Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 17
к стратегическому плану
устойчивого развития
города Новосибирска
Комплексная целевая программа
Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 по 2020 годы
Аннотация
Программа разработана на основании нормативных правовых и иных актов, действующих на территории Российской Федерации:
Трудовой Кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (в редакции от 22.08.2004) "О занятости населения в Российской Федерации" ст. 15;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы";
Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2003 - 2003 гг" от 21.03.2002.
Программа разработана на основе анализа основных тенденций в социально-трудовой сфере города, прогноза социально-экономического развития Новосибирска на долгосрочную перспективу, исходящего из "Стратегического плана устойчивого развития г. Новосибирска".
Отсутствие четкой государственной политики в области социально-трудовых отношений, неотработанность механизмов системы социального партнерства, существенная специфика регионального рынка труда, нарастающие негативные тенденции в социально-трудовой сфере обуславливают необходимость выработки системного подхода к вопросам развития трудовых ресурсов на территории города Новосибирска.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан достойной работой, а работодателей квалифицированной рабочей силой. Программа в большей степени ориентирована на обеспечение занятости молодежи, ее профессиональную ориентацию и адаптацию к трудовой деятельности.
Реализация Программы предполагает тесное взаимодействие между мэрией города Новосибирска, администрацией Новосибирской области, службой занятости, работодателями, профсоюзами и другими субъектами рынка труда.
Паспорт
комплексной целевой программы "Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 по 2020 годы"
Наименование Программы |
- |
Комплексная целевая программа "Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 по 2020 годы" |
Основание для разработки Программы |
- |
Постановление мэра от 14.10.2003 N 2289 "О внесении дополнений в постановление мэра от 04.08.2003 N 1965 "О проведении научно-практической конференции "Стратегии устойчивого развития города Новосибирска" и организации разработки комплексных целевых программ" |
Заказчик Программы |
- |
Мэрия Новосибирска |
Основной разработчик Программы |
- |
Рабочая группа, образованная приказом директора департамента промышленности, науки и технологий от 20.11.2003 N 92-в "О создании рабочей группы по разработке комплексной целевой программы "Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 по 2020 годы". Руководитель рабочей группы - Удальцова М.В. доктор экономических наук профессор; Нестеров А.В. - начальник департамента промышленности, науки и технологий, заместитель руководителя; Бахарева Ю.П. - начальник отдела занятости и развития рабочих мест, секретарь. Члены рабочей группы: Арсентьева Н.М. - н.с. отдела социальных проблем института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Бернадский Ю.И. - генеральный директор МАРП, Казанцев В.Н. - заместитель начальника управления начального профессионального образованием администрации Новосибирской области, Казначеева Н.Л. - доктор экономических наук, Масалов А.К. - генеральный директор ОАО "Сиблитмаш", Попантонопуло В.Н. - директор колледжа телекоммуникаций и информатики СибГУТИ, Терехов И.Е. - председатель комитета по труду и занятости населения мэрии, Титова В.А. - д.э.н., заведующая кафедрой теории рынка факультета бизнеса НГТУ, Федорин В.Г. - заместитель директора Новосибирского института информатики и регионального управления |
Основные исполнители мероприятий Программы |
- |
Комитет по труду мэрии, муниципальное учреждение "Молодежный центр труда" (далее по тексту - МУ "МЦТ"), ГУ "Новосибирский городской центр занятости населения" (далее по тексту - НГЦЗН) (по согласованию), комитет по делам молодежи мэрии, управление образованием мэрии, департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии (далее по тексту - ДПРУиПП), администрации районов города, Союз руководителей предприятий и работодателей (далее по тексту - Союз работодателей) (по согласованию), Федерация профсоюзов Новосибирской области (далее по тексту - ФП НСО) (по согласованию) |
Цель Программы |
- |
Формирование эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и условиям труда, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. |
Задачи программы |
- |
Обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы: создание рабочих мест и планирование трудовых ресурсов; повышение качества рабочей силы; сокращение периода трудоустройства. Обеспечение достойного труда: создание благоприятных условий труда и формирование системы закрепления кадров; соблюдение прав человека и обеспечение социальной защиты в сфере трудовых отношений; обеспечение социального диалога. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
- |
1. Обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы. 1.1. Стимулирование развития экономически эффективных отраслей и предприятий. 1.2. Планирование трудовых ресурсов. 1.3. Формирование системы трудового воспитания и профориентационной работы с молодежью. 1.4. Трансформация образовательного комплекса для подготовки работников, востребованных рынком труда 1.5. Развитие системы внутрифирменной подготовки кадров. 1.6. Информационное обеспечение рынка труда. 1.7. Формирование городской миграционной политики. 1.8. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения. 2. Обеспечение достойного труда. 2.1. Достижение социально-приемлемого уровня доходов. 2.2. Совершенствование кадровой политики на производстве. 2.3. Улучшение условий и охраны труда работающих. 2.4. Совершенствование трудового законодательства и обеспечение его соблюдения. 2.5. Социальная поддержка и дополнительные гарантии слабозащищенным категориям работников. 2.6. Развитие системы социального партнерства. |
Срок реализации Программы |
- |
2005 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
2005 год: бюджет города - 4270,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию); бюджет области - 4500,0 тыс. рублей (по согласованию); средства работодателей - 1900,0 тыс. рублей (по согласованию). 2006 год: бюджет города - 4420,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию); бюджет области - 4500,0 тыс. рублей (по согласованию); средства работодателей - 1900,0 тыс. рублей (по согласованию). 2007 год: бюджет города - 4420,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию); бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию); средства работодателей - 1600,0 тыс. рублей (по согласованию). 2008 год: бюджет города - 3170,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию); бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию); средства работодателей - 1500,0 тыс. рублей (по согласованию). 2009 год: бюджет города - 2870,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию); бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию); средства работодателей - 1500,0 тыс. рублей (по согласованию). 2010 год: бюджет города - 2870,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию); бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию); средства работодателей - 1500,0 тыс. рублей (по согласованию). 2011-2020 годы: бюджет города - 23200,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 144500,0 тыс. рублей (по согласованию); средства работодателей - 15000,0 тыс. рублей (по согласованию) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
Реализация Программы в течение 2005 - 2020 годов позволит: сформировать систему мониторинга рынка труда города; увеличить занятость населения за счет создания новых рабочих мест; сократить период трудоустройства молодых граждан, незанятых в экономике; сформировать систему профориентационной работы со школьниками и молодежью; сформировать городской заказ на подготовку кадров в учебных заведениях города, в том числе на переподготовку; повысить уровень доходов работающего населения; разработать и внедрить на предприятиях города систему закрепления кадров; повысить престиж рабочей профессии; сформировать единое информационное пространство о рынке труда; сформировать систему управления охраной труда на территории города. |
Система организации контроля исполнения Программы |
- |
контроль за ходом реализации Программы осуществляет комитет по труду мэрии, департамент экономики и финансов мэрии. Координация исполнения Программы по каждому разделу возлагается на комитет по труду мэрии, соответствующие подразделения мэрии, администрации районов города, а также Союз работодателей (по согласованию) и Федерацию профсоюзов Новосибирской области (по согласованию), которые взаимодействуют с исполнителями Программы, оказывают необходимую организационную и консультативную помощь. |
Примечания: * - объем финансирования уточняется ежегодно после принятия бюджета города;
** - объем финансирования уточняется ежегодно после принятия федерального бюджета.
1. Анализ состояния и оценка развития ситуации в сфере трудовых ресурсов
Демографическая ситуация
По результатам переписи 2002 года население г. Новосибирска насчитывало 1425,6 тыс. человек на 01.01.2004 - 1413,0 тыс. чел. Численность населения в трудоспособном возрасте составляла 922,6 тыс. человек (65%).
Демографическую ситуацию в городе характеризуют следующие тенденции:
1. Естественная убыль населения. С 1991 года ежегодное уменьшение численности населения города составляло от 3 до 11 тыс. человек. Если в 1989 году в Новосибирске родилось 19,2 тыс. человек, а умерло 14,2 тыс. человек (естественный прирост 5 тыс. человек), то в ходе реформ уже к 1993 году рождаемость снизилась до 10,6 тыс. человек, а смертность возросла до 20 тыс. человек. Естественная убыль населения достигла 9,4 тыс. человек. К настоящему времени рождаемость в Новосибирске относительно стабилизировалась и колеблется на уровне 10,8-12,8 тыс. новорожденных в год. Однако современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В среднем на одну женщину приходится 1,1 деторождений при 2,15 необходимых для простого воспроизводства населения.
Уровень смертности, достигнув пика в 1994 году (165 человек на 10 тыс. населения, в том числе 10 младенцев до одного года) снизился, но остается высоким: 133 человека в 2000 году и 145 человек в 2003 году (соответственно на 10 тыс. постоянного населения). Существенно возросли потери трудоспособного населения. Показатель смертности этой группы населения увеличился с 4,6 на 1000 человек в 1991 году до 7,3 на 1000 человек в 2003 году. Основные причины смертности: несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования. От этих причин в городе умирает 76% населения трудоспособного возраста от числа умерших в трудоспособном возрасте.
Вследствие стабилизации уровня рождаемости и относительного снижения смертности стала сокращаться естественная убыль населения, однако ее уровень еще значителен (7,8 тыс. и 6,7 тыс. человек соответственно в 2000 и 2003 годах).
К 2020 году прогнозируется сокращение численности городского населения на 5,5% или 80 тыс. человек.
2. Отсутствие миграционного прироста. Динамика миграционных процессов, происходящих на территории Новосибирска свидетельствует о последовательном снижении миграционной подвижности населения. За период с 1994 по 2003 год число прибывших в город составило 261,5 тыс. человек, выехало к другому месту жительства около 215,6 тыс. человек. Сальдо миграции составило 45,9 тыс. человек. В 1980 - 1989 гг. эти показатели были значительно выше: соответственно, 559 тыс. человек, 494 тыс. человек и 65 тыс. человек.
Сальдо миграции для города с 1994 года оставалось положительным и до 1999 года ежегодно увеличивалось в среднем за год на 10%. Начиная с 1999 года происходит процесс снижения сальдо миграции: в 1999 году в 2 раза (на 5,4 тыс. человек), в 2000 г. в 1,9 раза (на 2,2 тыс. человек). В 2002 - 2003 годах сформировалась миграционная убыль населения: в 2002 году - 1843 человек, а за 2003 год она увеличилась в 2,3 раза и составила - 4308 чел.
Снижение общего сальдо миграции происходит за счет сокращения миграционного прироста в обмене населением со странами СНГ и Балтии.
По данным миграционной службы около 4 млн. русскоговорящих граждан СНГ готовы переехать на постоянное место жительства в Россию. Создание правовых, экономических и организационных механизмов позволило бы целенаправленно привлекать на территорию города наших соотечественников, в первую очередь из Казахстана, и частично удовлетворить потребности экономики города в квалифицированных кадрах.
3. "Старение" населения. В 1996 году впервые по городу численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков до 16 лет на 1,3 тыс. человек (на 0,5%). К 2003 году лиц пенсионного возраста было больше, чем детей на 82,9 тыс. человек (в 1,4 раза).
В настоящее время каждый пятый житель города достиг пенсионного возраста. За период 1990 - 2002 гг. численность пожилых людей увеличилась на 42,6 тыс. человек или на 17%, а численность детей и подростков в возрасте 0-15 лет сократилась на 112,6 тыс. человек (на 35%).
Начиная с 2006 года прогнозируется сокращение трудоспособного населения вследствие сокращения рождаемости в начале 90-х и массового выхода на пенсию лиц, рожденных в послевоенные годы.
Занятость и рынок труда
С 1995 по 1999 год численность занятых в официально регистрируемом секторе экономики сократилась на 20%. Начиная с 2000 года наблюдается приток в этот сектор работников. На 01.01.2004 в нем занято 694,0 тыс. человек (на 01.01.2003 - 622,6 тыс. чел.). Наибольшее количество работающих сосредоточено в промышленности (22,1%), торговле (20,3%) и бюджетных отраслях - образовании (8,8%), здравоохранении (7,5%), транспорт (6,6%).
Количество вакантных рабочих мест по официальным данным составляет около 14 тысяч. Реальное число вакансий выше на 25 - 30%. Ежегодно в городе трудоустраивается 148,1 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы последние годы не превышает 1% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. 75% безработных - женщины, каждый третий имеет высшее образование, каждый четвертый - моложе 30 лет.
Средний период продолжительности безработицы - 5,15 месяцев.
К ключевым проблемам в сфере занятости населения относятся:
1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Население ищет приложения сил исключительно в непроизводственных сферах деятельности, в то время как основное количество вакантных рабочих мест находится в жилищно-коммунальном хозяйстве (45,6%) и промышленности (11,8%). В профессиональном разрезе структура вакантных рабочих мест на протяжении последних трех лет существенных изменений не претерпела:
Суммарный годовой спрос (человек)
Таблица 1
N п. |
Профессии |
2001 год |
2002 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Водитель автомобиля |
805 |
808 |
|
Грузчик |
824 |
604 |
|
Дворник |
836 |
854 |
|
Инженер (58 специальностей)* |
595 |
506 |
|
Продавец |
1165 |
1447 |
|
Повар |
388 |
445 |
|
Рабочий |
1088 |
1145 |
|
Слесарь* |
1743 |
1677 |
|
Токарь* |
328 |
339 |
|
Уборщик |
711 |
772 |
|
Элекрогазосварщик* |
652 |
539 |
* Отмечены специальности, которые можно отнести к квалифицированному труду
Разбалансированность спроса и предложения на рынке труда особенно остро ощущается в разрезе отдельных профессий.
Спрос и предложение на отдельные должности и отдельных специалистов (по состоянию на конец 2003 года)
Таблица 2
N п. |
Наименование профессии |
Количество претендентов на 1 вакантную должность (человек) |
Наименование профессии |
Количество вакансий на 1 специалиста (единиц) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Товаровед |
12 |
Каменщик |
31,5 |
2 |
Техник |
11 |
Слесарь |
8,4 |
3 |
Юрист |
22 |
Столяр |
6,7 |
4 |
Экономист |
7 |
Токарь |
7,5 |
5 |
Инженер |
3 |
Фрезеровщик |
5 |
6 |
Бухгалтер |
6 |
Электрогазосварщик |
19,5 |
7 |
Финансист |
22 |
Электромонтер |
7,7 |
2. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест. Степень износа основных фондов Новосибирска увеличилась с 36,9% в 1998 году до 62,0% в 2002 году, в т.ч. на транспорте с 33,9% до 68,1%, ЖКХ с 44,2% до 46,1%, образовании с 28,6% до 49,9%. В промышленности данный показатель в 1998 - 2000 годах составлял порядка 57%, в 2002 году - 63,5%.
Численность работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам на транспорте увеличилась с 1998 по 2003 год с 11% до 11,9%, в промышленности и строительстве произошло сокращение с 20,3% до 16,6% и с 7,4% до 4,7% соответственно.
Физический и моральный износ основных фондов сопровождается увеличением числа непрестижных рабочих мест и ростом доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда.
3. Низкий социальный потенциал подавляющего числа вакантных рабочих мест - низкая заработная плата, неудовлетворительные условия труда и быта, перспективы профессионального роста и т.д. Из числа вакансий, заявленных в центр занятости населения в 2001 году, 45% свободных рабочих мест по уровню оплаты труда не обеспечивали прожиточного минимума, в 2002 году их удельный вес сократился до 35%, в 2003 году - до 10%. Деятельность по привлечению работников на подобные рабочие места крайне не эффективна. Лишь на 9% рабочих мест заработная плата выше минимального потребительского бюджета.
Показатели уровня жизни работающего населения
Таблица 3
N п. |
Показатель |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Величина прожиточного минимума, рублей |
910,0 |
1072,0 |
1332,5 |
1845,0 |
2273,0 |
2519,0 |
2 |
Минимальный потребительский бюджет, рублей |
2656,0 |
3245,0 |
4097,0 |
4745,0 |
5898,0 |
6967,0 |
3 |
Минимальный размер оплаты труда, рублей |
83,49 |
83,49 |
132,0 |
200,0 |
450,0 |
600,0 |
4 |
Средняя заработная плата, рублей |
1185,0 |
1629,0 |
2364,0 |
3463,0 |
4784,0 |
6046,3 |
5 |
Отношение п. 4/п.1 |
1,3 |
1,5 |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
2,4 |
6 |
Отношение п. 4/п.2 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
На протяжении последних лет наблюдается рост заработной платы населения. Однако соотношение средней заработной платы и величины прожиточного минимума невысоко. Начиная с 1998 года это соотношение выросло с 1,3 раза до 2,3, т.е. размер средней заработной платы занятого населения позволяет содержать на минимально допустимом уровне двух человек. При этом наблюдается значительная дифференциация этого показателя по отраслям. Так, зарплата работника бюджетной сферы позволяет ему обеспечить только самого себя, а занятого в кредитно-финансовой сфере - 6 человек (в 1998 году средняя зарплата работника бюджетной сферы была ниже прожиточного минимума, в финансово-кредитной - на уровне 3 минимумов).
Дифференциация заработной платы работников по отраслям
Таблица 4
N п. |
Отрасли |
Средняя заработная плата 2003 год |
Отношение к величине прожиточного минимума (2519 рублей), (раз) |
Отношение к минимальному потребительскому бюджету (6967 рублей), (раз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
По всем отраслям |
6046,3 |
2,40 |
0,87 |
2 |
Промышленность |
6030,5 |
2,39 |
0,86 |
3 |
Транспорт |
6945,0 |
2,76 |
0,99 |
4 |
Связь |
7331,0 |
2,91 |
1,05 |
5 |
Строительство |
7258,9 |
2,88 |
1,04 |
6 |
Торговля |
4625,9 |
1,84 |
0,66 |
7 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
8072,0 |
3,20 |
1,17 |
8 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение |
4064,0 |
1,61 |
0,58 |
9 |
Образование, культура |
4240,2 |
1,68 |
0,60 |
10 |
Управление |
7786 |
3,09 |
1,11 |
11 |
Финансы и кредит |
15873,4 |
6,3 |
2,28 |
Что касается отношения средней заработной платы к величине минимального потребительского бюджета, которая включает в себя более широкий набор товаров и услуг, то в среднем, занятые в экономике находятся за пределами уровня бедности, исключение составляют информационно-вычислительное обслуживание, финансы и кредит, управление, операции с недвижимым имуществом (в 1998 году в эту категорию можно было отнести только финансы и кредит).
4. Упрощение и ухудшение профессионально - квалификационной структуры занятого населения. В производственных отраслях уменьшилась доля высококвалифицированных работников и существенно возросла доля занятых неквалифицированным трудом. В целом по России доля рабочих высшей квалификации оценивается в 5% от общего количества рабочих (в США - 43%, в Германии - 52%).
Распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам, (в %) *(1)
Таблица 5
N п. |
Профессионально-квалификационные группы |
1993 год |
1997 год |
1999 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Руководители высшего звена |
6,7 |
8,1 |
8,3 |
2 |
Руководители среднего звена |
4,6 |
6,4 |
6,9 |
3 |
Специалисты с высшим образованием |
29,3 |
18,7 |
20,8 |
4 |
Специалисты-техники |
12,2 |
7,4 |
7,7 |
5 |
Служащие-неспециалисты |
3,7 |
5,3 |
4,1 |
6 |
Рабочие промышленных профессий |
27,2 |
20,3 |
14,0 |
7 |
Рабочие строительных профессий |
5,4 |
5,8 |
3,3 |
8 |
Рабочие по профессиям транспорта и связи |
5,0 |
7,9 |
9,7 |
9 |
Рабочие торговли и бытового обслуживания |
2,6 |
5,3 |
6,3 |
10 |
Прочие рабочие |
0,9 |
5,5 |
6,5 |
11 |
Неквалифицированные рабочие, разнорабочие |
2,4 |
9,3 |
11,9 |
*(1) по материалам социологического исследования, проведенного институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН
Доля занятых неквалифицированным трудом (к ним можно отнести и прочих рабочих) возросла с 3,3% до 18,4% (более чем в 5,5 раз). Тенденции увеличения доли неквалифицированного труда подтверждают и данные таблицы профессиональной структуры вакантных рабочих мест - среди наиболее востребованных работников только треть можно отнести к квалифицированному труду (в таблице 1 отмечены *).
Доля высококвалифицированных рабочих станочников и сборщиков в приборостроении, монтажников и наладчиков аппаратуры упала соответственно в 2,5 и 2 раза.
За годы реформ из официально регистрируемой экономики (в первую очередь, промышленность, строительство, наука, образование) выбыло более 200 тыс. человек. Абсолютное большинство выбывших работников осуществляют трудовую деятельность в сферах, не связанных с их образованием и профессиональной квалификацией, в результате теряют приобретенные навыки и умения.
5. Значительные масштабы занятости в неформальном теневом секторе экономики. Под неконтролируемые сферы деятельности попадают трудовые отношения частично в торговле, бытовых услугах, транспорте, строительстве. Эти сферы деятельности характеризуются зачастую невысокой культурой труда, отсутствием правовой защищенности и социальных гарантий для участников трудового процесса. По оценкам специалистов здесь занято до 25-30% трудоспособного населения.
Определенное представление о масштабах теневого рынка труда позволяет получить анализ скрытой заработной платы. Домашние хозяйства в Новосибирске (по данным баланса денежных доходов и расходов населения) тратят на различные нужды и откладывают в виде финансовых активов намного больше средств, чем получают в виде заработной платы, пенсий и других трансфертов, доходов от собственности и индивидуального бизнеса. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы.
Баланс денежных доходов и расходов населения Новосибирской области
Таблица 6
N п. |
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2003 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Доходы, тыс. рублей |
39496614 |
52502195 |
69579939 |
94878853 |
2 |
Расходы, тыс. рублей |
53247881 |
70474843 |
92947585 |
122339741 |
3 |
Превышение расходов над доходами, тыс. рублей |
13751267 |
17972648 |
23367646 |
27460888 |
4 |
Превышение расходов над доходами, % |
34,8 |
34,2 |
33,6 |
28,9 |
Таким образом, расходы населения Новосибирской области превышают доходы почти на треть. Неформальная занятость в сельской местности намного меньше, чем в городах, поэтому в Новосибирске данный показатель выше.
6. Сложность трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (женщин, молодежи и т.д.).
Среди безработных 75,3% (1998 год - 74,3%, 2000 год - 75,1%, 2002 год - 76,2%) - женщины. Из них преобладают те, кто претендует на вакансии служащих (экономист, бухгалтер, технолог и т. д.), а более 74% вакансий рассчитаны на кадры рабочих профессий.
Женщины отличаются низкой трудовой мобильностью по причине многоролевого статуса, у них выше потребность в социальных гарантиях: "больничный лист", отпуск по уходу за ребенком, меньше притязаний на высокий заработок.
В ближайшие годы проблема занятости женщин будет усиливаться. При общем сокращении численности населения города численность женщин трудоспособного возраста до 2005 года будет возрастать (смертность мужчин трудоспособного возраста в 3,7 раза выше смертности женщин), что значительно увеличивает предложение женской рабочей силы на рынке труда.
Численность молодых людей, зарегистрированных в службе занятости, стабильно составляет около 25%. Причинами, затрудняющими получение первой работы для выпускника учебного заведения являются:
слабая конкурентноспособность в связи с отсутствием практического опыта работы по специальности;
существенное расхождение структуры профессиональной подготовки и структуры наличных рабочих мест;
несоответствие знаний, приобретаемых в учебном заведении и требований, предъявляемых на рабочем месте;
отсутствие опыта поиска работы.
7. Неадаптированность профессионального образования к потребностям экономики. Структура выпуска специалистов не соответствует структуре вакантных мест, особенно в производственной сфере. Среди безработной молодежи 41% составляют выпускники ВУЗов. Высшие профессиональные учебные заведения открывают новые экономические и юридические специальности и специализации, которые считаются престижными у молодежи и которые служат источником поступления средств в ВУЗы. Как следствие - ликвидирована подготовка по ряду специальностей производственного профиля. Выпускники техникумов составляют 36% в числе безработной молодежи. И 23% из числа ищущих работу - выпускники профессиональных училищ.
Соотношение занятых в экономике страны специалистов с высшим, средним профессиональным образованием и рабочих составляют пропорцию 1,3 : 1,0 : 4,3. Структура выпуска специалистов и рабочих в учреждениях профессионального образования всех уровней - 1,0 : 1,0 : 1,0. *.
Существует значительное несоответствие в подготовке и потребностях в кадрах рабочих профессий. По мнению специалистов, пополнение рабочих кадров отстает от темпов их естественной убыли в 3 раза**. По оценке экспертов Всемирного банка подобные тенденции могут иметь "разрушительные последствия ввиду несоответствия системы образования социально-экономическому устройству общества"***.
Возможности системы подготовки и переподготовки кадров не в состоянии удовлетворить требования работодателя и к профессиональным качествам работников. Образовавшийся разрыв между государственными профессиональными и образовательными стандартами и требованиями работодателей к качеству кадров препятствует построению современной системы подготовки и переподготовки кадров.
8. Невысокая готовность работодателей вкладывать средства в подготовку кадров, мероприятия по повышению квалификации работающих.
Основным источником пополнения кадров предприятия считают профессиональные учебные заведения, но недостаточно активно участвуют своими заказами в формировании набора в ПУ, ССУЗы, ВУЗы на требуемые специальности.
По оценкам Министерства труда затраты на обучение и переподготовку кадров должны быть не менее 1,5% от фонда оплаты труда. За рубежом эти затраты в среднем составляют 7 - 9%. В России не превышают 0,05% от фонда оплаты труда. По материалам ежегодного городского конкурса "Лучшая организация по развитию социального партнерства" затраты предприятий промышленности на подготовку и переподготовку кадров составляют 0 - 6,36% фонда оплаты труда (в среднем 0,56%), по предприятиям транспорта и связи 0 - 5,78% фонда оплаты труда (в среднем 1,8%).
* Российский статистический ежегодник, М., 2001, с. 144
** Всероссийское социологическое исследование, М., Издательский центр НОУ ИСОН, 2003, с. 10
*** Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. Всемирный банк (на русском языке). Вашингтон, 2000, с. 2-3
Молодежь на рынке труда
Молодежный рынок труда характеризуется ниже перечисленными особенностями:
1. Несовпадение социальных и профессиональных ориентаций молодежи с потребностями организаций города в рабочей силе.
В системе профессиональных предпочтений молодежи сохраняется устойчивая ориентация на профессии финансистов, юристов и другие профессии нематериальной сферы. Крайне низка ориентация молодежи на работу в промышленности, науке, образовании, здравоохранении.
Каждый второй выпускник школы осуществляет выбор профессии и учебного заведения случайным образом, что впоследствии отрицательно сказывается на удовлетворенности выбором профессии и намерением работать по специальности. Так, в 1999 году среди 37,9% 11-классников Новосибирска к окончанию школы не определились с профессией.
67% работающей молодежи выбирали профессию потому что "она им по душе" либо совершенно случайно (что больше всего характерно для выпускников профессиональных училищ и ССУЗов). И всего 26% руководствовались рациональными мотивами - перспективы будущего трудоустройства, материальный достаток, уверенность в будущем (данные социологического исследования, проведенного институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН).
Главным требованием выпускников к будущей работе является высокая заработная плата. Значительная часть выпускников готова пожертвовать полученной профессией, если предложенная работа будет привлекательна с этой точки зрения.
Потребности молодых людей выше потребностей людей среднего возраста. У них нет резервных накоплений, только 8% работающей молодежи проживают отдельно от родителей - остальные испытывают необходимость в приобретении жилья. Предприятия и организации города в большей части не могут этого предложить.
В итоге, принципиально важным работать по специальности считают лишь 30% выпускников ВУЗов, 36% выпускников ССУЗов, 40% - ПУ. Менее всего выпускники ВУЗов и ССУЗов намерены работать по приобретенным профессиям в промышленности, образовании, здравоохранении.
В ближайшие годы здравоохранение и, в первую очередь образование, перейдут, наряду с промышленностью и ЖКХ, в разряд трудодефицитных отраслей.
2. Высокие требования работодателей к кандидатам на ту или иную должность: наличие основного и дополнительного образования, стаж работы на соответствующих должностях, стаж работы по специальности. Наличие стажа практической работы занимает важнейшее место в ряду квалификационных признаков будущего работника, которые почти наверняка отсутствуют у вчерашнего выпускника учебного заведения, что и определяет всю сложность его положения на современном рынке труда.
Молодым специалистам на производстве, особенно это касается выпускников ССУЗов, практически невозможно занять должности руководящего звена - мастеров, бригадиров и т.п., их берут только на рабочие места, что часто не соответствует их притязаниям. Это двойственное положение заставляет специалистов со средним специальным образованием задумываться о продолжении учебы - ни один из них не предполагает повышать свое профмастерство и накапливать опыт только на данном рабочем месте. Более половины выпускников ССУЗов намерены продолжить учебу, но без отрыва от производства, еще 11% предполагают уволиться с нынешнего места работы.
3. Доля молодых людей, занятых в легальной экономике (по оценкам специалистов) составляет менее - 15% от численности работающих; в теневом сегменте экономики до 40% занятых. Доля молодежи, работающей в промышленности, образовании, науке за последние 10 лет упала в 1,5 - 3 раза. Рост доли молодежи отмечается в тех отраслях, которые коммерциализированы в большей степени (торговля, транспорт, финансы и кредит).
4. Неготовность молодежи к активным действиям на рынке труда, начиная от поиска работы и завершая защитой своих трудовых прав.
По оценкам специалистов, не менее трети выпускников всех видов профессиональных учебных заведений в первые полгода после выпуска остаются не трудоустроены. В условиях отсутствия работы от 24 до 74% не готовы к активным действиям на рынке труда. Способы поиска работы среди молодежи традиционны: семейно-родственные связи, обращение в службу занятости, личные обращения к работодателю. Недостаточная осведомленность молодежи о конъюнктуре рынка труда, современных требованиях к рабочей силе, правилах поведения на рынке труда, о своих возможностях, ухудшает их конкурентоспособность на рынке труда.
Выводы:
Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. обострит вопросы комплектования кадрами в первую очередь производственной сферы, здравоохранения и образования, приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал города, что чревато сокращением его экономического потенциала.
Дефицит рабочей силы, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население повысит нагрузку на систему здравоохранения, обострит проблемы с выплатой пенсий и социальных пособий.
Общее сокращение численности населения, снижение его плотности грозят опасностями геополитического порядка.
Качественные и количественные изменения в социально - трудовой сфере, динамика развития ситуации на рынке труда свидетельствуют о наличии серьезных деструктивных процессов в области формирования трудовых ресурсов. Фактически можно говорить о появлении серьезных признаков свидетельствующих о деградации человеческого капитала. Этим понятием характеризуется многоплановое социальное явление, состоящее из ряда взаимосвязанных процессов. Это в первую очередь:
депопуляция и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
деквалификация и депрофессионализация части работающего населения;
ухудшение мотивации к труду;
падение трудовой морали и этики;
ухудшение здоровья населения;
усиление девиантного поведения;
люмпенизация части населения и т.д.
Непринятие системных мер грозит расширением зоны деградации человеческого капитала и эта опасность представляется одной из главных.
Все эти негативные процессы происходят на фоне неотработанности государственных механизмов рыночной самонастройки и государственного регулирования рынком труда.
Современный рынок труда характеризуют следующие особенности:
1. Важнейшие элементы его самонастройки - цена рабочей силы, уровень душевого потребления - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что деформирует такие важные компоненты рынка труда, как спрос и предложение.
2. Рынок труда функционирует в условиях зарождения и становления института социального партнерства. Это затрудняет выработку солидарной и согласованной политики в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, социальной защиты, налогообложения и др. с учетом интересов различных субъектов рынка труда.
3. Рынок труда неоднороден. Структура образуется двумя взаимосвязанными сферами, различающимися способом и формами привлечения, организации и регулирования рабочей силы, характером влияния на эффективность производства и положение работников. По этим признакам его можно подразделить на "открытый" и "скрытый" или "теневой". "Теневой рынок" труда практически выпадает из поля правового регулирования и сферы действия социального партнерства.
4. Самая существенная особенность российского рынка труда - его региональная доминанта. Отсутствие ясно сформулированной государственной политики в сфере труда, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, существенная региональная специфика определяют потребность формирования системы управления (регулирования) рынком труда прежде всего на региональном уровне.
Прогноз воспроизводства человеческого капитала, формирование политики развития трудовых ресурсов - необходимый элемент экономической стратегии и прямая функция государства. К сожалению, "Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 " Министерства труда и социального развития не подкреплена ни правовым, ни организационным, ни ресурсным сопровождением. Федеральная программа занятости населения на 2004 год даже не утверждена.
Все эти особенности предопределяют необходимость создания городской программы "Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 по 2020 годы".
2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - формирование эффективного цивилизованного рынка труда города, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и условиям труда, отвечающим требованиям безопасности и гигиены.
Достижение основной цели программы видится в решении следующих основных задач:
1. Обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, путем:
1.1. Создания рабочих мест и планирования трудовых ресурсов;
1.2. Повышения качества рабочей силы;
1.3. Сокращения периода трудоустройства.
2. Обеспечение достойного труда, путем:
2.1. Создания благоприятных условий труда и содействия в формировании системы закрепления кадров;
2.2. Соблюдения прав человека и обеспечения социальной защиты в сфере трудовых отношений;
2.3. Обеспечения социального диалога.
3. Система программных мероприятий
3.1. Создание рабочих мест и планирование трудовых ресурсов
Для решения данной задачи необходимо обеспечить:
1. Стимулирование развития экономически эффективных отраслей и предприятий путем:
реализации концепции развития промышленности и науки, отраслевых комплексных программ;
мониторинга создаваемых рабочих мест.
2. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения путем:
формирования системы сопровождения малого бизнеса;
содействия укомплектованию кадрами малых предприятий.
3. Планирование трудовых ресурсов путем:
осуществления мониторинга демографических процессов и спроса на рабочую силу;
формирования "паспорта" рабочих мест (заработная плата, оборот кадров, уровень образования - сложность работ и т.п. на рабочих местах);
изучения нерегистрируемого сектора экономики и рынка рабочей силы;
формирования заказа на обучение в соответствии с перспективными потребностями отраслей экономики.
3.2. Повышение качества рабочей силы
В целях решения этой задачи необходимо обеспечить:
1. Формирование системы трудового воспитания и профориентационной работы с молодежью:
введение курса профориентации в школах;
создание сети профориентационных центров;
развитие технических кружков и технических видов спорта;
восстановление шефских связей между школами и предприятиями города;
организация временной занятости подростков;
развитие межшкольных учебных комбинатов, организация на их базе системы трудового воспитания для детей из "группы риска";
осуществление мониторинга профессиональных предпочтений и трудовой мотивации школьников.
2. Трансформация образовательного комплекса (ПУ, ССУЗы, ВУЗы, учреждения дополнительного образования) для подготовки работников, востребованных рынком труда:
формирование системы контрактной подготовки студентов для предприятий города;
обучение студентов методам поиска работы;
создание центра содействия трудоустройству студентов и выпускников;
организация временной занятости студентов;
формирование системы работы с отчисленными студентами;
осуществление мониторинга соответствия работы выпускников и приобретенной специальности;
3. Развитие системы внутрифирменной подготовки кадров:
восстановление внутрипроизводственной системы обучения и повышения квалификации кадров;
повышение мотивации работников к высокопроизводительному труду;
формирование городского заказа на переподготовку кадров;
осуществление мониторинга профессионально-квалификационного уровня работающих.
3.3. Сокращение периода поиска работы
Решение данной задачи предполагает:
1. Информационное обеспечение рынка труда:
создание единого информационного пространства о рынке труда на территории города;
широкое привлечение СМИ к освещению проблем социально-трудовой сферы.
2. Формирование системы межрегионального перераспределения рабочей силы:
формирование городской миграционной политики;
осуществление мониторинга вакантных рабочих мест.
3.4. Создание благоприятных условий труда и содействие в формировании системы закрепления кадров
Решение данной задачи возможно за счет:
1. Достижения социально-приемлемого уровня доходов:
рост реальной заработной платы и легализация всех видов доходов;
ликвидация задолженности по заработной плате;
осуществление мониторинга реальных доходов населения.
2. Совершенствования кадровой политики на производстве:
разработка и внедрение в организациях города пакетов социальных льгот;
проведение мероприятий, направленных на стимулирование и мотивацию молодых работников;
повышение престижа рабочих профессий;
обеспечение стабильности рабочих мест;
содействие в формировании корпоративной культуры организаций;
подготовка предложений об условиях и порядке стимулирования работодателей, проводящих целенаправленную кадровую политику.
3. Улучшения условий и охраны труда работающих:
аттестация рабочих мест;
формирование системы охраны труда в субъектах малого предпринимательства;
охрана здоровья женщин;
пропаганда безопасного труда;
осуществление мониторинга условий и охраны труда.
3.5. Соблюдение прав человека и обеспечение социальной защиты в сфере трудовых отношений
Решение данной задачи подразумевает:
1. Совершенствование трудового законодательства:
формирование нормативно-правовой базы субъекта Федерации;
внесение предложений и законодательных актов в Государственную Думу.
2. Обеспечение соблюдения трудового законодательства:
информационно-методическая поддержка самозащиты (СМИ, интернет, консультирование) граждан;
организация проверок соблюдения трудового законодательства;
организация обучения представителей кадровых служб организаций;
сведение к минимуму деформаций на рынке труда (теневой занятости, скрытой безработицы).
3. Социальная поддержка и дополнительные гарантии слабозащищенным категориям работников (безработные, женщины, дети, инвалиды, пенсионеры)
квотирование рабочих мест;
общественные работы;
временная занятость;
профессиональная и социальная реабилитация слабозащищенных категорий работников.
3.6. Обеспечение социального диалога
Для решения этой задачи необходимо обеспечить:
1. Развитие системы социального партнерства:
развитие системы представительных органов социального партнерства;
совершенствование процедур переговорного процесса ;
повышение ответственности социальных партнеров за выполнение соглашений и договоров, заключаемых на всех уровнях;
урегулирование коллективных трудовых споров;
общественное признание достижений в сфере социально-трудовых отношений.
2. Привлечение общественных организаций к участию в социальном диалоге:
проведение круглых столов по проблемам социально-трудовых отношений;
организация конкурсов социальных проектов.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Основными финансовыми источниками в реализации мероприятий Программы развития трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 по 2020 годы являются средства бюджета Российской Федерации (далее по тексту - федеральный бюджет), бюджета Новосибирской области (далее по тексту - бюджета области), бюджета города Новосибирска (далее по тексту - бюджет города), внебюджетные средства. Суммарные затраты на реализацию мероприятий в 2005 году составят:
бюджет города - 4270,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию);
бюджет области - 4500,0 тыс. рублей (по согласованию);
средства работодателей - 1900,0 тыс. рублей (по согласованию).
В 2006 году составят:
бюджет города - 4420,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию);
бюджет области - 4500,0 тыс. рублей (по согласованию);
средства работодателей - 1900,0 тыс. рублей (по согласованию).
В 2007 году составят:
бюджет города - 4420,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию);
бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию);
средства работодателей - 1600,0 тыс. рублей (по согласованию).
В 2008 году составят:
бюджет города - 3170,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию);
бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию);
средства работодателей - 1500,0 тыс. рублей (по согласованию).
В 2009 году составят:
бюджет города - 2870,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию);
бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию);
средства работодателей - 1500,0 тыс. рублей (по согласованию).
В 2010 году составят:
бюджет города - 2870,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 14450,0 тыс. рублей (по согласованию);
бюджет области - 500,0 тыс. рублей (по согласованию);
средства работодателей - 1500,0 тыс. рублей (по согласованию).
В 2011 - 2020 годах составят:
бюджет города - 23200,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 144500,0 тыс. рублей (по согласованию);
средства работодателей - 15000,0 тыс. рублей (по согласованию).
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
сформировать систему мониторинга рынка труда города;
увеличить занятость населения за счет создания новых рабочих мест;
сформировать систему профориентационной работы со школьниками и молодежью;
повысить престиж рабочей профессии;
сформировать городской заказ на подготовку кадров в учебных заведениях города, в том числе на переподготовку;
повысить уровень доходов работающего населения
разработать и внедрить на предприятиях города систему закрепления кадров;
сформировать единое информационное пространство о рынке труда;
сформировать систему управления охраной труда на территории города.
Контрольные показатели развития трудовых ресурсов города
Таблица 7
N п. |
Показатели |
Значение |
Ожидаемые значения в годы: |
|||
в 2000 году |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Доля трудовых ресурсов в численности населения, % |
64,5 |
65,0 - 65,5 |
66,0 - 68,0 |
67,0 - 71,0 |
68,0 - 74,0 |
2 |
Доля занятых в экономике в численности трудовых ресурсов, % |
58,0 |
57,0 - 58,0 |
58,0 - 60,0 |
59,0 - 62,0 |
60,0 - 65,0 |
3 |
Покупательная способность доходов (отношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума), раз |
1,08 |
2,3 - 3,2 |
3,6 - 5,0 |
4,5 - 6,4 |
5,0 - 7,6 |
4 |
Темпы роста реальной заработной платы населения, % |
0,87 |
1,15 - 1,20 |
1,35 - 1,50 |
1,50 - 1,85 |
1,65 - 2,30 |
5 |
Уровень безработицы, % |
0,78 |
0,90 - 0,95 |
1,00 - 1,10 |
1,05 - 1,25 |
1,10 - 1,40 |
6 |
Снижение риска повреждения здоровья работающих: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, % |
5 |
20 |
60 |
75 |
100 |
7 |
Проведение сертификации работ по охране труда в организациях города, % |
- |
15 |
45 |
75 |
100 |
6. Механизмы реализации Программы
Механизмы реализации Программы определяются нормативными правовыми документами:
N п. |
Вид документа |
Название |
Дата принятия |
Номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Постановление мэра |
О создании муниципального учреждения "Молодежный центр труда" |
30.06.1999 |
727 |
2 |
Постановление мэра |
О Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
07.06.2000 |
1087 |
3 |
Постановление мэра |
Об улучшении условий и охраны труда на муниципальных унитарных предприятиях и муниципальных учреждениях г. Новосибирска |
29.12.2000 |
2515 |
4 |
Постановление мэра |
О регистрации трудовых договоров работников, работающих у работодателей - физических лиц |
23.04.2002 |
944 |
5 |
Постановление мэра |
Об участии представителей структурных подразделений мэрии в расследовании групповых и тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев со смертельным исходом в муниципальных организациях города |
09.09.2002 |
2000 |
6 |
Постановление мэра |
Об урегулировании коллективных трудовых споров |
15.04.2003 |
820 |
7 |
Постановление мэра |
Об утверждении примерной формы трудового договора с руководителями муниципального предприятия, муниципального казенного предприятия, муниципального учреждения |
30.06.2003 |
1585 |
8 |
Постановление мэра |
Об утверждении Положения о проведении аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений |
30.06.2003 |
1586 |
9 |
Постановление мэра |
Об учреждении доски почета города Новосибирска |
10.07.2003 |
1661 |
10 |
Решение городского Совета |
О программе содействия занятости населения в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы |
17.09.2003 |
293 |
11 |
Постановление мэра |
"О городском конкурсе на лучшее состояние условий и охраны труда |
31.12.2003 |
2675 |
12 |
Постановление мэра |
О городском конкурсе "Социальная эффективность и развитие социального партнерства |
18.02.2004 |
161 |
13 |
Решение городского Совета |
О внесении дополнений в Программу содействия занятости населения в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы, принятую решением городского Совета от 17.09.2003 N 293 |
22.09.2004 |
438 |
7. Управление и контроль за ходом реализации Программы
Руководитель Программы - начальник департамента промышленности, науки и технологий мэрии.
Управление Программой, контроль за ходом ее реализации осуществляет комитет по труду мэрии, департамент экономики и финансов мэрии.
Контроль исполнения Программы включает:
контроль рационального использования исполнителями выделяемых финансовых средств;
контроль исполнения договоров;
контроль качества и своевременности реализуемых программных мероприятий.
Координация исполнения Программы по каждому разделу возлагается на комитет по труду мэрии, соответствующие подразделения мэрии, администрации районов города, а также Новосибирский союз руководителей предприятий и работодателей (по согласованию) и Федерацию профсоюзов Новосибирской области (по согласованию), которые взаимодействуют с исполнителями Программы, оказывают необходимую организационную и консультативную помощь.
Исполнители Программы, в пределах своей компетенции, вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в объемах выделенных на ее реализацию средств и в соответствии с определенными приоритетами.
8. Мероприятия Программы "Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 по 2020 годы"
N п. |
Мероприятие |
Количество задействованных |
Затраты, тыс. рублей |
Источники финансирования |
Срок выполнения работ |
Ответственный за исполнение |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Подпрограмма "Обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы" | |||||||
1 |
Реализация концепции развития промышленности и науки, отраслевых комплексных целевых программ |
|
|
|
|
Исполнители комплексных целевых программ |
|
2 |
Мониторинг рынка труда |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Организация проведения мониторинга |
|
|
|
|
комитет по труду мэрии (далее по тексту - КТ) |
|
2.2 |
Разработка прогноза развития рынка труда |
|
|
|
ежегодно |
КТ |
|
2.3 |
|
|
|
|
|
|
|
2.4 |
Проведение научно-исследовательских работ: "Анализ структуры и качественных характеристик рабочих мест"; "Профессионально-квалификационная структура работающих"; "Эффективность использования трудовых ресурсов в отраслевом разрезе"; "Сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг"; "Профессиональные намерения и жизненные планы выпускников общеобразовательных учреждений"; "Нерегистрируемый рынок труда"; "Производительность труда и мотивация трудовой деятельности"; "Влияние демографических тенденций на трудовой потенциал города" |
|
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0 |
бюджет города
бюджет города
бюджет города
бюджет города
бюджет города
бюджет города
бюджет города
бюджет города |
2005
2006
2006
2006
2007
2007
2008
2008 |
институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (далее по тексту - ИЭиОПП) (по согласованию) |
|
3 |
Содействие самозанятости населения |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Обучающие семинары по вопросам организации собственного дела |
|
|
|
|
Департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии (далее по тексту - ДПРУиПП) |
|
3.2 |
Подготовка реестра свободных площадей, размещение на них технопарковых зон для научно-технической и инновационной деятельности |
|
|
|
|
Департамент промышленности, науки и технологий мэрии (далее по тексту - ДПНТ), ДПРУиПП |
|
3.3 |
Организация системы сопровождения малого бизнеса (сеть консультационных пунктов для начинающего предпринимателя, общественная приемная при НТПП) |
|
|
|
|
ДПРУиПП, Новосибирская торгово-промышленная палата (далее по тексту - НТПП) (по согласованию) |
|
3.4 |
Информационная поддержка |
|
|
|
|
ДПРУиПП, ДПНиТ, НТПП, пресс-центр мэрии |
|
3.5 |
Содействие в кадровом обеспечении малых предприятий |
|
|
|
|
КТ, МУ "Молодежный центр труда" (далее по тексту - МУ "МЦТ"), кадровые агентства |
|
4 |
Формирование "паспорта" рабочих мест (заработная плата, оборот кадров, уровень образования, сложность выполняемых работ и т.п.) |
|
200,0
200,0 |
бюджет города бюджет города |
2006
2007 |
КТ, администрации районов города, управление труда и занятости населения администрации области (далее по тексту - УтиЗН) (по согласованию), Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей (далее по тексту - Союз работодателей) (по согласованию) |
|
5 |
Организация профориентационной работы с молодежью |
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Введение курса профориентации в школах |
|
|
|
|
КТ, управление образования мэрии (далее по тексту - УО), УТиЗН, управление образованием администрации области |
|
5.2 |
Организация сети профориентационных центров, обеспечивающих работу с детьми от дошкольного возраста до студентов и неработающей молодежи |
|
2000,0
2000,0 |
бюджет города бюджет области |
2007 - 2010 |
КТ, МУ "МЦТ", УО, комитет по делам молодежи мэрии (далее по тексту - КДМ), УТиЗН |
|
5.3 |
Методическое и техническое обеспечение работы центров |
|
4200,0 |
бюджет города |
2007 - 2020 |
КТ, МУ "МЦТ", КДМ, УО |
|
5.4 |
Обучение психологов школ, педагогов МУК методикам профориентационной работы |
|
5760,0 |
бюджет города |
2005 - 2020 |
КТ, МУ "МЦТ", УО |
|
5.5 |
Организация работы музея промышленности |
|
100,0 |
бюджет города |
2005 |
КТ, НФ "Дом промышленности" |
|
5.6 |
Организация работы технических кружков и секций |
|
|
|
|
УО, КДМ |
|
5.7 |
Восстановление шефских связей между школами и промышленными предприятиями города |
|
|
|
|
УО, администрации районов города, союз работодателей |
|
5.8 |
Организация летней занятости подростков |
4000 |
8000,0
67200,0 |
бюджет города федеральный бюджет |
2005 - 2020 |
КДМ, ГУ "Новосибирский городской центр занятости населения" (далее по тексту - НГЦЗН), администрации районов города |
|
6 |
Формирование на базе МУК системы трудового воспитания и социальной адаптации подростков из "группы риска" (подростки из неблагополучных семей, наркозависимые, вернувшиеся из мест лишения свободы и т.п.). Пилотный проект - МУК Советского и Кировского района в 2004 - 2005 гг. |
|
4500,0
4500,0 |
бюджет области бюджет области |
2005
2006 |
межшкольные учебные комбинаты, УО, КТ, комиссии по делам несовершеннолетних |
|
6.1 |
Профессиональная диагностика и профессиональная ориентация подростков из группы риска |
|
300,0 |
бюджет города |
2005 - 2010 |
МУ "МЦТ" |
|
6.2 |
Организация рабочих мест для этих подростков |
|
|
|
|
межшкольные учебные комбинаты |
|
6.3 |
Организация воспитательной и досуговой деятельности |
|
|
|
|
межшкольные учебные комбинаты |
|
6.4 |
Трудоустройство |
|
|
|
|
МУ "МЦТ" |
|
7 |
Подготовка работников, востребованных рынком труда |
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Формирование городского заказа на подготовку специалистов |
|
|
|
|
КТ, союз работодателей, МАРП |
|
7.2 |
Внедрение системы контрактной подготовки кадров организациями города, оформление договорных отношений "предприятие - учебное заведение" |
|
|
|
|
союз работодателей, МАРП, совет ректоров ВУЗов, совет директоров ССУЗов |
|
7.3 |
Обеспечение дополнительных стипендий студентам, обучающимся по заявкам работодателей |
|
|
|
|
союз работодателей, МАРП |
|
7.4 |
Организация преддипломной, производственной практики студентов |
|
|
|
|
Совет ректоров ВУЗов, совет директоров ССУЗов, союз работодателей, МАРП, КТ |
|
7.5 |
Обеспечение ускоренной подготовки рабочих кадров |
300 |
16800,0 |
средства работодателей |
2005 - 2020 |
союз работодателей, МАРП |
|
7.5.1 |
Формирование групп на ускоренную подготовку рабочим профессиям |
|
|
|
|
МУ "МЦТ" |
|
7.5.2 |
Обеспечение теоретической подготовки сформированных групп |
|
|
|
|
Совет ректоров ССУЗов, НГЦЗН |
|
7.5.3 |
Направление на предприятия города ученических групп |
|
|
|
|
МУ "МЦТ" |
|
8 |
Формирование системы работы со студентами-первокурсниками, "отсеявшимися" в период обучения |
|
|
|
|
КТ, МУ "МЦТ", управление начального профессионального образования администрации Новосибирской области |
|
8.1 |
Организация учета отсеявшихся студентов |
|
|
|
|
управление начального профессионального образования администрации Новосибирской области |
|
8.2 |
Организация профдиагностики |
|
|
|
|
МУ "МЦТ" |
|
8.3 |
Формирование групп для обучения в соответствии с показаниями профдиагностики |
100 |
1120,0 |
средства работодателей |
2005 - 2020 |
МУ "МЦТ" |
|
8.4 |
Направление на обучение в ПУ, ССУЗы |
|
|
|
|
управление начального профессионального образования администрации Новосибирской области |
|
8.5 |
Трудоустройство |
100 |
|
|
ежегодно |
МУ "МЦТ", союз работодателей, МАРП |
|
9 |
Создание на базе МУ "МЦТ" информационного центра, координирующего работу молодежных организаций образовательных учреждений и работодателей по трудоустройству студентов |
|
500,0
1500,0 |
бюджет города бюджет города |
2005
2006-2020 |
МУ "МЦТ", молодежные организации образовательных учреждений, союз работодателей, МАРП, КТ |
|
9.1 |
Организация работы студентов на промышленных и в строительных организациях города в летнее время |
|
|
|
|
МУ "МЦТ", КДМ |
|
9.2 |
Организация работы студентов на полдня |
|
|
|
|
МУ "МЦТ", молодежные организации ВУЗов, ССУЗов |
|
9.3 |
Трудоустройство после окончания учебного заведения |
|
|
|
|
МУ "МЦТ" |
|
10 |
Организация работы городского штаба студенческих отрядов, формирование студенческих отрядов |
|
400,0
450,0
7000,0 |
бюджет города бюджет города бюджет города |
2005
2006
2007 - 2020 |
КДМ |
|
11 |
Восстановление и развитие системы внутрифирменной подготовки кадров |
|
|
|
|
|
|
11.1 |
Формирование заказа на переподготовку специалистов по отраслевому принципу |
|
|
|
|
Союз работодателей, МАРП, КТ |
|
11.2 |
Организация переподготовки, повышения квалификации рабочих на базе ССУЗов |
|
|
|
|
Совет директоров ССУЗов |
|
12 |
Использование труда мигрантов |
|
|
|
|
КТ, Управление по делам миграции ГУВД Новосибирской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области |
|
12.1 |
Подготовка предложений по привлечению мигрантов для работы в трудодефицитных отраслях |
|
|
|
|
КТ |
|
12.2 |
Проведение мониторинга миграционных процессов |
|
|
|
|
|
|
12.3 |
Подготовка предложений по привлечению квалифицированных работников из села, после службы в армии |
|
|
|
|
|
|
12.4 |
Формирование предложений по снижению негативных последствий "утечки мозгов" |
|
|
|
|
КТ, комитет по науке и инвестициям мэрии |
|
13 |
Информационное обслуживание рынка труда |
|
|
|
|
|
|
13.1 |
Организация взаимодействия с кадровыми агентствами города, создание ассоциации кадровых агентств города |
|
|
|
|
КТ, кадровые агентства |
|
13.2 |
Создание единого информационного пространства города о рынке труда |
|
|
|
|
КТ, МУ "МЦТ", НГЦЗН, кадровые агентства |
|
13.3 |
Издание газет, сотрудничество с радио, телевидением |
|
1600,0 |
бюджет города |
ежегодно |
КТ, МУ "МЦТ", НГЦЗН, кадровые агентства |
|
Подпрограмма "Обеспечение достойного труда" | |||||||
1 |
Ликвидация задолженности по заработной плате |
|
|
|
2005 |
Союз работодателей, МАРП, Федерация профсоюзов Новосибирской области (далее по тексту - ФП НСО) |
|
2 |
Рост реальной заработной платы и легализация всех видов дохода, в т.ч. за счет регистрации трудовых договоров работников, работающих у работодателей - физических лиц |
|
|
|
|
Союз работодателей, МАРП, КТ |
|
3 |
Закрепление кадров на производстве |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Формирование минимального социального стандарта для работающей молодежи |
|
|
|
|
|
|
3.1.1 |
Разработка методики расчета минимального социального стандарта |
|
|
|
2005 |
КТ |
|
3.1.2 |
Включение минимального социального стандарта в трехстороннее соглашение |
|
|
|
2006 |
КТ, союз работодателей, ФП НСО |
|
3.1.3 |
Включение в коллективные договоры предприятий раздела "Работа с молодежью", который определяет пакет социальных льгот для молодых рабочих и специалистов |
|
|
|
2005 - 2020 |
Союз работодателей, МАРП, ФП НСО |
|
3.1.4 |
Стимулирование и мотивация труда молодых работников |
|
|
|
постоянно |
Союз работодателей, МАРП |
|
3.1.5 |
Профессиональный рост молодых работников |
|
|
|
постоянно |
Союз работодателей, МАРП, ФП НСО |
|
3.2 |
Повышение престижа рабочих профессий, в т. ч. за счет проведения конкурсов профессионального мастерства на всех уровнях |
22 конкурса (2 городских, 20 районных) ежегодно |
2880,0
2880,0 |
бюджет города средства работодателей |
2005 - 2020 |
Администрации районов города, КТ, отраслевые департаменты мэрии |
|
4 |
Подготовка предложений об условиях и порядке стимулирования работодателей, проводящих целенаправленную кадровую политику |
|
|
|
2006 |
КТ, УТиЗН |
|
5 |
Формирование системы работы по охране труда |
|
|
|
|
КТ |
|
5.1 |
Проведение комплексного исследования состояния условий и охраны труда работающих в организациях города, состояния работы по охране труда в организациях |
|
300,0
300,0 |
бюджет города бюджет города |
2005
2006 |
Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный университет путей сообщения - кафедры охраны труда и безопасности жизнедеятельности |
|
5.2 |
Оказание методической и практической помощи организациям города по: - созданию и укомплектованию в полном объеме квалифицированными кадрами службы охраны труда организаций - разработке нормативно-технической документации по охране труда |
|
|
|
постоянно |
межведомственные Советы по охране труда при администрациях районов города; обучающие центры охраны труда |
|
5.3 |
Формирование межведомственных Советов по охране труда во всех администрациях города и активизация их деятельности |
|
|
|
2005 |
администрации районов города |
|
6 |
Организация управления охраной труда в муниципальных организациях |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Координация работ и контроль по: - реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда в муниципальных организациях - участию представителей мэрии в расследовании тяжелых несчастных случаев в муниципальных организациях |
|
|
|
постоянно |
КТ, отраслевые департаменты мэрии |
|
6.2 |
Формирование банка данных и мониторинг состояния производственного травматизма в муниципальных организациях, разработка предложений по его снижению |
|
|
|
ежегодно |
КТ, отраслевые департаменты мэрии |
|
6.3 |
Организация системы непрерывного обучения по охране труда руководителей и ответственных специалистов муниципальных организаций |
|
|
|
постоянно |
отраслевые департаменты мэрии, обучающие центры, |
|
6.4 |
Организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда на муниципальных предприятиях транспорта |
|
2850,0
|
бюджет города |
2005-2007 |
Городской центр Госсанэпиднадзора, ГОУ "Новосибирский областной центр охраны труда", Управление пассажирских перевозок мэрии, КТ |
|
7 |
Формирование системы управления охраной труда в субъектах малого предпринимательства |
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Выявление субъектов малого предпринимательства, занимающихся производственной деятельностью, формирование реестра |
|
|
|
2005 |
КТ, администрации районов города |
|
7.2 |
Проведение совместных обследований и проверок субъектов малого предпринимательства по соблюдению работодателями государственных нормативных требований охраны труда |
|
|
|
постоянно |
Государственная инспекция труда в НСО, органы надзора и контроля, КТ, администрации районов города |
|
7.3 |
Заключение договоров с малыми предприятиями на оказание услуг в области охраны труда с крупными предприятиями - арендодателями, с высшими учебными заведениями |
|
|
|
|
работодатели, кафедры охраны труда и безопасности жизнедеятельности ВУЗов |
|
8 |
Охрана здоровья женщин репродуктивного возраста |
|
|
|
|
|
|
8.1 |
Проведение выборочного обследования женщин детородного возраста, работающих во вредных и опасных условиях труда с целью профилактики и ранней диагностики нарушений функций репродукции |
1000 |
400,0
400,0 |
бюджет города средства работодателей |
2005 |
НИИ гигиены труда |
|
8.2 |
Разработка методических рекомендаций по профилактике нарушений репродуктивного здоровья работающих женщин |
|
100,0 |
бюджет города |
2006 |
НИИ гигиены труда |
|
8.3 |
Внедрение профилактических программ в организациях города с целью коррекции нарушений репродуктивного здоровья женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда |
|
100,0
100,0 |
бюджет города средства работодателей |
2007 |
работодатели, межведомственные Советы по охране труда при администрациях районов города |
|
9 |
Пропаганда безопасности труда |
|
|
|
|
|
|
9.1 |
Организация и проведение ежегодного городского конкурса "На лучшее состояние условий и охраны труда" среди организаций города |
|
1280,0 |
бюджет города |
2005-2020 |
КТ, администрации районов города, отраслевые департаменты мэрии |
|
9.2 |
Проведение в муниципальных организациях "Дней здоровья и охраны труда" |
|
|
|
ежеквартально |
отраслевые департаменты мэрии |
|
9.3 |
Размещение информации о передовом опыте трудоохранной деятельности организаций в СМИ, на сайте мэрии Новосибирска Доске почета города Новосибирска |
|
|
|
|
КТ, пресс-центр мэрии |
|
10 |
Соблюдение трудового законодательства |
|
|
|
|
|
|
10.1 |
Подготовка нормативно-правовых документов мэрии по вопросам оплаты труда, продолжительности дополнительных отпусков и др., отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, в муниципальных предприятиях и организациях |
|
|
|
|
КТ, отраслевые департаменты |
|
10.2 |
Осуществление проверок по соблюдению работодателями трудового законодательства, условий коллективных договоров, рассмотрению жалоб трудящихся |
|
|
|
|
администрации районов города, КТ, государственная инспекция труда НСО, ФП НСО |
|
10.3 |
Информационно-методическая поддержка самозащиты (СМИ, интернет, консультирование) граждан |
|
|
|
|
КТ, ФП НСО |
|
10.4 |
Проведение обучающих семинаров для кадровиков организаций города |
|
|
|
|
КТ, администрации районов города |
|
11 |
Социальная поддержка слабозащищенных категорий граждан |
|
|
|
|
|
|
11.1 |
Организация общественных работ |
1000 |
32000,0 |
федеральный бюджет |
2005 - 2020 |
НГЦЗН |
|
11.2 |
Организация работы клубов ищущих работу |
150 |
800,0 |
федеральный бюджет |
2005 - 2020 |
НГЦЗН |
|
11.3 |
Организация профориентационной работы среди безработных |
23000 |
11200,0 |
федеральный бюджет |
2005 - 2020 |
НГЦЗН |
|
11.4 |
Организация профессионального обучения безработных |
2500 |
12000,0 |
федеральный бюджет |
2005 - 2020 |
НГЦЗН |
|
12 |
Развитие системы социального партнерства |
|
|
|
|
|
|
12.1 |
Подготовка и заключение территориального соглашения между мэрией Новосибирска, Федерацией профсоюзов Новосибирской области, Новосибирским союзом руководителей предприятий и работодателей на 2005 - 2007 годы, на 2008 - 2010 годы |
|
|
|
|
КТ, ФП НСО, Союз работодателей |
|
12.2 |
Методическая и практическая помощь в заключении коллективных договоров |
|
|
|
|
КТ, ФП НСО, администрации районов города |
|
12.3 |
Организация городского конкурса "Лучшая организация по развитию социального партнерства" |
|
2400,0
2400,0 |
бюджет города средства работодателей |
2005 - 2020 |
КТ, ФП НСО, администрации районов города, союз работодателей |
|
12.4 |
Формирование городской Доски почета с ежегодной сменой информации |
|
800,0
800,0 |
бюджет города средства работодателей |
2005 - 2020 |
КТ, ХОЗУ |
|
12.5 |
Урегулирование коллективных трудовых споров |
|
|
|
|
КТ, администрации районов города, ФП НСО |
|
13 |
Привлечение общественных организаций к участию в социальном диалоге |
|
|
|
|
|
|
13.1 |
Проведение круглых столов по проблемам социально-трудовой сферы |
|
|
|
|
КТ, управление общественных связей мэрии |
|
13.2 |
Проведение конкурсов социальных проектов |
|
|
|
|
КТ, управление общественных связей мэрии |
|
Ресурсное обеспечение программы | |||||||
|
федеральный бюджет |
|
14450,0 14450,0 14450,0 14450,0 14450,0 14450,0 144500,0 тыс |
|
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011-2020 |
|
|
|
бюджет области |
|
4500,0 4500,0 500,0 500,0 500,0 500,0 |
|
2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
|
бюджет города |
|
4270,0 4420,0 4420,0 3170,0 2870,0 2870,0 23200,0 |
|
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 - 2020 |
|
|
|
средства работодателей |
|
1900,0 1900,0 1600,0 1500,0 1500,0 1500,0 15000,0 |
|
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 - 2020 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.