1. О выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчик обязан осуществить закупку путем проведения электронного аукциона вместо открытого конкурса.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что закупка объявлена 08.06.2016. При этом 13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым из примечания N 4 к Перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденному распоряжением Правительства от 21.03.2016 N 471-р, исключена возможность не проводить электронный аукцион на выполнение строительных работ при превышении начальной цены контракта 150 млн. рублей для государственных нужд, 50 млн. рублей для муниципальных нужд.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о неправомерности проведении закупки путем проведения открытого конкурса в рассматриваемом случае, в связи с чем выдано предписание об аннулировании закупки. Кроме того, выявлено нарушение в порядке оценки конкурсных заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.06.2016 N К-948/16
(номер извещения 0348100006016000051)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru - 08.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 489 832 512 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 06.07.2016.
1. В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым примечание N 4 в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Следовательно, заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД2 41.2, 42, 43, а именно работы строительные (кроме кода 43.13).
Представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 300+000 - км 309+000 во Владимирской области (2 этап (право)), Капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 300+000 - км 309+000 во Владимирской области (2 этап (лево)), код ОКПД2 42.11.20.000, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 489 832 512 рублей. Кроме того, извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.06.2016.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия - 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки(значимость критерия - 18%), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 22%).
В рамках нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качество работ". Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов):
"Ноль баллов (минимальное количество баллов каждого из элементов показателя) присваивается в случае:
- не предоставления информации,
- предоставления информации без привязки к Объекту,
- несоответствия представленного участником закупки проекта производства работ Проектной документации (Приложение N 5 к Конкурсной документации), условиям проекта государственного контракта и его приложений (Приложение N 2 к Конкурсной документации), требованиям нормативно-технической документации согласно Приложению N 3 к Конкурсной документации, требованиям Регламента оценки качества и приемки дорожных работ (Приложение N 9 к Конкурсной документации), Своду правил СП 48.13330.2011,
- предоставления не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено настоящей конкурсной документацией
Двадцать баллов (максимальное количество баллов каждого из элементов показателя) присваивается в случае:
- предоставления информации в полном объеме, всех сведений, предоставление которых предусмотрено настоящей конкурсной документацией.
- предоставления информации с привязкой к Объекту,
- в полном соответствии предмету закупки, проектной документации, условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации, требованиям Регламента оценки качества и приемки дорожных работ, Своду правил СП 48.13330.2011 (1*)".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации без/с привязки/привязкой к объекту, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию, а также конкурсная комиссия присваивает 0 баллов заявкам участников Конкурса в случае несоответствия таких заявок требованиям проекта производства работ Проектной документации (Приложение N 5 к Конкурсной документации), условиям проекта государственного контракта и его приложений (Приложение N 2 к Конкурсной документации), требованиям нормативно-технической документации согласно Приложению N 3 к Конкурсной документации, требованиям Регламента оценки качества и приемки дорожных работ (Приложение N 9 к Конкурсной документации), Своду правил СП 48.13330.2011. Согласно требованиям Закона о контрактной системе, заявка не соответствующая требованиям документации о закупке подлежит отклонению и не подлежит оценке конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
2. Об ограничении количества участников закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчиком неправомерно укрупнен объект закупки.
Комиссией установлено, что формирование объекта закупки путем объединения в один лот выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений Иркутской области в период с 2016 - 2018 годах, расположенных в 32 административных районах Иркутской области, влечет за собой ограничение количества участников закупки. Выдано предписание об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 05.07.2016 N К-1061/16
(номер извещения 0134200000116002280)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один предмет закупки выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, и расположенных в разных административных районах Иркутской области, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области в 2016 - 2018 годах.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, необходимо осуществить выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также выполнение работ содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, расположенных в 32 различных административных районах Иркутской области. При этом указанные административные районы Иркутской области располагаются в различных климатических зонах, а общая протяженность дорог, согласно Техническому заданию документации об Аукционе составляет 12 188,520 км.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки путем объединения в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений Иркутской области в период с 2016 - 2018 годах, расположенных в 32 административных районах Иркутской области, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе требования, способствующие ограничению количества участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 2.2.4 документации об Аукционе установлены следующие положения:
"Перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), которые должны быть представлены участником закупки:
При заключении контракта на поставку товара:
- функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара в соответствии с частью III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
При заключении контракта на выполнение работ или оказания услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
- функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара в соответствии с частью III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе".
При этом на заседании Комиссии установлено, что часть III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе не содержит функциональные и качественные характеристики товара, показатели которых необходимо указать участнику закупки в составе первой части заявки.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в составе первой части заявки участнику закупки подлежит представить показатели товара, соответствующие Приложению N 1 к Техническому заданию "Требования к показателям товара, используемого при выполнении работ" документации об Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки в документации об Аукционе не содержит указания на раздел документации, в котором установлены показатели товаров используемых при выполнении работ, и в отношении которых, участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Также согласно Приложению N 1 Технического задания документации об Аукционе участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе используемых товаров, и о результатах испытаний таких товаров, например:
"Пункт 1.1. Щебеночно-песчаная смесь (ЩПС):
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно превышать, 35%;
Потеря массы при испытании щебня в полочном барабане,
не более 60%;
Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях по массе, не более 20%;
Устойчивость структуры щебня против железистого и селикатного распада, потеря массы при распаде, не более %5;
Величина суммарной удельной эффективной активности радионуклидов должны применяться без ограничения при Аэфф., не боле Бк/кг 760.
Пункт 2.1.2. Песок:
Полный остаток на сите N 063, не более 75%;
Содержание зерен крупностью:
свыше 10 мм, не более 5%;
свыше 5 мм, не более 20%;
менее 0,16 мм, не более 20%;
Содержание пылеватых и глинистых частиц, % не более % 10;
Содержание глины в комках, % не более % 1".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимость предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров ("полный остаток песка на сите", "содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не должно превышать" и т.д.).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки, а также требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
3. Об установлении неправомерных требований к указанию товарного знака поставляемого товара.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что документация о закупке нарушает требования Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что документация содержит неправомерное требование об указании в заявке товарного знака поставляемого товара, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе товарный знак сообщается участником закупки в заявке только при наличии товарного знака у предлагаемого к поставке товара.
Выявлены иные нарушения, выдано предписание об устранении допущенных нарушений с требованием аукционной комиссии не учитывать неправомерные требования к описанию товара при рассмотрении заявок на участие в закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.06.2016 N К-950/16
(номер извещения 0173100012516000260)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Техническое задание документации об Аукционе содержит неправомерное требование об указании товарного знака предприятия-изготовителя на товарах: "Котел пищеварочный паровой Тип 5", "Мясорубка электрическая Тип 2".
2. Документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товаров, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе конкретное значение показателя повышения температуры выключения компрессора товаров "Шкаф холодильный Тип 1", "Шкаф холодильный Тип 2", "Шкаф холодильный Тип 3".
3. Документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товара "Шкаф холодильный Тип 4", которые не соответствуют продукции ни одного производителя.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 36 227 060,01 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Техническое задание документации об Аукционе содержит неправомерное требование об указании товарного знака предприятия-изготовителя на товарах: "Котел пищеварочный паровой Тип 5", "Мясорубка электрическая Тип 2".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктами 7, 17 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "7. На изделии должна быть прикреплена табличка, содержащая следующие данные: товарный знак предприятия-изготовителя; 17. На задней облицовке должна быть прикреплена табличка, содержащая: обозначение мясорубки, товарный знак предприятия-изготовителя".
При этом пунктом 4.6 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "При описании конкретных показателей, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования страны происхождения товара должно осуществляться по каждой позиции (каждому пункту) составляющей лот, указанной в пункте 9.1 документации об аукционе. Указание сведений и информации, не позволяющее сопоставить (соотнести) их с вышеуказанными позициями (пунктами) составляющими лот, будет являться несоответствием требованиям документации об аукционе".
Таким образом, документация об Аукционе содержит требование об обязательном наличии товарного знака у товаров "Котел пищеварочный паровой Тип 5", "Мясорубка электрическая Тип 2", что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащее описание объекта закупки, требования к содержанию заявки нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе конкретное значение показателя повышения заданной температуры, при котором происходит включение компрессора холодильного шкафа.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктами 26, 27, 28 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам "Шкаф холодильный Тип 1", "Шкаф холодильный Тип 2", "Шкаф холодильный Тип 3" соответственно: "Компрессор изделия должен работать циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 2-3°С".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что производители холодильных шкафов указывают только диапазонное значение показателя повышения заданной температуры, при котором происходит включение компрессора холодильного шкафа, и представил паспорт холодильного шкафа 0,5СК марки "Капри", согласно которому "компрессор изделия должен работать циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 2-3°С".
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что имеются холодильные шкафы, паспорт которых содержит конкретное значение показателя повышения заданной температуры для включения компрессора холодильного шкафа, и представил паспорт холодильного шкафа марки "ШХ-370М", согласно которому "компрессор изделия должен работать циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 3°С", а также представил графическое изображение с сайта http://www.stolovay.ru, согласно которому компрессор холодильного шкафа ASB 112 производителя "Еврокомфорт" работает циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 3°С".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что холодильные шкафы имеют диапазонное значение указанного показателя, в связи с чем невозможно предоставить конкретное значение.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товара "Шкаф холодильный Тип 4", которые не соответствуют продукции ни одного производителя, а именно: наличие светового бокса в холодильном шкафу с металлическими дверями.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и представил документы и сведения, подтверждающие наличие холодильных шкафов с металлическими дверями и световыми боксами.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требования к техническим характеристикам товара "Шкаф холодильный Тип 4", а именно: наличие светового бокса в холодильном шкафу с металлическими дверями, не соответствуют продукции ни одного производителя.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 4.6 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "В случае, если в пункте 9.2. документации об аукционе Заказчиком в документации об аукционе значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика, имеют несколько значений (вариативность), возможность использования которых одновременно или поочередно обеспечивается характеристиками товара, участник закупки должен указать в заявке на участие в аукционе конкретные показатели с указанием нескольких таких значений, соответствующих требованиям документации об аукционе".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в каких именно случаях и в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, имеющие несколько значений (вариативность) и возможность использования которых одновременно или поочередно обеспечивается характеристиками товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления в описании объекта закупки требования к наличию товарного знака.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе с требованием Аукционной комиссии не учитывать неправомерные требования к описанию товара при рассмотрении заявок на участие в закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен очередной обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика,уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Рассмотрены вопросы о выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); об ограничении количества участников закупки; об установлении неправомерных требований к указанию товарного знака.
Так, отмечено, что заказчик во всех случаях проводит закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением некоторых случаев. Электронный аукцион организуется в отношении товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ.
К ограничению участников закупки может привести в т. ч. объединение в один лот выполнение работ в отношении объектов, расположенных в нескольких административных районах города.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.