Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 16 августа 2016 г. N 03-07-08/47839
Вопрос: 1. В настоящее время на территориях Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации действует единое таможенное пространство.
С целью удовлетворения потребностей металлургических предприятий ОАО планирует закуп лома черных металлов от поставщиков из Республики Казахстан, а именно, от юридических и физических лиц. При этом от физических лиц, как предпринимателей, так и не предпринимателей (неплательщиков НДС).
Учитывая, что основным видом деятельности ОАО является заготовка, переработка, хранение и реализация лома черных металлов (лицензия на эту деятельность имеется) следует ли ОАО облагать НДС по ставке 18% ввоз лома и отходов черных металлов из Республики Казахстан, как от юридических лиц, так и физических лиц, как от предпринимателей, так и не от предпринимателей (неплательщиков НДС)?
2. Возникает ли объект налогообложения НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 209 НК РФ? Будет ли ОАО являться налоговым агентом в отношении выплат, производимых гражданам республики Казахстан (предпринимателям и не предпринимателям) за приобретенный лом черных металлов?
Ответ: В связи с письмами по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц в отношении приобретения российской организацией у казахстанских поставщиков лома черных металлов, ввозимого на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
При решении вопроса о применении налога на добавленную стоимость в отношении лома черных металлов, ввозимого на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, следует руководствоваться определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 309-КГ15-11310 и от 30 мая 2016 г. N 168-ПЭК16, согласно которым при импорте товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза необходимо учитывать положения не только статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и статьи 149 Кодекса, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Что касается налогообложения доходов от продажи лома черных металлов, получаемых казахстанской организацией, то согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 13 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" (далее - Конвенция) определено, что доходы от отчуждения любого имущества, не упомянутого в пунктах 1 и 2, облагаются налогом только в договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
Таким образом, доходы от продажи лома черных металлов, получаемые резидентами Казахстана, подлежат налогообложению в Республике Казахстан.
В целях реализации положений Конвенции в соответствии с пунктом 6 статьи 232 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, налоговый агент - источник выплаты дохода при выплате дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту - источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент - источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.
Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется его нотариально заверенный перевод на русский язык.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация приобрела у казахстанских поставщиков лом черных металлов, ввозимый в нашу страну из Казахстана. Возник вопрос об НДС и НДФЛ.
При решении вопроса о применении НДС в отношении лома черных металлов, ввозимого в Россию из Казахстана, следует руководствоваться позицией ВС РФ (определения от 28 декабря 2015 г. N 309-КГ15-11310 и от 30 мая 2016 г. N 168-ПЭК16). Так, при импорте товаров с территории государств-членов ЕАЭС необходимо учитывать не только положения НК РФ, устанавливающие перечень товаров, не подлежащих обложению НДС при их ввозе в Россию, но и нормы, регулирующие порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Ссылаясь на Конвенцию между Россией и Казахстаном об устранении двойного налогообложения, Минфин России пояснил следующее. Доходы от продажи лома черных металлов, получаемые резидентами Казахстана, подлежат налогообложению в Казахстане.
При этом налоговый агент при выплате дохода физлицу не удерживает налог, если это физлицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен международный договор. Для подтверждения статуса налогового резидента физлицо вправе представить паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность.
Если этих документов недостаточно, налоговый агент вправе запросить у физлица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым заключен международный договор.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2016 г. N 03-07-08/47839
Текст письма официально опубликован не был