Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55057-2012
"Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. N 722-ст)
Railway transport. Rolling stock. Terms and definitions
Дата введения - 1 июля 2013 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 31 марта 2017 г. N 231-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 ноября 2017 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 34056-2017 "Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения"
Курсив в тексте не приводится
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Сведения о стандарте
1 Разработан Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. N 722-ст
4 Введен впервые
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, заключенные в рамки из тонких линий.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы - курсивом.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области железнодорожного подвижного состава.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожному подвижному составу, входящей в сферу работ по стандартизации и/или использующей результаты этих работ.
Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ Р 55056, ГОСТ 19350, ГОСТ Р 53431, ГОСТ Р 52944.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения
ГОСТ Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
Железнодорожный подвижной состав
1
железнодорожный подвижной состав: Подвижной состав, включающий в себя локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя железнодорожный тяговый подвижной состав и железнодорожный нетяговый подвижной состав.
[ГОСТ Р 55056-2012, статья 4] |
2
единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава.
Примечание - Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.
[ГОСТ Р 52944-2008, статья 5] |
3
составная часть железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и/или пассажиров. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 6] |
4 тележка железнодорожного подвижного состава: Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав.
5 база тележки железнодорожного подвижного состава: Расстояние между центрами осей крайних колесных пар тележки железнодорожного подвижного состава.
6 колесная пара железнодорожного подвижного состава: Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути.
7
сцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Составная часть железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая его сцепление единиц железнодорожного подвижного состава и передачи продольных сил. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 47] |
8
ударно-тяговое устройство железнодорожного подвижного состава: Сцепное устройство, служащее для демпфирования продольных сил при их передаче. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 48] |
9 автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.
10 переходник сцепки железнодорожного подвижного состава: Устройство, позволяющее сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава различной конструкции.
11
специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примечание - Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железно-дорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.
[ГОСТ Р 55056-2012, статья 36] |
12
самоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.
Примечание - К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом.
[ГОСТ Р 55056-2012, статья 37] |
13
несамоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.
Примечание - К несамоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.
[ГОСТ Р 55056-2012, статья 38] |
14 съемная единица железнодорожного подвижного состава: Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную.
15
высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя моторные и немоторные вагоны, предназначенные для перевозок пассажиров и/или багажа, почты со скоростью более 200 км/ч. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 39] |
16
скоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя локомотивы, пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 40] |
17
конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 41] |
18
допустимая скорость движения железнодорожного подвижного состава: Скорость, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава, не превышающая его конструкционную скорость. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 42] |
19 непогашенное ускорение (железнодорожный подвижной состав): Доля поперечного горизонтального ускорения при движении локомотива по кривой, направленная вдоль оси колесной пары и определяемая силами со стороны пути, не компенсированными за счет возвышения наружного рельса.
20 расчетный режим движения (железнодорожный подвижной состав): Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой.
Безопасность железнодорожного подвижного состава
21
безопасность железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 400] |
22 аварийная крэш-система: Устройство железнодорожного подвижного состава, предназначенное для предотвращения или снижения риска травмирования обслуживающего персонала и/или пассажиров в случае столкновения и/или схода железнодорожного подвижного состава.
23 условия безопасности движения поезда: Совокупность контролируемых состояний объектов инфраструктуры, подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение поезда.
24 устройство контроля бдительности машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования и адекватной реакции машиниста на подачу сигнала проверки бдительности при ведении поезда.
25 устройство контроля схода подвижного состава с рельсов: Устройство, предназначенное для обнаружения схода колесных пар с рельсов или наличия волочащихся деталей.
26 электропневматический клапан: Прибор для принудительного торможения в системах автоматической локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости.
27 габарит железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное коси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний как в порожнем, таки в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 405] |
Тормозные системы и процессы торможения
28 тормозная система поезда: Совокупность тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.
29 тормоз железнодорожного подвижного состава: Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления его движению в целях снижения скорости движения до остановки и удержания в неподвижном состоянии.
30 приборы управления тормозами железнодорожного подвижного состава: Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами непосредственно указанной единицы железнодорожного подвижного состава.
31 торможение железнодорожного подвижного состава: Процесс создания искусственного сопротивления движению тормозными системами единиц железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий снижение скорости или остановку.
32 служебное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, обеспечивающее плавное снижение скорости или остановки железнодорожного подвижного состава в заранее предусмотренном месте.
33 экстренное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки железнодорожного подвижного состава путем применения максимальной тормозной силы.
34 электрическое торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение тягового железнодорожного подвижного состава, при котором тормозная сила создается при преобразовании кинетической энергии тягового железнодорожного подвижного состава в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим, а получаемая электроэнергия или возвращается в тяговую сеть, или рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.
35 рекуперативное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.
36 реостатное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.
37 фрикционный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, в котором торможение осуществляется прижатием специальных фрикционных элементов к вращающимся поверхностям ходовых частей.
38 компрессорный агрегат (железнодорожный подвижной состав): Агрегат, предназначенный для производства сжатого воздуха, необходимого для обеспечения работоспособности пневматической части тормозных систем и иного пневматического оборудования, размещенного на железнодорожном подвижном составе.
39 автоматический пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий экстренное торможение при разъединении и/или разрыве тормозной магистрали воздухопровода.
40 электродинамический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз тягового железнодорожного подвижного состава, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию переводом тяговых электродвигателей в генераторный режим.
41 магниторельсовый тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, создающий тормозное усилие электромагнитным прижатием тормозного башмака к рельсу.
42 стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с ручным или автоматическим приводом, расположенный на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенный для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного и/или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.
43 пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с пневматическим управлением.
44 электропневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с электрическим управлением пневматическими тормозами.
45 кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.
46 противоюзная система (железнодорожный подвижной состав): Система, предохраняющая колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила сцепления колес с рельсами меньше тормозной силы.
47
тормозной путь поезда: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной остановки. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 44] |
Железнодорожный тяговый подвижной состав
48
железнодорожный тяговый подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 49] |
49
локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 50] |
50
моторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон, на кузов которого тяговое и тормозное усилия передаются посредством механической связи обмоторенной колесной пары с кузовом. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 51] |
51
моторвагонный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почты. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 35] |
52 секция локомотива: Составная часть локомотива, выполненная в одном кузове и имеющая в своем составе вспомогательное оборудование.
53 секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Составная часть моторвагонного железнодорожного подвижного состава, состоящая из нескольких совместно работающих моторных и немоторных вагонов.
54
тепловоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является двигатель внутреннего сгорания. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 52] |
55
паровоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 53] |
56
электровоз: Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 54] |
57 многосистемный электровоз: Электровоз, предназначенный для эксплуатации на участках, оборудованных контактной сетью постоянного или переменного тока.
58
газотурбовоз: Автономный локомотив, первичным двигателем которого является газовая турбина (ротационный двигатель внутреннего сгорания). [ГОСТ Р 55056-2012, статья 55] |
59
газотепловоз: Тяговая железнодорожная подвижная единица с автономной энергетической установкой, в составе которой применен двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 56] |
60
гибридный локомотив: Локомотив, имеющий не менее двух источников энергии. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 57] |
61
дизель-электровоз: Локомотив, двигателями которого являются двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 58] |
62 мотовоз: Локомотив небольшой мощности, предназначенный для маневровых работ на железнодорожных станциях и подъездных путях предприятий, а также для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.
63 электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию от контактной сети с помощью токоприемников, головные вагоны которого выполнены с кабиной машиниста.
64 электромотриса: Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с обеих сторон.
65 дизель-электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию на электрифицированных участках железнодорожного пути от контактной сети с помощью токоприемников, а на неэлектрифицированных участках - от собственной энергетической установки.
66 дизель-поезд: Автономный моторвагонный подвижной состав с дизельной силовой установкой, состоящий из не менее двух вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров.
67 рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов.
68 автомотриса: Самоходный железнодорожный подвижной состав с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа, состоящий из одного вагона, предназначенный для обеспечения перевозок и обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.
69 дрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием ручного привода и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.
70 автодрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием привода от двигателя внутреннего сгорания и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.
71 самоходный вагон для испытания контактной сети: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для диагностирования, испытания контактной сети.
72 путеизмерительный вагон (Нрк. путеизмеритель): Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.
73 рельсосварочная машина: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сварки рельсов.
74 локомотив-рельсосмазыватель: Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.
75 головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления.
Примечание - Головной вагон может быть моторным или немоторным.
76 немоторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство, а тележки не имеют тяговых двигателей.
77 кабина машиниста железнодорожного подвижного состава: Огороженная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства управления.
78 пульт управления машиниста железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.
Механическая часть тягового подвижного состава
79 механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава: Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых и тормозных усилий и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав.
80
электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 60] |
81
гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Совокупность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 61] |
82
тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 62] |
Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного тягового подвижного состава
83
электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава: Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 63] |
84 тяговый электрический двигатель железнодорожного подвижного состава: Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего и тормозного моментов, приводящий с помощью тяговой передачи во вращение колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава.
85 коммутационные аппараты железнодорожного подвижного состава: Устройства, предназначенные для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного состава.
86 аппараты управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств, предназначенных для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава.
87 устройство защиты электрических цепей [оборудования]: Устройство, предотвращающее повреждение электрической цепи [оборудования] железнодорожного подвижного состава при возникновении аварийных режимов.
Примечание - Аварийные ситуации могут быть в виде коротких замыканий или перенапряжений в контактной сети.
88
токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава): Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 133] |
89
вспомогательные электрические машины железнодорожного тягового подвижного состава: Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 64] |
90 тяговый трансформатор железнодорожного подвижного состава: Силовой трансформатор переменного тока, преобразующий напряжение контактной сети до значения, необходимого для работы тяговых электрических двигателей, вспомогательных электрических машин, потребителей собственных нужд электровозов, электропоездов и электрооборудования пассажирских вагонов.
91
энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование автономного локомотива, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары при использовании тягового гидравлического привода. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 65] |
92 дизель: Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.
93 дизель-генератор железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из дизеля, сочлененного стяговым генератором, который вырабатывает электроэнергию, потребляемую тяговым электрическим двигателем железнодорожного тягового подвижного состава.
94 генераторный дизель-агрегат железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из дизеля, сочлененного стяговым генератором, и электрического генератора, используемая в качестве источника электроэнергии.
Системы управления
95 система управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс электромеханического и электронного оборудования, предназначенный для обеспечения режимов разгона, выбега, торможения и собственных нужд железнодорожного подвижного состава.
Железнодорожный нетяговый подвижной состав
96
нетяговый железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 69] |
97
железнодорожный вагон: Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 70] |
98 грузовой вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки грузов.
Примечание - К грузовым вагонам относят: крытый вагон, полувагон, платформу, вагон-цистерну, вагон бункерного типа, изотермический вагон, зерновоз, вагон-транспортер, контейнеровоз, специальный вагон грузового типа и другие.
99 вагон сочлененного типа: Грузовой вагон, состоящий из не менее двух полурам, объединенных общими узлами для установки на тележку.
100 крытый вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.
101 полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
102 вагон-транспортер: Грузовой вагон, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
103 изотермический вагон: Грузовой вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного промежутка времени его доставки.
104 рефрижераторный вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени.
105 вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов.
106 платформа (железнодорожный подвижной состав): Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы, имеющей оборудование для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.
107 платформа для комбинированных перевозок: Платформа, предназначенная для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.
108 контрейлерная платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.
109 вагон-хоппер открытого типа: Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
110 вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
111 хоппер-дозатор: Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути.
112 вагон-дефектоскоп: Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда.
113 вагон-рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.
114 вагон-самосвал (Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для перевозки, механизированной погрузки и разгрузки сыпучих и кусковых грузов.
115 вагон бункерного типа: Грузовой вагон с бункерами для выгрузки сыпучих и гранулированных грузов, имеющий систему аэропневмовыгрузки с использованием осушенного воздуха.
116 пассажирский вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений.
117 двухэтажный пассажирский вагон: Пассажирский вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров - один над другим.
118 база вагона (железнодорожный подвижной состав): Расстояние между центрами пятников вагона.
119
грузоподъемность железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров, допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией на него. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 71] |
120
тара железнодорожного вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 72] |
121 салон пассажирского вагона: Огороженная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системами обеспечения микроклимата и жизнедеятельности.
122 тамбур пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.
Механическая часть нетягового подвижного состава
123 колесная пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов при их наличии, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.
124 колесная пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, подвижных в осевом направлении двух колес, дисковых тормозов (при их наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.
125 рама вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, часть тормозного оборудования, пятники, которыми вагон опирается на подпятники тележек.
126 кузов вагона (железнодорожный подвижной состав): Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования.
127 колесный блок (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи.
128 колесный узел (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, наружного и внутреннего буксовых узлов и других деталей, закрепленных на колесном узле.
Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного нетягового подвижного состава
129 энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель, генератор переменного или постоянного тока, электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.
130 пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение или выключение, контроль функционирования и защиту электрического оборудования нетягового подвижного состава.
Алфавитный указатель терминов на русском языке
автобус рельсовый |
|
автодрезина |
|
автомотриса |
|
агрегат компрессорный |
|
аппараты железнодорожного подвижного состава коммутационные |
|
аппараты управления железнодорожного подвижного состава |
|
база вагона |
|
база тележки железнодорожного подвижного состава |
|
безопасность железнодорожного подвижного состава |
|
блок колесный |
|
вагон бункерного типа |
|
вагон грузовой |
|
вагон-дефектоскоп |
|
вагон для испытания контактной сети самоходный |
|
вагон железнодорожный |
|
вагон изотермический |
|
вагон крытый |
|
вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава головной |
|
вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава моторный |
|
вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава немоторный |
|
вагон пассажирский |
|
вагон пассажирский двухэтажный |
|
вагон путеизмерительный |
|
вагон-рельсосмазыватель |
|
вагон рефрижераторный |
|
вагон-самосвал |
|
вагон сочлененного типа |
|
вагон-транспортер |
|
вагон-хоппер закрытого типа |
|
вагон-хоппер открытого типа |
|
вагон-цистерна |
|
габарит железнодорожного подвижного состава |
|
газотепловоз |
|
газотурбовоз |
|
грузоподъемность железнодорожного вагона |
|
двигатель железнодорожного подвижного состава электрический тяговый |
|
дизель |
|
дизель-агрегат железнодорожного тягового подвижного состава генераторный |
|
дизель-генератор железнодорожного тягового подвижного состава |
|
дизель-поезд |
|
дизель-электровоз |
|
дизель-электропоезд |
|
дрезина |
|
думпкар |
|
единица железнодорожного подвижного состава |
|
единица железнодорожного подвижного состава съемная |
|
кабина машиниста железнодорожного подвижного состава |
|
клапан электропневматический |
|
кран экстренного торможения |
|
крэш-система аварийная |
|
кузов вагона |
|
локомотив |
|
локомотив гибридный |
|
локомотив-рельсосмазыватель |
|
машина рельсосварочная |
|
машины железнодорожного тягового подвижного состава электрические вспомогательные |
|
мотовоз |
|
оборудование железнодорожного тягового подвижного состава электрическое |
|
пара железнодорожного подвижного состава колесная |
|
пара с неподвижными колесами, установленными на оси, колесная |
|
пара с подвижными колесами, установленными на оси, колесная |
|
паровоз |
|
передача железнодорожного тягового подвижного состава тяговая |
|
переходник сцепки железнодорожного подвижного состава |
|
платформа |
|
платформа для комбинированных перевозок |
|
платформа контрейлерная |
|
полувагон |
|
приборы управления тормозами железнодорожного подвижного состава |
|
привод железнодорожного тягового подвижного состава тяговый гидравлический |
|
привод железнодорожного тягового подвижного состава тяговый электрический |
|
пульт управления машиниста железнодорожного подвижного состава |
|
пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава |
|
путеизмеритель |
|
путь поезда тормозной |
|
рама вагона |
|
регуляторы напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава |
131 |
режим движения расчетный |
|
салон пассажирского вагона |
|
секция локомотива |
|
секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава |
|
система поезда тормозная |
|
система противоюзная |
|
система управления железнодорожного подвижного состава |
|
скорость движения железнодорожного подвижного состава допускаемая |
|
скорость железнодорожного подвижного состава конструкционная |
|
состав подвижной железнодорожный |
|
состав подвижной железнодорожный высокоскоростной |
|
состав подвижной железнодорожный моторвагонный |
|
состав подвижной железнодорожный нетяговый |
|
состав подвижной железнодорожный скоростной |
|
состав подвижной железнодорожный специальный |
|
состав подвижной железнодорожный специальный несамоходный |
|
состав подвижной железнодорожный специальный самоходный |
|
состав подвижной железнодорожный тяговый |
|
стабилизаторы напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава |
131 |
стоп-кран |
|
тамбур пассажирского вагона |
|
тара железнодорожного вагона |
|
тележка железнодорожного подвижного состава |
|
тепловоз |
|
токоприемник |
|
токоприемник железнодорожного электроподвижного состава |
|
торможение железнодорожного подвижного состава |
|
торможение железнодорожного подвижного состава рекуперативное |
|
торможение железнодорожного подвижного состава реостатное |
|
торможение железнодорожного подвижного состава служебное |
|
торможение железнодорожного подвижного состава экстренное |
|
торможение железнодорожного подвижного состава электрическое |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава магниторельсовый |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава пневматический |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава пневматический автоматический |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава стояночный |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава фрикционный |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава электродинамический |
|
тормоз железнодорожного подвижного состава электропневматический |
|
трансформатор железнодорожного подвижного состава тяговый |
|
узел колесный |
|
ускорение непогашенное |
|
условия безопасности движения поезда |
|
установка железнодорожного нетягового подвижного состава энергетическая |
|
установка железнодорожного тягового подвижного состава энергетическая |
|
устройство железнодорожного подвижного состава автосцепное |
|
устройство железнодорожного подвижного состава сцепное |
|
устройство железнодорожного подвижного состава ударно-тяговое |
|
устройство защиты оборудования |
|
устройство защиты электрических цепей |
|
устройство контроля бдительности машиниста |
|
устройство контроля схода подвижного состава с рельсов |
|
хоппер-дозатор |
|
часть железнодорожного подвижного состава составная |
|
часть железнодорожного тягового подвижного состава механическая |
|
электровоз |
|
электровоз многосистемный |
|
электромотриса |
|
электропоезд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55057-2012 "Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. N 722-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2013 г.
Дата введения - 1 июля 2013 г.
Приказом Росстандарта от 31 марта 2017 г. N 231-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 ноября 2017 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 34056-2017