Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 24 июня 2016 г. N 03-05-05-01/36886
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество организаций по пункту 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении объекта нежилой недвижимости и сообщает.
Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) статья 381 главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 21, которым предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций.
Из Пояснительной записки и Финансово-экономического обоснования к проекту федерального закона N 448864-5 следует, что Федеральный закон N 132-ФЗ принят в соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации. При этом прямо указано, что целью принятия налоговой льготы по налогу на имущество организаций является стимулирование модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования.
Согласно пункту 21 статьи 381 Кодекса освобождаются от налога на имущество организаций организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
В целях реализации пункта 21 статьи 381 Кодекса Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 308, который утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности".
В отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, принципы и правила определения производителями и импортерами энергетической эффективности товара регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара".
В вышеназванных нормативных правовых актах здания и помещения не поименованы.
Полагаем, что по вопросу применения пункта 21 статьи 381 Кодекса в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе жилых зданий (жилых помещений) необходимо учитывать Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2015 N 307-КГ14-7982, согласно которому отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2014 N А26-707/2014 (далее - Постановление Суда).
В мотивировочной части указанного Постановления Суда прямо указано, что "из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты".
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ освобождаются от налога на имущество организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергоэффективность, в соответствии с правительственным перечнем или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергоэффективности. Срок - в течение 3 лет со дня постановки на учет указанного имущества.
В правительственных перечнях здания и помещения не поименованы.
Ссылаясь на позицию ВС РФ (определение от 06.02.2015 N 307-КГ14-7982), Минфин России пояснил следующее. Из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 июня 2016 г. N 03-05-05-01/36886
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 27 сентября 2016 г. N 19