Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 12 августа 2016 г. N 03-03-06/3/47386
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
В силу нормы статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно положениям пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Следовательно, расходы, произведенные некоммерческими организациями за счет средств целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Таким образом, из совокупности вышеприведенных норм НК РФ некоммерческие организации вправе учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций только те расходы, источником покрытия которых являются доходы, полученные от коммерческой деятельности, а также от иной приносящей доход деятельности, при условии, что такие доходы подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Согласно пункту 3 статьи 280 НК РФ расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Таким образом, если акции и иные ценные бумаги приобретались некоммерческой организацией за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, то при определении налоговой базы по операциям с такими ценными бумагами при их реализации (погашении) или ином выбытии, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы от реализации на расходы, определяемые в соответствии с положениями пункта 3 статьи 280 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расходы, произведенные некоммерческими организациями за счет средств целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Разъяснено, что некоммерческие организации вправе учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль только те расходы, источником покрытия которых являются доходы от коммерческой деятельности, а также от иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, если акции и иные ценные бумаги приобретались некоммерческой организацией за счет средств от коммерческой деятельности, то при определении налоговой базы при их реализации (погашении) или ином выбытии налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 августа 2016 г. N 03-03-06/3/47386
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", октябрь 2016 г., N 10