Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 16 августа 2016 г. N 03-07-08/47864
Вопрос: Между азербайджанской организацией (заказчиком) и российской организацией (подрядчиком) заключен договор, по условиям которого российская организация на территории Российской Федерации оказывает услуги по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджанской Республики.
Российская организация не имеет на территории Азербайджанской Республики постоянного представительства (филиала), а азербайджанская организация не имеет постоянного представительства (филиала) на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, прошу разъяснить порядок налогообложения данной операции и ответить на следующие вопросы:
1. Должна ли российская организация (подрядчик) облагать реализацию услуг по разработке проектной документации НДС (18%) или же такие услуги относятся к инжиниринговым услугам, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается на основании пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ?
2. Вправе ли азербайджанская организация (заказчик) при перечислении оплаты выполненных работ удерживать налог с дохода организации - резидента Российской Федерации в случае, если российская организация фактически выполняет работы на территории Российской Федерации и не имеет на территории Азербайджанской Республики постоянного представительства? Применяется ли в этом случае порядок, установленный п. 1 ст. 7 Соглашения "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" подписанного 03.07.1997 Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики, согласно которому российская организация в рассматриваемой ситуации обязана с полученного от азербайджанской организации дохода заплатить только налог на прибыль на территории Российской Федерации?
3. В случае удержания азербайджанской организацией налога с дохода, полученного российской организации, может ли сумма удержанного налога быть возвращена российской организацией из азербайджанского бюджета или зачитываться российской организацией при уплате налога на прибыль на территории Российской Федерации? Каков порядок такого возврата или зачета?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при оказании российской организацией азербайджанской организации услуг по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджанской Республики Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Так, на основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации инжиниринговых услуг не признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом к инжиниринговым услугам в целях применения данного подпункта относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Таким образом, местом реализации оказываемых российской организацией азербайджанской организации услуг по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджанской Республики территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Что касается применения налога на прибыль организаций, то согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 3 июля 1997 года (далее - Соглашение) прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся в нем постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как указано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 "Постоянное представительство" Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности" через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, определение содержит следующие условия:
- существование места деятельности, то есть помещения или оборудования;
- место деятельности должно быть "постоянным", то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;
- осуществление коммерческой деятельности предприятия через постоянное место деятельности. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят деятельность предприятия в государстве, в котором находится постоянное место деятельности.
Под местом деятельности понимаются любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство.
Для того, чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.
Учитывая, что в соответствии с договором, заключенным с азербайджанской организацией, российская организация оказывает услуги по разработке проектной документации для строительства объекта на территории Азербайджанской Республики, а также принимая во внимание, что деятельность данной российской организации по разработке проектной документации осуществляется на территории Российской Федерации, такая деятельность российской организации не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства на территории Азербайджана. Следовательно, согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения прибыль российской организации облагается налогом на прибыль организаций в Российской Федерации.
В случае удержания азербайджанской стороной налога с дохода, полученного данной российской организацией от оказания услуг по разработке проектной документации, необходимо осуществить возврат суммы налога, удержанного на территории Азербайджанской Республики, в соответствии с азербайджанский налоговым законодательством.
Одновременно сообщается, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская компания оказывает азербайджанской организации услуги по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджана. Возник вопрос об НДС и налоге на прибыль.
Разъяснено, что местом реализации оказываемых услуг по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджана территория России не признается. Соответственно, они не облагаются НДС в нашей стране.
Ссылаясь на Соглашение между Россией и Азербайджаном об избежании двойного налогообложения, Минфин России пояснил следующее.
Деятельность российской организации по разработке проектной документации осуществляется на территории нашей страны. Соответственно, такая деятельность не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства на территории Азербайджана. Поэтому прибыль российской организации облагается налогом на прибыль в России.
В случае удержания азербайджанской стороной налога с дохода, полученного данной российской организацией от оказания услуг по разработке проектной документации, необходимо осуществить возврат суммы налога, удержанного на территории Азербайджана.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2016 г. N 03-07-08/47864
Текст письма официально опубликован не был