родитель (законный представитель) ребенка должен обращаться в ПМПК как минимум дважды: первично - при подаче документов для записи на Комиссию, повторно - при прохождении ребенком обследования.
При организации деятельности ПМПК в формате информационной открытости представляется возможным разместить необходимый перечень представляемых на Комиссию документов и требований к документам на сайтах Комиссии, Учредителя Комиссии, образовательных и медицинских организаций, учреждений социальной защиты. Кроме того, необходимо предусмотреть организацию информационных стендов с аналогичной информацией в помещениях Комиссии, Учредителя Комиссии, образовательных и медицинских организаций, учреждений социальной защиты. Дополнительно представляется целесообразным разработать стандартную форму информирования родителей по телефону (электронной почте) о представляемых на Комиссию документах и требований к этим документам. Необходимо предусмотреть во всех информационных материалах предупреждение о том, что ответственность за предоставление полного пакета корректных документов лежит на родителе (законном представителе).
В случае если на Комиссию будет представлен неполный пакет документов или документы будут некорректно оформлены, в обследовании ребенка на Комиссии может быть отказано.
2.13. Журнал учета детей, прошедших обследование в ПМПК
Журнал учета детей, прошедших обследование (далее - Журнал учета), входит в перечень обязательных документов, которые ведутся специалистами ПМПК. В Журнале учета отражается следующая информация:
- порядковый номер записи;
- фамилия, имя, отчество ребенка; - дата рождения ребенка;
- контактная информация (телефон, электронный адрес) родителя (законного представителя) ребенка;
- кем ребенок направлен на ПМПК, имеется ли направление;
- заключение при поступлении на ПМПК (установленный диагноз [при наличии]);
- инвалидность (при наличии);
- заключение ПМПК;
- особые мнения специалистов (при наличии);
- рекомендации ПМПК;
- подпись родителя (законного представителя).
При необходимости в Журнал учета могут быть внесены дополнительные разделы.
Все записи в Журнале учета ведутся четко и разборчиво. Следует избегать зачеркиваний и исправлений.
Каждое заседание отражается в Журнале учета и заверяется подписями специалистов и руководителя ПМПК, участвовавшими в заседании ПМПК.
Журнал учета прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью ПМПК и подписью руководителя ПМПК.
2.14. Карта ребенка, прошедшего обследование в ПМПК
Настоящее требование действует на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (п. 15).
Карта ребенка, прошедшего обследование в ПМПК (далее - Карта), входит в перечень обязательных документов ПМПК и оформляется специалистами Комиссии на каждого ребенка, прошедшего обследование.
Карта состоит из документов, предъявляемых родителями (законными представителями) на Комиссию, а также документов, оформляемых в процессе комиссионного обследования ребенка. Копия каждого документа сверяется с предъявленным родителем (законным представителем) оригиналом и заверяется печатью ПМПК.
В состав Карты входят следующие документы:
- заявление и согласие на проведение обследования ребенка в ПМПК (обязательный документ; оригинал);
- согласие на обработку персональных данных ребенка и родителей (обязательный документ; оригинал);
- направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии; оригинал или заверенная печатью ПМПК копия);
- направление территориальной комиссии на центральную комиссию (при наличии; оригинал - в центральной ПМПК; копия - в территориальной ПМПК);
- заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) или заключение независимого эксперта (при наличии; оригинал или заверенная печатью ПМПК копия);
- заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии; оригинал или заверенная печатью ПМПК копия);
- подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации) (обязательный документ; оригинал или заверенная печатью ПМПК копия); заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (при наличии; оригинал или заверенная печатью Комиссии копия);
- психолого-педагогическая характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии; оригинал или заверенная печатью ПМПК копия);
- запрос у соответствующих органов и организаций дополнительной информации о ребенке (при наличии; копия);
- протоколы обследования ребенка специалистами (обязательный документ; оригинал);
- заключение ПМПК (обязательный документ; оригинал).
Карта может быть дополнена другими документами и материалами, имеющими непосредственное отношение к обследованию ребенка. Пример: в случае обращения на ПМПК не родителей, а иных законных представителей ребенка (опекуна, усыновителя и т.д.).
Срок хранения карты - 10 лет после достижения ребенком возраста 18 лет.
2.15. Протокол обследования ребенка
ПРОТОКОЛ N _____ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
от _____ 20___ года
Дата проведения ПМПК _____________________________________________
1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
2. Дата рождения __________________________________________________
3. Адрес регистрации, телефон _______________________________________
_________________________________________________________________
4. Инвалидность (N документа, кем выдан, срок действия) _________________
_________________________________________________________________
5. Кем направлен на комиссию _______________________________________
_________________________________________________________________
6. Перечень документов, представленных на ПМПК:
- заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в Комиссии;
- копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- документ, удостоверяющий личность родителя или полномочия законного представителя по представлению интересов ребенка;
- направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
- заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций);
- заключение (заключения) Комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка;
- выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
- заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка;
- характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией;
- письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка;
- ____________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________
7. Краткие анамнестические сведения: _____________________________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
8. Основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы: ____________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
9. Данные обследования учителя-дефектолога (обученность и обучаемость): _____
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АООП): _____________________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
10. Данные логопедического обследования (соответствие речевого развития возрастной норме, наличие речевого нарушения, степень речевого недоразвития, возможности речевой коммуникации).
Логопедическое заключение: _____________________________________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
Выводы (потребность в логопедической коррекции): _________________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
11. Данные психологического обследования (степень соответствия/несоответствия уровня психического развития возрастной норме, вариант дизонтогенеза психики, стойкость нарушений познавательной деятельности, индивидуально-психологические проблемы, способные дополнительно нарушать процессы социопсихологической адаптации, специфические и неспецифические дисфункции, наличие и вероятностные причины отклонений в поведении): ______________________________________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
Выводы (потребность в создании специальных условий и возможность ребенка адаптироваться к требованиям определенного варианта АООП, потребность в психокоррекционных занятиях): _________________________________________________
____________________________________________________________________ __
____________________________________________________________________ __
12. Данные обследования социального педагога (условия жизни и воспитания ребенка, степень его социопсихологической адаптированности) ______________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
Выводы (вероятность социально-средового генеза имеющихся отклонений в развитии): __________________________________________________________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
Основные особенности развития ребенка, определяющие необходимость создания специальных условий обучения и воспитания: ____________________________________
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________ _
Особое мнение (в случае если члены комиссии не пришли к консенсусу или имеется заключение эксперта, не совпадающее с мнением членов ПМПК): __________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.