Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Ожидаемые результаты реализации Программы
5.1. Оценка социально-экономических результатов реализации Программы
В результате выполнения Программы, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2008 года, экономика и социальная сфера Новосибирской области выйдет на более высокий уровень, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие области и улучшение качества жизни населения.
Оценка результатов реализации Программы для области в целом может опираться на основные показатели социально-экономического развития области на период 2004-2008 годы.
Реализация основных направлений социально-экономической политики позволит увеличить объем ВРП к 2008 году на 44,1% (в сравнении с 2003 годом). При этом ежегодные темпы прироста ВРП в 2004-2008 гг. составят 7-8%. Структура экономики области такова, что динамика ВРП в ближайшие годы будет определяться динамикой промышленного производства, сельского хозяйства, оборота розничной торговли. Позитивное влияние окажут строительство и рост грузооборота предприятий транспорта, сфера услуг.
Объем производства промышленной продукции в области с учетом реализации Программы превысит в 2008 году 167,4 млрд. руб. В 2004-2008 годах прогнозируется ежегодный темп роста промышленного производства на уровне 107,5-110%, прирост его в 2008 году к уровню 2003 года составит 49,7%.
Рост объемов производства намечается во всех основных отраслях промышленности. Более высокими темпами будут развиваться топливная промышленность, черная металлургия, химическая и нефтехимическая, полиграфическая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка, микробиологическая промышленность. Выработка электроэнергии на период до 2008 года ориентирована на увеличение спроса основных потребителей.
Производство сельскохозяйственной продукции за период 2004-2008 гг. превысит уровень 2003 года на 25,6%, ежегодные темпы прироста составят 3-6,9%. В связи с тем, что растениеводство является базой для развития животноводства, темпы прироста продукции растениеводства будут опережать темпы прироста продукции животноводства.
На потребительском рынке области сохранится положительная динамика развития оборота розничной торговли, его объем будет ежегодно прирастать на 6,5-8% и к 2008 году увеличится по сравнению с 2003 годом на 42,9%.
Прогнозируется увеличение платных услуг, предоставленных населению области, являющихся существенной составляющей потребительского рынка, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи). Объем платных услуг за период 2004-2008 гг. увеличится на 51,3 млрд. рублей, прирост объемов в 2008 году составит 26,9%.
Внешнеторговый оборот в 2008 году увеличится до 1,5 млрд. долл. США. Объем экспорта останется достаточно значительным и к 2008 году возрастет на 27,8%, а его доля во внешнеторговом обороте области составит 55,5%.
Экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Их объем за период 2004-2008 гг. увеличится относительно 2003 года на 57,4%, ежегодный темп прироста составит в среднем 8,5-11%. Основным источником инвестиций в основной капитал останутся собственные средства предприятий и организаций. Будут возрастать объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов.
Треть от общего объема инвестиций в основной капитал будет направлена в отрасли, производящие товары - промышленность, сельское хозяйство. Продолжится рост деловой активности в строительстве. Ежегодные темпы прироста объемов жилищного строительства составят в среднем 10%. Почти третью часть в общем объеме инвестиций в жилищное строительство займут средства индивидуальных застройщиков.
Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда.
Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных изменений в социальной сфере.
Произойдет постепенное преодоление деформации в структуре распределения доходов населения, ежегодный рост реальных располагаемых доходов населения составит 8-11%, увеличится суммарная доля доходов среднедоходных групп населения.
За счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда, легализации скрытой оплаты труда за период 2004-2008 годы фонд оплаты труда увеличится на 56,7 млрд. рублей (2004 год - 65,8 млрд. руб., 2008 год - 122,5 млрд. руб.). В прогнозируемом периоде удельный вес фонда оплаты труда в общем объеме валового регионального продукта составит 34%.
Рост реальных денежных доходов населения, повышение минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, а также рост среднего размера пенсий позволят сократить долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума и снизить дифференциацию населения по уровню доходов.
Основные показатели социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2008 года приведены в таблице.
Основные показатели социально-экономического развития Новосибирской
области на период до 2008 года
Показатели | Единица измерения |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Валовой региональный продукт в действующих ценах |
млн. руб. |
160664 |
196682 |
231457 |
268472 |
310831 |
359196 |
в сопоставимых ценах | % к предыду- щему году |
107 |
108 |
107 |
107,3 |
107,6 |
108 |
Объем промышленной продукции (работ и услуг) в фактических ценах предприятий (без НДС и акциза) в действующих ценах |
млн. руб. |
74271 |
88884 |
105514 |
123069 |
142883 |
165880 |
в сопоставимых ценах | % к предыду- щему году |
109 |
110 |
108 |
107,5 |
108 |
108,5 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах |
млн. руб. |
31818,9 |
37075,7 |
40734 |
45626 |
51016 |
57103 |
в сопоставимых ценах | % к предыду- щему году |
99,6 |
106,9 |
103 |
104 |
104,5 |
105 |
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования в действующих ценах |
млн. руб. |
22913,7 |
25335 |
31356 |
37253 |
43856 |
51627 |
в сопоставимых ценах | % к предыду- щему году |
119,7 |
111 |
110 |
109 |
108,5 |
109 |
Оборот розничной торговли в действующих ценах |
млн. руб. |
77052,1 |
90290 |
103082 |
117467 |
133854 |
152079 |
в сопоставимых ценах | % к предыду- щему году |
104,8 |
108 |
106,5 |
107 |
107,5 |
108 |
Объем платных услуг населению в действующих ценах |
млн. руб. |
28051,9 |
33940 |
42048 |
52025 |
64136 |
79357 |
в сопоставимых ценах | % к предыду- щему году |
94 |
103 |
103,5 |
104,5 |
106 |
107,5 |
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
2696,1 |
2682, 7 |
2669,8 |
2657,5 |
2645,8 |
2634,7 |
% к предыду- щему году |
99,5 |
99,5 |
99,52 |
99,54 |
99,56 |
99,58 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% к предыду- щему году |
119,4 |
111,4 |
110 |
109 |
108 |
108 |
Фонд заработной платы | млн. руб. | 51900 | 65800 | 78290 | 92640 | 107460 | 122500 |
Экспорт - всего | млн. долл. США |
643,8 | 673,7 | 705,3 | 739,2 | 776,1 | 822,7 |
% к предыду- щему году |
106,2 |
104,6 |
104,8 |
104,8 |
105 |
106 |
|
Импорт - всего | млн. долл. США |
422,9 | 450,8 | 497,7 | 547,5 | 602,2 | 660,0 |
% к предыду- щему году |
118,8 |
106,6 |
110,4 |
110 |
110 |
109,6 |
Эффективность реализации социальных мероприятий и инвестиционных
проектов, предлагаемых к реализации в 2004-2008 годах
Эффективность реализации инвестиционных проектов
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97г N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" и Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Минэкономразвития России, Минфином России и Госстроем России 21 июня 1999 г. (вторая редакция) для определения эффективности инвестиционных проектов используются следующие основные показатели эффективности:
показатель коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающий финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия реализации проекта для федерального и регионального бюджетов;
показатели социальной эффективности, отражающие последствия реализации проекта для населения региона и внебюджетных социальных фондов.
Под социальным эффектом проекта понимается величина, складывающаяся из выплачиваемой заработной платы и поступлений в социальные фонды, образующихся в результате реализации проектов. Кроме этого, при расчете социального эффекта учитывается экономия средств на социальные выплаты, которые выплачивались бы гражданам региона, если бы не были сохранены существующие рабочие места в организации, реализующей проект, и не были бы созданы новые.
Эффективность реализации инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в 2004-2008 годах (Приложение 1), рассчитана на момент, когда все участвующие в Программе предприятия и организации вышли на проектную мощность. Ежегодные платежи в консолидированный и федеральный бюджеты, определяющие бюджетную эффективность, составят в среднем 6,5 млрд. рублей и 7,7 млрд. рублей соответственно. Прибыль, определяющая коммерческую эффективность, составит 15,7 млрд. рублей в год. Важной составляющей социальных результатов инвестиционных проектов является увеличение рабочих мест. Реализация инвестиционных проектов позволит создать свыше 27,3 тыс. новых рабочих мест и сохранить 31,2 тыс. рабочих мест. Социальный эффект составит более 6 млрд. рублей.
Решение задач социального развития
Реализация некоммерческих (социальных) мероприятий (Приложение 1) позволит создать условия для проведения на территории Новосибирской области эффективной социальной политики, повышения качества жизни населения, обеспечения благополучия и безопасности. Будет решен комплекс задач в сферах здравоохранения, образования, культуры, транспортного и жилищно-коммунального обслуживания, обеспечения безопасности и занятости населения.
1. Реализация мероприятий по содействию занятости населения области позволит увеличить численность занятого населения в экономике области на 12,5 тыс. человек; обеспечить временную занятость 47,3 тыс. несовершеннолетних граждан, организовать общественные работ для 14,5 тыс. граждан, получить необходимые для последующего трудоустройства профессиональные навыки и знания ежегодно 29 тыс. чел., из них 5,4 тыс. безработным; провести профориентационную работу с 56,6 тыс. чел. ежегодно. Реализация мероприятий по улучшению условий и охране труда позволит ежегодно обеспечить безопасные условия труда на 6,5 тыс. рабочих мест, снизить производственный травматизм по причине необученности работников, в т.ч. в сельском хозяйстве не менее чем на 5% в год.
2. Важным результатом станет создание условий для нормальной жизнедеятельности социально незащищенных групп населения области. Открытие новых и оснащение оборудованием действующих отделений милосердия, специальных домов для престарелых позволит охватить социальным обслуживанием дополнительно 1770 чел., обеспечить социальным жильем около 1000 пожилых граждан и инвалидов.
Большое значение имеют мероприятия, обеспечивающие безопасное материнство и детство. Проведение работ по реконструкции учреждений для несовершеннолетних позволит увеличить в 1,5 раза число детей, проходящих реабилитацию. Мероприятия по организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей позволят увеличить количество оздоравливаемых детей к 2008 году до 40 тыс. чел. (на 15 тыс. чел.). Реконструкция и оснащение оборудованием учреждений для детей-инвалидов позволит дополнительно охватить реабилитационными мероприятиями 2500 детей-инвалидов.
Завершение реконструкции Главного бюро медико-социальной экспертизы будет способствовать улучшению качества проведения освидетельствования тяжело больных и инвалидов. Ремонт стационарных учреждений социального обслуживания позволит провести социально-медицинскую реабилитацию 1700, улучшить условия проживания 1180, обеспечить отдых 1200 пожилых людей и инвалидов.
Реконструкция зданий учреждений, предназначенных для оказания помощи лицам без определенного места жительства, расширит возможности предоставления этой помощи, улучшит санитарно-эпидемиологическую, криминогенную ситуацию в области.
3. В сфере здравоохранения будет обеспечена доступность медицинской помощи, создана система предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню и структуре заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают Федерация, область, муниципалитеты и население.
Продолжится реализация мер по улучшению лекарственного обеспечения граждан и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий. Реконструкция областного государственного учреждения "Новосибоблфарм" позволит обеспечить безопасность хранения спиртосодержащих, психотропных и наркотических веществ, повысить доступность получения лекарственной помощи населением области.
Будет совершенствоваться система организации медицинской помощи населению путем расширения видов амбулаторной помощи, рационального использования коечного фонда, развития сети дневных стационаров, больниц сестринского ухода, оснащения учреждений здравоохранения, в т.ч. ФАПов, современными медико-техническими средствами. Предусмотренное Программой строительство, реконструкция, капитальный ремонт лечебно-профилактических учреждений, развитие материальной базы и техническое переоснащение даст возможность удовлетворить потребности населения в качественной медицинской помощи и улучшить условия ее оказания.
Мероприятия обеспечат снижение смертности от заболевания туберкулезом, сердечно-сосудистых заболеваний, мозговых инсультов, онкологических заболеваний, хронической почечной недостаточности, тяжелых ожоговых травм.
Законом Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. N 179-ОЗ в пункт 4 раздела 5.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
4. Сохранится доступность и качество образования. Будут осуществляться мероприятия по дальнейшему развитию образовательной сферы и повышению эффективности использования государственных средств на образование. Продолжатся структурные преобразования в сфере подготовки кадров по направлениям и специальностям, в том числе на основе прогнозных оценок потребности в них и создания системы государственного заказа для нужд отраслей экономики области.
Строительство и реконструкция учреждений образования области, укрепление материально-технической базы сельских школ, создание четко функционирующей системы подвоза обучающихся из малонаселенных деревень в школы крупных населенных пунктов, информатизация школ области, создаст благоприятные условия для организации образовательного процесса.
Развитие материально-технической базы дошкольных учреждений, укрепление материально-технической базы учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми и дополнительного образования, а также интернатных образовательных учреждений, в том числе предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с ограниченными возможностями здоровья, позволит создать необходимые условия для воспитания детей.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, создание региональных межвузовских медиацентров позволят повысить качество образования, решить проблему непрерывной подготовки и повышения квалификации специалистов.
5. Предусмотренные Программой мероприятия по реконструкции, строительству укреплению материально-технической базы учреждений культуры области (театра оперы и балета, театрально-зрелищных учреждений культуры, консерватории им. М.И.Глинки, хореографического училища, др. учреждений культуры районов и городов об
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.