Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение.
Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи. Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители. Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семьи.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Самооценка кандидатов в замещающие родители.
Составление Карты семьи.
Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.
Подраздел 1 раздела 10. Семейное устройство детей с особыми потребностями. Дети особыми потребностями развития, роль семьи в развитии и реабилитации.
Ожидания и страхи граждан в отношении принятия в семью ребенка с особыми потребностями. Мифы о детях-инвалидах.
Общая характеристика нарушений психофизического развития детей: виды (ментальные нарушения: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра (РАС); сенсорные нарушения: слабовидение - слепота, слабослышание - глухота; инфекционные заболевания: ВИЧ, гепатит С, туберкулез, сифилис; нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), множественные нарушения, генетические нарушения: синдром Дауна), первичные, вторичные и третичные (социальные) дефекты. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие детей с особыми потребностями. Различие последствий собственно болезни и условий жизни ребенка. Компенсаторные возможности.
Особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние на их развитие и поведение: как дети попадают в эти учреждения, структура учреждений, специфика жизни детей в учреждениях.
Динамика развития детей после устройства в семью.
Изменения, происходящие в семье в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка-инвалида в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка-инвалида: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с особыми потребностями.
Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.
Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.
Если по итогам изучения данного раздела программы участник (участники) группы выразит желание более подробно узнать о детях с особыми потребностями, следует назначить 1-2 дополнительных занятия, проводимых индивидуально или в малой группе в соответствии с темами Дополнительной программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-инвалида и/или ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей (Приложение 3 к приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от _________ N ____). Проводить эти занятия может ведущий группы или приглашенный специалист, имеющий опыт работы с детьми дайной категории. Дополнительное занятие может быть по предварительной договоренности проведено также на базе учреждения, в котором воспитываются дети с особыми потребностями (нарушениями).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.