Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 5 августа 2016 г. N 03-02-07/1/46109
В соответствии с обращением Департамент налоговой и таможенной политики повторно рассмотрел письмо и в дополнение к письму Департамента от 12.04.2016 N 03-02-07/1/20809 сообщает следующее.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена ответственность юридических и физических лиц за непредставление в налоговый орган налоговой декларации.
Законодательством Российской Федерации разграничены функции и полномочия налоговых органов и правоохранительных органов.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами внутренних дел, следственными органами, посредством реализации полномочий, предусмотренных Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 статьи 30 Кодекса).
При этом наделение правоохранительных органов дополнительной функцией может потребовать дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Вместе с тем подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусмотрено право налоговых органов проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном Кодексом, вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 89 Кодекса налоговые органы проводят выездные налоговые проверки на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (пункт 1 статьи 36 Кодекса).
В рамках проведения выездной налоговой проверки налоговыми органами могут быть опрошены в качестве свидетелей физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, истребованы документы у проверяемого лица, а также у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица (статьи 90, 93, 93.1 Кодекса).
Таким образом, у налогового органа достаточно инструментов для осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, предложения об ужесточении ответственности за непредставление физическим лицом налоговой декларации, а также о наделении правоохранительных органов функцией по привлечению к ответственности налогоплательщиков - физических лиц за непредставление ими налоговых деклараций представляются нецелесообразными.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин России, у налогового органа достаточно инструментов для осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Не поддерживаются предложения об ужесточении ответственности за непредставление физлицом декларации, а также о наделении правоохранительных органов функцией по привлечению к ответственности физлиц за непредставление ими деклараций.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 августа 2016 г. N 03-02-07/1/46109
Текст письма официально опубликован не был