Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 11 августа 2016 г. N 03-04-05/47175
В связи с обращением Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что оказание консультационных услуг Министерством финансов Российской Федерации законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем сообщаем, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. При этом в соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база определяется в таких случаях как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
В абзаце пятом пункта 4 статьи 212 Кодекса предусмотрено, что рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчётной цены ценных бумаг с учётом предельной границы её колебаний, если иное не установлено данной статьёй.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчётной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены в соответствии с абзацем седьмым пункта 4 статьи 212 Кодекса устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До принятия Банком России согласованного с Минфином России порядка определения рыночной цены ценных бумаг применяется Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчётной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённый приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н, в соответствии с пунктом 4 которого рыночная цена ценных бумаг, расчётная цена определяется в соответствии с Порядком определения расчётной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н "Об утверждении порядка определения расчётной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Порядок) расчётная цена необращающейся ценной бумаги может быть определена как цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги, как цена ценной бумаги, рассчитанная организацией по правилам, предусмотренным пунктами 5-19 Порядка, как оценочная стоимость ценной бумаги, определённая оценщиком.
Исходя из пункта 9 Порядка расчётная цена необращающихся обыкновенных акций не указанная в пунктах 6-8 Порядка, может определяться путём деления стоимости чистых активов общества, рассчитанных в соответствии с порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2014 N 84н "Об утверждении порядка определения стоимости чистых активов", уменьшенной на долю чистых активов, которая приходится на размещённые привилегированные акции общества, на общее количество размещённых обществом обыкновенных акций.
Особенностей определения расчётной цены необращающихся акций при их приобретении в рамках дополнительного выпуска при увеличении уставного капитала в Порядке не содержится.
Обязанность в установленном порядке исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, лежит на организации - налоговом агенте.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доходом налогоплательщика является, в частности, материальная выгода от приобретения ценных бумаг. При этом налоговая база определяется в таких случаях как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, расчитанной с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов на их приобретение.
Рыночная стоимость необращающихся ценных бумаг определяется исходя из расчетной цены с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено НК РФ.
До принятия Банком России согласованного с Минфином России порядка определения рыночной цены ценных бумаг применяется порядок, утвержденный ФСФР России.
Особенностей определения расчетной цены необращающихся акций при их приобретении в рамках дополнительного выпуска при увеличении уставного капитала в порядке, установленном ФСФР России, не содержится.
Обязанность в установленном порядке исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога в бюджет при получении дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг лежит на организации - налоговом агенте.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 августа 2016 г. N 03-04-05/47175
Текст письма официально опубликован не был