Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета
г. Новосибирска
от 16 марта 2005 г. N 556
Городская целевая программа социальной
поддержки населения на 2005 год
Паспорт программы
Наименование программы | Городская целевая программа социальной поддержки населения на 2005 год |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 25.06.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Закон Новосибирской области от 05.12.95 N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области" |
Официальный заказчик программы |
Мэрия Новосибирска |
Нормативная правовая база, использованная при разработке программы |
Федеральные законы от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.11.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 25.06.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", Закон Новосибирской области от 05.12.95 N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области", Закон Новосибирской области от 12.03.2004 N 172-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области", постановления главы администрации Новосибирской области от 22.04.2003 N 241 "О концепции развития системы адресной социальной помощи населению в Новосибирской области на 2003-2005 годы", от 11.08.2004 N 520 "Об утверждении Положения о порядке определения размера социальной помощи, оказываемой населению на территории Новосибирской области" |
Разработчик программы | Управление социальной поддержки населения мэрии |
Исполнители программы | Департамент по социальной политике мэрии, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, департамент экономики и финансов мэрии, департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, управление образования мэрии, управление потребительского рынка и услуг мэрии, департамент связи и информатизации мэрии, комитет по жилищным вопросам мэрии, государственное учреждение "Новосибирский городской центр занятости населения", администрации районов города, государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, АООТ "Новосибирский речной порт", областной центр дезинфекции, городской фонд социальной поддержки населения, ассоциация "Интеграция", Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов, некоммерческая организация Фонд "Эвен-Эзер", еврейский культурный благотворительный фонд "Атиква", социально-коммерческий банк "Левобережный", Сибирский региональный Союз "Чернобыль", международная благотворительная организация "Общество Матери Терезы "Миссионеры Милосердия", Новосибирская городская общественная организация детей-инвалидов с онкогематологическимми заболеваниями "Надежда", городская общественная организация "Центр адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом "ЦАДИ", некоммерческое партнерство "Международное агентство культурно-социальной работы" (Максора), Новосибирская городская организация ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, благотворительная католическая организация "Каритас", общественные объединения, предприятия города, благотворительные организации |
Срок реализации программы |
2005 год |
Цель программы | Поддержание жизненного уровня инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, а также других граждан, нуждающихся в социальной поддержке и создание условий для его постепенного повышения |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Повышение эффективности социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, а также других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Достижение максимальной адресности социальной помощи |
Объемы и источники финансирования |
Всего - 1060,5 млн. рублей, в том числе: бюджет города - 956,6 млн. рублей; бюджет области (по согласованию) - 5,9 млн. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 15,5 млн. рублей; государственное учреждение "Новосибирский городской центр занятости" (по согласованию) - 8,3 млн. рублей; государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) - 74,2 млн. рублей |
2. Общие положения
Городская целевая программа социальной поддержки населения на 2005 год (далее по тексту - программа) определяет основные направления социальной деятельности структурных подразделений мэрии, администраций районов города, общественных объединений, благотворительных фондов и представляет собой комплексную систему мер, направленных на обеспечение дополнительной поддержки граждан, к мерам социальной поддержки, установленным на федеральном и областном уровнях.
2.1. Цель и задачи программы
Цель программы - поддержание жизненного уровня инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, а также других граждан, нуждающихся в социальной поддержке и создание условий для его постепенного повышения.
Задачи программы:
реализация установленных муниципальными нормативными правовыми актами социальных льгот и гарантий;
обеспечение приоритетных направлений в социальной политике г. Новосибирска;
усиление адресности социальной помощи;
дальнейшее развитие и совершенствование сети учреждений социального обслуживания населения и обеспечение скоординированности их деятельности;
рациональное использование бюджетных средств и привлечение внебюджетных источников;
поиск дополнительных внебюджетных средств на финансирование программы;
развитие новых форм социального обслуживания, повышение качества социальных услуг;
взаимодействие органов социальной защиты населения города с общественными организациями;
повышение профессионального уровня работников органов социальной защиты населения города.
2.2. Структура органов социальной защиты населения г. Новосибирска
Структура органов социальной защиты населения г. Новосибирска включает в себя управление социальной поддержки населения мэрии, районные отделы социальной защиты населения, районные отделы пособий и компенсационных выплат и 17 учреждений социального обслуживания населения, в том числе:
муниципальные учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" (по одному в каждом районе города, всего 10);
центр социальной помощи семье и детям "Заря";
центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня";
муниципальное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Заельцовского района;
муниципальное учреждение "Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями";
специализированный дом для одиноких и престарелых граждан;
муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Железнодорожного района;
муниципальное учреждение "Социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов "Лунный камень".
Вопросами социального обслуживания населения в городе также занимаются городской фонд социальной поддержки населения и негосударственные учреждения социального обслуживания населения.
3. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается финансированием из различных источников, в том числе из бюджета области, бюджета города и внебюджетных средств.
Финансирование мероприятий программы из бюджета города осуществляется через структурные подразделения мэрии, администрации районов города. В 2005 году планируется сохранить базовый уровень расходов на социальные нужды, более рационально использовать финансовые ресурсы, изыскивать внутренние резервы и привлекать дополнительные источники финансирования.
N п. |
Источник финансирования | Сумма, млн. рублей |
1 | Бюджет города, | 956,6 |
в том числе на обеспечение льгот | 541,9 | |
2 | Бюджет области (по согласованию) | 5,9 |
3 | Внебюджетные средства (по согласованию) | 15,5 |
4 | Государственное учреждение "Новосибирский городской центр занятости населения" (по согласованию) |
8,3 |
5 | Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) |
74,2 |
Итого: | 1060,5 |
4. Численный состав населения, состоящего на учете
в отделах социальной защиты населения
Численность граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения г. Новосибирска на 01.01.2005 составляет 170,1 тыс. человек, или 12,1 % от общей численности населения города:
N п. |
Малоимущие категории населения | Количество человек |
1 | Пенсионеры | 53773 |
в том числе одинокие пенсионеры | 20453 | |
2 | Инвалиды * | 10532 |
в том числе одинокие инвалиды | 1775 | |
3 | Дети до 18 лет | 33873 |
в том числе: | ||
дети-инвалиды | 3009 | |
дети-сироты | 1142 | |
4 | Выпускники детских домов или интернатов (до 23 лет) |
15 |
5 | Беременные женщины и кормящие матери | 1220 |
6 | Пострадавшие от радиационных воздействий | 761 |
7 | Участники Великой Отечественной войны | 3345 |
в том числе инвалиды Великой Отечественной войны | 2002 | |
8 | Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и др. |
1053 |
в том числе: | ||
члены семей участников Великой Отечественной войны | 986 | |
члены семей участников боевых действий в Чеченской Республике |
20 | |
члены семей участников боевых действий на территориях других государств, в том числе Республики Афганистан |
6 | |
члены семей военнослужащих, сотрудников Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности |
41 | |
9 | Участники боевых действий в Чеченской Республике (включая инвалидов) |
23 |
10 | Участники боевых действий на территории других государств, в том числе Республики Афганистан (включая инвалидов) |
422 |
11 | Жители блокадного Ленинграда | 278 |
12 | Несовершеннолетние узники фашизма | 162 |
13 | Реабилитированные и пострадавшие от политических репрессий |
1415 |
14 | Беженцы | 779 |
15 | Зарегистрированные безработные | 3291 |
16 | Трудоспособные граждане** | 59194 |
Всего: | 170136 |
Примечания: * в категорию инвалиды включены только инвалиды трудоспособного возраста. Инвалиды, достигшие пенсионного возраста и получающие пенсию по старости, отнесены к категории "пенсионеры".
** в категорию "трудоспособные граждане" включены малоимущие граждане старше 18 лет, не относящиеся к другим категориям, в том числе члены многодетных, неполных семей.
5. Социальная помощь и порядок ее предоставления
Социальная помощь - это предоставление натуральной и денежной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (независимо от их материальной обеспеченности), малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, а также другим гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Малоимущие семьи и малоимущие граждане - семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, на момент обращения за помощью.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании социальной помощи.
Социальная помощь назначается решением координационного Совета или органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания гражданина (малоимущей семьи) на основании письменного заявления.
Малоимущий гражданин указывает в заявлении сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе (в отношении всех членов семьи).
Гражданин, оказавшийся в экстремальной ситуации, указывает в заявлении сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе (в отношении всех членов семьи), а также представляет документы, подтверждающие факты, свидетельствующие об экстремальной ситуации.
Инвалиды и участники Великой Отечественной войны при подаче заявления обязаны подтвердить свой статус соответствующими документами.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования материально-бытовых условий), проводимой органом социальной защиты населения.
При определении размеров, видов и сроков оказания социальной помощи гражданам, применяется дифференцированный подход в зависимости от материального положения семей (одиноко проживающих граждан) и возможности самостоятельного преодоления ими экстремальной ситуации.
Размер социальной помощи, как правило, не может превышать пятикратной величины прожиточного минимума, установленной на территории Новосибирской области, на момент обращения за помощью.
В особых случаях (стихийные бедствия: ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясение; пожар, аварии, утрата жизненно необходимого имущества, необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях, необходимость улучшения жилищных условий, а также стечение обстоятельств, не позволяющих обеспечить минимальные жизненные потребности) размер социальной помощи может превышать пятикратную величину прожиточного минимума, установленной на территории Новосибирской области, на момент обращения за помощью. Решение об оказании материальной помощи, в этом случае, принимается мэром или городской межведомственной комиссией.
6. Основные направления реализации программы.
Система программных мероприятий
Основные направления социальной поддержки населения в 2005 году следующие:
поддержка малоимущих семей с детьми, обеспечение социальных гарантий семьям, имеющим детей;
социальная поддержка участников и инвалидов Великой Отечественной войны;
социальная поддержка пенсионеров и инвалидов.
6.1. Мероприятия по социальной поддержке семей с детьми
На учете в органах социальной защиты населения города состоят 23489 семей с детьми, в них 33873 ребенка, что составляет 11,0 % от общего числа детей в городе. В наиболее тяжелом положении находятся многодетные, неполные семьи, а также семьи безработных с детьми и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
С целью поддержки семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке, дополнительно к пособиям и льготам, установленным на федеральном и областном уровнях, в г. Новосибирске предусмотрены следующие виды социальной помощи:
организация горячего питания для школьников из социально-незащищенных семей;
выдача единовременной помощи к началу учебного года малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
выдача единовременного пособия при рождении второго и последующего детей в полных семьях;
организация оздоровительного отдыха для детей из малообеспеченных семей;
обеспечение семей, имеющих детей в возрасте до двух лет, детским питанием;
оказание адресной помощи на лечение, не входящее в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Новосибирской области бесплатной медицинской помощью;
оказание содействия в приобретении одежды детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - выпускникам детских домов, школ-интернатов и профтехучилищ;
предоставление многодетным семьям и одиноким матерям 50-процентной льготы на проезд на речном пассажирском транспорте;
предоставление бесплатного проезда на городском муниципальном транспорте детям, родившимся после радиационного облучения одного из родителей и учащимся специальных (коррекционных) школ из малообеспеченных семей;
льготное обслуживание малоимущих семей с детьми в специализированных магазинах и аптеках по муниципальным дисконтным картам;
оказание помощи подросткам и женщинам, отбывшим наказание в местах лишения свободы;
проведение культурно-массовых мероприятий: Дня семьи, Дня защиты детей, Дня матери, Нового года;
обеспечение новогодними подарками детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных, неполных семей;
другие виды адресной социальной помощи.
В программе предусматривается выделение 3,5 млн. рублей на приобретение новогодних подарков для детей работников бюджетной сферы.
Одним из основных направлений социальной поддержки семей с детьми является помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов. В 2005 году будут продолжены выплаты ежемесячных дотаций на питание детям-инвалидам с онкологическими и гематологическими заболеваниями и детям-инвалидам с инсулинозависимой формой сахарного диабета. Размер выплат детям и подросткам с инсулинозависимой формой сахарного диабета составляет 250,0 рублей в месяц, детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями - 300,0 рублей в месяц. Из средств бюджета города будет оказана финансовая поддержка Новосибирской городской общественной организации детей-инвалидов с онкогематологическими заболеваниями "Надежда" на содержание реабилитационного центра для детей с онкогематологическими заболеваниями и городской общественной организации "Центр адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом "ЦАДИ".
Социальное обслуживание детей в муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" будет осуществляться в 29 отделениях по работе с детьми, в том числе:
в 10 отделениях дневного пребывания для детей. В 2005 году планируется оздоровить, обеспечить питанием, лечением 1293 ребенка, в первую очередь детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей "группы риска". 1255 детей пройдут курс социально-медицинской реабилитации в центре социальной помощи семье и детям "Заря";
в 8 отделениях психолого-педагогической помощи семье и детям, где помощь в воспитании детей, преодолению конфликтных ситуаций в семьях будет оказана 19,0 тыс. человек;
в 2 отделениях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями помощь получат 1185 детям. Для 570 детей проведут курс реабилитации в муниципальном учреждении "Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями";
в 2 отделениях социально-медицинской помощи семье и детям окажут помощь 5,8 тыс. человек.
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" в районах города имеются 7 отделений, где ведется профилактическая работа с неблагополучными семьями, в том числе социальное патронирование родителей, детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам, оказывается помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В 2005 году в этих отделениях помощь получат 7 тыс. детей. При комплексных центрах социального обслуживания населения 3 стационарных отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике детской безнадзорности: в Первомайском, Советском, Ленинском районах, всего на 70 мест и ряд учреждений по работе с несовершеннолетними детьми:
центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня" на 70 мест;
муниципальное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Заельцовского района на 60 мест;
муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Железнодорожного района на 60 мест.
Районы города |
Отделения по работе с семьей и детьми в муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" |
В том числе отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" и учреждения по работе с несовершеннолетними |
||
количество отделений |
число детей, которые получат помощь |
количество отделений (стационарных и нестационарных) |
число детей, которые получат помощь |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дзержинский | 1 | 1547 | 1 | 1547 |
Железнодорожный | 4 | 1272 | 1 | 122 |
Заельцовский | 1 | 1999 | - | - |
Калининский | 3 | 1146 | - | - |
Кировский | 3 | 1402 | 1 | 609 |
Ленинский | 4 | 12542 | 2 | 310 |
Октябрьский | 3 | 3064 | 1 | 513 |
Первомайский | 3 | 1122 | 2 | 1770 |
Советский | 2 | 1406 | 1 | 30 |
Центральный | 3 | 1666 | 1 | 3062 |
Центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня" |
218 | |||
Муниципальное учреждение социального обслуживания "Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних" Заельцовского района |
198 | |||
Муниципальное учреждение "Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних" Железнодорожного района |
180 | |||
Итого: | 27 | 27166 | 10 | 8559 |
Большую помощь семьям с детьми-инвалидами в проведении социально-реабилитационных мероприятий оказывают Новосибирская городская общественная организация детей-инвалидов с онкогематологическими заболеваниями "Надежда" и городская общественная организация "Центр адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом "ЦАДИ" с участием мэрии. В центрах дети получают медицинскую, психолого-педагогическую помощь, навыки индивидуального обучения.
В области улучшения положения женщин в г. Новосибирске будет продолжена работа по оказанию помощи беременным женщинам по оплате диагностики, профилактического лечения, дополнительного питания.
Женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помогут в кризисных отделениях, одно из которых находится в муниципальном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения" Железнодорожного района и другое - в центре социальной помощи семье и детям "Заря".
Одиноким матерям с грудными детьми социальная помощь оказывается в приюте "Материнская обитель "Святой Софии" католической благотворительной организации "Каритас" и в центре адаптации "Материнская обитель "Голубка" некоммерческого партнерства "Максора", в содержании которых мэрия принимает долевое участие.
6.2. Мероприятия по социальной поддержке инвалидов
и участников Великой Отечественной войны
В связи с празднованием 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в г. Новосибирске предусматривается реализация комплекса мероприятий по оказанию социальной поддержки инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Мероприятия по социально-бытовой помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, улучшению условий их жизни предусматривают:
комплексный медицинский осмотр и оказание медицинской помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
медицинскую и социальную помощь (выполнение процедур, патронаж) в муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города;
улучшение жилищных условий;
оказание адресной помощи на ремонт жилья;
оказание адресной помощи в телефонизации частных домов и квартир;
выделение путевок для оздоровления в отделениях дневного пребывания муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города и муниципальном учреждении "Социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов "Лунный камень";
предоставление комплекса социально-бытовых услуг (в коммунальных банях, в пунктах химчистки и крашения, прачечных, ателье по ремонту обуви, одежды, бытовой техники);
оказание помощи в оплате дорогостоящего лечения, не входящего в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Новосибирской области бесплатной медицинской помощью;
газификацию домов индивидуальной застройки на льготных условиях;
льготное обслуживание в специализированных магазинах и аптеках по муниципальным дисконтным картам;
первоочередное право приема в муниципальные учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города на надомное обслуживание. В соответствии с решением городского Совета от 04.03.2003 N 223 "Об установлении льготы по оплате социальных услуг для участников и инвалидов Великой Отечественной войны" участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, состоящим на надомном обслуживании, предоставлена льгота по оплате социальных услуг, предусмотренных в пунктах 2, 3 Перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения на территории Новосибирской области, утвержденного постановлением главы администрации Новосибирской области от 27.02.96 N 102 "Об областном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам".
На оказание адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и организацию мероприятий, посвященных празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в программе предусмотрено 10,0 млн. рублей.
Мэрия Новосибирска совместно с Советами ветеранов войны и труда предусматривает проведение ряда культурно-массовых мероприятий для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В 2005 году мэрией Новосибирска будет оказана финансовая поддержка Новосибирской городской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов на уставную деятельность.
6.3. Мероприятия по социальной поддержке пенсионеров и инвалидов
В целях обеспечения социальной защищенности пожилых людей, кроме пенсионного обеспечения, относящегося к компетенции отделения пенсионного фонда по Новосибирской области и мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, Законами Новосибирской области, в городе осуществляется предоставление комплекса льгот и компенсаций для пенсионеров:
ежемесячная денежная выплата на проезд в городском муниципальном пассажирском транспорте в размере 90,0 рублей в месяц;
единовременная денежная выплата в размере 300,0 рублей для малоимущих пенсионеров;
льготный проезд на речном пассажирском транспорте с оплатой 50 процентов стоимости проезда;
льготы по оплате бытовых услуг (в общих отделениях муниципальных бань, пунктах химчистки и крашения, прачечных, ателье по ремонту обуви, одежды, бытовой техники), предоставляемые в соответствии с нормативными правовыми актами городского Совета и заключенными договорами;
пожизненное обслуживание одиноких пенсионеров и инвалидов, заключивших договоры с органами социальной защиты;
ежемесячные дотации на питание малоимущим инвалидам I и II групп с инсулинозависимой формой сахарного диабета в размере 50,0 рублей в месяц;
пожизненная рента для граждан, заключивших договор с мэрией;
помощь малоимущим пенсионерам и инвалидам в оплате ремонта систем печного отопления и электрооборудования в домах проживания;
бесплатные и льготные путевки в оздоровительные учреждения для пенсионеров и инвалидов;
материальная помощь и различные виды натуральной помощи для малоимущих пенсионеров и инвалидов;
бесплатная подписка на периодические издания для пенсионеров и инвалидов;
льготное обслуживание по муниципальным дисконтным картам в специализированных магазинах и аптеках;
помощь одиноким пенсионерам, инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг за площадь, превышающую социальную норму жилья.
В целях социальной поддержки и материального стимулирования молодых инвалидов, обучающихся очно в высших и средних специальных учебных заведениях, находящихся на территории города, успевающих по всем дисциплинам, мэрия выплачивает именные стипендии в размере минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. В 2005 году именные стипендии мэрии планируются для 163 студентов-инвалидов.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо на дому согласно заключенным договорам. Социальные услуги оказываются гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 N 1151, утвердившим перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Сеть социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Новосибирске включает в себя 98 отделений муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения", в том числе:
6 отделений дневного пребывания для взрослых, где в 2005 году планируется оздоровить, обеспечить питанием и лечением 1532 человек. 1140 человек пройдут курс социально-медицинской реабилитации в муниципальном учреждении "Социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов "Лунный камень";
92 отделения по социальному обслуживанию на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В органах социальной защиты на надомном обслуживании состоят 8212 человек, получающих следующие виды услуг: уборка помещения, доставка продуктов питания и лекарств, сопровождение больных в поликлинику, оказание доврачебной медицинской помощи, проведение гигиенических процедур и др. Лица, страдающие психоневрологическими, онкологическими заболеваниями, туберкулезом в неопасных формах (1511 человек), получат специализированные виды обслуживания.
Районы города |
Отделения надомного обслуживания в муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" |
В том числе специализированные отделения |
||
количество отделений |
число обслуживаемых лиц |
количество отделений |
число обслуживаемых лиц |
|
Дзержинский | 8 | 762 | 2 | 119 |
Железнодорожный | 6 | 430 | 4 | 238 |
Заельцовский | 9 | 827 | 2 | 112 |
Калининский | 8 | 687 | 3 | 181 |
Кировский | 11 | 1133 | 3 | 201 |
Ленинский | 14 | 1391 | 2 | 127 |
Октябрьский | 13 | 787 | 6 | 279 |
Первомайский | 9 | 686 | 2 | 66 |
Советский | 9 | 1014 | 1 | 64 |
Центральный | 5 | 495 | 2 | 124 |
Итого: | 92 | 8212 | 27 | 1511 |
В соответствии с федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению, муниципальными учреждениями "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов г. Новосибирска оказываются разовые услуги гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. С этой целью в муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" созданы 10 отделений срочной социальной помощи, через которые получат помощь (горячее питание, материальная помощь, натуральная помощь) около 101 тыс. жителей города и 11 отделений психологической помощи, где 22,2 тыс. человек смогут получить консультативную юридическую помощь по защите прав граждан, социально-психологическую помощь.
Учреждения социальной защиты населения организуют комплексную реабилитацию инвалидов, включая медицинскую, профессиональную и социальную. В муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города, созданы 8 отделений реабилитации инвалидов, где получат помощь 9960 человек в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, выданными службой медико-социальной экспертизы.
В 2005 году предусматривается расширение услуг, оказываемых комплексными центрами социального обслуживания, населению за счет открытия 4 новых специализированных отделений по обслуживанию на дому.
Специализированный дом для одиноких и престарелых граждан представляет весь необходимый комплекс социально-медицинских, бытовых и реабилитационных услуг. В доме проживают 45 граждан.
В г. Новосибирске действует Положение о пожизненной ренте, когда одинокие пенсионеры и инвалиды в обмен на передачу своего жилья в муниципальную собственность ежемесячно получают определенную денежную сумму. Размер ренты зависит от возраста пенсионера, от площади и качества передаваемого жилья и колеблется от 5,0 до 9,0 минимальных размеров оплаты труда. С 1 января 2005 года размер ежемесячной ренты увеличен на 100-130 рублей и составляет в среднем 880 рублей. Расширен перечень предоставляемых услуг для получателей ренты. В 2005 году планируется заключение 18 договоров пожизненной ренты с пожилыми гражданами и инвалидами.
В 2005 году будет продолжена работа общественных организаций: ассоциации инвалидов "Интеграция", реабилитационного центра "Точка опоры", Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов и Центра независимой жизни "Финист" в решении проблем медицинской, социальной, культурной и трудовой реабилитации инвалидов.
Уход за одинокими тяжелобольными людьми, не имеющими родственников, будет осуществляться в Доме Милосердия Международной благотворительной организации Ордена Матери Терезы "Миссионеры Милосердия".
В 2005 году планируется провести городские и районные мероприятия, посвященные памятным и праздничным датам: Декада пожилого человека, День семьи, День памяти жертв политических репрессий, Декада инвалидов.
7. Механизм реализации программы и контроль за ходом реализации
Реализация программы осуществляется структурными подразделениями мэрии, всеми структурными подразделениями городской службы социальной защиты населения во взаимодействии с общественными организациями и благотворительными фондами.
Решение на муниципальном уровне вопросов социальной защиты населения обуславливает значительный объем информации, необходимой для обеспечения деятельности социальных служб. В связи с этим создана автоматизированная информационная система социальной помощи малоимущим гражданам г. Новосибирска, которая позволяет осуществлять следующие функции:
ввод и корректировку информации о малоимущих гражданах, поставленных на учет в районных службах социальной защиты;
получение всевозможных выборок, списков и отчетов на заданный период времени;
комплексный подход к социальной поддержке, определение конкретных видов помощи и услуг;
осуществление контрольных функций;
ведение регистра получателей муниципальных ежемесячных выплат;
анализ результатов.
Сложившаяся информационная система в г. Новосибирске позволяет реализовать принципы адресности и приоритетности социальной поддержки населения.
Координатором реализации программы является департамент по социальной политике мэрии.
Контроль за ходом реализации программы осуществляется на основе отчетности, исполнения договоров, контрактов, соглашений, приказов начальника департамента по социальной политике.
Результаты реализации программы по итогам 6 месяцев и отчетного года рассматриваются на президиуме мэрии и сессии городского Совета.
8. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы может быть эффективной только при соблюдении оптимальной структуры социальных расходов и привлечении дополнительных источников финансирования: средств бюджета Новосибирской области, государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, государственного учреждения "Новосибирский городской центр занятости населения", различных организаций и благотворительных фондов. В результате совместной деятельности будет достигнуто:
увеличение размера адресной социальной помощи и числа лиц, которым будет оказана помощь, в среднем на 10 %;
организация оздоровления 8100 детей из малоимущих семей, 7500 инвалидов и пенсионеров через службы социальной защиты населения, что почти вдвое превышает уровень прошлого года;
организация горячего питания для 13,0 тыс. детей из малоимущих семей (на уровне прошлого года);
организация профессионального обучения для 2308 безработных жителей города (в 2004 году - 2049 человек);
обеспечение бытовыми услугами на льготных основаниях 255,0 тыс. человек (на уровне прошлого года);
организация санаторно-курортного лечения для 2833 работников бюджетной сферы городского самоуправления (в 2004 году - 1915 человек);
льготное обслуживание по муниципальным дисконтным картам в специализированных магазинах и аптеках 70,0 тыс. семей;
расширение видов социальной помощи и социальных услуг населению.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей программой позволит улучшить качество жизни населения, создать условия для постепенного повышения жизненного уровня малоимущих граждан и сохранить социальную стабильность в городе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.