Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к стратегическому плану
устойчивого развития
города Новосибирска
Комплексная целевая программа
Совершенствование образования города Новосибирска
1. Паспорт программы "Совершенствование образования города Новосибирска"
Наименование Программы. |
Комплексная целевая программа "Совершенствование образования города Новосибирска" (далее по тексту КЦП) |
Основания для разработки Программы. |
Постановление мэра "О проведении научно-практической конференции "Стратегии устойчивого развития города Новосибирска" и организации разработки комплексных целевых программ" от 04.08.2003 года N 1965 Одобренный 20.02.2003 Общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска проект "Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска" "Концепции модернизации муниципальной системы образования Новосибирска на период 2004 - 2010 гг.". Постановления мэрии г. Новосибирска от 16.08.99 и от 13.05.2002 об основных направлениях взаимодействии мэрии с с сузами и вузами г. Новосибирска |
Официальный заказчик Программы |
Мэрия города Новосибирска |
Основные разработчики Программы |
Рабочая группа под научным руководством ректора НГТУ д.т.н. профессора Вострикова А.С., заведующей кафедры НГПУ к.п.н. Чепель Т.Л. |
Главная цель, важнейшие целевые показатели |
Главная цель: Совершенствование сферы образования, создающей условия для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития творческой, эмоционально благополучной, компетентной и ответственной личности с развитым гражданским сознанием и созидательным потенциалом.
Важнейшие целевые показатели следующие: Устойчивое развитие сферы образования по основным показателям качества, доступности и экономичности непрерывного образования в городе. Повышение удовлетворенности граждан г. Новосибирска процессами и результатами деятельности сферы образования. Повышение обеспеченности сферы образования материально-техническими, кадровыми, финансовыми, технологическими ресурсами Рост образовательного потенциала жителей города |
Основные задачи Программы |
1. Обеспечение процессов модернизации сферы образования города. 2. Создание механизма устойчивого функционирования сферы образования г. Новосибирска. 3. Организация процессов координации и сотрудничества различных учреждений, событий и проектов для решения задач стратегического плана и совершенствования образовательной сферы г. Новосибирска. 4. Создание механизма устойчивого развития сферы образования г. Новосибирска. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2005 - 2020 годы, с ежегодным формированием списка мероприятий. 2005 - 2006 гг. - I этап - первоочередные мероприятия; 2007 - 2010 гг. - II этап - среднесрочные мероприятия; 2011 - 2020 гг. - III этап - перспективные мероприятия |
Перечень подпрограмм |
Управление стабилизирующими процессами Управление консолидирующими процессами Управление инновационными процессами |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Управление образования мэрии Новосибирска Отдел профессионального образования мэрии Новосибирска (отдел ПО) Комитет по делам молодежи мэрии Новосибирска Комитет по физической культуре и спорту мэрии Новосибирска Управление здравоохранения мэрии Новосибирска Департамент связи и информатизации мэрии Новосибирска Отдел по проблемам семьи, женщин и детей мэрии Новосибирска. Управление социальной поддержки населения мэрии Новосибирска. Правовое управление мэрии Новосибирска Планово-экономическое управление мэрии Новосибирска Управление по взаимодействию со СМИ мэрии Новосибирска Отдел интернет-проектов мэрии Новосибирска Управление общественных связей мэрии Новосибирска Учреждения образования города Новосибирска Средства массовой информации г. Новосибирска. Общественные и религиозные объединения г. Новосибирска Учреждения культуры, физкультуры и спорта г. Новосибирска Молодежные организации г. Новосибирска |
Потребность в финансовых ресурсах |
Уточняется ежегодно |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Рост образовательного и культурного уровней жителей. Формирование и развитие системы непрерывного образования. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля его качества. Социальная ориентированность образования. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования, содействие привлечению внебюджетных средств. Создание безопасных условий организации образовательного процесса, целостной системы реабилитации детей с аддикцией, сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Повышение социального статуса и профессионального уровня работников системы образования. |
Система организации контроля исполнения программы |
Директор программы, назначаемый мэром города, создает своим приказом рабочую группу (дирекцию программы), для осуществления текущего планирования и контроля за ходом комплексной целевой программы |
Координатор программы |
Дирекция программы |
Основные определения
Объект совершенствования - сфера образования города Новосибирска.
Субъект совершенствования - гражданское сообщество города Новосибирска.
Образовательные процессы - это сложная совокупность социальных процессов, выполняющих в обществе функции воспитания, обучения и развития.
Процессы воспитания - это процессы освоения личностью социально значимых качеств, ценностей, формирование установок и мировоззренческих позиций.
Процессы обучения - это процессы формирования базовых компетенций личности, путем освоения знаний, умений и навыков.
Процессы развития - это процессы выявления природных задатков, индивидуальных склонностей и наращивания и дифференциации личностных способностей, гармонизации личности.
Сфера образования - это многоаспектная сложноорганизованная социально значимая целостность или совокупность социокультурных процессов и механизмов их управления, которая включает в себя в качестве наиболее организованной и управляемой части, систему формального образования и систему неформального образования.
Система формального образования - это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Система неформального образования - это:
- разнообразные учреждения, организации и институты не образовательного характера, но реально выполняющие и решающие образовательные задачи (религиозные организации, политические объединения, общественные объединения, молодежные организации и клубы, спортивные секции и общества, ТВ, реклама, интернет, отделы маркетинга и PR предприятий и организаций в части деятельности направленной на образование и воспитание подрастающего поколения и т.д.);
- образовательные события, имеющие четкую временную ограниченность;
- образовательные проекты.
Совершенствование образовательной сферы - это процесс и результат позитивных и устойчивых количественных и качественных, структурных и функциональных изменений, способствующих максимально полному выполнению функций доступного качественного и экономичного образования и достижению задач Стратегического плана развития города Новосибирска.
Образовательное событие - культурное социальное мероприятие, направленное на развитие, обучение и воспитание населения города, его различных социальных и возрастных групп (фестивали, конкурсы, спартакиады, олимпиады и т.д.).
Образовательный проект - совокупность образовательных событий, объединенных реализацией какой-либо определенной цели.
Введение
Стратегический план развития г. Новосибирска, для решения задач которого была разработана комплексная целевая программа "Совершенствование образования города Новосибирска" "представляет собой договор общественного согласия, инструмент организации взаимодействия муниципалитета, бизнеса и общественности" (стр.163 Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска), обеспечивающий высокое качество жизни его жителям.
Образование, будучи одной из социальных технологий формирования общества, является механизмом, обеспечивающим устойчивое развитие города, поэтому в Стратегическом плане развития г. Новосибирска образование рассматривается в двух аспектах: как цель и ценность городского сообщества, и как условие устойчивого развития города.
Совершенствование образования города не может быть обеспечено только усилиями и ресурсами самой системы образования. Необходимо выйти за границы системы образования и в качестве объекта стратегического управления выделить сферу образования города. Именно сферное строение образования позволяет эффективно организовывать процессы функционирования, обновления и развития образования, оно исходит из нужд истории и перспектив г. Новосибирска и учитывает интересы и цели его жителей. Поэтому программа совершенствования образования г. Новосибирска интегрирует ценности, цели, задачи, процессы, мероприятия и ресурсы всех организаций и ведомств, деятельность которых направлена на образование его населения.
Посредством непрерывного образования все жители г. Новосибирска должны получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего города, в реализации сценариев и задач его стратегического развития.
Непрерывное образование имеет огромное значение в стратегическом развитии города, потому что Россия входит в постиндустриальное общество и все больше становится "обществом, основанном на знании" (knowledge-based society):
- информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки необходимые для этого становятся решающим фактором развития страны, конкурентоспособности и эффективного рынка труда;
- житель современного мегаполиса живет в сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности невозможно без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию.
В современном обществе образование выполняет три взаимосвязанные функции: обучения, воспитания и развития. Эти функции реализуются через выращивание и формирование личности в образовательной сфере, которое в Новосибирске представлено разнородными институтами науки, образования, права, экономики, искусства, религии. Поэтому деятельность по управлению образованием необходимо должна носить межведомственный характер. Идея преодоления межведомственных барьеров в обеспечении процесса устойчивого развития города является одной из основополагающих идей Стратегического плана и реализуется в данной КЦП как в инструменте ясной и аргументированной образовательной политике муниципалитета.
Индикаторы успешного выполнения программы формулируются как понятные и очевидные для всех жителей г. Новосибирска, как сопоставимые с показателями состояния сферы образования других аналогичных российских мегаполисов и российскими и международными показателями, и как позволяющие отслеживать динамику развития данной сферы до 2020 года.
2. Основное содержание.
2.1. Анализ состояния и оценка развития ситуации в рассматриваемом стратегическом направлении.
Состояние и прогноз развития образования Новосибирска определяется его прошлым, настоящими и будущим. Как крупнейший научный, промышленный и культурный центр Сибири Новосибирск накопил значительный образовательный потенциал. Достижения сферы образования г. Новосибирска общепризнанны, особенно в сфере гимназического и лицейского образования, физико-математической и музыкальной подготовки одаренных детей, подготовки специалистов с высшим образованием в области высоких технологий (физика, биология, информатика) и ряде инженерных специальностей. В городе сложилась система непрерывного образования, включающая 270 учреждения дошкольного образования на 44,5 тысячи мест, 225 государственных и 17 негосударственных общеобразовательных учреждений, в которых соответственно обучается 139 тыс. и 1,7 тыс. человек, а работает 16,5 тыс. педагогических работников, из них 15,5 тыс. учителей, 36 учреждений начального профессионального образования, в которых обучается 16,1 тыс. человек, 40 государственных и 5 негосударственных средних специальных учебных заведений с контингентом учащихся соответственно 53,6 тыс. и 1,2 тыс. человек, 19 государственных и 17 негосударственных вузов и филиалов вузов с общим числом студентов 159,6 тыс. человек. В городе имеется свыше 100 учреждений дополнительного образования детей и более 200 организаций дополнительного профессионального образования, которые предоставляют образовательные услуги практически всем желающим.
Система подготовки кадров для сферы образования включает Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, другие учреждения дополнительного профессионального образования, 3 педагогических колледжа. Ежегодно выпускается свыше 3,7 тыс. учителей с высшим образованием и около 2,2 тыс. человек - со средним. Подготовка и повышение квалификации преподавателей вузов и ссузов проводится во всех государственных вузах города в соответствии с их профилем и отраслевой направленностью - в Новосибирском государственном университете (до 60-70 человек в год), в Новосибирском государственном техническом университете, а также в отраслевых университетах. В аспирантурах и докторантурах 15 вузов города готовятся кадры высшей квалификации для сферы образования. Кроме того, в городе имеется множество субъектов, оказывающих образовательные услуги населению города: театры, музеи, библиотеки, образовательные центры, общественные объединения.
В образовательной сфере города имеется значительное число точек роста: разрабатываются и внедряются прогрессивные образовательные концепции и технологии, организуются образовательные учреждения новых типов и видов, создаются и осваиваются новые учебники, реализуются инновационные проекты.
В результате проведенных экспертных опросов и обобщения материалов общественных слушаний установлено, что в городе имеется большой инновационный потенциал, который постоянно проявляется в инновационных педагогических инициативах в системе формального образования (авторские программы, учебники, авторские модели школ, авторские формы организации и управления образовательным процессом). Кроме этого, существует множество инновационных начинаний в сфере неформального образования: ежегодно проводится международная выставка обучающих средств, оборудования, материалов, инновационных идей "Учсиб" на территории выставочного комплекса "Сибирская ярмарка", развивается образовательный детский туризм, появляется все большее количество образовательных сайтов в сети интернет, растет число коммерческих и общественных объединений, занимающихся образованием (детская телестудия "Старая мельница", детская студия мультипликации, Центр детско-юношеского творчества "Смайл", развивается музейная педагогика, работает множество воскресных школ: творческого и научного характера).
Вместе с тем, в сфере образования г. Новосибирска обнаруживаются негативные тенденции, проблемы и недостатки, которые должны быть устранены посредством настоящей КЦП. Это, прежде всего: нестабильность образовательной сферы, разобщенность и конкурентность образовательных учреждений, проектов и событий, стихийность и слабая координация инновационной деятельности.
Нестабильность проявляется в недостаточном финансировании муниципальных образовательных учреждений, в высокой текучести и старении кадрового состава, в недостаточном обновлении технологий образования, в нестабильном правовом пространстве, в неполном исполнении существующих нормативно-правовых актов, в нестабильном спросе на выпускников учреждений профессионального образования, в снижении доступности бесплатного и повышение доли платного профессионального образования. Нестабильное функционирование образовательной сферы ведет к недовольству, как среди представителей системы образования, так и городского сообщества, потребляющего образовательные услуги.
Разобщенность обнаруживается в конкурентно-соревновательных, а иногда даже в антагонистичных отношениях между образовательными учреждениями, проектами и событиями. Нередко образовательные события и проекты дублируют друг друга, перегружают образовательную сферу, затрудняют деятельность образовательных учреждений, следствием этого является снижение эффективности функционирования и развития образовательной сферы, качества и доступности образовательных услуг.
Кроме этого следует признать, что в городе отсутствует механизм общественной инициации, консолидации, поддержки и ресурсного обеспечения инновационных процессов в образовании. Огромный инновационный образовательный потенциал города из-за слабой координации зачастую не получает широкого распространения и поддержки. Инновации часто остаются уделом энтузиастов-одиночек или творческих педагогических коллективов и не внедряются в деятельность образовательных учреждений города. Из-за своей раздробленности, стихийности и плохой координации этот инновационный потенциал не находит должного отражения в имеющихся статистических показателях.
Выявленные негативные тенденции определили структуру комплексной целевой программы "Совершенствование образования города Новосибирска". Для решения проблем и устранения негативных тенденций в программе предлагается отладить управление стабилизирующими процессами для повышения стабильности, консолидирующими процессами для большей интеграции и лучшей синхронности функционирования образовательной сферы города, инновационными процессами для развития образовательной сферы и запуска процесса ее саморазвития.
В каждой подпрограмме соблюдается принцип разделения образовательной сферы на системы формального и неформального образования, ставятся стратегические задачи, обеспечивающие цели и подцели всеми необходимыми ресурсами.
Наиболее полная и успешная реализация комплексной целевой программы "Совершенствование образования города Новосибирска" возможна в условиях развитого государственно-общественного управления сферой образования.
2.2. Цели и задачи Программы
Обеспечить совершенствование образовательной сферы такого крупного мегаполиса как Новосибирск возможно, только сбалансировав три управленческих процесса: стабилизирующие процессы, консолидирующие процессы и инновационные процессы. Для реализации задач, поставленных Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска разработано дерево целей.
Результат декомпозиции дерева целей представлен в таблицах:
Главная цель - Совершенствование сферы образования, создающей условия для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития творческой, эмоционально благополучной, компетентной и ответственной личности с развитым гражданским сознанием и созидательным потенциалом.
I. Подпрограмма "Управление стабилизирующими процессами"
Цель: Создание механизма устойчивого функционирования сферы образования Новосибирска
Цели |
Подцели |
Задачи |
1.1. Обеспечение стабильного состояния системы формального образования Новосибирска |
1.1.1. Организация кадрового обеспечения |
1.1.1.1. Разработка и реализация программы "Педагогические кадры сферы образования Новосибирска", ориентированной на профориентацию, сопровождение процесса адаптации молодых педагогов, профилактику и реабилитацию профессионального здоровья и компетентности основного педагогического состава. |
1.1.1.2. Формирование кадрового резерва города (для руководства ОУ). | ||
1.1.1.3. Модернизация и адаптация системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров (системы переподготовки и повышения квалификации). | ||
1.1.1.4. Создание условий для значительного улучшения социально-экономического положения педагогов. | ||
1.1.1.5. Подготовка воспитателей детских домов и педагогов для работы с детьми-инвалидами на базе НГПУ, НИПКПРО и педагогических колледжей города. | ||
1.1.1.6. Содействие повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров профессиональных учебных заведений в соответствии с перспективами развития экономики и социальной сферы города, а также для освоения современных технологий профессионального образования. | ||
1.1.1.7. Содействие созданию учебной базы для новых факультетов НГПУ (факультета культуры и дополнительного образования и других). | ||
1.1.1.8. Формирование механизма, позволяющего руководителю ОУ сохранять квалифицированные кадры, привлекать молодежь. | ||
1.1.1.9. Создание системы персонального кредитования педагогов на повышение квалификации и переподготовки по новым программам и технологиям. | ||
1.1.1.10. Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для учреждений начального и среднего профессионального образования города. | ||
1.1.1.11. Повышение статуса руководителя МОУ (введение городских льгот, контрактной основы, установление городских почетных знаков). | ||
1.1.1.12. Содействовать повышению профессионального мастерства социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и классных руководителей в аспекте духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. | ||
1.1.2. Организация материально-технического обеспечения |
1.1.2.1. Ежегодное осуществление анализа состояния материально-технической базы образовательных учреждений (в том числе профессиональных) на соответствие государственным образовательным стандартам с целью обеспечения государственных требований. |
|
1.1.2.2. Создание механизма полноценного обеспечения ОУ новым технологическим оборудованием, необходимыми учебными материалами, учебной, методической и художественной литературой и наглядными пособиями | ||
1.1.2.3. Участие в создании объектов инфраструктуры учреждений начального, средне-специального и высшего профессионального образования по разработанной адресной программе (совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации). | ||
1.1.2.4. Содействие созданию скоростных каналов связи для расширения возможностей использования телекоммуникаций в образовании. | ||
1.1.2.5. Содействие созданию инфраструктуры учреждений профессионального образования федерального ведения. | ||
1.1.2.6. Разработка планов или целевых программ капитального ремонта зданий и сооружений" на каждом этапе реализации КЦП. | ||
1.1.3. Организация технологического обеспечения |
1.1.3.1. Создание системы адаптации и сопровождения современных образовательных технологий и социальных институтов обмена опытом. |
|
1.1.3.2. Формирование механизма общественного признания технологических достижений в образовании (введение городских почетных званий, грантов и премий для педагогов всех уровней системы образования). | ||
1.1.3.3. Создание системы совершенствования, корректировки и оценки эффективности образовательных технологий согласно складывающейся образовательной ситуации. | ||
1.1.3.4. Развитие организационной системы передачи современных образовательных технологий педагогам всех типов и видов образовательных учреждений города. | ||
1.1.3.5. Развитие организационно- педагогических форм интеграции разных уровней и подсистем системы образования (дошкольного, школьного, основного, дополнительного, профессионального образования). | ||
1.1.3.6. Адаптация и разработка методического обеспечения для сотрудников детских домов: создание программ и технологий трудового и начального профессионального обучения, программ предусматривающих самообслуживание детей и их социализацию после выпуска. | ||
1.1.3.7. Развитие различных форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (семейных детских домов, приемных семей и др.). | ||
1.1.4. Организация нормативно-правового обеспечения |
1.1.4.1. Содействие обеспечению государственных гарантий доступности качественного образования в пределах полномочий местного самоуправления |
|
1.1.4.2. Принятие нормативно-правовых актов о государственно-общественном управлении в системе образования, об организации профильного обучения, о целевом приеме, о развитии сети городских экспериментальных площадок, о поддержке педагогических кадров, об адресной социальной помощи детям, мониторинге качества образования, о контрактной основе для выпускников вузов на бюджетных местах, о привлечении инвестиций в городское образования, об установлений почетных знаков для педагогов и попечителей образования, об ограничении рекламы насилия, агрессии, об улучшении социально-экономического положения педагогов, о поддержке научных школ в вузах города и др. | ||
1.1.4.3. Разработка перечня мер по поддержке негосударственного сектора системы образования. | ||
1.1.4.4. Регламентация отношений негосударственных образовательных учреждений с системой муниципального образования | ||
|
1.1.5. Организация финансового обеспечения |
1.1.5.1. Обеспечение нормативного бюджетного финансирования муниципальных учреждений образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса. |
1.1.5.2. Содействие развитию сети платных услуг в учреждениях образования, ориентированному на удовлетворение социального заказ. | ||
1.1.5.3. Создание городской конкурсной (грантовой) системе финансирования инновационных проектов. | ||
1.1.5.4. Достижение прозрачности: межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования; финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности. | ||
1.1.5.5. Распределение бюджетных ассигнований между учреждениями образования различных типов и видов (по нормативам). | ||
1.1.5.6. Использование схем многоканального финансирование образовательных учреждений. | ||
1.1.5.7. Развитие договорных отношений между учебными заведениями и организациями различных организационно-правовых форм, направленное на расширение подготовки кадров по заказам юридических лиц. | ||
1.1.5.8. Развитие целевого приема в учреждения профессионального образования по заказам мэрии г. Новосибирска. | ||
1.1.5.9. Развитие системы поддержки детей после их выпуска из детского дома, обеспечивающей их возможностью продолжать обучение | ||
1.2. Обеспечение стабильного состояния системы неформального образования Новосибирска |
1.2.1. Организация кадрового обеспечения |
1.2.1.1. Подготовка менеджеров образовательных проектов. |
1.2.1.2. Подготовка педагогов-андрологов различных направлений и уровней. | ||
1.2.1.3. Развитие системы повышения квалификации и переподготовки специалистов для реализации комплексной целевой программы. | ||
1.2.1.4. Создание городской системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для реабилитационной, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и семье (для работы с детьми с зависимостью к ПАВ, асоциальным поведением и правонарушениями, с детьми-инвалидами, с подростками и молодежью освободившимися из мест заключения). | ||
1.2.2. Организация материально-технического обеспечения |
1.2.2.1. Создание и развитие материально-технической базы образовательных центров. |
|
1.2.2.2. Обеспечение проектов необходимыми материалами, инвентарем и оборудованием. | ||
1.2.3. Организация технологического обеспечения |
1.2.3.1. Создание эффективной системы обучения родителей. |
|
1.2.3.2. Содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений. | ||
1.2.3.3. Организация работы на базе вузов и ссузов города открытых университетов и лекториев (в том числе для пожилых людей). | ||
1.2.3.4. Создание единой службы практической психологии образования города | ||
1.2.3.5. Развитие практики ресоциализации и реабилитации и интеграции в городское сообщество подростков и молодежи с асоциальным поведением, состоящих на учете в КДН, с зависимостью к ПАВ, освободившихся из учреждений лишения свободы (создание и реализация соответствующих целевых программ). | ||
1.2.4. Организация нормативно-правового обеспечения |
1.2.4.1. Принятие нормативных документов в рамках закона "Об организации местного самоуправления", обеспечивающих законность и ресурсную поддержку образовательных событий и проектов, организуемых учреждениями в рамках программы. |
|
1.2.4.2. Содействие установлению региональных гарантий для организаторов, преподавателей, получателей услуг системы профессионального образования взрослого населения. | ||
1.2.4.3. Разработка нормативно-правовых актов обеспечивающих программно одобряемую деятельность всех социальных институтов города, образовательных проектов и событий. | ||
1.2.5. Организация финансового обеспечения |
1.2.5.1. Создание общественных фондов поддержки образовательных проектов и событий, имеющих социальную ценность |
|
1.2.5.2. Создание схем привлечения внебюджетных средств в систему неформального образования. | ||
1.2.5.3. Формирование механизма экономического и финансового обеспечения создания, функционирования и развития системы образования взрослых за счет средств со стороны предприятий, предпринимателей, общественных фондов и организаций. | ||
1.2.5.4. Развитие системы персонального кредитования образования взрослых. |
II. Подпрограмма "Управление консолидирующими процессами"
Цель: Организация процессов координации, взаимообогащения и сотрудничества различных учреждений, событий и проектов для решения задач стратегического плана и целей совершенствования образовательной сферы Новосибирска.
Цели |
Подцели |
Задачи |
2.1. Координация процессов внутри сферы образования |
2.1.1. Организация информационного обеспечения образовательных процессов |
2.1.1.1. Создание банков данных по всем организациям, реализующим образовательные программы, проекты, события и технологии |
2.1.1.2. Создание системы/канала (ТВ, интернет, организационный) для официального информирования жителей города о событиях и процессах, происходящих в сфере образования. | ||
2.1.1.3. Обеспечение преемственности между различными уровнями системы образования. | ||
2.1.1.4. Содействие развитию профориентационной работы в системе предпрофильного, профильного и среднего профессионального образования. | ||
2.1.1.5. Участие в определении масштабов и профильной структуры подготовки специалистов разного уровня образования. | ||
2.1.1.6. Создание городского центра мониторинга образования. | ||
2.1.1.7. Проведение общественных рекламно-пропагандистских мероприятий по одобренным образовательным событиям, проектам, по образованию взрослых. | ||
2.1.2. Развитие системы маркетинга образовательных услуг |
2.1.2.1. Изучение спроса на услуги негосударственного и дополнительного образования. |
|
2.1.2.2. Изучение спроса на различные услуги профессионального образования, образования взрослых. | ||
2.1.2.3. Содействие приведению требований работодателей к уровню профессионального образования в соответствие с квалификационными требованиями (повышение востребованности выпускников школ, учреждений НПО и ссузов). | ||
2.1.2.4. Отслеживание потребностей города в специалистах, формирование и реализация механизма прогнозирования потребности в специалистах с разным уровнем профессионального образования. | ||
2.1.2.5. Формирование спроса на образовательные услуги для лиц разных возрастных групп, детей-инвалидов с разными патологиями. | ||
2.2. Координация процессов развития и функционирования |
2.2.1. Создание механизма экспертизы и общественного аудита. |
2.2.1.1. Создание системы экспертизы качества образовательных программ учреждений образования различных типов и видов. |
2.2.1.2. Участие общественности в определении требований к качественной подготовке специалистов. | ||
2.2.2. Создание механизма официальной публичной оценки образовательной деятельности |
2.2.2.1. Поддержка, нормативно-правовое и методическое обеспечение ассоциаций, объединений, клубов, работающих над решением социально-значимых проблем и задач образования. |
|
2.2.2.3. Создание научно-методического совета по нравственному воспитанию детей и молодежи | ||
2.3. Координация процессов управления и процессов образования |
2.3.1. Создание системы многоуровнего мониторинга образовательных процессов |
2.3.1.1. Разработка системы индикаторов удовлетворенности различных групп населения функционированием и развитием образовательной сферы города. |
2.3.1.2. Обеспечение мониторинга эффективности внедрения новых образовательных технологий и реализации уже используемых в образовательной сфере. | ||
2.3.1.3. Разработка методик прогнозирования потребностей в образовательных услугах, материально-технической базе и кадров для сферы образования. | ||
2.3.1.4. Содействие формированию эффективных механизмов взаимодействия заинтересованных предприятий, организаций и учреждений начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. | ||
2.3.2. Обеспечение открытости ОУ для представителей общественности |
2.3.2.1. Развитие форм государственно-общественного управления в сфере образования. |
|
2.3.2.2. Содействие развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях. | ||
2.3.2.3. Развитие школьного самоуправления. | ||
2.3.2.4. Поддержка лидерского движения среди молодежи на уровне мэрии. | ||
2.4. Содействие интеграции сферы образования Новосибирска в образовательное пространство России и мира |
2.4.1. Организация экспорта образовательных услуг учреждений образования г. Новосибирска |
2.4.1.1. Участие в мероприятиях по формированию единого образовательного пространства на территории СНГ. |
2.4.1.2. Разработка и реализация мер по расширению подготовки и профессиональной переподготовки специалистов из числа иностранных граждан. | ||
2.4.1.3. Участие в международных проектах и программах сотрудничества в области профессионального образования. | ||
2.4.1.4. Содействие заключению договоров профессиональных учебных заведений с зарубежными физическими и юридическими лицами. | ||
2.4.1.5. Содействие участию профессиональных учебных заведений г. Новосибирска в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках. | ||
2.4.1.6. Содействие организации летних и зимних школ для иностранных и иногородних одаренных учащихся и студентов. | ||
2.4.2. Повышение конкурентоспособности профессиональной школы Новосибирска на региональном и международном рынке образовательных услуг |
2.4.2.1. Участие в зарубежных и региональных выставках, пропагандирующих возможности и достижения высшей школы Новосибирска, с целью привлечения иногородних и иностранных студентов в вузы, распложенные на территории города. |
|
2.4.2.2. Обеспечение мониторинга международных образовательных программ разного уровня, реализующихся на территории города. | ||
2.4.2.3. Обеспечение мониторинга международных образовательных программ с целью информирования педагогической общественности города для участия в них. | ||
2.4.2.4. Развитие образовательного туризма | ||
2.4.2.5. Создание ассоциации лицеев и гимназий СФО "Сибирская школа" с центром в Новосибирске | ||
2.4.2.6. Содействие процессу интенсивного двустороннего обмена преподавательскими и студенческими кадрами с зарубежными вузами. |
III. Подпрограмма "Управление инновационными процессами"
Цель: Создание механизма устойчивого развития сферы образования Новосибирска
Цели |
Подцели |
Задачи |
3.1. Обеспечение устойчивого развития системы формального образования Новосибирска |
3.1.1. Разработка, адаптация и внедрение новых образовательных технологий |
3.1.1.1. Развитие системы внедрения инноваций на базе городского центра развития образования, ГЦОиЗ "Магистр", других центров и образовательных учреждений. |
3.1.1.2. Создание общественного фонда поддержки педагогических инициатив. | ||
3.1.1.3 Развитие системы грантовой поддержки педагогов-инноваторов. | ||
3.1.1.4. Развитие форм работы с педагогами-инноваторами (интерактивные семинары, конкурсы, клубы). | ||
3.1.1.5. Развитие дистантного, интенсивного, проектного и модульного обучения в системе основного, дополнительного и профессионального образования. | ||
3.1.1.6. Создание сети экспериментальных площадок для отработки образовательных программ всех уровней и апробации инновационных педагогических технологий. | ||
3.1.1.7. Создание инновационных институтов, выполняющих функцию переноса и внедрения (приживления) разрабатываемых на экспериментальных площадках инноваций. | ||
3.1.1.8. Содействовать развитию традиционных и новых форм духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. | ||
3.1.2. Организация обновления содержания и повышения качества образования |
3.1.2.1. Разработка и экспертиза новых программ регионального и школьного компонентов образовательного стандарта. |
|
3.1.2.2 Усиление практикоориентированности в содержании образовательных программ, проектов и событий всех уровней непрерывного образования. | ||
3.1.2.3. Формирование системы профессионально-трудовой реабилитации и адаптации учащихся специальных школ и детских домов. | ||
3.1.2.4. Создание условий для качественного психолого-медико-педагогического сопровождения, адаптации, реабилитации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. | ||
3.1.3. Создание системы стратегического планирования развития сферы образования |
3.1.3.1. Прогнозирование тенденций развития образовательной сферы. |
|
3.1.3.2. Создание системы опережающей подготовки кадров для сферы образования | ||
3.1.3.3. Разработка механизмов стимулирования развития инновационных процессов в образовательной сфере. | ||
3.1.4. Создание благоприятной инновационной обстановки |
3.1.4.1. Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов инновационной деятельности в образовании и системы управления. |
|
3.1.4.2. Создание и применение региональных образовательных стандартов, норм и нормативов финансирования, материально-технического и другого обеспечения образовательных учреждений, в том числе негосударственных, с учетом их инновационной активности. | ||
3.1.4.3. Создание надежно функционирующей муниципальной информационной системы, предоставляющей открытый доступ к банку новаций всем потенциальным пользователям, обеспечивающей сбор и анализ информации о ходе освоения нововведений во всех частях образовательной сферы. | ||
3.1.4.4. Создание эффективных механизмов отбора и оценки инноваций для их широкого распространения в практике. | ||
3.1.4.5. Проведение кадровой политики, предполагающей при аттестации руководителей учет их инновационного потенциала. | ||
3.1.4.6. Создание клубов педагогов по обмену опытом для внедрения инноваций и предоставления научно-консультативных услуг всем желающим. | ||
3.1.4.7. Обеспечение восприимчивости и чувствительности образовательных учреждений и других институтов сферы образования к нововведениям. | ||
3.1.4.8 Развитие ценностей творчества и инновационной активности у педагогов г. Новосибирска. | ||
3.2. Обеспечение устойчивого развития системы неформального образования Новосибирска |
3.2.1. Развитие международного сотрудничества и интеграции образовательной сферы г. Новосибирска с мировыми образовательными процессами |
3.2.1.1. Развитие системы поддержки международных межшкольных экологических, экономических и гражданских проектов. |
3.2.1.2. Развитие системы международных стажировок школьников и студентов. | ||
3.2.2. Развитие социального партнерства |
3.2.2.1. Формирование системы образовательных кредитов, в том числе для негосударственных образовательных учреждений. |
|
3.2.2.2. Формирование механизма заинтересованности предприятий и организаций в развитии учебно-материальной базы существующих и вновь открываемых профессий, повышении эффективности учебно-производственной деятельности. | ||
3.2.2.3. Развитие деятельности сети центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и психолого-медико-педагогических консультаций и служб для обучающихся, родителей и работников сферы образования. | ||
3.2.2.4. Содействовать реализации на территории города образовательных проектов духовно-нравственного и патриотического воспитания. | ||
3.2.2.5. Инициировать и содействовать проведению фестивалей, конкурсов и олимпиад, способствующих развитию уважения к русскому языку и русской национальной культуре. |
2.3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сгруппированы по подпрограммам и целям. В целом все мероприятия состоят из организационных и мероприятий материально-технического обеспечения. По каждому мероприятию назначаются исполнители и выделяется определенный ресурс на его исполнение.
2.4. Ресурсное обеспечение Программы.
Программа реализуется за счет средств федерального, областного, городского бюджета и внебюджетных средств. В полном объеме точная оценка необходимых средств не представляется возможной, в программе приведены предварительные оценки, которые будут ежегодно изучаться, уточняться и утверждаться .
При формировании схемы инвестиций, направляемых на выполнение программы, должны использоваться все наработанные за годы экономической реформы методы привлечения финансовых ресурсов и активизации инвестиционной деятельности.
Целесообразным вариантом финансово-кредитного механизма является использование внебюджетных фондов, аккумулирующих денежные средства из различных источников.
На реализацию мероприятий Программы могут направляться и средства от отечественных, зарубежных банков и других финансовых институтов, функционирующих на территории России, Новосибирской области и города Новосибирска.
Целесообразно рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот в рамках положений бюджетного кодекса.
При реализации Программы возможно использование разработанного кредитно-финансового механизма, предусматривающего привлечение кредитных средств банков со ставкой не более ставки рефинансирования, под гарантии администрации города и области. Для решения фундаментальных вопросов и обоснования проведения намечаемых мероприятий в городе Новосибирске целесообразно проводить на договорной основе необходимые научно-исследовательские работы.
2.5. Механизм реализации Программы.
Организационный механизм предусматривает разработку и внедрение ежегодных планов мероприятий по реализации КЦП в подразделениях мэрии. Исполнительные органы города проводят оценку экономической и социальной эффективности рекомендуемых к исполнению мероприятий, в зависимости от динамично изменяющихся условий жизни города. Общее руководство программой осуществляет дирекция программы.
Организационный механизм реализации Программы строится с учетом:
- законов РФ;
- указов Президента РФ;
- постановлений и распоряжений правительства РФ;
- законов НСО;
- постановлений и распоряжений Главы администрации области и мэра города;
- выполнения целевых установок "Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска";
- в согласованности с выполнением других целевых программ города.
Организационное взаимодействие всех участников процесса реализации КЦП происходит посредством:
- участия мэрии города и ее структурных подразделений, ответственных за процессы образования и воспитания;
- создания системы нормативно-правовых отношений участников, проводящих работы по выполнению мероприятий программы, основанной на федеральных и территориальных нормативно-правовых документах;
- организации целевых фондов, объединений, кредитно-финансовых механизмов, оформления их в гражданско-правовые организации как кредитополучателей и вкладчиков в сферу образования с учетом наделения территориальными льготами в соответствии с установленным порядком;
- вовлечения общественности в обсуждение намечаемых к выполнению мероприятий и перспективных проектов, с предоставлением права выбора вариантов и дополнением полезных предложений;
- информирования населения о целях, задачах и преимуществах реализации тех или иных мероприятий программы, включая средства массовой информации и другие организации по работе с населением;
- создания базы социологических опросов и предложений о работе сферы образования.
2.6. Оценка эффективности, социальных, экономических и прочих последствий от реализации Программы.
Для оценки результатов реализации программы ее эффекты предлагается отслеживать в разрезе подпрограмм, т.е. по трем группам процессов: стабилизирующих, консолидирующих и инновационных. Кроме этого при разработке программы было принято решение, что индикаторы ее выполнения должны быть понятны всем жителям г. Новосибирска и быть сопоставимыми с индикаторами аналогичных городов России и международными показателями. Поэтому, для эффективного контроля за развитием образовательных процессов в городе предлагается выделить 2 группы индикаторов.
Первая группа характеризует степень удовлетворенности населения города процессами и результатами деятельности в сфере образования. Эта степень удовлетворенности должна ежегодно оцениваться различными социальными группами и ее ежегодные показатели должны сравниваться между собой. Предлагается оценивать удовлетворенность с помощью специально разработанных опросников среди родителей, педагогов, руководителей системы образования, представителей общественных организаций, детей, работодателей. На момент создание комплексной целевой программы подобные показатели отсутствуют. В первую группу должны также войти качественные показатели, разработанные в рамках программы и согласованные с представителями общественности.
Вторая группа - объективные количественные показатели по позитивным изменениям в сфере ресурсного обеспечения: финансового, материального, кадрового и правового; и отсроченные социальные эффекты достижений сферы образования.
Предлагается следующая структура этих показателей:
1. Улучшение обеспеченности кадрами учреждений общего образования в соответствии с реализуемыми программами и их требованиями.
2. Изменение суммы затрат из городского бюджета в год на 1 ребенка по статьям общего и дополнительного образования, культуры, физкультуры и спорта.
3. Динамика обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях.
4. Динамика числа детей, учащихся в одну смену.
5. Доля расходов на образование в бюджете города.
6. Динамика числа специальностей в вузах города.
7. Число лиц с высшим образованием на 1000 жителей.
8. Число детей и подростков, участвующих в общественных и гражданских организациях и инициативах.
Показатели |
2003/2004 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
Обеспеченность кадрами учреждений общего образования в соответствии с реализуемыми программами и их требованиями, в %. |
97,5 |
98 |
100 |
100 |
100 |
Сумма затрат из городского бюджета в год на 1 ребенка по статьям общего и дополнительного образования, культуры, физкультуры и спорта, руб. |
16476,22 |
17000 |
18000 |
19000 |
20000 |
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях, в % от общего кол-ва детей. |
41,0 |
45 |
60 |
60 |
60 |
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях, в % от кол-ва желающих. |
76 |
85 |
100 |
100 |
100 |
Численность учащихся государственных дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся в первую смену, в %. |
77,6 |
79 |
82 |
90 |
100 |
Доля расходов на образование в бюджете города, в %. |
24,7 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Количество специальностей в вузах города, ед. |
293 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Число лиц с высшим образованием на 1000 жителей, чел. |
225 |
230 |
240 |
250 |
260 |
Число детей и подростков, участвующих в общественных и гражданских организациях и инициативах, в %. |
25 |
27 |
32 |
37 |
42 |
2.7. Организация управления программой и контроль за ходом реализации.
2.7.1. Управление комплексной целевой программой.
2.7.1.1. Формы и методы организации управления реализацией КЦП определяются Дирекцией программы. Директор программы назначается мэром.
2.7.1.2. Директор КЦП, с учетом выделенных на реализацию КЦП финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав ответственных исполнителей.
2.7.1.3. При необходимости до 1 ноября директор КЦП вносит предложения в Департамент экономики и финансов мэрии г. Новосибирска о продлении реализации в следующем году программных мероприятий, срок которых истекает в текущем году. Департамент экономики и финансов мэрии г. Новосибирска готовит заключение о продлении срока реализации программных мероприятий или нецелесообразности их дальнейшей бюджетной поддержки и направляет его мэру города для принятия решения. Подготовка нового варианта программных мероприятий КЦП, а также включение в целевую программу перечня новых программных мероприятий и его утверждение осуществляется в порядке, установленном для разработки и реализации КЦП.
2.7.1.4. В своих действиях по управлению реализацией КЦП ее директор подотчетен мэру города.
2.7.2. Финансирование комплексной целевой программы.
2.7.2.1. Утвержденная программа финансируются из средств городского, областного, федерального бюджетов, а также из привлекаемых внебюджетных источников.
2.7.2.2. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования КЦП, относятся:
- взносы участников реализации программы, включая предприятия и организации муниципального, государственного и негосударственного секторов экономики;
- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программы;
- кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов;
- средства населения, привлекаемые в форме займов, и другие поступления.
2.7.2.3. Для осуществления КЦП может быть создан фонд. Источниками средств, направляемых в фонд, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов Российской Федерации, области, города, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.
Предложения по вопросу о формировании специализированного фонда вносятся директором программы.
2.7.2.4. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые подпрограммы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала и реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
2.7.2.5. Источником финансирования целевых подпрограмм могут являться инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты банков под гарантию города. Оформление и предоставление гарантий города коммерческим банкам осуществляется в установленном порядке.
2.7.2.6. При сокращении фактических объемов бюджетного финансирования КЦП по сравнению с утвержденными, директор программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов области и Российской Федерации в целях реализации мероприятий КЦП в установленные сроки.
2.7.2.7. Департамент экономики и финансов мэрии г. Новосибирска предпринимает необходимые действия по финансированию мероприятий программы, принятых к бюджетному финансированию, совместно с Департаментом образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
2.7.2.8. Директору КЦП запрещается расходовать средства сверх утвержденных объемов, самостоятельно корректировать годовые суммы бюджетных ассигнований и вносить изменения в перечень финансируемых подпрограмм и перечень утвержденных мероприятий.
2.7.3. Контроль за ходом выполнения комплексной целевой программы.
2.7.3.1. Систематический анализ хода выполнения целевой программы организует Департамент экономики и финансов мэрии г. Новосибирска в соответствии с "Положением о мониторинге КЦП". Для этого Департамент экономики и финансов мэрии г. Новосибирска запрашивает по утвержденным формам от директора КЦП и обобщает ежеквартальную информацию о ходе выполнения целевой программы.
Департамент образования культуры, спорта и молодежной политики мэрии анализирует ход выполнения КЦП.
2.7.3.2 Департамент экономики и финансов мэрии с участием департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии, директора КЦП "Совершенствование образования города Новосибирска", заинтересованных структурных подразделений мэрии города организует контрольные проверки хода реализации КЦП. При этом обращает внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и других бюджетов, конечные результаты программы.
По результатам контрольных проверок готовятся предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программных мероприятий или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ. Предложения направляются мэру города для принятия решения.
2.7.3.3. Изменение или досрочное прекращение реализации КЦП может происходить в случаях:
- досрочного выполнения программы;
- резкого обострения финансово - экономической ситуации и сокращения поступлений в бюджет;
- не целевого использования бюджетных средств.
Решение об изменении КЦП или о досрочном прекращении ее реализации принимается мэром города.
2.7.3.4. В целях четкой организации процесса разработки и реализации КЦП устанавливаются общие контрольные сроки прохождения отчетной и заявочной документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.