Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 августа 2016 г. N АПЛ16-364
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Ксенофонтовой НА.,
при секретаре Жигалове Д.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/243-7 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" по одномандатным избирательным округам"
по апелляционной жалобе политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" Бодрова А.В., Артюха Е.П., Смирнова С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., Нестерова А.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/243-7 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" по одномандатным избирательным округам" (далее - Постановление) отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" по одномандатным избирательным округам, в связи с нарушением предусмотренного законом порядка выдвижения.
Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" (далее - Партия) обжаловала в Верховный Суд Российской Федерации данное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России), ссылаясь на то, что оно принято с нарушением требований части 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) и статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) и нарушает право включенных в список кандидатов быть избранными в органы государственной власти. Партия указывает, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения ЦИК России, определены неправильно, вследствие чего им дана неправильная юридическая квалификация; порядок выдвижения списка кандидатов Партия не нарушала, так как наличие в списке по трем одномандатным избирательным округам двух кандидатов вместо одного и, соответственно, увеличение числа кандидатов в списке со 166 до 169 человек вызваны технической ошибкой, допущенной в ходе подготовки оформления документов, представляемых в ЦИК России с помощью специализированного программного обеспечения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2016 г. в удовлетворении заявленного требования Партии было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить первоначальное требование, полагает вывод суда о том, что в данном случае имело место нарушение Партией порядка выдвижения списка кандидатов, а не техническая ошибка в оформлении ее документов, основанным на неверном толковании статей 40, 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ. Кроме того, как указано в апелляционной жалобе, ЦИК России не выполнила возложенную на нее статьей 42 (часть 10) данного закона обязанность по исключению из списка кандидатов по одномандатным округам тех из них, в отношении которых не были представлены необходимые документы, вследствие чего уже на этапе заверения списка и возникла такая ситуация с увеличением в списке количества кандидатов в депутаты, выдвинутых Партией.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно статье 40 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ решение политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях". Выдвинутые кандидаты включаются в список кандидатов по одномандатным избирательным округам (часть 1). В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата (часть 2). Решение съезда политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам оформляется протоколом, в котором указываются: 1) число зарегистрированных делегатов съезда; 2) число делегатов съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; 3) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам и итоги голосования за это решение (с приложением списка кандидатов); 4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии; 5) дата принятия решения (часть 5).
Части 1 и 4 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ устанавливают, что решение съезда политической партии одновременно со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем политической партии в ЦИК России. При этом список представляется на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК России.
В силу части 10 статьи 42 указанного закона основаниями отказа в заверении федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам являются отсутствие документов, указанных в частях 1-4 данной статьи, нарушение предусмотренного статьями 39 и 40 данного федерального закона порядка выдвижения федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Постановлением отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых Партией по одномандатным избирательным округам, в связи с нарушением предусмотренного законом порядка выдвижения, выразившимся в выдвижении по трем одномандатным избирательным округам двух кандидатов вместо одного и несоответствии числа кандидатов в количестве 166, указанного в протоколе Съезда Партии, представленному в ПИК России списку, включающему 169 кандидатов.
Факт нарушения порядка выдвижения списка кандидатов по одномандатным округам, установленного статьей 40 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, получил свое подтверждение в суде первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что 13 июля 2016 г. в ЦИК России поступило уведомительное письмо Партии, в котором сообщалось о выдвижении 9 июля 2016 г. на Съезде партии кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и представлении документов для заверения списков кандидатов. В приложении к уведомительному письму под N 2 указан список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, на бумажном носителе на 25 листах, а под N 4 - протокол Съезда Партии с решением о выдвижении списков кандидатов на 21 листе. Список кандидатов, выдвинутых Партией по одномандатным избирательным округам, подписанный председателем Партии Артюхом Е.П. и скрепленный печатью Партии, на бумажном носителе на 25 листах, представленный в ЦИК России это приложение к решению Съезда Партии от 9 июля 2016 г., о чем указано в правом верхнем углу первого листа, включает в себя сведения о 169 кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых Партией по одномандатным избирательным округам. На последнем 25-м листе списка, где содержатся сведения о последнем 169-м кандидате, находится подпись председателя Партии Артюха Е.П., подлинность которой он не оспаривал, и печать Партии.
Из подтверждения ЦИК России о приеме документов, представленных Партией для заверения списков кандидатов, от 13 июля 2016 г. следует, что одновременно с указанными выше документами на бумажном носителе в ЦИК России были представлены два электронных носителя с документами в машиночитаемом виде и эмблемой Партии. На одном из данных электронных носителей находился еще один список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, на 166 листах, подготовленный с помощью специализированного программного изделия, в объеме машиночитаемых форм, который был распечатан в ЦИК России в присутствии уполномоченного представителя Партии, а электронные носители помещены в конверты и опечатаны, заверены подписями уполномоченного представителя Партии и члена ЦИК России.
Приведенные выше обстоятельства стороны не оспаривают.
Как видно из распечатанного с электронного носителя списка кандидатов на 166 листах, являющегося неотъемлемой частью решения Съезда Партии от 9 июля 2016 г., он содержит сведения о 169 кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, каждый лист списка заверен подписью уполномоченного представителя Партии и печатью Партии. Представленные в ЦИК России списки подтверждают, что в трех одномандатных избирательных округах выдвинуты по два кандидата в каждом: Кабардино-Балкарская Республика - Кабардино-Балкарский одномандатный избирательный округ N 14 - Перепелица Ф.В. и Тхабисимов М.Х.; Ставропольский край - Ставропольский одномандатный избирательный округ N 65 - Агамирова Л.В. и Манин С.Ф.; Ставропольский край - Кавминводский одномандатный избирательный округ N 67 - Голец А.В. и Соболева К.С. Помимо этого, из протокола от 9 июля 2016 г. следует, что на Съезде Партии было принято решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в количестве 166 кандидатов, что не соответствует представленному в ЦИК России списку, являющемуся приложением к протоколу Съезда Партии и его неотъемлемой частью.
Представленный с уведомительным письмом от 13 июля 2016 г. список кандидатов также подтверждает, что Партия указала на поименованных в нем 169 кандидатов как на тех лиц, за которых голосовали делегаты Съезда 9 июля 2016 г., выдвигая их кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Протокол Съезда Партии содержит лишь сведения о количественном составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Поименный список кандидатов с указанием наименований одномандатных избирательных округов в протоколе отсутствует. В других документах, представленных Партией в ЦИК России, за исключением списков, таких сведений также не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что установленное несоответствие является следствием технической ошибки, допущенной при оформлении документов в ЦИК России, и не является нарушением порядка выдвижения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку представленный в ЦИК России список кандидатов подтверждает, что Партия указала на поименованных в нем 169 кандидатов как на тех лиц, за которых голосовали делегаты Съезда 9 июля 2016 г. Список, включающий 166 кандидатов, и бюллетень для голосования на Съезде с поименным списком кандидатов по одномандатным избирательным округам, представленный Партией в суд первой инстанции, не опровергают выводы ЦИК России о нарушении Партией порядка выдвижения списка кандидатов, поскольку данные документы в ЦИК России для заверения соответствующего списка кандидатов не представлялись.
Довод апелляционной жалобы о том, что включение в список по два кандидата в трех одномандатных избирательных округах не является нарушением порядка выдвижения, а относится к недостаткам документов, о которых ЦИК России в силу части 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ обязана была известить Партию, необоснован. ЦИК России, чья компетенция установлена пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и статьей 27 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, не вправе влиять на решения Партии относительно своих кандидатов и предписывать ей, какого именно из кандидатов следует исключить из представленного списка, чтобы этот список соответствовал 166 одномандатным избирательным округам. Иное было бы прямым вмешательством в деятельность Партии, что является недопустимым в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Ссылка административного истца на то, что ЦИК России должна была известить избирательное объединение о соответствующих недостатках, руководствуясь частью 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, правильно отвергнута судом первой инстанции, поскольку данная правовая норма не подлежит применению в случае установления факта нарушения порядка выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, влекущего за собой отказ в заверении соответствующего списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (часть 10 статьи 42 приведенного выше закона).
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что ЦИК России не выполнила возложенную на неё этой же нормой закона обязанность по исключению из списка кандидатов по одномандатным округам тех из них, в отношении которых не были представлены необходимые документы, вследствие чего уже на этапе заверения списка и возникла ситуация с увеличением в списке количества кандидатов в депутаты, выдвинутых Партией, основано на ошибочном толковании закона.
Положение части 10 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, предусматривающее исключение соответствующего кандидата из федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до того, как соответствующий список будет заверен, в случае несоблюдения требований, предусмотренных частью 5 или 7 приведённой статьи, применимо лишь к тому списку кандидатов, в отношении которого не установлен факт нарушения порядка его выдвижения.
Постановление ЦИК России принято правомочным составом, с соблюдением порядка, установленного законом. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 августа 2016 г. N АПЛ16-364
Текст определения официально опубликован не был