Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Шаги в направлении системы менеджмента качества
Внедрение ИСО 9001 совместно с ИСО 14001
В таблицах, приведенных в приложении А ИСО 9001, указаны соответствия между ИСО 9001 и ИСО 14001, имеющего отношение к системам управления окружающей средой, облегчающие внедрения этих двух систем менеджмента в систему менеджмента организации.
Введение
Существует множество способов, применяя которые малая организация может внедрить систему менеджмента качества. Пример одного из таких способов приведен в настоящем приложении. Приведенный далее метод применим для всех видов организаций, включая организации сферы услуг и организации, деятельность которых не направлена на получение прибыли.
Данный метод приведен в качестве примера и его не следует понимать как единственный или лучший метод внедрения.
Процесс внедрения важен сточки зрения получения максимальных преимуществ от системы менеджмента качества. Большинство новых пользователей получат отдачу в измеряемом виде уже на ранних стадиях этого процесса. Для успешного внедрения рекомендуются выполнить следующие семь шагов:
Шаг 1 - обеспечение полного вовлечения высшего руководства.
Шаг 2 - идентификация ключевых процессов и взаимодействий, необходимых для достижения целей в области качества.
Шаг 3 - внедрение и управление системой менеджмента качества и ее процессами (с использованием методик менеджмента процессов).
Шаг 4 - создание системы менеджмента качества на основе требований ИСО 9001.
Шаг 5 - внедрение системы менеджмента качества, обучение персонала и проверка эффективности функционирования процессов.
Шаг 6 - управление системой менеджмента качества.
Шаг 7 - сертификация/регистрация или собственное заявление о соответствии.
Шаг 1
Обеспечение полного вовлечения высшего руководства для того, чтобы:
- определить причины необходимости внедрения ИСО 9001;
- определить цели, стратегию развития и ценности для организации;
- определить стороны, заинтересованные в работе организации (например, работники, общество, потребители, акционеры и т.д.);
- определить политику организации в области качества;
- поставить и увязать организационные цели с целями в области качества, связанными с продукцией/услугами.
Перед началом осуществления этой деятельности необходимо определить, что является продукцией организации. Примеры такого определения приведены далее.
Производство
- Если организация является производителем продукции, следует определить, будет ли она изготавливать единичный продукт или может производить целый ряд продуктов.
- Организация может производить продукцию по собственному проекту или по спецификациям потребителя.
Фирма с запасами готовой продукции/дистрибьютор/оптовый продавец/товарный склад
- Фирма может приобретать детали и осуществлять их переупаковку (переукомплектацию) или собирать их в различные серии для удовлетворения потребностей потребителей.
- Фирма может перевозить скоропортящуюся продукцию, для которой должны быть обеспечены постоянный контроль (мониторинг) хранения в среде с регулируемой температурой и/или регулярная смена партий.
- Фирма может предоставлять транспортные/дистрибьюторские услуги для товаров.
Агентство по ремонту и послепродажному обслуживанию
- Агентство может осуществлять деятельность по обслуживанию или ремонту некоторых видов продукции, выполнение которых может отличаться для различных клиентов.
- Агентство также может предоставлять оборудование и детали и принимать участие в непосредственной доставке услуги.
Профессиональное консультирование
- Организация может предоставлять предварительные исследования для клиентов.
- Организация может проектировать концепции и разрабатывать проектный план.
- Организация может поставлять такие услуги, как call-центр или центр приема вызовов, оказывая клиентам организации техническую поддержку.
- Организация также может предоставлять услуги в области управления проектом и услуги по консультированию на протяжении всего срока реализации проекта.
Также существуют другие области, в которых может осуществляться деятельность организации, например следующие:
- юридическое консультирование;
- образование;
- здравоохранение;
- управление на самых высоких уровнях организации;
- связь с общественностью;
- проектирование.
Необходимо знать, что в систему менеджмента качества не входит в какой-либо мере сдерживание или подавление академических, интеллектуальных или творческих процессов, имеющих место в любой из вышеуказанных организаций.
Все эти организации могут передавать внешним сторонам процессы или услуги, необходимые для осуществления своих видов деятельности (см. 4.1). Необходимо, чтобы все вышеуказанное было идентифицировано и отмечено рядом с соответствующими областями процесса в записи об основной деятельности, поскольку в ИСО 9001 установлено требование к управлению поставщиками и передаваемыми им процессами.
Шаг 2
Идентификация ключевых процессов и взаимодействий, необходимых для достижения целей в области качества
Примерами ключевых процессов являются следующие:
- определение расценок или обсуждение контракта;
- закупочная деятельность;
- календарное планирование;
- техническая поддержка;
- производство;
- инспекционный контроль и испытания;
- упаковка;
- управление материально-техническим снабжением;
- предоставление такой услуги, как обучение или установка проектируемого объекта.
Данные виды деятельности организация осуществляет для удовлетворения требований потребителей.
Взаимодействие между различными видами деятельности обеспечивает возможность выполнения поставленных целей. Например, закупочная деятельность необходима для обеспечения организации исходными материалами для изготовления продукции. Процессы, связанные с испытаниями, обеспечивают проверку соответствия готовой продукции требованиям потребителей. Все процессы взаимосвязаны между собой аналогичным образом.
Шаг 3
Внедрение и управление системой менеджмента качества и ее процессами (с использованием методик менеджмента процессов)
После того как процессы и их взаимодействия будут идентифицированы, следует обеспечить последовательное внедрение системы менеджмента качества и управление действиями как взаимосвязанными процессами.
Такими действиями являются следующие:
- определение требований потребителей;
- определение необходимых действий;
- планирование последовательности действий/процессов;
- определение целей для продукции и процессов;
- разработка необходимой документации;
- оценка требований к обучению и подготовке персонала;
- обеспечение адекватными ресурсами, включающими в себя:
a) инструменты и станки,
b) оборудование,
c) программные средства,
d) измерительные приборы,
e) материалы,
f) спецодежда;
- определение методов мониторинга и измерений;
- идентификация необходимых записей и мер по обеспечению их сохранности.
Шаг 4
Создание системы менеджмента качества на основе требований ИСО 9001
Для создания системы менеджмента качества необходимо:
- идентифицировать требования ИСО 9001;
- составить карту этих требований с внедренной системой менеджмента качества, где это применимо;
- провести gap-анализ (анализ разрывов): определить, в каких областях действующей системы требования выполняются, а в каких - не выполняются;
- включить в процессы системы менеджмента качества необходимые действия, процедуры и средства управления.
Шаг 5
Внедрение системы менеджмента качества, обучение персонала и проверка эффективности функционирования процессов
При внедрении системы менеджмента качества следует убедиться в том, что были правильно идентифицированы те виды обучения, которые потребуются для разных работников организации. Например, может быть необходимо обеспечить, чтобы любой работник, который будет проводить анализ или обработку инструкции и спецификации, понимал необходимость обеспечения согласованности при управлении документами. Может потребоваться, чтобы несколько работников прошли обучение и подготовку в качестве внутренних аудиторов. Работники, отвечающие за сбор данных о показателях функционирования, должны понимать установленные методы, чтобы высшее руководство получало надежные данные для анализа и принятия решений. Может быть необходимо, чтобы работники различных подразделений прошли обучение в области работы с проблемами и способами их решения, чтобы в дальнейшем они могли принимать участие в проведении корректирующих действий.
Шаг 6
Управление системой менеджмента качества
Действиями по управлению системой менеджмента качества являются следующие:
- ориентация на удовлетворенность потребителей;
- проведение мониторинга и измерений показателей деятельности системы менеджмента качества;
- проведение внутренних аудитов согласно планам;
- стремление к постоянному улучшению;
- внедрение моделей по достижению совершенства в различных видах деятельности компании.
Шаг 7
Сертификация/регистрация или собственное заявление о соответствии
При необходимости следует обеспечить сертификацию системы менеджмента качества третьей стороной или выпустить собственное заявление о соответствии.
Заключение
Хорошо продуманные изменения будут эффективными и приведут к улучшениям, которые будут иметь долгосрочные преимущества.
Вышеуказанные шаги облегчают разработку и внедрение системы менеджмента качества, которая обеспечит развитие организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.