Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
к стратегическому плану
устойчивого развития
города Новосибирска
Комплексная целевая программа
Развитие машиностроения и приборостроения для топливно-энергетического комплекса
Аннотация
В комплексной целевой программе реализации Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно - энергетического комплекс до 2020 года" представлены научные и промышленные освоенные и перспективные разработки, технологии и продукция научных и промышленных (машиностроительных) организаций и предприятий города Новосибирска, крупнейшего в Сибири центра науки и машиностроения, для топливно - энергетического комплекса (ТЭК) и ресурсодобывающих (горнодобывающих, стройматериалов и других) отраслей до 2020 года.
Цель программы состоит в обобщении достигнутых показателей и средне- и долгосрочном (до 2020 г.) прогнозе увеличения объемов производства продукции машиностроения и внедрения научных разработок новосибирских организаций для отраслей ТЭК и ресурсодобывающих.
Комплексная целевая программа
"Развитие машиностроения и приборостроения в г. Новосибирске для ТЭК до 2020 года"
Программа разработана авторским коллективом
Эпов М.И. |
заместитель директора Института геофизики СО РАН, чл.-корр. РАН, руководитель |
Клишин В.И. |
заведующий лабораторией подземной разработки угольных месторождений Института горного дела СО РАН, д.т.н., заместитель руководителя |
Нестеров А.В. |
начальник департамента промышленности, науки и технологий мэрии, заместитель руководителя |
Ляшенко Н.Ф. |
начальник отдела межрегиональных программ мэрии, секретарь |
Алексеев А.В. |
генеральный директор ОАО "Сибгипрошахт" |
Астанин В.О. |
генеральный директор ОАО "Сибирь - Мехатроника", к.т.н. |
Белокопытов П.И |
генеральный директор ЗАО "Гипроуголь" |
Боткин Н.А. |
главный специалист отдела развития промышленности мэрии |
Гагин С.В. |
генеральный директор ОАО "Новосибирскнефтегазпереработка", к.т.н. |
Гайслер Е.В. |
директор департамента перспективного развития и новых технологий ОАО ХК "Белон", к.т.н. |
Голод В.В. |
генеральный директор ЗАО НПФ "СИАНТ" |
Жарич В.Г. |
генеральный директор ОАО "НПП "Сибгормаш" |
Ионе К.Г. |
директор НИЦ "ЦЕОСИТ" Объединенного института катализа СО РАН, д.х.н. |
Каюров К.Н. |
генеральный директор ЗАО НПП ГА "Луч" |
Королев С.В. |
генеральный директор ОАО "Новосибирскнефтегаз" |
Кувшинов Г.Г. |
президент Сибирской технологической ассоциации, д.т.н. |
Чистяков В.М. |
директор Новосибирского института информатики и регионального управления, к.т.н. |
Кузьмин М.Г. |
генеральный директор ОАО "Сибэлектротерм" |
Лукьянов Э.Е. |
заместитель генерального директора ЗАО НПП ГА "Луч", чл.-корр. РАЕН, д.т.н. |
Марус В.И. |
главный инженер ГУДП ПТО "Березовское", к.т.н. |
Мочкин Г.Ф. |
председатель совета директоров, главный инженер ОАО "Завод "Труд" |
Новаковский Ю.Л. |
директор ЗАО НПП "Сибнефтегаз" |
Романихин А.В. |
президент Союза производителей нефтегазового оборудования |
Саломатов В.В. |
заведующий лабораторией Института теплофизики СО РАН, д.т.н. |
Сарин Л.И. |
генеральный директор ООО ПНП "Болид" |
Селезнев В.С. |
директор геофизической службы СО РАН, д.г.-м.н. |
Симонов Б.Ф. |
заместитель директора по науке НПО "ЭЛСИБ" ОАО, д.т.н. |
Смоляницкий Б.Н. |
заместитель директора по научной работе Института горного дела СО РАН, д.т.н. |
Сычев В.П. |
директор Новосибирского филиала ОАО "Ханты - Мансийский банк" |
Шмаков А.В. |
генеральный директор ЗАО "Сибтрансуголь" |
Юдин В.С. |
генеральный директор ЗАО "Институт рационального природопользования", к.г.-м.н. |
Утиралов О.А. |
генеральный директор ОАО ИПО "Сибсельмаш" |
Паспорт
комплексной целевой программы
Наименование |
Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для ТЭК до 2020 года |
Основание для разработки |
Постановление мэра Новосибирска от 04.08.2003 г. N 1965 "О проведении научно-практической конференции "Стратегии устойчивого развития города Новосибирска" и организация разработки комплексных целевых программ" Проект "Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска" (одобрен 20.02.2003 Общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска) |
Заказчик |
Мэрия города Новосибирска |
Основные разработчики |
Департамент промышленности, науки и технологий мэрии. Рабочая группа по разработке программы при мэрии (руководитель - заместитель директора Института геофизики СО РАН, член - корреспондент РАН, доктор технических наук Эпов М.И.) |
Основные исполнители |
Департамент промышленности, науки и технологий мэрии, научные организации СО РАН, отраслевые институты, промышленные предприятия и организации города |
Цель |
Создание условий для: - увеличения в 2004 - 2020 годах темпов прироста объемов научной и промышленной продукции; - формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для ресурсодобывающих отраслей и отраслей ТЭК |
Задачи |
Увеличение объемов научной и промышленной продукции новосибирских организаций для ресурсодобывающих отраслей и ТЭК. Создание нормативно-правовых, организационно-технических и финансово-экономических основ перехода к инновационному развитию экономики города: - реструктуризация промышленности по отраслевой, размерной, технологической структуре; - повышение конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции; - замена импортной продукции для отраслей ТЭК; - формирование механизмов поддержки инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата |
Основные направления |
Содействие интеграции научных организаций и промышленных предприятий с целью освоения новых конкурентоспособных видов продукции и технологий, развитию перспективных производств. |
Срок реализации |
2004-2020 гг. |
Объем и источники финансирования |
1. Общий объем финансирования программы в 2004 - 2005 гг. и по пятилетиям в 2006 - 2020 гг., млн. руб.: ВСЕГО - 4360,0 , в т. ч.: 2004 г. - 125,0 2005 г. - 185,0 2006-2010 гг. - 1150,0 2011-2015 гг. - 1350,0 2016-2020 гг. - 1550,0 2. Собственные средства предприятий, млн. руб.: ВСЕГО - 1620,0 , в т. ч.: 2004 г. - 50,0 2005 г. - 70,0 2006-2010 гг. - 400,0 2011-2015 гг. - 500,0 2016-2020 гг. - 600,0 3. Заемные средства, млн. руб.: ВСЕГО - 1910,0 , в т. ч.: 2004 г. - 40,0 2005 г. - 70,0 2006-2010 гг. - 500,0 2011-2015 гг. - 600,0 2016-2020 гг. - 700,0 3.1. из них бюджетные, млн. руб.,: ВСЕГО - 830,0 в т. ч.: 2004 г. - 35,0 2005 г. - 45,0 2006-2010 гг. - 250,0 2011-2015 гг. - 250,0 2016-2020 гг. - 250,0 Объемы финансирования из бюджета города на реализацию программы уточняются при принятии бюджета на планируемый год. |
Ожидаемые результаты |
Увеличение объемов промышленного производства на основе: совершенствования технологической и технической базы науки и промышленности, в том числе модернизации станочного парка автоматизированными и роботизированными комплексными линиями и производствами; повышения конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции; замещения импортной продукции отечественным оборудованием и приборами; оптимизации отраслевой структуры промышленности за счет опережающего роста производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Увеличение налоговых поступлений в бюджет города в соответствии с планируемым ростом объемов промышленного производства. |
Контроль за исполнением |
Департамент экономики и финансов, постоянные депутатские комиссии осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города. |
Введение
Комплексная целевая программа "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно-энергетического комплекса до 2020 года" (далее Программа) разработана в развитие постановления мэра Новосибирска от 04.08.2003 г. N 1965 "О проведении научно-практической конференции "Стратегии устойчивого развития города Новосибирска" и организации разработки комплексных целевых программ" с приложениями 1-4 (в т. ч. приложение 3 "Список проектов комплексных целевых программ, разрабатываемых в 2003 году в качестве приложений к стратегическому плану устойчивого развития города Новосибирска", п. 7 "Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно-энергетического комплекса до 2020 года"); а также распоряжения мэра от 26.09.2003 г. N 2771- р "О создании рабочих групп по разработке комплексных целевых программ" (п. 1.2. приложения 2).
Программа разработана с учетом основных направлений и приоритетов государственной научно - технической и инновационной политики, в том числе "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. N 1234-р, "Стратегией экономического развития Сибири", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.06.2002 г., N 765-р, и направлена на усиление координации участия предприятий и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территорий.
В Программе использована разработанная в департаменте промышленности, науки и технологий мэрии в 2002 г. в развитие утвержденной постановлением мэра от 06.11.2001 г. N 3145 "Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001 - 2005 гг." "Программа внедрения научных разработок и развития машиностроения для угольной и горнорудной промышленности на 2002 - 2005 годы" (далее Программа ГШО). Программа ГШО включена в утвержденную муниципалитетом (решение от 30.12.2002 г. N 205) городскую целевую программу "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы" (п. 6.1 "Развитие машино- и приборостроения для топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей промышленности").
В Программу включены данные по новосибирским академическим и отраслевым институтам и вузам, научно-конструкторским организациям и промышленным предприятиям о номенклатуре и объемах серийно выпускаемых и планируемых к выпуску оборудования и приборов для ресурсодобывающих отраслей и ТЭК; а также данные предприятий - потребителей об их номенклатуре и потребности.
В Программе использованы также другие официальные источники информации о среднесрочных и долгосрочных перспективах развития ресурсодобывающих отраслей и ТЭК, а также тенденциях развития мирового рынка производства и продаж нефтегазового (НГО), угольного (УО), энергетического (ЭО) и горношахтного (ГШО) оборудования.
Программа рассчитана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
После каждого этапа реализации Программы предполагается оценивать ее эффективность и на этой основе уточнять пути и способы ее реализации.
1. Содержание проблемы. Обоснование ее решения программными методами
1.1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.
Правительством принята и утверждена (распоряжение от 28.08.2003 г. N 1234-р) стратегическая программа развития топливно-энергетического комплекса России - "Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.". Она разрабатывалась с 1998 г. при широком участии Российской академии наук, министерств РФ, а также промышленных и деловых кругов, администрации регионов.
В программе констатируется, что Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние. Основные объемы добываемых и вырабатываемых в стране топливно-энергетических ресурсов приходятся на Сибирь: до 70% нефти, 90% газа, 60-65% угля, 30-35% электроэнергии.
Энергетический сектор обеспечивает функционирование всех отраслей народного хозяйства, способствует консолидации субъектов РФ, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны: обеспечивает 25% ВВП, 33% промышленного производства и доходов консолидированного бюджета. Его эффективное использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Целью энергетической политики является максимально эффективное использование всех топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Вместе с тем, по экспертным оценкам доля российского оборудования в ТЭК не превышает 25-30%, что подрывает энергетическую безопасность страны.
В части ТЭК сохраняются условия хозяйствования, неадекватные рыночной экономике, негативно влияющие на его функционирование. В их числе:
-высокая (свыше 50%) степень износа основных фондов;
-сокращение ввода основных фондов в 90-е годы в 2-6 раз;
-практика продления ресурсов оборудования, что ведет к будущему технологическому и техническому отставанию от общемирового уровня, а вместе с недостатками в управлении персоналом и соблюдении производственной и технологической дисциплины приводит к частым авариям;
-дефицит инвестиций и их нерациональное использование (при высоком инвестиционном потенциале приток внешних инвестиций для капитальных вложений - менее 13%, при этом 95% этих инвестиций приходится на нефтяную отрасль; в газовой промышленности и электроэнергетике не создано условий для инвестиционного притока средств, что может стать тормозом начавшегося экономического роста);
-неоправданно низкая цена на природный газ привела к чрезмерной ориентации на его использование - до 60% теплоэлектроэнергии в России, вырабатываемой ТЭЦ и котельными, получают от сжигания газа (доля угля, достигающая в Германии 65%, в США 55-60%, неоправданно и недопустимо снижена до 17%), что угрожает энергетической безопасности страны;
-несоответствие производственного потенциала ТЭК научно-техническому уровню в стране (доля добычи нефти и продукции нефтепереработки, получаемой с помощью современных технологий, низка; энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично; в стране практически нет парогазовых установок и оборудования по очистке отходящих газов; практически не используются возобновляемые источники энергии: термальные воды, морские приливы, сила ветра, солнечная энергия, малые реки и т. д.; оборудование угольной промышленности безнадежно устарело; недостаточно используется потенциал атомной энергетики);
-объективный рост затрат, особенно в газовой отрасли;
-отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка;
-сохраняющаяся высокая нагрузка на природу;
-высокая зависимость нефтегазового сектора и, соответственно, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка (наблюдается повышение доли нефти и газа в структуре российского экспорта, но недостаточно используется потенциал экспорта другого ресурса - электроэнергии, что свидетельствует о нарастающем сужении экспортной специализации страны);
-отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК до 2020 года, являются:
-динамика спроса на углеводородное сырье и топливно-энергетические ресурсы внутри страны, обусловленная темпами роста экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
-масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом, так и в других секторах экономики;
-состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;
-устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;
-формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
-создания экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на природу;
-масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
1.2. Приоритетные направления развития науки и техники ТЭК
(утверждены Коллегией Минэнерго РФ)
Развитие сырьевой базы ТЭК
разработка новых научно-технических и технологических методов поиска и разведки нетрадиционных ресурсов нефти, позволяющих значительно расширить ресурсную базу нефтяной промышленности;
разработка и использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ и позволяющих исключить механическое наращивание объемов разведочного бурения;
широкое использование трехмерной сейсмики, создание технологии и аппаратуры для радиогеопросвечивания с целью сканирования межскважинного пространства, позволяющих получить более достоверную информацию о строении продуктивных пластов.
Нефтяной комплекс
Нефтедобывающая промышленность
создание и освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, остаточных запасов нефти обводненных зон, высоковязких нефтей, запасов нефти в подгазовых зонах;
разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей;
совершенствование и освоение технологий сооружения и эксплуатации нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;
совершенствование существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи;
развитие технологий компьютерного проектирования и моделирования процесса разработки нефтяных месторождений;
создание новых "многофакторных" технологий, основанных на использовании физических, термодинамических, гидродинамических, механических, физико-химических эффектов.
Нефтеперерабатывающая промышленность
разработка и создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, новых видов высокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, а также разработка технологий их производства;
повышение качества дизельного топлива и авиационного керосина на основе глубокой гидроочистки и гидроароматизации;
получение малосернистого котельного топлива и сырья для деструктивной переработки;
разработка технологии и модульного оборудования для переработки тяжелых нефтяных остатков за счет термического воздействия до 430°С без водорода;
разработка технологии производства кокса игольчатой структуры и гидрогенизационных технологий для производства базовых компонентов масел, освоение процессов изокрекинга и изодепарафинизации.
Развитие транспортной инфраструктуры
создание высоконадежных ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудования и приборов для обеспечения высокого качества работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции систем трубопроводного транспорта; разработка новых технических средств обнаружения, локализации и ликвидации аварий на трубопроводном транспорте.
Газовая промышленность
разработка оборудования и современных технологических установок в блочно-комплектном исполнении для объектов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья;
разработка конструкций высоконадежных скважин для освоения, в первую очередь, сложнопостроенных месторождений полуострова Ямал и Прикаспия;
разработка и внедрение техники и технологий капитального ремонта эксплуатационных скважин без задавки продуктивного пласта;
создание и внедрение методов надежной ликвидации скважин с целью снижения риска возникновения экологической нагрузки на недра и окружающую среду;
использование технологии и техники обратной закачки газа или других агентов в пласт при эксплуатации месторождений, а также переход к низкотемпературным процессам;
разработка техники и технологии конверсии природного газа в жидкофазные продукты (синтетическая нефть, бензин, дизельное топливо и другие);
создание высоконадежных стойких к коррозии труб для магистральных газопроводов на базе новых трубных сталей и полимерных материалов с целью существенного продления межремонтного периода их эксплуатации.
Угольная промышленность
коренное техническое перевооружение угледобывающего производства, включая оснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой непрерывного и циклического действия, в том числе для селективной обработки угольных пластов, внедрение циклично-поточной и поточной технологии, обеспечение развития технологии подземной угледобычи с преимущественным использованием в длинных очистных забоях механизированных комплексов нового технического уровня, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспортировки угля, техническое обеспечение промышленной утилизации шахтного метана;
увеличение объема обогащения коксующегося угля до 100% и энергетического угля (кроме бурого) до 50%;
внедрение технологии глубокой переработки углей на основе мягкого пиролиза с получением жидких углеводородов и экологически чистого твердого топлива, углеродных нитей, сульфоугля - суперчистого энергоносителя;
разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования для производства и транспортировки водоугольного топлива, газификации углей и их отходов после обогащения;
разработка новых технологий и оборудования для эффективной дегазации угольных пластов;
разработка и реализация программы создания конкурентоспособной отечественной горнодобывающей техники.
Энергетика
расширение ресурсной базы электроэнергетики и повышение региональной обеспеченности топливом за счет освоения эффективного экологически чистого сжигания канско-ачинских и низкосортных углей восточных районов России в котлах паротурбинных энергоблоков со сверхкритическими параметрами пара и с использованием технологии сжигания угля, в том числе с "кольцевой топкой, в расплаве шлака, в топках с циркулирующим кипящим слоем и под давлением;
повышение эффективности защиты окружающей среды на основе комплексных систем газоочистки и золоулавливания на энергоблоках;
повышение эффективности парогазового цикла за счет выбора схемы утилизации тепла;
создание и освоение производства энергетических установок нового поколения на базе твердооксидных топливных элементов для централизованного энергоснабжения, исследование возможности применения в этих целях топливных элементов других типов;
создание и внедрение в эксплуатацию надежного электротехнического коммутационного оборудования с вакуумной изоляцией;
развитие межсистемных электрических передач с повышенной пропускной способностью;
развитие гибких электрических передач;
внедрение нового поколения трансформаторного оборудования, систем защиты от перенапряжений и микропроцессорных систем релейной защиты и противоаварийной автоматики, оптико-волоконных систем связи;
создание и внедрение электротехнического оборудования, включая преобразовательные агрегаты на тиристорных элементах, в том числе частотно-регулируемые преобразователи для электроприводов различного назначения;
увеличение надежности теплоснабжения на базе повышения долговечности и коррозионной стойкости труб тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией; совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок.
1.3. Оценка ситуации в нефтегазовом машиностроении России и в мире
Инвестиционно-финансовая компания "Солид" (сайт: www.derrick.ru от 10.02.2003) прогнозирует тяжелую ситуацию в нефтегазовом машиностроении. Более 400 машиностроительных предприятий и организаций в России, занятых разработкой и производством техники для нефти и газа, имеют разную ведомственную подчиненность и распределены между 4 министерствами и 5 отраслевыми комитетами. Координацию их деятельности пытались осуществить через соответствующие целевые программы, однако опыт диктует необходимость значительного совершенствования в этой сфере.
До 1998 года в течение 12 лет наблюдалось неуклонное снижение объемов производства основных видов НГО. Существенный рост начинается лишь с 1999 года. Это обусловлено двумя причинами: повышением мировых цен на нефть и связанным с этим ростом инвестиций нефтегазодобывающих и перерабатывающих компаний в российские машиностроение и металлургию. Появилась реальная возможность переоснащения заводов НГО; вторая - после освоения предприятиями ВПК выпуска НГО наступил этап получения конкретных результатов. В результате существенно выросли не только количественные, но и качественные показатели, что позволило оценивать отечественную продукцию как конкурентоспособную.
Достижения многих российских предприятий - производителей НГО обнадеживают. И, несмотря на недостаточную координацию их деятельности, завышенные в ряде случаев цены, уверенно можно говорить, что в России может создаваться конкурентоспособная техника для добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Но эти примеры, к сожалению, немногочисленны. В большинстве случаев отечественное нефтяное машиностроение лишь частично удовлетворяет требованиям потребителей.
Ряд внутренних факторов тормозит развитие подотрасли, снижая возможности выхода на международные рынки. В первую очередь это относится к низкому качеству материалов, применяемых в нефтяном машиностроении, а также к общей номенклатуре производимого НГО. Одна из причин - низкое качество применяемых сталей и сплавов, обеспечивающих эффективность и долговечность эксплуатации оборудования. Перечень марок сталей достаточно большой, но их механические свойства плохие. Принятые еще в 30-е годы в производстве нефтяного оборудования, многие стали не обновлялись до настоящего времени, особенно цементуемые и улучшаемые. Максимальный предел прочности машиноподелочных сталей (около 2500 МПа) сохраняется уже более 30 лет и не удовлетворяет современным требованиям нефтегазодобытчиков, поскольку условия работы оборудования осложнены возрастанием статических и динамических знакопеременных нагрузок, а также присутствием абразива и воздействием агрессивных жидкостей в условиях высокого давления.
В последнее время наблюдается рост претензий к самому оборудованию, не обеспечивающему высоких требований к нему. Перечень выпускаемого оборудования достаточно велик, но большая его часть является морально устаревшим. Наиболее устаревшим и нуждающимся в обновлении оборудованием являются:
-нефтепромысловое, в том числе устаревшие станки-качалки;
-буровые долота и вся технологическая оснастка скважин;
-перекачивающие системы для коррозионных сред в нефтепереработке.
Наработка на отказ у зарубежных штанговых насосов превышает 700 суток против 300-400 суток у отечественных. Стоимость зарубежных шарошечных долот в 3-4 раза выше отечественных, но интервал проходки при бурении выше в 5-10 раз. Резкое уменьшение числа спускоподъемных операций при этом уменьшает стоимость проходки 1 метра импортным долотом в 1.5 раза. Отечественные агрегаты, инструменты и оборудование для текущего и капитального ремонта скважин за 30 лет претерпели лишь небольшие конструктивные изменения, и поэтому производительность спускоподъемных операций осталась прежней.
Развитие нефтяного машиностроения сильно зависит от цен на энергоносители. Например, в 2000 г. цена на нефть составила в среднем 26 долларов США за баррель, что на 117% больше, чем в 1998 г. За эти 2 года производство буровых установок выросло на 147%, обсадных труб - на 126%, бурильных труб - на 201%, насосно-компрессорных труб - на 96%. Для производителей НГО уровень цен на нефть является критически важным, т. к. их резкое снижение приводит к потере заказов и другим неприятным последствиям.
В 2000 - 2001 годах цены на нефть оставались стабильными, но после их резкого снижения осенью 2001 г. ситуация в нефтяном машиностроении резко изменилась и в 2002 г. была даже хуже ожидавшегося снижения (на 40-50%) объемов производства российского нефтяного машиностроения. С 4 квартала 2001 г. объем производства НГО неуклонно снижается. В этих условиях российские производители ищут новые пути выхода на новые рынки сбыта. Здесь отмечаются следующие тенденции.
В мире в последние годы в нефтегазовой и обслуживающих ее отраслях фундаментальным изменением, безусловно, является консолидация. Примеры: Exxon Mobil, Total Fina Elf и другие. Происходит и менее заметный процесс консолидации "сферы обслуживания" нефтегазовых гигантов - машиностроения. Это привело к формированию "большой тройки" сервисных гигантов: Hulliburton, Shlumberger и Baker Huges. Постепенно в этих компаниях стало происходить "смешение жанров": машиностроение, особенно инновационное, стало сливаться с технологическим сервисом. Развитие оборудования сейчас идет совместно с развитием технологии, что позволяет получать эффекты, исчисляемые не единицами или десятками, а сотнями и даже тысячами процентов. Процессы консолидации не обошли и Россию, но пока подобные примеры немногочисленны.
Перечисленное дает основание говорить о негативных перспективах в развитии отечественного нефтегазового машиностроения.
По мнению ряда экспертов, неотложность сегодняшних проблем российского нефтяного машиностроения столь велика, что их решение должно быть выведено на правительственный уровень. Только в этом случае можно ожидать желаемых результатов; в противном случае в 21 веке в нефтяном машиностроении будет по-прежнему прогрессировать спад технической оснащенности, а Россия неотвратимо перейдет в разряд отстающих стран.
Нефтегазовый комплекс - это стратегически важный рынок сбыта отечественной промышленной продукции.
Сегодня Россия приблизилась к ежегодной добыче в 350 млн. тонн нефти в год, а к 2010 г. прогнозируется добывать 380 млн. тонн. Наша нефтедобыча превышает 10% от мировой и с 1998 г. эта доля постоянно растет. Доля России в мировой газодобыче еще выше - 23%.
Однако в сфере закупок нефтегазового оборудования мы сильно отстаем: в мире ежегодно закупается его примерно на 110 млрд. долларов, а в России - только около 3 млрд. долларов. Это совсем не соответствует доле нашей страны в мировой нефтегазодобыче. Для решения поставленных задач необходимо постоянно увеличивать капитальные вложения в сырьевые отрасли.
Так и было до 2003 г. В результате нефтегазовое машиностроение было лидером по темпам роста объемов производства. В 2002 г. в этой отрасли снова наметился спад производства. При этом в 2002 г. российские нефтяные компании заработали на 5 млрд. долларов больше, чем в 2001 г.
Особенностью сегодняшнего состояния рынка является спад объемов капитальных вложений большинства добывающих компаний при благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка. Последствия этого - резкое уменьшение заказов - ухудшили положение многих заводов, продукцию которых потребляют нефтяники. Одна из главных причин этого - снижение объемов разведочного бурения в целом по нефтяным компаниям в 2002 г. на 38% по сравнению с 2001 г. В 2002 г. начался массовый процесс вычленения из структуры нефтяных компаний многих подразделений, не связанных непосредственно с нефтедобычей. К так называемым "сервисным подразделениям" были отнесены: управления буровых работ, управления капитального ремонта скважин и другие. Они оказались не готовы к такому "самостоятельному плаванию".
Важная проблема - стандартизация НГО. Резкое снижение бюджетного финансирования работ по стандартизации привело к уменьшению обновляемости фонда стандартов на НГО в 8 раз - на 1.5% вместо планируемых Госстандартом 12%.
Уровень соответствия российских стандартов на НГО международным - около 20%, но при этом необходимо учитывать российские условия: климат, используемые материалы и другие, а также интересы российских производителей и потребителей оборудования.
По оценке Минпромнауки степень износа оборудования в машиностроительной отрасли, производящей НГО, составляет 72% и ежегодно увеличивается на 1.5-2.0%. Удельный вес оборудования с периодом эксплуатации более 20 лет увеличился за последние 10 лет с 15 до 30%. При таком состоянии производственной базы невозможно достичь конкурентоспособности оборудования на внешних рынках. Поэтому модернизация производственной базы заводов - производителей НГО стоит как никогда остро.
Серьезной проблемой, не решенной до сих пор, является отсутствие у предприятий-изготовителей информации о потребности в НГО. Нефтяники, газовики, угольщики, не раскрывая такую информацию, делают невозможным объективно прогнозировать потребности в оборудовании. Это затрудняет работу производителей, особенно конверсионных.
1.4. Оценка состояния машиностроения Новосибирска для ресурсодобывающих отраслей и ТЭК
1. Экономика города опиралась на промышленное производство, до 80% которого составлял оборонно-промышленный комплекс, а также на фундаментальную, отраслевую и вузовскую науку.
Создание в Новосибирске мощного научно-технологического и научно-образовательного потенциала во многом определило отраслевую структуру промышленности города и развитие машиностроительных производств с высокой степенью кооперации. Для новосибирской промышленности была характерна высокая концентрация производства: несколько крупных машиностроительных предприятий производили до 80% всей продукции отрасли на территории, что облегчало проведение научно-технической политики.
Переход к рыночным отношениям изменил механизмы функционирования и связи науки с производством. Деформировался научно-производственный потенциал города, причем наиболее существенно в его производственной части. Обвальное сокращение государственного заказа, дезорганизация управления, разрыв межрегиональных экономических связей привели к резкому падению промышленного производства. При этом, если в металлургии, электроэнергетике, топливной и легкой промышленности спад производства составлял 25-45%, то в машиностроении - 75%.
2. Конверсия военного производства свелась, главным образом, к сокращению объемов производства и не привела к увеличению выпуска гражданской продукции. Коэффициент загрузки производственных мощностей варьируется от 0 до 70% на разных предприятиях и в среднем составляет 25% (с учетом производства гражданской продукции). Доля мобилизационных мощностей в имуществе предприятий составляет от 10 до 80%. Из-за высоких накладных расходов производство гражданской продукции убыточно. Из-за высокого удельного веса оборонной промышленности спад промышленного производства в Новосибирске оказался более глубоким: если промышленное производство в России сократилось в 1.5 раза, то по городу - в 2,7 раза.
В итоге изменилась отраслевая структура промышленности: снизилась доля предприятий машиностроения, черной металлургии, легкой промышленности; возрос удельный вес пищевой промышленности, электроэнергетики и промышленности строительных материалов. Нарушился процесс воспроизводства основных фондов, степень их износа в промышленности составляет 53%. Технологические системы и инженерная инфраструктура устарели физически и морально, что увеличило вероятность аварий техногенного характера. Сложилась ненормальная ситуация с амортизацией оборудования. На многих предприятиях с изношенным парком амортизация начисляется только на часть оборудования, остальное уже находится за пределами срока амортизации. Норма амортизации основных фондов составила по промышленности 2,4%, в том числе в машиностроении - 1,5%, в остальных отраслях: от 0,8% в черной металлургии до 5% в медицинской промышленности. Фонд амортизации теряет свое непосредственное назначение и для обновления оборудования необходимо привлекать дополнительные средства.
Производственный потенциал машиностроения ограничивается не только изношенностью технологического оборудования, но и его несовершенством: более 70% всего парка - станки с ручным управлением. Технико-экономические возможности большинства новосибирских предприятий могут обеспечить производство продукции лишь по технологиям третьего, в лучшем случае четвертого технологического уклада (станкостроение, электротехническое, нефтегазовое, горно-шахтное машиностроение и приборостроение).
Отсутствие эффективной программы конверсии предприятий ВПК привело к разрушению уникального оборудования и утрате ряда технологий. Только отдельные производства (самолетостроение, наукоемкое электромашиностроение, оптическое и электронное приборостроение) имеют технологии пятого уклада.
Изменилась структура промышленности по масштабу предприятий. Количество малых предприятий за последние 10 лет увеличилось на 2,3 тысячи, в том числе в машиностроении и металлообработке - на 740. Однако только треть из них занимается непосредственно производством машиностроительной продукции, остальные - металлообработкой и разными видами ремонта.
Возникший на основе выделения из научной и оборонной сферы малый бизнес более оперативно реагирует на запросы рынка и реализует инновационные заделы прежних лет. Малые предприятия налаживают выпуск наукоемкой продукции, успешно конкурируют с зарубежными производителями в производстве приборов и оборудования для нефтегазового комплекса, медицины и ресурсосбережения, что подтверждает необходимость проведения гибкой структурной политики и стимулирования этого сектора экономики.
Ряд машиностроительных предприятий пошли на значительную диверсификацию производимой продукции и некоторые из них сейчас трудно отнести к машиностроению, поскольку выпуск непрофильной продукции имеет достаточно высокий удельный вес. Другой тенденцией стало усиление ремонтно-сервисного направления машиностроения. За 10 лет доля ремонта машин и оборудования в производстве продукции машиностроения и металлообработки возросла почти в два раза. Объективно это снижает возможности машиностроения как производственной базы для технического перевооружения.
В итоге многие сегменты внутреннего рынка оказались переориентированы на зарубежные технологии и продукты. Потери традиционных рынков сбыта выявили низкую конкурентоспособность отечественных технологий, особенно в гражданском секторе. В условиях неустоявшейся отраслевой специализации территорий обостряется конкуренция, как на потребительском рынке, так и рынках производственно-технической продукции. Новосибирские товаропроизводители вынуждены конкурировать с продукцией зарубежных компаний не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Слабо развита инновационная инфраструктура, обеспечивающая связь между научными организациями и промышленными предприятиями. Нуждается в реформировании организация науки в соответствии с изменившимися условиями.
Несмотря на неустойчивую работу большинства предприятий, свыше 40% прибыли всех отраслей экономики создается в промышленности. На протяжении 10 лет промышленные предприятия города имели положительные финансовые результаты, однако непрерывный рост цен заметно снижал получаемые доходы предприятий. Это привело к росту числа убыточных предприятий с 5% в 1991 г. до 30% в 2001 г.
Следовательно, основными тенденциями в промышленности города в этот период были спад производства, отток квалифицированных кадров, разрушение производственного аппарата, утеря высоких технологий, свертывание связей с наукой и ухудшение финансового состояния.
Стабилизация и относительный прирост промышленного производства в 1999 - 2001 гг. были вызваны, в основном, ростом импортозамещения после четырехкратной девальвации рубля в 1998 году. Этот фактор роста в основном уже исчерпал себя. Определенный результат в поддержании положительной динамики новосибирской промышленности за последние три года принесла работа департамента промышленности, науки и технологий мэрии по повышению конкурентоспособности продукции, ее продвижению на рынки ресурсодобывающих регионов и размещению заказов на межрегиональных рынках. Это обеспечило в 2001 году темпы роста машиностроения (к предыдущему 2000 г.) - 120,4% и в целом по промышленности - 103,4%; соответственно в 2002 г. (к 2001 г.) -98,0 и 103,3% и в 2003 г. (к 2002 г., прогноз) - 103,0 и 106,0%.
Для выработки и реализации стратегии освоения рынков ресурсодобывающих регионов и ТЭК постановлением мэра Новосибирска в декабре 1999 г. была создана и уже 4 года работает Дирекция межрегиональных программ.
Сформированы рабочие группы по реализации актуальных проектов и программ, в их работе принимают участие около 100 промышленных и научных организаций , 900 человек руководителей, специалистов и научных работников.
Результатом работы Дирекции межрегиональных программ, рабочих групп и предприятий, участвующих в их работе, за 2000 - 2003 годы дополнительный прирост объема реализованной продукции на 6,2 млрд. руб. (в 2000 г.- 650 млн. руб.; 2001 г. - 1,35 млрд. руб.; в 2002 г.- 2,0 млрд. руб.; в 2003 г. - 2,2 млрд. руб. (прогноз).
Основное внимание уделяется ТЭКу и ресурсодобывающим регионам и предприятиям как самым платежеспособным и емким по объемам потребления, реализующим значительные инвестиционные проекты по развитию, техническому перевооружению и модернизации производства.
Таким образом, была подтверждена правильность курса, выбранного администрацией города, и показана необходимость перехода к системной работе по повышению эффективности научно-промышленного потенциала города. Рост технического и технологического уровня производства - основное условие повышения конкурентоспособности продукции и обеспечения нормального безубыточного функционирования каждого предприятия в отдельности и всей экономики города в целом.
2. Основные цели и задачи
Основной задачей является поддержание достигнутой динамики промышленного производства и создание нормативно-правовых, организационно-технических и финансово-экономических основ перехода в 2004 - 2005 гг. к инновационному характеру и ускорению темпов развития экономики.
Стратегия достижения намеченной цели реализуется на основе сочетания рыночных механизмов и административных рычагов во взаимоувязанной системе промышленной, научно-технической, структурной и инвестиционной политики муниципалитета, направленной на решение следующих оперативных задач:
-реструктуризация промышленности по отраслевой, размерной, технологической структуре, а также повышение конкурентоспособности и качества продукции;
-формирование механизмов поддержки инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата;
-анализ российского рынка оборудования ТЭК и горношахтного и его соотнесение с перечнем конкурентоспособной продукции промышленных предприятий и имеющихся научно-технологических разработок.
Основной экономической проблемой настоящего периода, на решение которой должны быть ориентированы механизмы промышленной политики, является проблема конкурентоспособности. Ее обеспечение, как главное условие роста промышленного производства, увеличения экспорта и расширения импортозамещения, требует:
-организации постоянного мониторинга рынка - как внутреннего, так и внешнего - по основным группам товаров и услуг, соответствующих технологическим возможностям научно-производственного потенциала Новосибирска;
-определения перспективных производств, не утративших в современных условиях конкурентных преимуществ или потенциально конкурентоспособных, а также выявления "узких мест" системного характера, ограничивающих конкурентоспособность промышленности города;
-выработки организационно-экономических механизмов, стимулирующих создание и опережающее развитие высокотехнологичных производств.
Основным направлением реализации программы остается работа по продвижению продукции промышленных предприятий на рынки производственного оборудования горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.
Целью научно-промышленной политики является:
на среднесрочный период (до 2007 г.):
-активизация научно-технической и инновационной деятельности;
-создание научно-технологических и образовательных центров крупных высокотехнологичных зарубежных компаний и фирм;
-подготовка высококвалифицированных кадров, способных не только осваивать, но и создавать высокие технологии;
-промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и комплексных технологий с гарантийным и постгарантийным обслуживанием;
-укрепление конкурентных позиций товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, включая рынок СРП и относительно небольших перерабатывающих компаний;
на долгосрочный период (до 2020 г.):
-переход на общемировые стандарты промышленного наукоемкого производства при соответствующем обновлении станочного и инструментального парка, модернизации предприятий;
-создание инновационных научно-производственных малых и средних предприятий при крупных научных и промышленных предприятиях по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Программа направлена на активизацию использования научного и инновационного потенциала, на структурно-технологическую модернизацию промышленного потенциала и создание эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов.
Реализация программы позволит создать необходимые условия поэтапного достижения стратегической цели научно-промышленной политики - создание в г. Новосибирске конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности и эффективной занятости населения.
3. Инструменты и механизмы реализации
3.1. Финансовое обеспечение
Реализация Программы предполагает использование средств:
- бюджета города;
- предприятий,
а также привлечение в установленном порядке средств:
- федерального и областного бюджетов;
- банков;
- международных организаций и венчурных фондов.
Финансирование проектов, предусмотренных Программой, осуществляется с использованием следующих финансово-кредитных инструментов:
-компенсация части процентных ставок по банковским кредитам;
-предоставление налоговых льгот;
-предоставление налоговых инвестиционных кредитов;
-финансовая поддержка в форме муниципального заказа;
-предоставление льготных ставок арендных платежей;
-реструктуризация задолженности для восстановления платежеспособности предприятия.
Условием финансовой поддержки промышленных предприятий из средств бюджета города является их возвратность, в том числе:
- в виде поставок продукции для муниципальных нужд;
- косвенного дохода от роста налоговых поступлений в бюджет города;
- решения важнейших социальных проблем города и т.д.
3.2. Нефинансовые формы поддержки исполнителей
Для реализации проектов применяются следующие организационные формы поддержки:
- содействие в продвижении продукции предприятий и организаций на региональные и внешние рынки;
- содействие в привлечении инвестиций для крупных проектов;
- координация взаимодействия участников крупных инвестиционных проектов;
- гарантии паритетного финансирования участникам областных и федеральных целевых программ, конкурсов, объявляемых:
Министерством промышленности и энергетики,
Министерством экономического развития и торговли,
Российским фондом фундаментальных исследований,
Российским гуманитарным научным фондом,
Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
Союзом производителей нефтегазового оборудования;
- информация о производимом в России нефтегазовом оборудовании с сайта Derrick.ru (Минпромнауки и Союза производителей НГО);
- информация для производителей о потребности нефтегазовых компаний в оборудовании, приборах и оснастке (по данным ежемесячного бюллетеня "Тендер в нефтегазовом комплексе");
- электронная торговая площадка ИНМАРСИС, через которую нефтегазовые компании приобретают материально - технические ресурсы;
- информирование об отпускных ценах всех основных российских заводов (по данным ежемесячного бюллетеня "Нефтегазовое оборудование");
- участие в ежегодных специализированных выставках нефтегазового оборудования на ВВЦ (г. Москва): "Российское машиностроение - нефтегазовому комплексу", "Российская металлургия - нефтегазовому комплексу", "Российские средства автоматизации - нефтегазовому комплексу", а также выставки по нефтегазовой, горнорудной и угольной тематике в ресурсодобывающих регионах и городах;
- лицензирование, сертификация производства НГО и ГШО;
- участие в программах по подготовке кадров, открытие при НГТУ факультета по подготовке нефтяников - технологов;
- участие в программах "СибВПКнефтегазТЭК" и технического перевооружения предприятий, производящих НГО, в рамках созданной при "Станкоимпорте" рабочей группы ( "Концепция промышленной политики России" ТПП России);
- участие в программах стандартизации нефтегазового, угольного, энергетического, горношахтного оборудования и их гармонизации с международными стандартами;
- поддержка на конкурсах на подрядные работы и участия в тендерах для поставки до 70% продукции российского производства в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) при разведке и освоении нефтегазовых месторождений в России;
- участие в продвижении продукции на мировые рынки при поддержке межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с нефтедобывающими странами, госкомпаний "Машиноэкспорт" и "Станкоимпорт" и Внешторгбанка;
- поддержка Внешторгбанка и Росэксимбанка в тендерах на поставку российской продукции в зарубежные страны и, в первую очередь, в страны СНГ: Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссию; а также Индию, Ирак, Египет, Алжир, Сирию, Ливию, Йемен, Иран и другие, где традиционно использовалось советское и российское оборудование;
- участие производителей оборудования в конкурсах и программах модернизации, проводимых Минпромнауки в рамках приказа от 30.06.2001 г. N 287 "О координации в Минпромнауке работ в сфере технического перевооружения нефтегазового комплекса", в котором предусмотрены меры по активизации НИОКР, вопросы подрядных работ по СРП, информационное обеспечение рынка;
- проведение и участие в инвестиционных форумах, научно-технических конференциях и конгрессах, семинарах по проблемам развития ТЭК и машиностроения для ТЭК.
3.3. Формы участия мэрии
Участие мэрии в финансировании Программы в форме бюджетного кредитования осуществляется через ежегодно предусматриваемые в бюджете города отдельной строкой объемы финансирования.
Предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита осуществляется в соответствии с утвержденными решениями городского Совета Положениями:
-"О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска" от 17.02.05 N 547;
-"О порядке предоставления льгот по налоговым платежам в бюджет города Новосибирска" от 26.03.98 N 133 с учетом изменений и дополнений от 29.05.2002 N 137;
-"О мерах муниципальной поддержки товаропроизводителей на территории города Новосибирска" от 30.11.2002 N 182.;
Финансовая поддержка в форме муниципального заказа осуществляется в соответствии с Положением "О муниципальном заказе" от 24.01.2003 N 209.
Договоры и контракты на выполнение работ, предусмотренных Программой мероприятиями, заключаются:
-начальником департамента промышленности, науки и технологий - в случае финансирования через этот департамент;
-начальником департамента экономики и финансов - в случае финансирования через предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;
-начальником департамента - заказчика продукции (услуг) - в случае оказания финансовой поддержки в форме муниципального заказа.
Заключенные договоры регистрируются в управлении финансов и налоговой политики мэрии.
Таблица 1
4. Программа научных разработок, производства оборудования и приборов для ресурсодобывающих отраслей и ТЭК до 2020 года
5. Информация о разработках и выпускаемом в Новосибирске оборудовании для ТЭК (НГО, ГШО)
5.1. Приоритетные направления развития
По оценке ученых СО РАН - наиболее соответствуют потребностям нефтяников, газовиков, горняков и угольщиков приоритетные, развиваемые в городе, разработки технологий, оборудования, приборов и сорбентов в 6 отраслях промышленности и науки:
- машиностроении;
- микроэлектронике;
- производстве сорбентов и катализаторов;
- развитии научных исследований и соответствующей материальной и приборной базы научных институтов; создании инновационных структур и внедрении научных разработок в производство;
- производстве новых ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и материалов;
- проектировании угольных и золотодобывающих шахт, разрезов и обогатительных фабрик.
Эти направления включены в программу, в том числе разработки и производство:
- машин и приборов для ТЭК и горнодобывающих отраслей;\par технологий и оборудования с использованием каталитических процессов;\par технологий и оборудования с использованием лазерных установок;\par продукции для охраны санитарии, природной среды обитания и водопотребления;\par машин для малой и средней энергетики, энерго и ресурсосберегающих технологий;
- технологий, оборудования и изделий для программы "Силовая электроника Сибири";\par изделий радио и микроэлектроники, связи и телекоммуникаций, КИП и автоматики;
- изделий станко инструментальной отрасли;
- продукции металлургической (черной, цветной, литья сплавов) и химической отраслей.\par
5.2. Продукция предприятий для ТЭК и ресурсодобывающих регионов
Продукцию машиностроения в Новосибирске выпускают свыше 70 заводов, более 80 производственных и научно-производственных предприятий и фирм.
На машиностроение работают свыше 20 научных академических институтов СО РАН (около 70% от общего их количества), включая такие как Институт теоретической и прикладной механики, Институт гидродинамики, Институт горного дела, Институт теплофизики и другие, а также свыше 20 отраслевых НИИ и более 40 КБ.
На предприятиях города выпускается большая номенклатура оборудования, приборов, материалов и запчастей для всех отраслей ТЭК и горнодобывающих отраслей. Их производят более 100 предприятий и фирм города, в том числе по отраслям: нефтегазовая отрасль - более 30 предприятий; угольная отрасль - более 45; горнодобывающая отрасль - более 40; энергетическая отрасль - более 35.
Успешно работают на рынках ТЭК и горнодобывающих отраслей предприятия:
- ЗАО НПФ "Сиант" - поставляет около 200 наименований оборудования и деталей - от трубопроводной арматуры до комплексов автоматизированных систем управления технологическим процессом нефтегазодобычи. Разработаны кустовые газлифтные комплексы АСУР и АСУ ТП "Газлифт" центрального управления 320 скважинами. Это оборудование не имеет аналогов в мире и обеспечивает реализацию бескомпрессорного, полностью автоматизированного газлифта. К реализации заказов нефтяников привлекаются несколько предприятий города;
- ЗАО НППГА "Луч" разрабатывает и выпускает аппаратуру электромагнитного каротажа нового поколения для исследования поисково-разведочных и эксплуатационных нефтегазовых скважин. В разных регионах России эксплуатируются свыше 300 комплексов кабельной аппаратуры "ВИКИЗ", освоенной серийно и являющейся основной продукцией "Луча". Совместно с Институтом геофизики, Институтом гидродинамики СО РАН за последние годы разработаны и внедрены автономные модули ВИКИЗ для исследования горизонтальных скважин на буровом инструменте и др.;
- ООО ПНП "Болид" развивает производство наукоемкой продукции и технологий в области разработки и производства электрооборудования для ТЭК, в том числе: панели греющие ПЭГ-500; электроконвекторы ЭлКоН; резисторы для заземления нейтрали и др. В разработках используют новый материал ЭКОМ с электропроводными добавками.
Его продукция используется в Газпроме; в энергосистемах Хакасии, Кузбасса, Саратовской области; в городах Москве, С.-Петербурге, Тюмени, Чите; на Алтае, в Таймырском АО (в т. ч. на ГМК "Норильский никель");
- ТПП "Север" в 2002 г. в 2 раза увеличило производство и поставки продукции для подразделений "АЛРОСА", предприятий Якутии и др. регионов. Заказы размещаются на новосибирских предприятиях;
- "Машиностроительный завод ОАО НПО "Сибсельмаш" выпустило конвейера 2ПТ120 для шахты "Распадская" с производительностью 2040 т/ч и скоростью ленты - 4,2 м/с.; шахтные ленточные конвейеры, а также серийное угольное и горношахтное оборудование, которое выдержало жесткую конкуренцию с производителями Украины, Польши, Германии и крупными машиностроительными заводами России, специализирующимися на продукции для угольщиков;
- ОАО "Завод "Труд" - стало ведущим предприятием в России по выпуску гравитационного обогатительного, специального технологического оборудования и зап. частей к нему;
- ОАО "Сибэлектротерм", ОАО "Сибгормаш", ОАО "Тяжстанкогидропресс" и другие предприятия освоили и приступают к освоению перспективного оборудования для угольщиков и горняков;
- механизированных комплексов для отработки мощных угольных пластов с выпуском угля на забойный или завальный конвейер; серийного оборудования для бурения высокопрочных горных пород (диаметр скважины до 300 мм, глубина до 500 м); бурения скважин для дегазации и увлажнения угольных пластов (диаметр до 300 мм, глубина до 400 - 500 м) и бурения скважин под анкера (диаметр до 43 мм, глубина до 5 м).
С ресурсодобывающими регионами работают также новосибирские предприятия: ГП ПО "Север", ПО "Элсиб" ОАО, ЗАО "Автоматика", ОАО "НЭВЗ", ОАО "НЗМК", ОАО "НЭРЗ", ООО НП "Тайра", компания "Торнадо", ИГД СО РАН, КТИ ВТ и КТИ НП СО РАН, Институт теплофизики, НИЦ "Цеосит" ОИК СО РАН, ГП НМЗ "Искра", ОАО "Инструментальный завод", НПП "Сибнефтегаз", "Сибирь-Мехатроника" и многие другие (свыше 100 организаций).
6. Организация управления. Контроль за реализацией
Ход реализации программы контролирует департамент промышленности, науки и технологий при участии департамента экономики и финансов, а также других департаментов.
Итоги выполнения программы:
- периодически рассматриваются на постоянной комиссии городского Совета по промышленности и науке, экономическом Совете, Президиуме мэрии Новосибирска;
- по итогам работы за год на сессии городского Совета.
Уточняются в соответствии с общим объемом финансирования программ, утвержденным бюджетом города (при наличии бизнес - планов).
Заключение
- Топливно-энергетический комплекс - это стратегически важный рынок сбыта отечественной промышленной продукции, в том числе машиностроения
-Город Новосибирск - крупнейший в Сибири и один из ведущих в России центр науки и машиностроения.
- Разработанная Программа направлена на активизацию использования его научного и инновационного потенциала, на структурно-технологическую модернизацию промышленного потенциала и создание эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов.
- Реализация программы в рассматриваемый период позволит создать необходимые условия поэтапного достижения стратегической цели научно-промышленной политики развития города - создание в г. Новосибирске конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности, эффективной занятости населения и подготовки инженерных кадров для отраслей ТЭК.
- В начальный период, безусловно, еще сохранится инерционный путь развития отраслей промышленности. Но результаты не замедлят сказаться уже в 2005 - 2006 годах.
- Модернизация производств позволит обеспечить ежегодный рост промышленного производства в Новосибирске на 15-20% и выше. Реализация программы развития научных разработок и производства НГО и ГШО в целом позволит в 2006 г. увеличить в 1,5-2 раза выпуск соответствующей продукции предприятиями города к уровню 2003 г.
- Дополнительные налоговые отчисления в бюджеты различных уровней составят в 2004 году, по оценкам, свыше 60 млн. рублей.
- Новосибирск имеет уникальное сочетание научного, конструкторского и производственного потенциала в машиностроении. Его использование и развитие могут и должны быть одним из главных приоритетов всех заинтересованных сторон: науки, промышленности и органов местного самоуправления города. Это позволит в несколько раз увеличить производство оборудования, приборов и комплектующих изделий высокого качества по оптимальной цене для всех ресурсодобывающих отраслей и ТЭК, других отраслей промышленности всех регионов России и стран СНГ, а также значительно увеличить его экспорт в зарубежные страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.