Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к стратегическому плану
устойчивого развития
города Новосибирска
Комплексная целевая программа
Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в г. Новосибирске
1. Паспорт городской целевой программы
"Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в г. Новосибирске"
Наименование программы |
Городская комплексная целевая программа "Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в г. Новосибирске" |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы |
Постановление мэрии от 04.08.2003 г N 1965 "О проведении научно-практической конференции "Стратегии устойчивого развития города Новосибирска" и организации разработки комплексных целевых программ" |
Заказчик программы |
Мэрия г. Новосибирска |
Исполнители программы |
Департаменты, управления, комитеты мэрии Новосибирска, главы администраций районов, правоохранительные органы и другие городские службы. |
Руководитель программы |
Заместитель мэра - руководитель структурных подразделений мэрии по организации управления, контроля и информатизации мэрии, Федоров В.А. |
Основные разработчики программы |
Курчеев В.С. - руководитель рабочей группы, декан юридического факультета НГУ, д.ю.н., профессор. Козлов Н.Ф. - начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и негосударственными организациями безопасности, профессор. Ильин В.П. - начальник управления по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кириллов А.Н. - начальник УВД города Новосибирска. Ольденбург Д.Х. - начальник ГИБДД УВД города Новосибирска. Алексейцев Н.Ф. - начальник 3 управления 8 Главного управления МВД России. Колбасов К.Н. - зам. начальника управления ФСБ по Новосибирской области Фролов Н.С. - постоянный член Совета общественной безопасности мэрии. Стукалин В.Б. - руководитель ВНИИ МВД в СФО. Дикерман А.М. - начальник управления по делам ГО и ЧС. Прощалыкин Ю.М. - начальник ОРБ ГУ МВД РФ по СФО. Тюгашев Е.А. - ст. научный сотрудник Института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России (г. Новосибирск), к.филос.н., доцент. Вальдман И.А. - зам. декана юридического факультета НГУ, к.филос.н. Меркурьев А.А. - зав. отделом информационных систем НИИРУ. |
Цель и задачи программы |
Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в г. Новосибирске как условия устойчивого развития города до 2020 г. |
Сроки реализации Программы |
Первоочередные мероприятия 2005 - 2006 гг. Последующие мероприятия 2007 - 2010 гг. Перспективные мероприятия 2011 - 2020 гг. |
Исполнители основных программных мероприятий |
Руководители департаментов мэрии, городских служб, главы администраций районов города, а также руководители предприятий, учреждений, организаций: Управление внутренних дел г. Новосибирска Управление ФСБ России по Новосибирской области (по согласованию) Западно-сибирское УВД на транспорте (по согласованию) Управление вневедомственной охраны при ГУВД Новосибирской области (по согласованию) Управление Госнаркоконтроля России по Новосибирской обл. (по согласованию) Отдел по развитию общественных инициатив и самоуправлению населения мэрии г. Новосибирска Управление по делам ГО и ЧС г. Новосибирска (по согласованию) Управление здравоохранения мэрии г. Новосибирска Новосибирская таможня (по согласованию) Федеральная налоговая служба (по согласованию) Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска. Департамент по социальной политике мэрии Департамент экономики и финансов мэрии Комитет мэрии по связям с правоохранительными органами и войсковыми частями. Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии Главное управление госнаркоконтроля России по СФО (по согласованию) Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Департамент строительства и архитектуры мэрии Департамент промышленности, науки и технологий мэрии |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Всего 119 млн. рублей, в том числе по годам: 2005-2006 гг. - первоочередные мероприятия - 21 млн. рублей 2007-2010 гг. - последующие мероприятия - 28 млн. рублей 2011-2020 гг. - стратегические мероприятия - 70 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1). Создание и поддержание такого политического, экономического и социального положения, которое обеспечивало бы благоприятные условия для развития личности, общества и города в целом в условиях минимизации угроз со стороны криминальных элементов, техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций; 2). Приоритет прав и свобод личности в деятельности всех органов власти при соблюдении социальных гарантий и условий безопасной жизни каждого новосибирца, расширение роли общества в контроле за созданием в городе условий безопасной жизни и оказанием содействия и поддержки органам правопорядка; 3). Преодоление криминализации экономики, коррупции и организованной преступности; 4). Снижение уровня всех видов преступности, увеличение коэффициента раскрываемости преступлений, неотвратимости наказания за совершенные правонарушения; 5). Развитие сети учреждений здорового образа жизни подростков и молодежи и ее декриминализация; 6). Повышение доверия граждан к правоохранительным органам; 7). Улучшение материальной базы органов правопорядка. |
2. Общие положения
Общие положения обеспечения общественной безопасности и правопорядка в г. Новосибирске представляют собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности рабочей группы по разработке комплексной целевой программы "Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в г. Новосибирске" - приложения к Стратегическому плану устойчивого развития г. Новосибирска до 2020 г. (постановление мэрии от 03.12. 2001 года, N 3524 "О дальнейшей организации работ по подготовке стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска" с изменениями от 3 марта 2003 года).
Комплексная целевая программа служит исходным началом с учетом мероприятий других программ для: разработки стратегии (до 2020 г.) и тактики (на период до 2-5 лет) обеспечения общественной безопасности и правопорядка в городе; совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества и органов управления города; формирования и проведения единой политики городских властей, населения, предприятий, организаций и учреждений города в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Основное предназначение программы - безопасное развитие социально-политических отношений и своевременная локализация угроз, связанных с утратой человеком права на жизнь и охрану здоровья, на труд и его результаты, на образование, возможность распоряжаться своими способностями, на отдых и социальное обеспечение, на неприкосновенность личную и жилища, на защиту своей чести и достоинства, на свободу передвижения, на достойный жизненный уровень и защиту от безработицы, на получение достоверной информации и свободу различных форм проявления общественно-политической активности, на духовную свободу и развитие национальной культуры. Неблагополучие в отдельных указанных сферах во многом определяет источник формирования криминогенной обстановки в городе.
Правовую и методологическую базу комплексной целевой программы составляют Конституция Российской Федерации, Уставы Новосибирской области и г. Новосибирска, нормативные правовые акты в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка, Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
В комплексной целевой программе отражены проблемы обеспечения общественной безопасности и правопорядка, жизненно важные интересы каждого гражданина, общественных объединений, органов управления города, основные виды угроз этим интересам и пути повышения эффективности работы органов власти, органов правопорядка и населения города на выделенных направлениях.
3. Анализ состояния, оценка развития ситуации в рассматриваемом стратегическом направлении, проблемы и обоснование необходимости их решения программными методами
Динамика криминальных процессов
Безопасность общества проявляется в степени защищенности жизненно важных интересов человека, общественного порядка, нормального функционирования органов власти и общественных объединений от угроз, исходящих от деяний лиц, совершающих правонарушения или нарушающих нормы морали.
Уровень общественной безопасности и правопорядка в России в годы перестройки и реформ качественно изменился. В Новосибирске к 2002 году по сравнению с 1985 годом число зарегистрированных преступлений выросло в 2,5 раза. Пик преступности приходится на 1993 г., превышающий уровень 1985 года в 4 раза.
Таблица 1.
Число зарегистрированных преступлений
(в тыс.)
Новосибирск |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Зарегистрированных преступлений (тыс.) |
13,8 |
12,4 |
11,5 |
12,6 |
18,9 |
25,3 |
31,7 |
45,0 |
50,7 |
40,0 |
39,9 |
38,5 |
33,6 |
33,1 |
40,5 |
36,6 |
39,3 |
34,5 |
Базисные темпы роста (%) |
100,0 |
89,9 |
83,3 |
91,0 |
136,2 |
182,8 |
229,2 |
324,9 |
366,0 |
289,8 |
289,1 |
278,9 |
243,4 |
239,8 |
293,5 |
265,2 |
284,8 |
249,1 |
Динамика правонарушений
Аналогичные тенденции наблюдаются и по стране в целом. Наибольшее повышение было в периоды обострения кризисных явлений в социально-экономической жизни общества в 1990-1993 и 1998 - 1999 годы, а в периоды относительной стабилизации отмечались отклонения от общего тренда. После небольшого спада, зафиксированного в 2000 году, в России возобновилось повышение уровня преступности, где преобладали кражи.
Рассматриваемая динамика масштабов и уровня преступности в г. Новосибирске и России в целом позволяет сделать ряд выводов.
1. Общее количество зарегистрированных преступлений и уровень преступности на 100 тыс. населения в Новосибирске достигли максимума в 1993 г. В последующем их рост не наблюдался. Это позволяет предположить, что в будущем не следует ожидать скачкообразного роста преступности при условии, если не произойдет качественных изменений во внешних и внутренних условиях жизнедеятельности города.
2. Динамика уровня преступности в Новосибирске в целом совпадает с общероссийскими показателями. Однако, уровень преступности в Новосибирске: а) более чувствителен к кризисным явлениям в социально-экономической жизни; б) его рост начинает замедляться и отставать по отношению к общероссийским показателям. По-видимому, криминализация российского общества накапливается, тогда как резервы криминализации Новосибирска близки к исчерпанию.
Пределы роста
После дефолта 1998 г. по уровню преступности Новосибирск занимает среди городов-миллионников 3 место, уступая 1 и 2 места Перми и Екатеринбургу. Уровень преступности в Перми - "криминальной столице" России - достигал показателя 42 зарегистрированных преступлений на 1 тыс. жителей.
Таблица 2.
Правонарушения в городах с численностью населения более 1 млн. чел.
|
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|
||||||
|
Зарегистр. преступл. |
Преступл. на 1000 чел. |
Рейтинг |
Зарегистр. преступл. |
Преступл. на 1000 чел. |
Рейтинг |
Зарегистр. преступл. |
Преступл. на 1000 чел. |
Рейтинг |
Рейтинг за 3 года |
Казань |
21562 |
20 |
6 |
20289 |
18,4 |
9 |
21287 |
19,5 |
9 |
9 |
Нижний Новгород |
25952 |
19 |
7 |
28961 |
21,2 |
6 |
29994 |
22,1 |
6 |
6 |
Самара |
19645 |
17 |
9 |
19300 |
16,5 |
10 |
20666 |
17,8 |
11 |
10 |
Екатеринбург |
36997 |
29 |
2 |
37594 |
28,7 |
2 |
42493 |
33,0 |
2 |
2 |
Волгоград |
18882 |
18 |
8 |
20553 |
20,1 |
8 |
20820 |
21,0 |
7 |
8 |
Уфа |
13189 |
12 |
10 |
14007 |
12,8 |
11 |
20347 |
18,6 |
10 |
11 |
Новосибирск |
40507 |
29 |
2 |
36615 |
26,0 |
4 |
39345 |
28,3 |
3 |
3 |
Челябинск |
30598 |
28 |
3 |
28305 |
25,0 |
5 |
27841 |
25,2 |
5 |
5 |
Пермь |
43644 |
42 |
1 |
36016 |
35,1 |
1 |
36494 |
35,5 |
1 |
1 |
Омск |
29640 |
25 |
4 |
30620 |
26,2 |
3 |
31462 |
27,2 |
4 |
4 |
Ростов-на-Дону |
21138 |
21 |
5 |
20863 |
20,6 |
7 |
20417 |
20,5 |
8 |
7 |
Москва |
|
|
|
|
12,6 |
|
125950 |
14,4 |
|
|
Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|
19,5 |
|
|
Столь высокий уровень преступности не наблюдался более ни в одном городе и ни в одном регионе России. Поэтому превышение этого абсолютного рекорда маловероятно. В худшем варианте следует, пожалуй, только ожидать выравнивания регионов, где уровень преступности ниже, с общероссийским уровнем регистрируемых преступлений.
В сибирском регионе Новосибирская область (по данным на 2001 г.) уступала по уровню преступности восточносибирским субъектам Сибирского федерального округа. Но в Западной Сибири Новосибирская область по уровню преступности незначительно опережала пограничные субъекты.
Сопоставление Новосибирска с другими городами по уровню преступности позволяет оценить наихудший вариант развития событий, согласно которому при показателе примерно 40 зарегистрированных преступлений на 1 тыс. жителей преступность может достигнуть общего масштаба не более 60 тыс. преступлений в год, что соответствует состоянию криминогенной обстановке в г. Перми.
Впрочем, достижение таких масштабов представляется маловероятным в силу того, что уровень преступности определяется, по-видимому, специфическими региональными факторами (объемами оборота финансовых средств и т.п.). При инерционном варианте развития города такой уровень не достижим. Но в случае превращения его, например, в мультимодальный транспортный узел или "торговую столицу" Сибири общий подъем уровня преступности не исключен.
Любопытно, что прогноз авторов научно-технического отчета по НИР "Анализ и прогнозирование показателей преступности в г. Новосибирске", выполненной в 1994 г. Новосибирским НИИ проблем муниципального управления, прогнозирования и информатики о росте числа преступлений до 70 тыс. в 1995 году не подтвердился. Ошибка в прогнозе возникла вследствие экстраполяции тенденции экспоненциального роста преступности начиная с 1989 года и неучета пока неизвестных фундаментальных ограничений на масштабы преступности.
К примеру, из социальной статистики известен так называемый 5% пороговый уровень социально значимых проявлений активности населения (активного участия в политической жизни, науке, предпринимательстве и т.п.). В соответствии с этой константой преступной активностью должно характеризоваться около 5% населения, что дает примерно 50 преступлений на 1 тыс. жителей (при среднестатистическом показателе 1 преступление - на 1 преступника в год).
С этой точки зрения уровень преступности, соответствующий показателю 50 преступлений на 1 тыс. жителей в год, оценивается как общественно нормальный. Так, например, в мегалополисах США уровень преступности составляет 46 зарегистрированных преступлений на 1 тыс. человек. Соответственно, более низкий уровень преступности в советском обществе являлся следствием подавленной и нереализованной криминальной активности, которая находила выражение (по закону, так сказать, сообщающихся сосудов) в каких-либо других асоциальных формах общественной жизни (например, противоречащего нормам международного права системного насилия со стороны государства и т.п.).
Вывод: дальнейшее повышение уровня и масштабов преступности в Новосибирске следует считать возможным в указанных границах, что и требует заблаговременного инвестирования ресурсов в систему обеспечения безопасности и правопорядка, исходя из возможных максимальных отметок.
Преступность кризисная и обычная
Применительно к видовой структуре российской преступности отмечается, что в общем числе зарегистрированных преступлений по своему удельному весу выделяются кражи - их доля в начале 90-х годов составляла около 50%, к 1992 году поднялась до 60%, а затем постепенно снижалась, составив 42,9% в 2001 году (см. табл. 3).
Наблюдается рост преступлений, подследственность которых отнесена к органам ФСБ или является альтернативной. В 2001 году возбуждено 66 уголовных дел, в 2002 - 75, за текущий период 2003 года - 70. Ежегодно увеличивается число незаконных мигрантов с территории Средней Азии в г. Новосибирск. Только за первое полугодие текущего года, согласно оперативно-розыскной информации органов внутренних дел города, их прибыло порядка 20 тыс. человек, в числе которых лица, прошедшие обучение в центрах подготовки террористов либо причастные к совершению терактов на территории стран СНГ. В 1999 году совершено 11 взрывов, от которых пострадало 17 человек; в 2003 - 2 взрыва, пострадало 4 человека. В три раза увеличилось обнаружение взрывных устройств и муляжей СВУ (в 2002 г. - 2 шт., в 2003 г. - 6 шт.). Выявлено анонимных угроз взрывов: 1999 г. - 331, 2000 г. - 129, 2002 г. - 89, 2003 г. - 76. Возрастают угрозы проведения террористических актов путем захвата объектов обеспечения жизнедеятельности, особо опасных производств, транспортных средств, объектов массового пребывания людей. В текущем году пресечено 8 каналов поставки наркотиков межрегиональными и международными преступными группами республик Средней Азии и Эстонии.
Таблица 3.
Структура преступлений, зарегистрированных в Новосибирске.
(по некоторым видам)
Новосибирск |
1985 |
1987 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
2001 |
2002 |
Зарегистрировано преступлений (тыс.) |
13,8 |
11,5 |
18,9 |
25,3 |
31,7 |
45,0 |
50,7 |
39,3 |
34,5 |
Базисные темпы роста (%) |
100,0 |
83,3 |
136,2 |
182,8 |
229,2 |
324,9 |
366,0 |
284,8 |
249,1 |
Умышленные убийства, в т.ч.: фактов темп роста (%) доля (%) |
85 100,0 0,6 |
92 108,2 0.8 |
116 136,5 0,6 |
118 138,8 0,5 |
131 154,1 0,4 |
188 221,2 0,4 |
294 345,9 0,7 |
240 282,4 0,6 |
276 324,7 0,8 |
Тяжкие телесные повреждения: фактов темп роста (%) доля (%) |
402 100,0 2,9 |
275 68,4 2,4 |
507 126,1 2,7 |
509 126,6 2,0 |
499 124,1 1,6 |
669 166,4 1,5 |
893 222,1 1,8 |
471 117,1 1,2 |
644 160,2 1,9 |
Изнасилования и покушения: факты темп роста доля (%) |
127 100,0 0,9 |
89 70,1 0,8 |
121 95,3 0,6 |
118 92,9 0,5 |
101 79,5 0,3 |
104 81,9 0,2 |
150 118,1 0,3 |
58 45,7 0,15 |
53 41,7 0,15 |
Разбои, в т.ч.: фактов темп роста доля |
150 100,0 1,1 |
126 84,0 1,1 |
302 201,3 1,6 |
366 244,0 1,5 |
370 246,7 1,2 |
754 502,7 1,7 |
1084 722,7 2,1 |
689 459,3 1,7 |
644 429,3 1,9 |
Грабежи: фактов темп роста (%) доля (%) |
705 100,0 5,1 |
600 85,1 5,2 |
1540 218,4 8,1 |
2085 295,7 8,2 |
2787 395,3 8,7 |
5326 755,5 11,8 |
6784 962,3 13,3 |
2233 316,7 5,7 |
3205 454,6 9,3 |
Кражи всего: фактов темп роста (%) доля (%) |
6264 100,0 45,4 |
5447 86,9 47,4 |
6983 111,5 36,9 |
12143 193,8 47,9 |
23952 382,4 75,5 |
33015 527,1 73,4 |
42067 671,6 82,3 |
14953 238,7 38,0 |
11185 178,6 32.4 |
Кражи из квартир: фактов темп роста (%) доля (%) |
1429 100,0 10,3 |
1101 77,0 9,5 |
2698 188,8 14,3 |
3217 225,1 12,7 |
5083 355,7 16,0 |
10005 703,6 22,2 |
12076 845,1 23,8 |
5261 368,1 13,4 |
4309 302,5 12,5 |
Хулиганство: фактов темп роста (%) доля (%) |
1529 100,0 11,1 |
993 64,9 8,6 |
997 65,2 5,3 |
1650 107,9 6,5 |
1612 105,4 5,1 |
1608 105,2 3,5 |
1682 110,0 3,3 |
823 53,8 2,1 |
818 53,5 2,3 |
Угоны автотранспорта, в т. ч.: фактов темп роста (%) |
258 100,0 |
391 151,6 |
1100 426,4 |
1230 476,7 |
1127 436,8 |
1101 426,7 |
1037 401,9 |
280 108,5 |
539 208,9 |
По отношению к Новосибирску можно отметить также абсолютное преобладание краж имущества. Составляя в 1985 году 45,4% всех зарегистрированных преступлений, в 1993 году они определяли уже 82,3% вала преступлений, а в 2002 году их доля снизилась до 32,4%. В общей массе краж приблизительно 75% составляли кражи личного имущества, в т. ч. квартирные кражи (остальное - кражи государственного имущества). По темпам роста квартирные кражи уступали (845% в 1993 г. по отношению 1985 г.) лишь грабежам (962%). Вслед за квартирными кражами по темпам роста лидировали разбои (722%).
Итак, на протяжении всего рассматриваемого периода развития (1985 - 2002 гг.) кражи являются наиболее массовым видом преступления. В кризисный период 1993 г. кражи определили подавляющий вид преступлений (82,3%), а вкупе с грабежами (13,3%) они составили 95,6% от общего числа зарегистрированных преступлений. В 1993 г. еще 2,1% преступлений обусловили разбои. В итоге 97,7% кризисной преступности составили кражи, грабежи и разбои.
Остальные виды кризисной преступности характеризуются считанными процентами (хулиганство, угоны автотранспорта, наркопреступления) или доли процента (убийства, изнасилования и др.).
Любопытно, что фактов изнасилования (включая покушения) регистрируется в среднем около 100 случаев в год (от 95 фактов в 1988 г. до 150 фактов в 1993 г.). Фактов умышленных убийств и покушений на убийства - от 87 случаев в 1986 г. до 304 случаев в 1993 г. В общем объеме зарегистрированных преступлений (50711 фактов в 1993 г.) эти виды преступлений (как и некоторые другие) статистически незначимы. Они не поддаются систематическому предупреждению и требуют индивидуального подхода.
Зато кражи и грабежи определяют лицо кризисной преступности. Поэтому систематическая борьба с этими видами преступлений и причинами, их порождающими, будет иметь наибольший общественно значимый эффект.
В структуре преступлений в 1985 году довольно значительной является доля хулиганства (1529 фактов - 11,1%). В 1993 году было зарегистрировано 1682 факта хулиганства, что составило 3,3%. Минимальное количество фактов хулиганства (795 фактов - или 6,3%) было зарегистрировано в 1988 году. Таким образом, масштабы хулиганства (как, по-видимому, убийств, изнасилований и др.) абсолютно ограничены и определяются личностными особенностями популяции. Иначе говоря, любые усилия органов власти по борьбе с этими видами преступлений лишь в незначительной степени могут повлиять на снижение их количества.
Обращает внимание тенденция к росту наркопреступлений. Если в 1988 году было зарегистрировано 148 фактов, то в 1991 году - 301 факт, в 1992 году - 479 фактов, в 1993 году - 1023 факта. В 2001 г. доля наркопреступлений составила 15,4% (около 6 тыс. фактов), в 2002 году - 12,0% (около 4 тыс. фактов). Масштабы наркопреступности, по-видимому, все же зависят от социально-экономической обстановки в городе, но в то же время они стабилизировались на достаточно высоком уровне, будучи сопоставимы по масштабам с хулиганством в 80-х гг.
Потребление наркотиков становится неотъемлемым элементом современного образа жизни зачастую молодых людей. Количество учтенных больных наркоманией выросло с 1994 по 1998 годы в 3,5 раза и составляет приблизительно сейчас около 15 тыс. человек. Ежегодный прирост - более 1 тыс. человек. На основе этого можно сделать вывод, что наркопреступность имеет базу для устойчивого роста.
Таблица 4
Динамика изменений общего количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств
ПОКАЗАТЕЛИ |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
8 мес.2003 |
||||||
Область |
В том числе город |
Область |
В том числе город |
Область |
В том числе город |
Область |
В том числе город |
Область |
В том числе город |
Область |
В том числе город |
|
1. Всего преступлений |
63182 |
33000 |
74314 |
40317 |
68174 |
36271 |
70351 |
39345 |
57548 |
34522 |
44540 |
26432 |
2. Преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
5910 |
3896 |
6990 |
4921 |
8255 |
5996 |
8506 |
6284 |
5607 |
4134 |
3542 |
2594 |
3. Преступлений, совершенных в состоянии токсического или наркотического опьянения |
1542 |
1367 |
1313 |
1162 |
916 |
808 |
573 |
471 |
121 |
86 |
122 |
77 |
4. Признаны наркоманами |
2804 |
1475 |
3928 |
1882 |
5004 |
2294 |
4902 |
2755 |
5606 |
3244 |
5570 |
3334 |
5. Наркоманов, поставленных на учет в диспансерах |
5429 |
2522 |
5574 |
2578 |
6468 |
2985 |
6150 |
3074 |
5933 |
2985 |
5366 |
2642 |
Личность преступника
Ежегодно в Новосибирской области выявляется 30-40 тыс. лиц, совершивших преступления (см. табл. 5).
Таблица 5
Число выявленных лиц, совершивших преступления
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Число выявленных лиц, совершивших преступления: всего, чел. на 100000 населения |
30207 1100 |
31419 1142 |
37416 1362 |
41612 1519 |
40346 1479 |
Возрастная структура лиц, совершивших преступления, на протяжении 1997 - 2001 гг. оставалась неизменной, хотя доля несовершеннолетних среди них несколько снижалась: от 15,7% в 1997 году до 14% в 1998 году, 13,1% в 1999 году, 11,9% в 2000 году и 11,1% в 2001 году (см. табл. 6).
Таблица 6.
Возрастная структура выявленных лиц, совершивших преступления
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|||||
человек |
в процентах |
Человек |
в процентах |
человек |
в процентах |
Человек |
в процентах |
человек |
в процентах |
|
Выявлено лиц, совершивших преступления - всего из них в возрасте: 14-15 лет 16-17 лет 18-24 лет 25-29 лет 30 лет и старше |
30207
1536 3204 8349 4210 12908 |
100,0
5,1 10,6 27,6 13,9 42,8 |
31419
1339 3040 8893 4748 13399 |
100,0
4,3 9,7 28,3 15,1 42,6 |
37416
1474 3499 11078 6135 15230 |
100,0
3,9 9,4 29,6 16,4 40,7 |
41612
1447 3477 12481 6757 17450 |
100,0
3,5 8,4 30,0 16,2 41,9 |
40346
1343 3182 11988 6803 17030 |
100,0
3,3 7,9 29,7 16,9 42,2 |
Преступность в Новосибирской области имеет молодежный характер. Около двух третей лиц, совершивших преступления, а также осужденных - находятся в возрасте до 30 лет. 40 - 45% лиц находятся в юношеском возрасте. Из этого следует, что именно молодежь должна быть основным объектом профилактики преступной деятельности.
Таблица 7
Число осужденных по возрастным группам
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Число осужденных - всего, человек Число осужденных - всего, процентов из них в возрасте, лет 14-17 18-24 25-29 30-49 50 и старше |
21349 100,0
15,6 30,3 13,4 36,3 4,4 |
23247 100,0
15,9 31,4 14,3 34,2 4,2 |
25781 100,0
15,6 32,8 15,2 32,6 3,8 |
28297 100,0
15,0 33,9 15,6 31,6 3,9 |
29359 100,0
14,0 36,0 16,9 29,1 4,0 |
Структура преступлений несовершеннолетних по видам преступлений идентична общей структуре преступности - основном кражи и грабежи. Единственной особенностью преступности несовершеннолетних является то, что 59% из них совершили преступления в составе группы (2001 г.) тогда как в целом по массиву доля таких лиц составляла 26,8%.
Типичный преступник в Новосибирской области сегодня - это лицо без постоянного источника дохода (либо рабочий), со средним образованием. Повторно, в состоянии опьянения, а также в составе преступной группы совершается около трети преступлений. За 1997 - 2001 годы доля лиц, совершивших преступления повторно, в состоянии опьянения, а также в составе преступной группы несколько снизилась.
Особый интерес представляет категория лиц без постоянного источника дохода. Ее образ жизни является ведущим криминогенным фактором. Поэтому именно данная категория лиц нуждается в выявлении, профилактике и оперативном контроле (см. табл. 8).
Таблица 8
Характеристика выявленных лиц, совершивших преступления
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Выявлено лиц, совершивших преступления - всего в том числе: ранее совершавших преступления совершили преступления в группе в том числе организованной в состоянии опьянения в состоянии наркотического и токсического возбуждения по образованию высшее профессиональное среднее профессиональное среднее общее и среднее основное по социальному положению: рабочих служащих учащихся студентов лиц без постоянного источника дохода в том числе безработных |
100,0
37,0 36,2 1,2 34,4 2,9
3,3 16,1 65,7
26,1 3,1 7,1 1,3 49,3 1,1 |
100,0
36,4 33,9 1,2 31,7 3,3
3,7 16,0 67,3
23,4 3,3 7,0 1,1 53,3 0,7 |
100,0
34,6 35,5 1,0 28,0 2,5
3,8 16,6 67,7
22,4 3,3 6,9 1,2 55,5 0,5 |
100,0
32,3 29,3 0,6 24,0 2,0
4,1 16,9 68,7
24,5 3,9 6,0 1,2 54,1 0,4 |
100,0
33,5 26,8 0,4 22,4 1,3
4,3 17,3 68,8
25,2 4,7 5,3 1,2 53,3 0,5 |
Угрозу безопасности гражданам города продолжают нести дорожно-транспортные происшествия в городе.
Быстрый рост автомобильного парка города и когда просто получить права на вождение приводит к значительной аварийности на дорогах. Общее числа автомобилей в городе на конец 2002 года составляло более 171 тысячи единиц, из которых 88% личный транспорт. За последние четыре года рост парка автомобилей составил 0,5% в год. Количество ДТП и число пострадавших за последние шесть лет остается постоянным, но на достаточно высоком уровне.
Несмотря на то, что в городе постоянно ведутся работы по улучшению дорожных условий движения и всплеск аварийности в 2000 году трудно объясним.
По данным Облкомстата число автотранспортных средств в городе составляет:
Наличие автомобильного транспорта
(легковые, грузовые, автобусы, прицепы)
на конец года, тысяч штук
Если сопоставить численность населения в городе, то увидим, что в среднем на 10 жителей приходится одно транспортное средство, которое загрязняет экологию, создает опасности на дорогах, требует расширения дорожной сети города, совершенствование системы управления и контроля движением. В подтверждении этого (для справки) приводим среднегодовую численность населения города
Таблица 9
Среднегодовая численность населения
тысяч человек
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Новосибирск |
1400,9 |
1400,6 |
1396,2 |
1390,5 |
1383,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Дзержинский |
156,6 |
156,9 |
156,7 |
157,8 |
156,7 |
Железнодорожный |
69,7 |
69,3 |
68,9 |
63,2 |
62,8 |
Заельцовский |
144,9 |
144,6 |
143,4 |
141,6 |
139,5 |
Калининский |
169,0 |
169,0 |
168,8 |
170,9 |
170,3 |
Кировский |
161,6 |
161,4 |
160,6 |
160,9 |
160,1 |
Ленинский |
274,4 |
274,0 |
273,2 |
273,1 |
272,6 |
Октябрьский |
152,0 |
152,2 |
151,5 |
151,0 |
150,5 |
Первомайский |
68,4 |
68,4 |
68,3 |
68,1 |
67,6 |
Советский |
130,9 |
131,2 |
131,1 |
130,8 |
130,4 |
Центральный |
73,4 |
73,6 |
73,7 |
73,3 |
72,8 |
Пожарная безопасность в городе
Печальная статистика от пожаров в городе представлена на нижеприведенных диаграммах.
Расшифровка причин:
Поджог - установленный поджог;
НПО - неисправность производственного оборудования;
НПУиЭЭ - нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования;
НПУиЭП - нарушение правил установки и эксплуатации печей;
НПУиЭТ - нарушение правил установки и эксплуатации теплогенерирующих агрегатов и установок;
НОсОг - неосторожное обращение с огнем;
Стихия - возгорания, связанные с явлениями природы;
ДТП - пожары при дорожно-транспортных происшествиях.
Не снижается уровень угроз для безопасности граждан, учреждений и организаций со стороны пожарной опасности жизнедеятельности. В представленной ниже диаграмме сведены различные причины возникновения пожаров, которые возникают по вине человека, как в быту, так и на производстве.
Прогностические выводы:
а) динамика состояния преступности в Новосибирске находится в рамках действия глобального мегатренда ежегодного роста зарегистрированных преступлений на 2-3% в год. Конъюнктурные колебания в уровне преступности в целом и по отдельным ее видам происходят в масштабе, который в более чем в 2 раза превышает регистрируемую преступность в доперестроечный период. Достигнутый объем преступности - более 30 тыс. преступлений в год - следует признать исходным и добиваться ее снижения либо удержания ее в пределах 30- 40 тыс.;
б) динамика преступности в Новосибирске определяется главным образом общим состоянием социально-экономической обстановки в стране. Ее интенсивный рост в отдельные годы происходит преимущественно за счет такого вида преступлений как кражи. Повышенная активность правоохранительных органов способна посредством чрезвычайных мер воздействовать на снижение динамики их роста, особенно в части наиболее беспокоящей население "уличной преступности";
в) структура регистрируемой преступности по видам преступлений в современный период мало чем отличается от ее структуры в советский период, за исключением снижения доли хулиганств и повышения доли преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Идентичность структур означает, что в городе произошло расширение криминальной базы за счет лиц без постоянного источника дохода и рабочей среды. При ухудшении социально-экономической обстановки в преступную деятельность входят социальные слои, примыкающие к ядру криминального сообщества;
г) правоохранительная политика органов власти должна быть нацелена на:
- организацию системы превентивных мер эффективного противодействия скачкообразному росту преступности от ее базы ( "взрывам преступности") в кризисные периоды;
- оперативную профилактику и оптимизацию образа жизни потенциально криминальных и потенциально виктимных социальных слоев и категорий населения;
- выведение из поля потенциального криминального оборота объектов, составляющих возможный источник преступных доходов, и монополизация их легитимными социальными субъектами;
- развитие культуры безопасности;
- развитие форм самоорганизации граждан по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в микрорайонах.
4. Цели и задачи обеспечения безопасности и правопорядка
Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска определяется, что основная цель обеспечения общественной безопасности достигается реализацией следующих подцелей:
во-первых, защита каждого жителя и всего городского сообщества от экономических преступлений, угроз жизни, здоровью и имуществу граждан со стороны преступников;
во-вторых, предотвращение социальной напряженности в обществе в связи с межнациональными, конфессиональными, территориальными, политическими, экономическими и прочими конфликтами.
Достижение названных целей возможно при решении ряда задач, к основным из которых следует отнести:
а) минимизация условий возникновения явлений криминального характера;
б) поддержка и совершенствование системы обеспечения правопорядка;
в) недопущение и своевременное пресечение любых экстремистских проявлений в обществе;
г) создание условий для развития инициативы органов местного самоуправления и общественных объединений в части оказания существенного содействия силам обеспечения правопорядка.
Результат разработки дерева целей представлен в таблице 10:
Таблица 10
Основная цель программы - Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в городе Новосибирске | ||
Подпрограмма |
Цели |
Задачи |
1. Организационно-аналитическое и правовое сопровождение программы |
Создание условий для развития инициативы органов местного самоуправления и общественных объединений по обеспечению общественной безопасности и правопорядка. |
1.1. Систематизация и анализ ранее принятых городских и областных программ в сфере общественной безопасности. |
1.2. Ревизия состояния отчетности о результатах работы исполнителей по ранее принятым городским и областным программам в сфере общественной безопасности и правопорядка. | ||
1.3. Запрос в федеральные органы об исполнении федеральных программ по обеспечению общественной безопасности в части, касающейся г. Новосибирска. | ||
1.4. Разработка плана первоочередных мероприятий по обеспечению общественной безопасности на заданный плановый период. | ||
1.5. Организация прикладных исследований и проектных разработок по основным направлениям обеспечения общественной безопасности в г. Новосибирске. | ||
1.6. Организация круглого стола "Общественная безопасность и правовая защита граждан". | ||
1.7. Разработка, обсуждение и принятие в качестве законодательной инициативы закона Новосибирской области "Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области" | ||
1.8. Публикация бюллетеней для информирования населения города о деятельности правоохранительных органов, суда и их взаимодействии с органами государственной власти по вопросам защиты прав граждан, обеспечения общественной безопасности и правопорядка. | ||
1.9. Создание при администрациях районов города сети бесплатных юридических консультаций и решение проблем доступности правосудия для бедных слоев населения. | ||
1.10. Создание межведомственной системы ранней профилактики употребления наркотических средств. | ||
1.11. Переподготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью. | ||
1.12. Исследование и распространение положительного опыта профилактики правонарушений в учреждениях, организациях и на предприятиях города. | ||
1.13. Анализ программ средств массовой информации и степени воздействия их содержания на формирование положительных и негативных поведенческих установок различных социальных слоев горожан. | ||
1.14. Разработка механизма общественного контроля за обеспечением безопасности и правопорядка в городе. | ||
1.15. Принятие участия в работе городского Совета Новосибирска по реализации законодательной инициативы при подготовке проектов правовых актов в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка. | ||
1.16. Проведение регулярных встреч с трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений с участием судей, прокуроров, сотрудников УВД и УФСБ. | ||
2. Контроль экономической преступности и коррупции |
2.1. Выявление незаконной деятельности физических и юридических лиц |
2.1.1. Проверка деятельности посреднических фирм, занимающихся оборотом ГСМ, черным и цветным металлами, иными ценными ресурсами |
2.1.2. Проверка соблюдения лицензионных условий предприятиями, занимающимися заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных и черных металлов. | ||
2.1.3. Проверка предприятий - субъектов внешнеэкономической деятельности для локализации нарушений по маркировке грузов и таможенному оформлению. | ||
2.1.4. Выявление нарушений авторских и смежных прав. | ||
2.1.5. Выявление нарушений действующего законодательства по обороту спиртосодержащей продукции. | ||
2.1.6. Выявление нарушений в регистрации индивидуальных частных предприятий. | ||
2.2. Выявление и возврат в бюджет скрытых доходов, предупреждение преступлений в финансовой сфере |
2.2.1. Выявление нарушений правил проведения аукционов и заключения сделок с недвижимостью. |
|
2.2.2. Выявление и возврат муниципальной собственности, переданной во владении с нарушением действующего законодательства. | ||
2.2.3. Предупреждение хищения денежных средств населения, совершаемых путем создания финансовых пирамид. | ||
2.2.4. Выявление и пресечение незаконного оборота ценных бумаг и валюты. | ||
2.2.5. Выявление юридических лиц, допускающих нарушение налогового законодательства. | ||
2.2.6. Предупреждение нарушений налогового законодательства физическими лицами, сдающими в аренду жилые и нежилые помещения. | ||
2.3. Борьба с коррупцией в криминогенных сферах экономики |
2.3.1. Выявление и пресечение фактов коррупции в наиболее криминогенных сферах экономики (топливно-энергетический комплекс, финансово-кредитная система, потребительский рынок). |
|
2.3.2. Стажировка сотрудников правоохранительных и контрольно-надзорных органов в соответствующих органах государств ближнего и дальнего зарубежья. | ||
2.3.3. Оповещение общественности через средства массовой информации о результатах борьбы с преступлениями в сфере экономики и коррупцией. | ||
2.3.4. Реагирование на сообщения в средствах массовой информации о преступлениях в сфере экономики и фактах коррупции | ||
2.3.5. Выявление юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы и декларации о доходах. | ||
3. Контроль незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих препаратов |
3.1. Упорядочивание применения наркотических средств в медицинской практике по назначению специалиста |
3.1.1. Выявление нарушений условий лицензирования деятельности лечебно-профилактических учреждений, физических лиц, занимающихся наркологической практикой. |
3.1.2. Выявление фактов необоснованного назначения психотропных препаратов; проверка учета их расходования и режима сохранности и хранения. | ||
3.1.3. Выявление фирм, поддерживающих контакты со "странами - производителями наркотиков" для предупреждения их причастности к незаконному обороту наркотиков. | ||
3.2. Профилактика и предупреждение распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма |
3.2.1. Выявление распространителей и потребителей наркотических средств. |
|
3.2.2. Предание гласности сведений о предупредительно-профилактической работе, направленной на компрометацию каналов распространения и потребления наркотических средств. | ||
3.2.3. Ведение реестра видов деятельности, должностей, специальностей, предприятий, организаций и учреждений для обучения и работы на которых прием лиц, употребляющих наркотики, возможен после их полного выздоровления и реабилитации. | ||
3.2.4. Предупреждение производства, транзита и распространения наркотиков | ||
3.2.5. Внедрение программ антинаркотического обучения, пропаганды и формирования трезвого образа жизни | ||
3.2.6. Овладение новыми методиками по межведомственному взаимодействию и повышению эффективности борьбы с распространением наркомании. | ||
4. Предупредительно-профилактическое обеспечение борьбы с преступлениями против личности и преступными посягательствами на жилища |
4.1. Профилактика и локализация преступлений против личности |
4.1.1. Создание стационарных постов милиции во дворах микрорайонов с установкой средств связи и оборудования тревожной сигнализации. |
4.1.2. Повседневный контроль за общественным порядком в городе с участием государственных и муниципальных органов. | ||
4.1.3. Привлечение участковыми уполномоченными милиции к сотрудничеству работников домоуправлений, районных учреждений образования и здравоохранения. | ||
4.1.4. Увеличение плотности патрулирования нарядами ППСМ (патрульно постовая служба милиции) РУВД и членами народной дружины наиболее криминогенных районов города. | ||
4.1.5. Совершенствование форм и методов несения службы. | ||
4.2. Локализация имущественных преступлений, в том числе посягательств на жилища и личную собственность граждан |
4.2.1. Проверка нарушений законодательства о приватизации жилищного фонда, в части защиты прав граждан. |
|
4.2.2. Оборудование подъездов, чердачных и подвальных помещений металлическими дверями. | ||
4.2.3. Внедрение системы коллективной безопасности жилищ. | ||
4.2.4. Расширение сети охранной сигнализации квартир. | ||
4.2.5. Проведение встреч населения микрорайонов с участковыми уполномоченными милиции, руководством РУВД, отделов милиции и представителями ТОСов. | ||
4.2.6. Размещение в наиболее криминогенных местах города, местах массового пребывания граждан систем видеообзора с выводом мониторов на стационарные посты милиции или дежурные части. | ||
4.2.7. Учет специфических криминогенных ситуаций при планировке жилых зданий, дворов и микрорайонов при реализации градостроительной политики. | ||
5. Контроль делинквентного поведения несовершеннолетних и молодежи |
5.1 Минимизация условий возникновения явлений криминального характера |
5.1.1. Расширение функционального предназначения прежних и создание новых подростковых клубов. |
5.1.2. Создание районных центров молодежных формирований по охране общественного порядка со специализированными группами по работе с беспризорными детьми. | ||
5.1.3. Приобщение молодежи с антиобщественной направленностью к общественно-полезной деятельности. | ||
5.1.4. Создание образовательных учреждений с трудовым обучением для детей и подростков. | ||
5.1.5. Создание специализированных учебно-воспитательных учреждений кадетского типа для детей из неблагополучных семей, детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. | ||
5.1.6. Включение в учебные программы школ, гимназий и лицеев города системного преподавания программ "Граждановедение", "Правоведение" для 7-9 классов. | ||
5.1.7. Формирование виктимологической культуры населения. | ||
5.1.8. Активизация патриотического воспитания молодежи. | ||
6. Обеспечение информационной безопасности города |
6.1. Обеспечение безопасности муниципальных информационных ресурсов |
6.1.1. Исключение использования нелицензионного программного обеспечения, несертифицированного и несовместимого оборудования. |
6.1.2. Совершенствование обмена данными между государственными (муниципальными) и иными структурами по вопросам обеспечения городской безопасности. | ||
6.1.3. Обеспечение круглосуточного доступа правоохранительных органов к информационным системам города для своевременного решения оперативных задач. | ||
6.2. Создание интегрированных информационных баз данных |
6.2.1. Создание банка данных о ежедневных преступлениях против собственности и личности и их раскрываемости в городе. |
|
6.2.2. Создание единой иммиграционной системы контроля по вопросам прибытия, убытия, транзита и пребывания на территории города иногородних лиц. | ||
6.2.3. Создание межведомственной базы данных юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города Новосибирска | ||
6.3. Обеспечение гласности информационной защиты научно-промышленных объектов и населения города |
6.3.1. Издание методических материалов о поведении в экстремальных ситуациях, формирование у населения позитивного отношения к представителям правоохранительных органов |
|
6.3.2. Проведение через СМИ превентивной политики в области противодействия терроризму, преступлениям против личности и имущественным преступлениям. | ||
6.3.3. Участие мэрии города в противодействии промышленному шпионажу и защите интеллектуальной собственности. | ||
7. Противодействие организованной преступности и терроризму |
7.1. Противодействие организованной преступности |
7.1.1. Выявление организованных преступных групп. |
7.1.2. Выявление лидеров преступных групп и их преступных связей в органах власти. | ||
7.1.3. Выявление и пресечение отмывания доходов от незаконной деятельности (наркотики, оборот оружия, продукция военного назначения и т.д.). | ||
7.1.4. Предупреждение и пресечение деятельности финансовых органов, действующих в интересах преступных группировок | ||
7.1.5. Контроль за игорным бизнесом для предупреждения его использования организованными преступными группами. | ||
7.1.6. Пресечение незаконной деятельности частных детективных и охранных предприятий по возврату кредитов и иных долговых обязательств. | ||
7.1.7. Контроль преступных группировок, сформированных на этнической основе. | ||
7.1.8. Контроль деятельности лицензионно-разрешительной службы по приобретению оружия и его инвентаризации. | ||
7.1.9. Развитие сети государственных и муниципальных предприятий в сфере экономической деятельности и предупреждение преступлений в них. | ||
7.1.10. Пресечение деятельности организованных преступных групп и сообществ, коррупции в наиболее доходных отраслях экономики. | ||
7.1.11. Выявление членов организованных преступных групп и сообществ, а также их пособников для предупреждения расширения сфер влияния на лиц, склонных к совершению преступлений. | ||
7.1.12. Выявление и пресечение организованных преступных связей в органах местного самоуправления и в правоохранительных органах. | ||
7.2. Предупреждение и пресечение террористической деятельности на территории города. |
7.2.1. Оборудование системами видеонаблюдения и стационарными металлодетекторами мест массового скопления народа - театры, кинотеатры, стадионы и т.д. |
|
7.2.2. Подготовка горожан к действиям в условиях выявления и обезвреживания специалистами взрывных устройств. | ||
7.2.3. Повышение антитеррористической защищенности важнейших предприятий и учреждений города и объектов повышенной опасности. | ||
7.2.4. Периодическое проведение комплексного обследования состояния режима и охраны в организациях, выпускающих, использующих в производстве, хранящих и утилизирующих химически активные, отравляющие, сильнодействующие ядовито-технические жидкости, токсичные и бактериологические вещества. | ||
7.2.5. Замена военизированной охраны организаций на милицейские подразделения вневедомственной охраны | ||
7.2.6. Совершенствование системы отбора лиц для работы на объектах повышенной опасности и контроля за ними | ||
7.2.7. Вывод за пределы режимных объектов коммерческих структур, не связанных с основным направлением их деятельности | ||
7.2.8. Обучение граждан навыкам безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими акциями. | ||
7.2.9. Оказание экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов или иных противоправных действий. | ||
8. Обеспечение безопасности дорожного движения. |
8.1. Реорганизация и упорядочивание схем дорожного движения внутри города. |
8.1.1. Перераспределение транспортных потоков, расширение регулирования дорожного движения в режиме "зеленая волна", введение одностороннего движения в местах скопления граждан. |
8.1.2. Расширение сети стационарных и передвижных постов ГИБДД для наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой в городе, оснастка постов наркологическими пунктами анализа состояния водителей. | ||
8.2. Профилактика безопасности дорожного движения. |
8.2.1. Профилактика нарушений дорожного движения, как водителями, так и пешеходами. |
|
8.2.2. Совершенствование деятельности по организации операции "перехват" при угонах автотранспорта. | ||
8.2.3. Повышение оперативности и квалифицированной регистрации ДТП, проведение рассмотрения дел в комиссиях и принятие участия в судебных разбирательствах. | ||
8.2.4. Информирование населения о ДТП (дорожно-транспортные происшествия) через СМИ, в целях их профилактики и предупреждения. | ||
8.3. Совершенствовать подготовку инспекторов дорожного движения |
8.3.1. Подготовка и переподготовка инспекторов дорожного движения, проведение смотров, проверок, конкурсов на выявление лучших по профессии. |
|
8.3.2. Введение практики тестирования профессиональной пригодности инспекторов дорожного движения по правилам дорожного движения и по знанию административного кодекса. | ||
8.3.3. Направление инспекторов дорожного движения в близлежащие регионы Сибири в целях обмена практическим опытом. | ||
8.4. Техническое перевооружение линейных и патрульных служб ГИБДД |
8.4.1. Обеспечение техническими средствами связи и радарами контроля скорости движения транспортных средств посты контроля движения. |
|
8.4.2. Информатизация дорожного движения и ДТП с полной регистрацией всех обстоятельств их происшествия. | ||
8.4.3. Установление видеонаблюдения на напряженных магистралях с возможной видеозаписью нарушений дорожного движения. | ||
9. Обеспечение пожарной безопасности города |
9.1. Профилактика и предупреждение пожаров. |
9.1.1. Совершенствование противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. |
9.1.2. Создание в школах, средних и высших учебных заведениях пожарных дружин для проведения целенаправленной и систематизированной работы по предупреждению пожаров на производстве, в быту. | ||
9.1.3. Проведение тематических смотров-конкурсов, викторин детского и юношеского творчества на противопожарную тематику. | ||
9.1.4. Обеспечение защиты наиболее важных объектов города автоматическими системами пожаротушения и извещения. | ||
9.2. Обеспечить техническую готовность к борьбе с пожарами в городе. |
9.2.1. Своевременное оснащение специальной техникой пожаротушения. |
|
9.2.2. Оснащение пожарных дружин техническими средствами для тушения пожаров в высотных строениях города | ||
9.2.3. Модернизация систем связи и оперативного управления подразделениями пожарной охраны. | ||
9.3. Пропаганда противопожарной деятельности. |
9.3.1. Организация в СМИ и ежемесячное проведение дней пожарной безопасности с обзором событий по возникновению и ликвидации пожаров, принятых мерах и предлагаемых рекомендациях избежания пожарных ситуаций. |
|
9.3.2. Проведение на выставочных площадках города показа противопожарной техники, средств пожаротушения и защитных средств пожарных расчетов, лекций, бесед и других показательных мероприятий. |
На основе анализа значимости подпрограмм, целей и задач вводятся коэффициенты относительной важности. Значения коэффициентов обычно выражается долями единицы, причем таким образом, чтобы на каждом уровне дерева целей сумма этих значений всегда была ровна единице.
Ранжирование приоритетов по мероприятиям приведено в таблице 11.
Таблица 11
Подпрограмма |
Цели и задачи |
1. Организационно-аналитическое и правовое сопровождение программы. - 0,1 |
|
2. Контроль экономической преступности и коррупции. - 0,1 |
2.1. Выявление незаконной деятельности физических и юридических лиц. -0,2 |
2.2. Выявление и возврат в бюджет скрытых доходов, предупреждение преступлений в финансовой сфере. - 0,5 | |
2.3. Борьба с коррупцией в криминогенных сферах экономики. - 0,3 | |
3. Контроль незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих препаратов - 0,1 |
3.1. Упорядочивание применения наркотических средств в медицинской практике по назначению специалиста. - 0,5 |
3.2. Профилактика и предупреждение распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма. - 0,5 | |
4. Предупредительно-профилактическое обеспечение борьбы с преступлениями против личности и преступными посягательствами на жилища. - 0,1 |
4.1. Профилактика и локализация преступлений против личности - 0,6 |
4.2. Локализовать имущественные преступления, в том числе посягательства на жилища и личную собственность граждан. - 0,4 | |
5. Контроль делинквентного поведения несовершеннолетних и молодежи - 0,2 |
|
6. Обеспечение информационной безопасности города. - 0,05 |
6.1. Обеспечение безопасности муниципальных информационных ресурсов. - 0,5 |
6.2. Создание интегрированных информационных баз данных. - 0,3 | |
6.3. Обеспечение гласности информационной защиты научно-промышленных объектов и населения города. - 0,2 | |
7. Предупредительно-профилактическое обеспечение борьбы с организованной преступностью и терроризмом. - 0,15 |
7.1. Противодействие организованной преступности. - 0,7 |
7.2. Предупреждение терроризма. - 0,3 | |
8. Обеспечение безопасности дорожного движения. - 0,1 |
8.1. Реорганизация и упорядочивание схем дорожного движения внутри города. - 0,2 |
8.2. Профилактика безопасности дорожного движения.0,2 | |
8.3. Совершенствовать подготовку инспекторов дорожного движения - 0,3 | |
8.4. Техническое перевооружение линейных и патрульных служб ГИБДД - 0,3 | |
9. Обеспечение пожарной безопасности города - 0,1 |
9.1. Профилактика и предупреждение пожаров. - 0,2 |
9.2. Обеспечение технической готовности к борьбе с пожарами в городе. - 0,6 | |
9.3. Пропаганда пожарной деятельности. - 0,2 |
5. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сгруппированы по целям и подпрограммам. В целом все мероприятия состоят из организационных мероприятий и мероприятий материально-технического обеспечения. По каждому мероприятию назначаются исполнители и выделяется определенный ресурс на его исполнение. Полный перечень мероприятий приведен в таблице 12.
Таблица 12
6. Ресурсное обеспечение
Для выполнения программы обеспечения общественной безопасности и правопорядка в городе предусматриваются средства в бюджете города, а также финансирование за счет дополнительных внебюджетных источников.
Ожидаемое бюджетное финансирование программы будет увеличиваться, а изначально составляет около 7 млн. рублей в год. Выход на реальные потребности в финансировании общественной безопасности и правопорядка в городе возможен только при обосновании всех параметров программы. С учетом инфляции объемы финансирования ежегодно пересчитываются при принятии бюджета города на соответствующий финансовый год.
При формировании схемы инвестиций, направляемых на выполнение программы, должны использоваться все наработанные за годы экономической реформы методы привлечения финансовых ресурсов и активизации инвестиционной деятельности.
Целесообразным вариантом финансово-кредитного механизма является использование внебюджетных фондов, аккумулирующих денежные средства из различных источников.
На реализацию мероприятий Программы могут направляться и средства от отечественных банков и других финансовых институтов, функционирующих на территории России, Новосибирской области и города Новосибирска.
При реализации Программы возможно использование разработанного кредитно-финансового механизма, предусматривающего привлечение кредитных средств банков со ставкой не более ставки рефинансирования, под гарантии мэрии. Для решения фундаментальных вопросов и обоснования проведения намечаемых мероприятий в городе Новосибирске целесообразно проводить на договорной основе необходимые научно-исследовательские работы.
Источниками финансирования программы "Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в городе Новосибирске" могут быть консолидированные средства:
кредиты Российских банков или других финансовых институтов;
средства федерального и областного бюджетов;
средства бюджета города, направленные на финансирование правоохранительных органов.
Вариантом финансово-кредитного механизма может быть создание инвестиционного фонда "Безопасность и правопорядок", аккумулирующего денежные средства из различных источников.
Общий объем финансирования Программы - 119 млн. рублей.
За счет средств бюджета города осуществляются разработка и внедрение нормативно-технической, проектно-сметной документации и иной документации организационно-правового характера, а также проведение учебно-тренировочных мероприятий по обеспечению безопасности. Остальные мероприятия программы финансируются за счет средств инвесторов, специальных фондов и лимитов на правоохранительную деятельность правоохранительных органов.
7. Механизм реализации Программы
Организационные мероприятия. Правовое, нормативное и методическое регулирование процесса реализации Программы должно быть направлено на стимулирование инвестиций, организационно-технической и производственной деятельности инвесторов, а также правоохранительных органов и общественных объединений, причастных к обеспечению безопасности и правопорядка в городе. Механизм реализации обусловливает непосредственное участие органов местного самоуправления города как координаторов всего комплекса работ на своих направлениях, включая пилотные проекты, оценку экономической и социальной эффективности рекомендуемых к исполнению мероприятий, с учетом динамично изменяющихся условий жизни города.
Организационный механизм реализации Программы строится с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области и города Новосибирска, выполнения целевых установок "Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года"; других целевых программ города.
Организационное взаимодействие всех участников процесса реализации Комплексной Целевой Программы осуществляется посредством:
- участия мэрии города и ее структурных подразделений, ответственных за обеспечение безопасности и правопорядка на территории города;
- создания системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения исполнителей программных мероприятий с учетом требований Гражданского кодекса, Уголовного кодекса Российской Федерации и действующих территориальных нормативно-правовых документов;
- организации целевых фондов, объединений, кредитно-финансовых структур, товариществ собственников жилья, оформления их в гражданско-правовые организации как кредитополучателей и вкладчиков в сферу обеспечения безопасности, с учетом наделения в соответствии с установленным порядком территориальными льготами;
- вовлечения общественности в обсуждение намечаемых к выполнению мероприятий и перспективных проектов, с представлением права выбора вариантов и дополнением полезных предложений;
- информирования населения о целях, задачах и преимуществах реализации тех или иных мероприятий программы, включая средства массовой информации и другие организации по работе с населением;
- создания базы социологических опросов о работе правоохранительных органов и предложений по ее совершенствованию.
8. Оценка эффективности социальных, экономических и прочих последствий от реализации программы
Данная оценка проводится в соответствии с осуществлением мероприятий по подпрограммам.
Критериями оценки эффективности программы являются:
1) снижение ежегодного прироста преступности в г. Новосибирске до уровня, не превышающего темпов ее прироста по Российской Федерации в целом;
2) выведение г. Новосибирска из тройки городов-миллионников, лидирующих в Российской Федерации по уровню преступности, прежде всего путем уменьшения количества преступлений, совершаемых молодежью города;
3) снижение уровня преступности в Новосибирской области до уровня преступности в иных субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа;
4) удержание уровня преступности в периоды пиковых всплесков не превышающим уровень, наблюдавшийся в 1993 г.;
5) реструктуризация преступности по видам преступлений в направлении снижения доли краж, разбоев, наркопреступлений, убийств;
6) сдерживание роста делинквентности несовершеннолетних граждан города, снижение доли преступлений несовершеннолетних в общем объеме преступности;
7) декриминализация низкообеспеченных слоев населения, снижение доли привлекаемых к уголовной ответственности лиц с неполным средним образованием, без определенного источника дохода;
8) повышение уровня защищенности жилищ граждан, снижение количества квартирных краж;
9) повышение уровня доверия населения органам правопорядка;
10) снижение уровня тревожности населения по поводу угроз личной безопасности, фиксируемое по результатам социологических опросов;
11) стабилизация количества лиц, оказавшихся в состоянии наркотической зависимости;
12) сокращение количества ДТП и пожаров, сокращение числа пострадавших и материального ущерба.
Далее приводятся проектируемые оценки реализации целевой программы в соответствии с предлагаемыми мероприятиями по подпрограммам.
Контроль экономической преступности и коррупции:
будет наведен порядок в уплате налогов, сохранении бюджетных средств и муниципальной собственности. Сокращено количество преступлений в экономической сфере, в том числе с фактами коррупции.
Контроль незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих препаратов:
своевременное осуществление мониторинга распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества;
приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества;
уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;
снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в стране;
совершенствование методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
создание и обеспечение функционирования межрегиональных физкультурно-спортивных центров по разработке и апробации технологии профилактики наркомании и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди молодежи, а также реабилитационных центров для детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками;
размещение наружной рекламы антинаркотической направленности;
укрепление подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Госнаркоконтроля Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Борьба с преступлениями против личности и преступными посягательствами на жилища:
снизится количество преступлений против личности, а также преступных посягательств на жилища в связи с привлечением к активной трудовой и общественной деятельности граждан города. Преступность лиц без определенного места жительства, бродяжничество и попрошайничество будет сведено к минимуму за счет оказания социальной помощи и приюта для одиноких людей.
Контроль делинквентного поведения несовершеннолетних и молодежи:
значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, а также сокращение числа правонарушений несовершеннолетних.
расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и учреждений помощи детям и семьям.
укрепление материально-технической базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
увеличение количества получивших помощь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Обеспечение информационной безопасности города:
будут созданы информационные базы данных, содержащих всеобъемлющую информацию о жизнедеятельности города. Информированность населения станет всеобъемлющей.
Борьба с организованной преступностью и терроризмом:
будет взята под контроль деятельность преступных группировок. Повысится раскрываемость преступлений, будет усилена работа, направленная на снижение вероятности террористических актов на территории города, на повышение готовности населения и специальных подразделений к внезапности террористических актов, провокаций и аварий техногенного характера.
Обеспечение безопасности дорожного движения:
произойдет усиление дорожного контроля движения всех видов транспорта, существенно улучшиться дорожная обстановка на магистралях и дорогах города, произойдет снижение ДТП, тем самым повысится личная безопасность горожан и снизится материальный ущерб городу и его жителям.
Обеспечение пожарной безопасности:
повысится пожарная безопасность города, сократится число жертв на пожарах и наносимый материальный ущерб, повысится информированность населения о мерах противопожарной безопасности.
9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление городской комплексной целевой программой.
Формы и методы организации управления реализацией КЦП определяются ее муниципальным заказчиком и руководителем КЦП, для чего целесообразно создание автономного независимого Центра мониторинга проблем безопасности на базе мэрии, юридического факультета НГУ и Новосибирского института информатики и регионального управления.
Реализация целевой программы осуществляется на основе договоров (контрактов), заключенных муниципальным заказчиком (руководителем КЦП) со всеми исполнителями программных мероприятий. Договор (контракт) определяет права и обязанности сторон, регулирует их отношения при выполнении договора (контракта), предусматривает формы и методы контроля за ходом работ по выполнению договора со стороны муниципального заказчика (руководителя КЦП).
Руководитель КЦП в письменной форме сообщает в департамент экономики и финансов мэрии о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации программы по ее финансированию из внебюджетных источников, бюджетов Российской Федерации, области, города.
Руководитель КЦП, с учетом выделенных на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав ответственных исполнителей.
При необходимости до 1 ноября руководитель КЦП вносит предложения в департамент экономики и финансов мэрии о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Департамент экономики и финансов мэрии готовит заключение о продлении срока реализации КЦП или нецелесообразности ее дальнейшей бюджетной поддержки и направляет мэру города для принятия решения. Подготовка нового варианта продленной КЦП, срок реализации которой истекает в текущем году, а также включение в целевую программу новых программных мероприятий и его утверждение осуществляется в порядке, установленном для разработки и реализации КЦП.
В своих действиях по управлению реализацией КЦП ее руководитель подотчетен муниципальному заказчику и мэру города.
Финансирование городской комплексной целевой программы.
Утвержденная программа финансируются из средств городского, областного, федерального бюджетов, а также из привлекаемых внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования КЦП, относятся:
- взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации муниципального, государственного и негосударственного секторов экономики;
- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программы;
- кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов;
- средства населения, привлекаемые в форме займов, и другие поступления.
Для осуществления целевых подпрограмм могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов Российской Федерации, области, города, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.
Предложения по вопросу о формировании специализированных фондов вносятся муниципальным заказчиком целевой программы в городской Совет.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые подпрограммы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала и реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиции, а также целевые кредиты банков под гарантию города. Оформление и предоставление гарантий города на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет управление финансов и налоговой политики мэрии по решению городского Совета. Гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий в случае признания их защищенными статьями в городском бюджете.
По утвержденной городским Советом КЦП финансирование из городского бюджета в соответствии с принятыми на очередной финансовый год объемами открывается руководителю программы после заключения им контрактов (договоров) со всеми участниками реализации мероприятий программы, подтверждающими или уточняющими в соответствующих случаях объемы финансирования программных мероприятий из внебюджетных источников, областного и федерального бюджетов и предоставления их копий в департамент экономики и финансов мэрии.
При сокращении фактических объемов бюджетного финансирования КЦП по сравнению с утвержденными, руководитель программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов области и Российской Федерации в целях реализации мероприятий КЦП в установленные сроки.
Управление финансов и налоговой политики мэрии предпринимает необходимые действия по финансированию мероприятий программ, принятых к бюджетному финансированию, совместно с управлением экономики и инвестиций осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Руководитель КЦП несет персональную ответственность за полное и целевое использование выделенных средств.
Руководителю КЦП запрещается расходовать средства сверх утвержденных объемов, самостоятельно корректировать годовые суммы бюджетных ассигнований и вносить изменения в перечень финансируемых подпрограмм и перечень утвержденных мероприятий.
Утвержденные ассигнования и состав финансируемых из бюджета КЦП пересматриваются городским Советом в случаях: необходимости изменения программ; недостаточности бюджетных доходов, необходимых для финансирования подпрограмм; реального превышения доходов над запланированным уровнем в целях опережающего выполнения программы.
Контроль за ходом выполнения городской целевой программы.
Систематический анализ хода выполнения целевой программы организует департамент экономики и финансов мэрии на основании материалов, поступающих из других структурных подразделений мэрии и правоохранительных органов Для этого комитет по стратегическому планированию:
- запрашивает по утвержденным формам от руководителя комплексной целевой программы и обобщает ежеквартальную информацию о ходе выполнения целевой программы;
- анализирует ход выполнения комплексной целевой программы и готовит сводный материал об ее реализации и влиянии на социально - экономическую ситуацию в городе;
- организует (при необходимости) отчет руководителя комплексной целевой программы перед мэром города и городским Советом Новосибирска.
Руководитель комплексной целевой программы ежеквартально представляет в управление финансов и налоговой политики мэрии информацию об использовании финансовых средств для реализации программных мероприятий.
Департамент экономики и финансов с участием руководителя целевой программы, заинтересованных структурных подразделений мэрии организует контрольные проверки хода реализации КЦП. При этом обращает внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их осуществление, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и других бюджетов, конечные результаты программы.
По результатам контрольных проверок готовятся предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программных мероприятий или об их прекращении, о применении санкций к исполнителям программы. Предложения направляются мэру города для принятия решения и представления при необходимости в городской Совет.
Ежегодно, вместе с отчетом об исполнении бюджета, мэрия готовит и направляет в городской Совет Новосибирска отчет о ходе реализации мероприятий комплексной целевой программы, в осуществлении которых участвовал город за отчетный период.
Городской Совет Новосибирска, в случае необходимости, может принять решение об отчете мэрии о ходе реализации отдельных подпрограмм в иные сроки.
Заключение
Перспективы развития системы обеспечения общественной безопасности и правопорядка в Новосибирске в прогнозируемый период будут определяться, с одной стороны, объективными тенденциями развития мегалополиса, и, с другой стороны, государственной стратегией формирования институтов гражданского общества.
Противоречивые тенденции централизации и регионализации общественной жизни могут привести как к усилению ответственности органов муниципального управления за состояние общественной безопасности и правопорядка на территориях и соответствующей реорганизации правоохранительных органов, так и к централизации этих функций в федеральных ведомствах. Но и в том и другом случае будет нарастать институциональное разнообразие и сложность организации действующих на территории муниципального сообщества органов обеспечения общественной безопасности и правопорядка, что потребует значительных усилий по интеграции их деятельности и соответствующей структурации муниципальной политики.
Социум Новосибирска находится в настоящее время в точке бифуркации, и его будущее определяется стечением глобальных тенденций и контртенденций, взаимодействие которых либо превратит Новосибирск в "коллапсирующее скопление" со стабильной, даже застойной хозяйственной структурой, снижением численности населения и сопутствующей провинциализацией городской жизни, либо позволит Новосибирску подтвердить свою репутацию молодого, динамично развивающегося города с интенсивным притоком населения и статусом столицы Сибири. Вариант "тихого коллапса" потребует, безусловно, заметно меньших усилий по обеспечению общественной безопасности и правопорядка по сравнению со вторым, более ресурсоемким "нео-чикагским" вариантом, требующим как жесткости и мобильности силовых структур, так и значительных затрат по социокультурной адаптации мигрантов, предупреждению делинквентного поведения молодежи, страхованию рисков развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.