Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51318.12-2012 (СИСПР 12:2009)
"Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных средств"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1518-ст)
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Vehicles, boats and devices with internal combustion engines. Radio disturbance characteristics. Limits and methods for the protection of off-board receivers
Дата введения - 1 января 2013 г.
Взамен ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР 12-97)
Курсив в тексте не приводится
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен ЗАО "Научно-испытательный центр "САМТЭС" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1518-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту СИСПР 12:2009 "Транспортные средства, моторные лодки и двигатели внутреннего сгорания. Характеристики радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных объектов" (CISPR 12:2009 "Vehicles, boats and internal combustion engines - Radio disturbance characteristics - Limits and methods of measurement for the protection of off-board receivers").
При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, выделены в тексте стандарта курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР 12-97)
Предисловие
Международный стандарт СИСПР 12:2009 подготовлен Международным специальным комитетом по радиопомехам (СИСПР), подкомитетом D "Электромагнитные помехи, относящиеся к электрическому/электронному оборудованию транспортных средств и устройствам с двигателями внутреннего сгорания".
Настоящая консолидированная версия СИСПР 12:2009 включает в себя стандарт СИСПР 12:2007 (шестое издание) и Изменение 1 (2009) к нему.
Техническое содержание СИСПР 12:2009 идентично содержанию СИСПР 12:2007 и его Изменению 1, оно было подготовлено для удобства пользователя.
Введение к СИСПР 12:2009
Установлена насущная необходимость в стандартах, определяющих приемлемое качество функционирования всех электрических/электронных продуктов при создании ими/воздействии на них радиочастотных помех. Стандарт СИСПР 12:2009 разработан для того, чтобы обеспечить автомобильную промышленность и другие отрасли промышленности методами испытаний и нормами, служащими для защиты радиоприема.
Стандарт СИСПР 12:2009 в течение многих лет использовался как руководящий документ во многих странах для обеспечения защиты радиоприемников в жилых зонах. Он показал себя очень эффективным для защиты радиосреды вне транспортных средств.
1 Область применения
Нормы, установленные в настоящем стандарте, предназначены для защиты вещательных приемников в полосе частот от 30 до 1000 МГц, применяемых в жилых зонах (см. рисунок 1). Соответствие требованиям настоящего стандарта не может обеспечить адекватную защиту средств радиосвязи новых видов, применяемых в жилых зонах на расстоянии менее 10 м от транспортных средств, моторных лодок или других устройств.
Рисунок 1 - Схема воздействия радиопомех, создаваемых транспортными средствами, на вещательные приемники
Примечание - Как показывает опыт, соответствие требованиям настоящего стандарта может обеспечить соответствующую защиту радиоприемников, используемых в жилых зонах, при других видах передач, включая радиопередачи в полосах частот, отличных от указанных выше.
Настоящий стандарт распространяется на индустриальные радиопомехи (излучения электромагнитной энергии), которые могут нарушить радиоприем, создаваемые:
a) транспортными средствами, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями или теми и другими (см. 3.1);
b) моторными лодками, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями или теми и другими (см. 3.2). Моторные лодки испытывают также, как и транспортные средства, за исключением случаев, когда они имеют особые характеристики, как это четко определено в настоящем стандарте;
c) устройствами, имеющими двигатели внутреннего сгорания или тяговые батареи (см. 3.3).
Схема, помогающая понять применение настоящего стандарта, приведена в приложении G.
Настоящий стандарт не распространяется на самолеты, системы с электротягой (железнодорожный транспорт, трамвай и троллейбус) и на неукомплектованные транспортные средства. Если троллейбус работает в двойном режиме (т.е. приводится в движение от источника электропитания постоянного или переменного тока или двигателями внутреннего сгорания), должна рассматриваться только система внутреннего сгорания, а система, связанная с источником электропитания постоянного или переменного тока, не входит в область применения настоящего стандарта.
Примечание - Защита приемников, использующихся на тех же транспортных средствах, на которых находится и источник (источники) радиопомех, относится к области применения ГОСТ Р 51317.25.
Измерения электромагнитных помех во время зарядки транспортного средства через сеть электропитания не входят в область применения настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55055-2012 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения
ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах
ГОСТ Р 51318.16.1.1-2007 (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех
ГОСТ Р 51318.16.1.3-2007 (СИСПР 16-1-3:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-3. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения мощности радиопомех
ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам
ГОСТ Р 51318.16.2.3-2009 (СИСПР 16-2-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерений параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55055, ГОСТ Р 50397, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 транспортное средство (vehicle): Машина, работающая на суше и предназначенная для перевозки людей или товаров.
Примечание - Примерами транспортных средств являются легковые автомобили, грузовики, автобусы, мопеды, сельскохозяйственные машины, землеройные машины, погрузочно-разгрузочное оборудование, шахтное оборудование, машины для обработки пола, аэросани и т.п.
3.2 лодка (boat): Судно длиной более 15 м, предназначенное для использования на воде.
3.3 устройство (device): Машина, приводимая в действие двигателем внутреннего сгорания, не предназначенная для перевозки людей и грузов.
Примечание - К устройствам относят цепные бензопилы, ирригационные насосы, снегоочистители, воздушные компрессоры, оборудование для ухода за садом, машины для обработки пола и т.п.
3.4 импульсные помехи от системы зажигания (impulsive ignition noise): Мешающее излучение электромагнитной энергии, которое в основном является импульсным, создаваемое системой зажигания транспортного средства, моторной лодки или устройства.
3.5 помехоподавляющее устройство системы зажигания (ignition noise suppressor): Часть высоковольтной цепи системы зажигания, предназначенная для ограничения излучения импульсных помех от системы зажигания.
3.6 открытая измерительная площадка [outdoor test site (OATS)]: Площадка для проведения измерений, аналогичная площадке, описанной в ГОСТ Р 51318.16.1.4, за исключением того, что не требуется пластина заземления и размеры площадки иные.
Примечание - Особые требования установлены в настоящем стандарте.
3.7 резистивная щетка распределителя (resistive distributor brush): Резистивная зажимная щетка в крышке распределителя системы зажигания.
3.8 частотный интервал (frequency sub-band): Часть полосы частот (30 - 1000 МГц), используемая для оценки результатов испытаний, полученных при испытаниях с качанием частоты.
3.9 представительная частота (representative frequency): Выделенная частота из частотного интервала, используемая для сравнения данных с нормой.
3.10 характерный уровень (characteristic level): Контрольный (или доминирующий) уровень излучения в каждом частотном интервале. Характерный уровень представляет собой максимальное измеренное значение, полученное при обеих поляризациях антенны для всех положений измерений транспортного средства, моторной лодки или устройства. Известные сигналы окружающей среды не рассматривают как часть характерного уровня.
3.11 следящий генератор сигналов (tracking generator): Генератор испытательного сигнала (незатухающее колебание), частота которого связана с частотой измерительного приемника.
3.12 мощность радиочастотной помехи (RF disturbance power): Мощность радиочастотной помехи, измеренная трансформатором тока поглощающих клещей и измерительным радиочастотным прибором. Помеха может быть измерена как напряжение индустриальной радиопомехи в режиме пикового или квазипикового детектирования.
3.13 искровой разряд (spark discharge): В настоящем стандарте - разряд энергии, накопленной в катушке системы зажигания, в дуге на электродах измерительной свечи зажигания.
3.14 высоковольтный резистивный кабель системы зажигания [resistive high-voltage (HV) ignition cable]: Кабель системы зажигания, проводник которого имеет высокое сопротивление (затухание).
3.15 жилая зона (residential environment): Зона, в которой защитное расстояние между источником помех и точкой радиоприема равно 10 м и источник помех подключен к общественной низковольтной системе электроснабжения или батарее.
Примечание - К жилым зонам относят жилые дома, коммерческие предприятия, развлекательные заведения, театры, школы, улицы и т.д.
3.16 тяговые батареи (traction batteries): Мощные батареи, используемые в электрическом транспорте.
4 Нормы радиопомех
4.1 Определение соответствия транспортного средства/моторной лодки/устройства установленным нормам
В полосе частот 30 - 1000 МГц транспортные средства, моторные лодки, устройства должны соответствовать:
- нормам средних значений, если транспортные средства, моторные лодки, устройства находятся в режиме "Ключ зажигания включен, двигатель не работает" (см. 5.3.2.1);
- нормам пиковых или квазипиковых значений, если транспортные средства, моторные лодки, устройства находятся в режиме "Двигатель работает" (см. 5.3.2.2).
Нормы, приведенные в настоящем стандарте, учитывают неопределенность измерений.
На рисунке 2 приведен метод определения соответствия.
Рисунок 2 - Алгоритм подтверждения соответствия установленным нормам
4.2 Нормы при измерениях с помощью пикового и квазипикового детекторов
Нормы излучаемых радиопомех, измеряемых с помощью пикового или квазипикового детектора на расстоянии 10 м, приведены на рисунке 3. При проведении испытаний выбирают только одну ширину полосы частот. Для более точного определения значений норм применяют уравнения, приведенные на рисунке 3. При измерениях на расстоянии 3 м к значению нормы прибавляют 10 дБ.
Рисунок 3 - Нормы радиопомех (пиковый и квазипиковый детекторы) для расстояния 10 м
4.3 Нормы при измерениях с помощью детектора средних значений
Нормы излучаемых радиопомех, измеряемых с помощью детектора средних значений на расстоянии 10 м, приведены на рисунке 4.
Транспортные средства, моторные лодки и устройства, не имеющие электронных генераторов с рабочей частотой свыше 9 кГц, считают соответствующими требованиям средних значений, установленным в настоящем подразделе, без испытаний с помощью детектора средних значений. Транспортные средства, моторные лодки и устройства, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51318.25, раздел 5, считают соответствующими требованиям для средних значений в соответствии с требованиями настоящего раздела без дополнительных испытаний.
При измерениях на расстоянии 3 м к норме прибавляют 10 дБ.
В ГОСТ Р 51318.16.2.3, приложение D, приведено объяснение разницы между детекторами средних значений при учете пиковых значений ("CISPR AV") и детектором средних значений без учета пиковых значений ("AV"), отвечающих требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.1. При измерениях на соответствие требованиям настоящего стандарта допускается применение любого детектора, т.к. скорость повторения импульсов помехи от двигателей внутреннего сгорания превышает 10 Гц.
Примечание - Для типовых испытаний по 6.4 допускается применение альтернативного метода испытаний, базирующегося на требованиях ГОСТ Р 51318.25. Такой альтернативный метод типовых испытаний применяют к тем транспортным средствам/моторным лодкам/устройствам, на которых могут быть установлены бортовые приемники. Если при измерениях по методу в соответствии с ГОСТ Р 51318.25 с использованием детектора средних значений напряженность сигнала радиоантенны транспортного средства, моторной лодки и устройства менее 20 дБ (мкВ) (10 мкВ) в полосе частот 76 - 108 МГц, то транспортные средства, моторные лодки и устройства считают соответствующими нормам при измерении детектором среднего значения и дальнейшие испытания не проводят.
Рисунок 4 - Нормы радиопомех (детектор средних значений) для расстояния 10 м
5 Методы измерений
5.1 Измерительные приборы
Измерительные приборы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.1. Применяют ручную или автоматическую перестройку частоты.
Примечание - Для измерения радиопомех применяют анализаторы спектра и сканирующие приемники. Применение пикового детектора в анализаторах спектра и сканирующих приемниках обеспечивает показание на дисплее, которое никогда не бывает меньше, чем показание квазипикового детектора при той же ширине полосы пропускания. Допускается проводить измерения радиопомех с использованием пикового детектора, т.к. он позволяет осуществить более быстрое сканирование по частоте, чем это возможно при использовании квазипикового детектора.
Если для экономии времени применяют пиковый детектор и нормы на квазипиковые значения, то результаты измерений на уровне нормы радиопомех или превышающие ее перепроверяют с использованием квазипикового детектора.
5.1.1 Параметры анализатора спектра
Скорость сканирования по частоте анализатора спектра или сканирующего приемника выбирают применительно к полосе частот измерений и соответствующему детектору. Максимальное время сканирования должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.16.2.3.
Ширину полосы пропускания анализатора спектра выбирают так, чтобы уровень собственных шумов был не менее чем на 6 дБ ниже нормы.
Примечание - Между антенной и анализатором спектра можно использовать предусилитель, чтобы получить уровень шума 6 дБ.
Рекомендуемые параметры анализатора спектра (время сканирования, ширина полосы частот) приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Параметры анализатора спектра
Полоса частот, МГц |
Измерения с применением пикового детектора |
Измерения с применением квазипикового детектора |
Измерения с применением детектора средних значений |
|||
Полоса разрешения(a) |
Время сканирования |
Полоса пропускания(b) |
Время сканирования |
Полоса разрешения(а) |
Время сканирования |
|
30 - 1000 МГц |
100 кГц/120 кГц |
100 мс/МГц |
120 кГц |
20 с/МГц |
100 кГц/120 кГц |
100 мс/МГц |
(a) Полосу разрешения устанавливают при 3 дБ. (b) Полосу пропускания устанавливают при 6 дБ. |
Если для измерений с применением пикового детектора применяют анализатор спектра, то ширина полосы пропускания для видеосигнала должна быть по крайней мере в три раза больше полосы разрешения.
5.1.2 Параметры сканирующего приемника
Время выдержки сканирующего приемника должно соответствовать полосе частот по СИСПР при использовании режима детектора. Минимальное время выдержки должно соответствовать ГОСТ Р 51318.16.2.3.
Ширину полосы пропускания сканирующего приемника выбирают такой, чтобы уровень собственных шумов был не менее чем на 6 дБ ниже нормы радиопомех.
Примечание - Между антенной и сканирующим приемником может использоваться предусилитель, чтобы выполнить требование 6 дБ в отношении собственных шумов.
Параметры сканирующего приемника (рекомендуемое время выдержки, максимальный размер шага и ширина полосы частот) представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Параметры сканирующего приемника
Полоса частот |
Измерения с применением пикового детектора |
Измерения с применением квазипикового детектора |
Измерения с применением детектора средних значений |
||||||
Ширина полосы |
Размер шага(а) |
Время выдержки |
Ширина полосы |
Размер шага(a) |
Время выдержки |
Ширина полосы |
Размер шага(a) |
Время выдержки |
|
30 - 1000 МГц |
120 кГц |
50 кГц |
5 мс |
120 кГц |
50 кГц |
1 с |
120 кГц |
50 кГц |
5 мс |
(а) Для широкополосных радиопомех максимальный размер шага частоты может быть увеличен до значения, не превышающего значение ширины полосы частот. |
5.1.3 Типы антенн
5.1.3.1 Контрольная антенна
Антенна должна представлять собой симметричный диполь (см. ГОСТ Р 51318.16.1.1). Используют коэффициенты антенны свободного пространства. Для частот 80 МГц или выше антенна должна быть резонансной подлине, а для частот ниже 80 МГц - настроена по длине на частоту 80 МГц. Длина антенны должна быть согласована с фидером с помощью соответствующего преобразователя симметричного сигнала в несимметричный.
5.1.3.2 Широкополосные антенны
Допускается использовать приемную антенну с линейной поляризацией при условии, что она согласована с контрольной антенной.
Широкополосную антенну используют при проведении измерений с помощью автоматизированной приемной системы с применением сканирующего измерительного прибора. Такая широкополосная антенна пригодна для измерения уровней излучения (в спектре частот, охватываемых настоящим стандартом), при условии, что выход согласуется с выходом контрольной антенны в реальном тестовом окружении в реальной испытательной лаборатории.
Если используются широкополосные антенны, они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.1. Должны учитываться следующие факторы:
a) эффективная область апертуры антенны, включая поляризацию (горизонтальную и вертикальную);
b) эффект фазового центра, смещающегося в зависимости от частоты;
c) эффект от характеристик отражения от земли (включая многочисленные лучевые отражения, которые могут возникнуть на отдельных частотах около 500 МГц при вертикальной поляризации и 900 МГц при горизонтальной поляризации).
Альтернативные характеристики антенн приведены в приложении С.
5.1.4 Точность
Измерительная система, состоящая из антенны, линии передачи и измерительного прибора, но без источника радиопомех и измерительной площадки, должна измерять напряженность электрического поля в полосе частот 30 - 100 МГц с точностью 3 дБ (см. ГОСТ Р 51318.16.1.4, раздел 4). Точность по частоте должна быть выше 1 дБ.
Примечания
1 Для того чтобы результаты измерений, определенных в настоящем стандарте, находились в допустимых пределах, необходимо учитывать все характеристики измерительного оборудования (например, частотную и амплитудную стабильность, ослабление зеркального отображения, кросс-модуляцию, уровни перегрузки, избирательность, постоянные времени и соотношение сигнал/шум), а также факторы, влияющие на антенну и линии передачи.
2 Можно ожидать, что возможны дополнительные изменения результатов измерений напряженности электрического поля (см. С.13 приложения С) в полосе частот 30 - 1000 МГц, вызванные изменениями проводимости земли и другими факторами, влияющими на воспроизводимость измерений.
5.2 Требования к месту проведения измерений
5.2.1 Требования к открытой измерительной площадке
5.2.1.1 Открытая измерительная площадка для транспортных средств и устройств
Открытая измерительная площадка для транспортных средств и устройств должна представлять собой зону, свободную от поверхностей, отражающих электромагнитную энергию, в пределах окружности радиусом не менее 30 м, с центром в средней точке расстояния между испытуемым двигателем и антенной. В виде исключения допускается размещать измерительное оборудование, сооружение для испытаний или транспортное средство, в котором расположено измерительное оборудование (если используется), в пределах измерительной площадки. Но только в разрешенной зоне, показанной заливкой на рисунке 5.
Примечание - Требования к открытой измерительной площадке, приведенные в 5.2.1.1 и на рисунке 5, представляют собой требования ГОСТ Р 51318.16.1.4 применительно к автомобильным средствам значительного размера.
Транспортные средства и устройства длиной и шириной менее 2 м допускается испытывать на открытой измерительной площадке, размеры которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.4.
5.2.1.2 Открытая измерительная площадка для моторных лодок
Измерительная площадка для моторных лодок должна представлять собой зону, свободную от поверхностей, отражающих электромагнитную энергию, в пределах окружности радиусом не менее 30 м, с центром в средней точке расстояния между испытуемым двигателем и антенной. Исключения, относящиеся к измерительному оборудованию, приведены в 5.2.1.2.1 и 5.2.1.2.2. В виде исключения допускается размещать измерительное оборудование в пределах измерительной площадки, но только в разрешенной зоне, выделенной заливкой на рисунке 6. Сооружение для испытаний, транспортное средство или неметаллическая моторная лодка испытательной установки, на которой размещено измерительное оборудование, может находиться в пределах измерительной площадки.
Лодки или двигатели/моторы для лодок, испытываемые отдельно, должны испытываться в соленой или пресной воде на измерительной площадке, показанной на рисунке 6.
5.2.1.2.1 Наземное измерительное оборудование
Если измерительное оборудование размещено на суше, то измерительное строение или транспортное средство, в котором располагается измерительное оборудование, могут находиться в пределах измерительной площадки, но только в разрешенной зоне, выделенной заливкой на рисунке 6.
5.2.1.2.2 Измерительное оборудование, размещенное на воде
Измерительное оборудование может быть установлено на неметаллической лодке или неметаллическом испытательном стенде, находящихся в пределах испытательной площадки, но только в разрешенной зоне, выделенной заливкой на рисунке 6.
Рисунок 5 - Открытая измерительная площадка для транспортных средств и устройств
5.2.1.3 Требования к окружающей среде
Для того чтобы гарантировать отсутствие посторонних радиопомех или сигналов значительной мощности или плотности, которые могут существенным образом повлиять на результаты измерений транспортного средства, проводят измерения в окружающей среде до начала основного испытания и после него, но без работающего испытуемого транспортного средства, моторной лодки или устройства. При обоих измерениях уровень посторонних радиопомех (за исключением сигналов радио- и телевизионного вещания, которые известны) должен быть ниже норм радиопомех, приведенных в разделе 4, не менее чем на 6 дБ, исключая намеренные помехи. При оценке соответствия по разделу 6 любые излучения, превышающие нормы, должны исследоваться, чтобы убедиться в том, что они не применяются к транспортным средствам, лодкам или устройствам, и их исключают.
Примечание - Относительно дальнейшего руководства см. 5.4 ГОСТ Р 51318.16.1.4.
Рисунок 6 - Открытая измерительная площадка для моторных лодок
5.2.2 Требования к безэховой экранированной камере
5.2.2.1 Корреляция результатов
Безэховые экранированные камеры используют в случае, если полученные результаты могут коррелироваться с результатами, получаемыми на открытой измерительной площадке при обеспечении требований, приведенных в 5.2.1.
Примечание - Безэховые камеры имеют преимущество, так как испытания можно проводить при любой погоде, электромагнитная обстановка в камере контролируется, и вследствие стабильности электрических характеристик камеры улучшается воспроизводимость испытаний.
5.2.2.2 Требования к уровню посторонних радиопомех
Уровень посторонних радиопомех должен быть не менее чем на 6 дБ ниже норм радиопомех, приведенных в разделе 4. Уровень посторонних радиопомех проверяют периодически, а также в случае, если результаты испытаний указывают на возможное несоответствие.
5.2.3 Требования к расположению антенны
На каждой частоте измерений (включая конечные частоты) измерения проводят при вертикальной и горизонтальной поляризациях антенны (см. рисунки 7 и 8).
Должно быть исключено электрическое взаимодействие между элементами антенны и элементами системы крепления антенны.
При расположении линии передачи и антенны необходимо, чтобы линия передачи не взаимодействовала электрически с элементами антенны.
Примечание - Один из приемлемых способов расположения дипольной антенны предполагает прокладку линии передачи горизонтально за антенной на расстоянии 6 м при высоте 3 м (или 1,8 м при измерительном расстоянии 3 м) до места его снижения к уровню земли или ниже. Допускаются также и иные способы расположения, если они не влияют на результаты измерений или эти влияния могут быть учтены при калибровке оборудования.
5.2.3.1 Высота антенны
При измерительном расстоянии 10 м центр антенны располагают на высоте (3,000,05) м над поверхностью земли/пола или водной поверхностью. При измерительном расстоянии 3 м высота должна быть (1,800,05) м.
Рисунок 7 - Расположение антенны при измерении излучаемых радиопомех - вертикальная поляризация
Рисунок 8 - Расположение антенны при измерении излучаемых радиопомех - горизонтальная поляризация
5.2.3.2 Расстояние
Рекомендуемое горизонтальное расстояние между контрольной точкой антенны и ближайшей металлической частью транспортного средства/лодки/устройства должно быть (10,00,2) м по горизонтали; допускается проводить измерения на расстоянии (3,000,05) м, если выполняются требования 5.2.3.4.
5.2.3.3 Вспомогательные антенны (несколько антенн)
Допускается использовать вспомогательные антенны, но если две антенны расположены напротив друг друга, одна из них должна быть вертикально поляризованной, а другая - горизонтально поляризованной.
Требование к чистой зоне измерительной площадки, приведенное в 5.2.1.1, также применяют к средней точке расстояния между транспортным средством/лодкой/устройством и вспомогательной антенной.
5.2.3.4 Несколько местоположений антенны (только для измерительного расстояния 3 м)
Если длина транспортного средства или устройства больше ширины луча антенны на уровне 3 дБ, антенну устанавливают в нескольких местах. При измерениях используют одни и те же местоположения антенн для горизонтальной и вертикальной поляризаций.
Допускается не использовать несколько местоположений антенны в случае, если измеренные уровни излучений ниже нормы минус значение снижения усиления, вычисленное с использованием геометрических размеров испытательной установки и усиления антенны (см. приложение В).
Примечание - Стандартная логопериодическая антенна имеет ширину луча на уровне 3 дБ приблизительно 60 град. При расстоянии 3 м это приводит к распределению поля приблизительно на 3,5 м, например, по 1,75 м в обе стороны от центра симметрии антенны. Таким образом, для самоходного средства длиной 7 м требуется три местоположения антенны с каждой стороны для определения уровня радиопомех от данного транспортного средства.
5.3 Условия проведения испытаний объекта
5.3.1 Общие сведения
Измерения проводят при сухом транспортном средстве/лодке/устройстве или не менее чем через 10 мин после прекращения осадков. Двигатели или электродвигатели, расположенные вне борта моторной лодки, все поверхности которых при обычной нормальной работе не находятся в контакте с водой, должны быть сухими.
Примечание - Роса или небольшая влажность могут значительно повлиять на показания приборов с пластмассовыми корпусами.
Методы оценки соответствия на основе испытаний объекта в сухих условиях приведены в разделе 6.
5.3.2 Транспортные средства и моторные лодки
Измерения проводят слева и справа от самоходного средства (см. рисунки 7 и 8).
Все оборудование, которое включается автоматически с включением системы привода, измеряют во время работы, осуществляемой так, чтобы она могла считаться (насколько это возможно) нормальной. Рабочая температура двигателя должна быть нормальной.
Для транспортных средств или моторных лодок с независимыми электрическими системами и системами внутреннего сгорания различные системы привода в одном и том же транспортном средстве или лодке испытывают отдельно.
Вспомогательные двигатели должны работать в нормальном режиме в соответствии со своим назначением, их испытывают (если это возможно) отдельно от основного двигателя.
В зависимости от местоположения вспомогательных двигателей могут потребоваться несколько испытаний транспортного средства или моторной лодки с несколькими двигателями, последовательно устанавливаемыми перед антенной во время серии испытаний.
При раздельном испытании двигатели, устанавливаемые внутри, на корме и снаружи, или моторы с приводом для лодок крепят к борту лодки или платформы из изоляционного материала и испытывают так же, как лодки с двигателями или моторами, расположенными на борту.
Измерения проводят для двух различных условий работы транспортных средств и моторных лодок:
1 - режим "Ключ зажигания включен, двигатель выключен";
2 - режим "Двигатель работает".
Эти два условия относятся к транспортным средствам/моторным лодкам с двигателем внутреннего сгорания и/или снабженным электродвигателем (включая гибридные системы двигательной установки).
5.3.2.1 Режим работы "Ключ зажигания включен, двигатель выключен"
Условия работы "Ключ зажигания включен, двигатель выключен" следующие:
- ключ зажигания включен;
- двигатель не работает;
- электронные системы транспортного средства работают в нормальном режиме.
Все оборудование с внутренними генераторами частотой более 9 кГц или повторяющимися сигналами, функционирующими непрерывно, должно работать нормально.
5.3.2.2 Режим работы "Двигатель работает"
Транспортные средства/моторные лодки, оснащенные двигателем внутреннего сгорания, должны испытываться с работающим двигателем, как указано в таблице 3. Частота вращения вала двигателя должна быть одинакова для квазипиковых и пиковых измерений.
Таблица 3 - Частота вращения вала двигателей внутреннего сгорания
Число цилиндров |
Частота вращения вала двигателя, 10% |
1 Более 1 |
2500 1500 |
Транспортные средства/лодки с электродвигателем должны испытываться с двигателем, запускаемым на динамометрическом стенде без нагрузки или на непроводящем стенде для ведущего моста при постоянной скорости 40 км/ч или при максимальной скорости, если она менее 40 км/ч.
Транспортные средства с гибридными системами электродвигателя должны испытываться как с электрическими системами, так и с системами внутреннего сгорания, функционирующими при движении транспортного средства со скоростью 40 км/ч. Если это невозможно, транспортное средство испытывают с двигателем внутреннего сгорания с частотой вращения вала, установленной в таблице 3, и с электрической системой при скорости 40 км/ч или при максимальной скорости, если она менее 40 км/ч.
5.3.3 Устройства
Измерения проводят при нормальном рабочем положении, высоте с полной нормальной нагрузкой и без нагрузки при скорости холостого хода, в направлении максимального излучения радиопомех. Там, где это осуществимо на практике, испытуемое устройство измеряют в трех ортогональных плоскостях.
Рабочие условия для устройств (в режимах "Ключ зажигания включен, двигатель выключен" и "Двигатель работает") должны быть указаны в программе испытаний.
В зависимости от ситуации необходимо учитывать следующие условия:
- в случае если могут меняться рабочее положение и высота, испытуемое устройство располагают так, чтобы свеча зажигания была расположена на высоте (1,00,2) м над землей;
- оператор не должен присутствовать при испытаниях, но при необходимости должна проводиться механическая подгонка, осуществляемая (насколько это возможно) при помощи изоляционного материала для удерживания устройства в нормальном положении и обеспечения установленной скорости двигателя.
5.4 Сбор данных
Измерения проводят по всей установленной полосе частот. Измерения на отдельных частотах приводят в случае испытаний в соответствии с 6.6 или для типовых испытаний, если результаты первичных измерений, охватывающие весь диапазон частот, доступны и доказывают соответствие требованиям настоящего стандарта.
Для статистической оценки результаты измерений, проводимых с применением детектора средних значений, квазипикового и пикового детектора, выражают в децибелах относительно 1 мкВ/м.
Результаты измерений с применением пикового детектора выражают в соответствии с одной из полос пропускания, представленной на рисунке 2.
При измерениях с применением пикового детектора нормы, представленные на рисунке 2, могут быть приведены к ширине полосы пропускания, отличной от 120 кГц или 1 МГц, путем прибавления коэффициента, равного 20 lg [ширина полосы пропускания (кГц)/120 кГц] или 20 lg [ширина полосы пропускания (МГц)/1 МГц].
6 Методы проверки соответствия требованиям настоящего стандарта
6.1 Общие сведения
Некоторые различия в конструкции транспортных средств/моторных лодок или устройств не оказывают существенного влияния на радиопомехи от системы зажигания. Для автодорожных средств примеры таких различий приведены в приложении D.
6.2 Применение норм
6.2.1 Измерения в сухих условиях
При сертификационных измерениях, проводимых при сухом транспортном средстве/моторной лодке или устройстве (см. 5.3.1), или не менее чем через 10 мин после прекращения осадков используют графики норм, представленные на рисунках 3 и 4.
6.2.2 Измерения во влажных условиях
В условиях, когда измерения проводят во время выпадения осадков или не менее чем через 10 мин после прекращения осадков, транспортное средство/моторную лодку или устройство считают соответствующими требованиям настоящего стандарта, если измеренные значения помех не превышают более чем на 10 дБ уровни, приведенные на рисунках 2 и 3.
В спорном случае, касающемся установления соответствия, измерения проводят в сухих условиях.
Соответствие нормам, установленное при измерениях во влажных условиях (и в спорном случае, приведенном выше), остается в силе до того момента, когда оно будет оспорено, и проведение измерений в сухих условиях докажет несоответствие нормам.
В этом случае модификация транспортных средств/моторных лодок и устройств, проданных в течение периода времени, когда соответствие считалось справедливым, не требуется.
Если соответствие нормам установлено на основе измерений во влажных условиях, необходимо уделить особое внимание надзору за серийным производством.
6.3 Оценка (общие сведения)
Для оценки единичных транспортных средств/моторных лодок или устройств используют данные, полученные в результате полного сканирования.
Для статистического анализа нескольких транспортных средств/моторных лодок или устройств используют характерные уровни и процесс вычисления, приведенные в приложении А. Уровни сравнивают с нормой на представительной частоте для соответствующего частотного интервала.
Статистический анализ пиковых данных для нескольких транспортных средств/моторных лодок и устройств проводится с использованием данных, относящихся к этой же ширине полосы.
6.4 Типовое испытание
Соответствие требованиям раздела 4 определяется следующим образом:
6.4.1 Один образец
Измерения допускается проводить на одном образце транспортного средства/моторной лодки и устройства из последней серии продукции. Результаты должны быть не менее чем на 2 дБ ниже норм, приведенных в разделе 4.
6.4.2 Несколько образцов (произвольно)
Если испытывают несколько образцов, то необходимо провести испытание пяти или более дополнительных транспортных средств/моторных лодок или устройств, а результаты сложить с результатами первого испытания по 6.4.1. Результаты измерений в каждом частотном интервале должны быть ниже норм, приведенных в разделе 4 для представительной частоты этого частотного интервала (см. 6.3).
6.5 Надзор за серийным производством (аудит качества)
6.5.1 Один образец
Результаты измерений одного транспортного средства/моторной лодки или устройства должны быть не более чем на 2 дБ выше норм, приведенных в разделе 4.
6.5.2 Несколько образцов (произвольно)
Если испытывают несколько образцов, то необходимо провести испытание пяти или более дополнительных самоходных средств или устройств, а результаты сложить с результатами первого испытания по 6.5.1. Результаты измерений в каждом частотном интервале оценивают на статистической основе в соответствии с приложением А. Результаты измерений на каждой частоте в каждом частотном интервале должны быть не более чем на 2 дБ выше нормы, приведенной в разделе 4 на представительной частоте для данного частотного интервала (см. 6.3).
6.6 Быстрая проверка образца при доводочном испытании (дополнительные испытания только для помех, измеряемых с помощью квазипикового детектора)
Для приближенной оценки уровней помех от транспортного средства/лодки или устройства с целью установления вероятности соответствия уровней помех нормам раздела 4 проводят дополнительные испытания. Рекомендуемые частоты для дополнительных измерений на представительных частотах приведены в приложении А.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51318.12-2012 (СИСПР 12:2009) "Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных средств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1518-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2013 г.
Дата введения - 1 января 2013 г.