Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Стратегические направления деятельности городского сообщества по реализации дерева целей программы на период с 2004 по 2020 гг.
Главная цель программы: "Повышение качества и продолжительности жизни населения с развитием здоровья новых поколений путем объединения усилий всех подсистем жизнеобеспечения города"
1. Улучшение санитарно-гигиенического и эпидемиологического состояния городской среды:
1.1. Создание эффективной системы природоохранных мероприятий
1.1.1. Обеспечение изменения менталитета жителей города в области охраны природы и природопользования, осуществление перехода от планового снижения отдельных показателей загрязнений и контроля исполнения природоохранных мероприятий к управлению состоянием окружающей среды и среды обитания с использованием информационно-аналитических систем социального, экономического, экологического и гигиенического мониторинга.
1.1.2. Формирование экологической карты (паспорт) Новосибирска по всем экосредам.
1.1.3. Создание единой системы планирования и финансирования природоохранных мероприятий.
1.1.4. Зонирование территории города по радоноопасности, создание стандартов по проведению радиофизических инженерных изысканий, проектированию зашиты от радона в жилых и общественных зданиях, определению удельной активности строительных материалов и т.д.
1.1.5. Создание центра экологического просвещения населения.
1.1.6. Координация деятельности всех подсистем города с контролирующими надзорными органами (Центром стандартизации и метрологии, ветеринарно-санитарной службой города, городским комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды, инспекцией труда и др.).
1.1.7. Продолжение работы по организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий в соответствии с постановлением мэрии N 16 от 1996 года.
1.1.8. Корректировка генерального плана развития города.
1.1.9. Проведение градостроительного зонирования территории города Новосибирска.
1.1.10. Определение зон индивидуально-жилой застройки на территории города.
1.1.11. Разработка проекта благоустройства и озеленения города.
1.1.12. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы перспективных площадок для отвода под жилищное строительство.
1.2. Развитие экологически безопасной транспортной сети города
1.2.1 Реализация мер по экологической безопасности транспортных средств.
1.2.2. Разработка и реализация предложений по упорядочению дорожно-транспортной и маршрутной сети.
1.2.3. Создание дорожных развязок и систем "зеленая волна".
1.2.4 Массовая газификация автотранспорта.
1.2.5 Внедрение катализаторов, организация выпуска нейтрализаторов отработанных автомобильных газов.
1.2.6. Создание схемы упорядочения транспортных потоков с учетом экологической обстановки в городе.
1.3. Стабилизация состояния окружающей природной среды
1.3.1. Формирование экологической инфраструктуры города на основе зеленых насаждений и акваторий.
1.3.2. Осуществление реорганизации производственной сферы на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий, размещение новых производств в соответствии с требованиями экологической безопасности.
1.3.3. Обеспечение эффективной санитарной защиты городских водозаборов, развитие дублирующих систем водообеспечения из артезианских скважин, поэтапная реконструкция водозаборов города.
1.3.4. Организация переработки твердых отходов на основе современных технологий;
1.3.5. Восстановление и рекультивация нарушенных территорий;
1.3.6. Сохранение, расширение воспроизводства и улучшение качества прилегающих к городу лесов, оборудование зон рекреации и зон покоя.
1.3.7. Сохранение и увеличение биологического разнообразия экосистем города, обеспечение их устойчивого существования и развития.
1.3.8. Организация полигона промышленных отходов.
1.3.9. Внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий на промышленных предприятиях города.
1.3.10. Реализация мер, исключающих подтопление жилой застройки.
1.3.11. Вынос промпредприятий из селитебной зоны.
1.3.12. Организация санитарно-защитных зон промпредприятий, в том числе от железной дороги с разработкой и реализацией шумозащитных мероприятий.
1.4. Стабилизация качества питьевой воды на уровне российских санитарных норм и правил
1.4.1. Принятие и обеспечение выполнения соответствующих постановлений мэрии по развитию сетей водоснабжения и канализации г. Новосибирска.
1.4.2. Осуществление постоянного контроля за качеством питьевой воды подаваемой населению города городским водопроводом.
1.4.3. Продолжение работы совместно с МУП "Горводоканал" по разработке дальнейших мероприятий по развитию сетей канализации и водоснабжения города.
1.4.5. Создание системы сертифицирования питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в питьевом водоснабжении на территории города.
1.4.6. Улучшение качества питьевой воды путем ее локальной доочистки.
1.4.7. Организация системы единого государственного мониторинга за качеством питьевой воды и здоровьем населения.
1.5. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов
1.5.1. Проведение комплексной работы. направленной на профилактику йоддефицитных состояний.
1.5.2. Осуществление мониторинга по острым кишечным инфекциям.
1.5.3. Проведение сертификации услуг розничной торговли и общественного питания.
1.5.4. Организация контроля за распространением биологических активных добавок к пище (БАД) в системе многоуровнего маркетинга.
1.5.5. Организация промышленного производства продукции детского питания на молочной основе, соков.
1.5.6. Продолжение работы по мониторингу за качеством молочной продукции, поступающей в город.
1.5.7. Участие в разработке программы по выпуску пищевых продуктов обогащенных микронутриентами.
1.5.8. Организация сети диетических столовых.
1.5.9. Организация пунктов мойки и дезинфекции автотранспорта по перевозке пищевых продуктов.
1.5.10. Организация парка автотранспорта с холодильным оборудованием по перевозке продуктов питания.
1.5.11. Создание муниципальной прачечной для стирки санитарной одежды.
1.5.12. Организация постоянного контроля за качеством питания в организованных коллективах.
Таблица 1
Контрольные показатели обеспечения экологической безопасности
Показатели |
Значение в 2000 г. |
Ожидаемые значения в годы: |
|||
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
||
Индекс загрязнения атмосферы ИЗАз |
10,8 |
9,5-10,0 |
8,0-9,0 |
6,5-8,0 |
5,0-7,0 |
Индекс загрязнения воды ниже городских очистных сооружений |
3,07 |
2,6-2,8 |
2,0-2,4 |
1,4-2,0 |
0,8-1,5 |
Доля территории, оборудованной ливневой канализацией, % |
30 |
32-34 |
36-40 |
40-47 |
45-57 |
Доля в общем объеме потребления воды, отобранной из артезианских источников, % |
2 |
3-7 |
5-12 |
8-15 |
10-30 |
Общая площадь нарушенных земель, захламленных твердыми отходами, га |
484,5 |
450-470 |
410-450 |
360-420 |
300-380 |
Обеспеченность жителей города зелеными насаждениями |
9,2 |
10,0-10,6 |
11,0-12,2 |
12,0-14,0 |
13,0-16,0 |
2. Повышение рождаемости, охрана здоровья матерей, детей и подростков:
2.1. Создание и реализация комплексной системы формирования здоровой семьи
2.1.1. Разработка и реализация программы планирования семьи.
2.1.2. Повышение приоритетности интересов семьи в проведении социальной политики; обеспечение благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с реализацией репродуктивной функции и воспитанием здоровых детей.
2.1.3. Создание городского фонда "Многодетная семья", формирование на его основе системы социального патронажа многодетных семей.
2.1.4. Развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, работающих в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья.
2.1.5. Разработка и реализация городской программы обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями при рождении ими детей, содержащей условия ипотечного кредитования этих семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.
2.1.6. Развитие системы медико-психологической помощи семье, формирования основ здорового образа жизни, осознанного родительства, пропаганды лучших семейных традиций.
2.1.7. Выделение средств из фонда социальной поддержки населения для оказания помощи беременным и кормящим матерям.
2.2. Совершенствование воспитания подрастающего поколения
2.2.1. Осуществление подготовки педагогических кадров на базе НГПУ и через систему заочного обучения воспитателей.
2.2.2. Обеспечение высокого уровня знаний педагогических работников по вопросам гигиены, физической культуры, закаливания через систему проведения переподготовки, семинаров и т.п.
2.2.3. Обеспечение строгого соблюдения воспитательного режима в детских учреждениях в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
2.2.4. Обеспечение достаточным количеством педагогических кадров детских учреждений.
2.2.5. Обеспечение детских дошкольных учреждений и школ необходимым оборудованием и инвентарем, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям.
2.2.6. Поддержка, развитие и совершенствование системы детского питания в городе.
2.3. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
2.3.1. Разработка и внедрение в практику воспитательного процесса детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, обучение основным гигиеническим принципам сохранения и укрепления здоровья оптимизация условий информационно-аналитического, учебно-методического и кадрового обеспечения здоровьесберегающей системы образования.
2.3.2. Совершенствование условий организации дошкольного, общего и дополнительного образования детей г. Новосибирска, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, защиту жизни воспитанников и обучающихся.
2.3.3. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса, в том числе средствами физической культуры и спорта.
2.3.4. Развитие и поддержка муниципальной системы информационного обеспечения участников образовательного процесса на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
2.3.5. Совершенствование системы психолого-медико-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3.6. Совершенствование управления медицинским обеспечением детей.
2.4. Укрепление репродуктивного здоровья жителей города
2.4.1. Развитие и совершенствование работы сети городских служб медицинской профилактики и охраны репродуктивного здоровья женщин и мужчин.
2.4.2. Укрепление кадровой и материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства.
2.4.3. Совершенствование системы охраны здоровья женщин детородного возраста, улучшение условий и охрана труда беременных женщин и матерей.
3. Улучшение условий труда и здоровья работающего населения:
3.1. Обеспечение социальных гарантий и охрана труда
3.1.1. Внедрение экономических механизмов повышения ответственности работодателей за соблюдение социальных гарантий и улучшение системы охраны труда.
3.1.2. Совершенствование законодательно-правовой базы в сфере технического регламентирования условий труда и развития промышленных технологий, взаимоотношений "работодатель - работник - государство", охраны здоровья работающих и формирования системы медико-социальной защиты работающих и пострадавших на производстве.
3.1.3. Разработка программ по охране здоровья трудовых коллективов с привлечением к их обеспечению работодателей, государственных и общественных организаций.
3.1.4. Совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности, введение в Новосибирске для предприятий и организаций механизма скидок и надбавок к страховому тарифу в зависимости от состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию.
3.1.5. Проведение инвентаризации и аттестации рабочих мест, предусматривающих оценку влияния условий труда на состояние здоровья работников.
3.2 Совершенствование медико-санитарного обеспечения работающих
3.2.1. Систематическое повышение роли профсоюзных организаций в совершенствовании медико-санитарного обеспечения, охраны труда, включение отдельными разделами в трехсторонние соглашения вопросов охраны труда, особенно женщин и молодежи.
3.2.2. Развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, органов медицинского и социального страхования, профсоюзов и иных представительных органов работников по решению проблем охраны и медицины труда.
3.2.3. Проведение гибкой налоговой политики, призванной стимулировать повышение ответственности работодателей за охрану труда работающих, нарушение санитарного законодательства, обоснованность допуска к выполнению работ, связанных с воздействием повреждающих факторов.
3.3. Реализация медико-организационных технологий по снижению негативного влияния и характера трудового процесса на здоровье работающих
3.3.1. Разработка и внедрение научно обоснованной программы по профилактике и снижению уровня заболеваемости у работающих на предприятиях города Новосибирска, в том числе во вредных и опасных условиях труда.
3.3.2. Усиление предупредительных мер, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках социального страхования от профессиональных рисков.
3.3.3. Обеспечение физиолого-эргономических нормативов, повышение эффективности проведения паспортизации предприятий и аттестации рабочих мест, проведения плановых мероприятий по восстановлению и обновлению основных производственных фондов и технологического оборудования.
3.3.4. Совершенствование системы экспертизы условий труда, включающей в себя все основные аспекты допуска к производственной деятельности, контроля за влиянием производственных факторов на состояние здоровья работающих.
3.3.5. Внедрение современных безопасных производственных технологий, улучшение условий и охраны труда, совершенствование медико-санитарного обеспечения работающих и приведение его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями.
3.3.6. Реализация научно обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками.
3.4 Формирование системы медико-социальной и профессиональной реабилитации работающих и пострадавших на производстве
3.4.1. Проведение комплексных исследований состояния здоровья работающего населения города с целью определения направлений деятельности по разработке программ профилактики, снижения уровня заболеваемости и реабилитации работающего населения.
3.4.2. Разработка системы контроля качества медицинской помощи, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пострадавших на производстве, проведения экспертизы профпригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
3.4.3. Формирование системы переобучения иным специальностям лиц, пострадавших на производстве.
3.4.4. Создание рабочих мест для использования остаточной трудоспособности пострадавших на производстве.
4. Формирование здорового образа жизни:
4.1. Совершенствование пропаганды здорового образа жизни
4.1.1. Совершенствование всех заинтересованных членов городского сообщества деятельности по формированию потребности в здоровом образе жизни.
4.1.2. Совершенствование информационных технологий и подготовки кадров по пропаганде здорового образа жизни.
4.2. Усиление физкультурной и спортивно-массовой работы
4.2.1. Восстановление и расширение традиционных в прошлом массовых спортивных мероприятий - кроссов, марафонов, лыжных состязаний.
4.2.2. Создание во дворах домов волейбольных и баскетбольных площадок, хоккейных коробок, снарядов для занятий гимнастикой и т.д.
4.2.3. Формирование в городе рациональной системы физкультурно-оздоровительных комплексов на дворовых территориях, реконструкция существующих и строительство новых спортивных площадок (в том числе футбольных, баскетбольных и волейбольных), кортов для тенниса и бадминтона, хоккейных коробок, беговых дорожек, сооружение из быстровозводимых металлических и прочих конструкций универсальных спортивных снарядов для детей и взрослых.
4.2.4. Расширение и укрепление спортивной материально-технической базы, в том числе реконструкция Дворца спорта и других спортивных сооружений, строительство новых стадионов, спортивных площадок, крытых бассейнов, тренажерных залов и т.п.
4.2.5. Обеспечение достаточного количества кадров физкультурных работников и совершенствование их подготовки, для чего необходимо обеспечение тренерами-общественниками предприятий, учреждений, детских клубов по месту жительства; организация подготовки через проведение циклов занятий, семинаров и т.д. физкультурных работников по вопросам влияния физической культуры на здоровье населения.
4.2.6. Совершенствование методов и форм физкультурно-оздоровительной работы среди населения, для чего необходима организация консультативных центров, школ по вопросам массовой физкультуры и спорта; разработка и внедрение методики проведения физкультурно-массовой работы на предприятиях и в учреждениях города.
4.2.7. Развитие и систематическая поддержка спортивных школ по индивидуальным видам спорта, прежде всего, традиционно новосибирских: греко-римской борьбы, плавания, фехтования, биатлона, легкой атлетики, спортивной стрельбы, конного спорта, мотоспорта, бокса, единоборств русского стиля, шахмат и др.
4.2.8. Развитие в городе спортивных игр, систематическая поддержка сложившихся футбольных, хоккейных, (в том числе русского хоккея), баскетбольных, волейбольных команд, достойно представляющих Новосибирск в российских и мировых первенствах и чемпионатах.
4.2.9. Содействие широкому участию новосибирских спортсменов в зональных, региональных, российских и международных соревнованиях.
4.2.10. Создание в Новосибирске высокоразвитой индустрии услуг физической культуры и спорта, физической рекреации и реабилитации различных групп населения.
4.3. Рационализация питания
4.3.1. Разработка рекомендаций по питанию для различных половозрастных групп и социальных групп.
4.3.2. Осуществление мониторинга потребления продуктов питания основными социально-демографическими группами населения, оценка качества и структуры продовольственной корзины.
4.3.3. Содействие созданию новых видов продуктов питания на основе разрабатываемых новосибирскими учеными пищевых добавок и наукоемких технологий пищевой промышленности.
4.3.4. Обеспечение безопасности питания населения, недопущение попадания в рацион новосибирцев трансгенных продуктов и веществ, разрушающих генетические и экологические основы здоровья поколений.
4.4. Совершенствование организации массового отдыха
4.4.1. Обеспечение на территории города Новосибирска необходимого числа зон массового отдыха и их санитарно-гигиенического благополучия. Организация зон массового отдыха для оздоровления всех групп населения с учетом природных условий Новосибирска; содействие развитию сети баз отдыха с оборудованием в них школ и парков здоровья, лодочных станций, катков, лыжных баз, спортивных площадок.
5. Профилактика социально-значимых заболеваний:
5.1. Реализация профилактики потребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ
5.1.1. Разработка и реализация программ профилактики потребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ в молодежной среде.
5.1.2. Ограничение рекламы курения, пива и других алкогольных напитков.
5.1.3. Создание в обществе атмосферы неприятия потребления алкогольной продукции, наркотических и психоактивных веществ.
5.2. Развитие системы профилактики распространения туберкулеза
5.2.1. Систематическое повышение уровня подготовки медицинского персонала в области туберкулезной патологии.
5.2.2. Оснащение муниципальных лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием.
5.2.3. Совершенствование системы выявления и диспансеризации туберкулезной патологии.
5.3. Реализация системы профилактики ВИЧ - инфекции и заболеваний, передающихся половым путем
5.3.1. Информационное сопровождение профилактической работы с молодежью - разработка общих рекомендаций, проведение консультаций, семинаров, выпуск печатных, аудио-, видеоматериалов; консультирование по горячей линии.
5.4. Совершенствование методов и форм профилактики заболеваний
5.4.1. Создание в городе широкого общественного движения за здоровый образ жизни.
5.4.2. Создание в городе общественного журналистского движения "СМИ против наркотиков", объединяющего усилия профессиональных журналистов и издателей, студентов факультетов журналистики вузов, работников радио, телевидения и других электронных СМИ.
5.4.3. Создание общегородской системы мониторинга "групп риска" из подростков, находящихся в кризисном психологическом состоянии, а также сверхактивных детей и подростков.
5.4.4. Формирование в районах города, систематическое обучение и поддержка групп волонтеров по борьбе с наркоманией, распространением ВИЧ-инфекции и другими социальными болезнями среди людей молодого возраста, которые могли бы передавать информацию на "горизонтальном уровне", минуя возрастной барьер.
6. Развитие здравоохранения и внедрение достижений медицинской науки:
6.1. Совершенствование управления деятельностью, оптимизация сети, структуры и материально-технической оснащенности медицинских учреждений
6.1.1. Совершенствование системы здравоохранения города, создание условий для снижения ее затратности, укрепление амбулаторно-поликлинического сектора, расширение сети дневных стационаров, создание службы семейной врачебной практики, создание в каждом районе города амбулаторно-поликлинических служб, обеспечивающих равные возможности в получении медицинской помощи всем жителям.
6.1.2. Реализация программы многоуровневой стандартизации деятельности лечебно-профилактических учреждений и их отношений с пациентами, в том числе стандартных требований к кадрам, технологиям, оснащению.
6.1.3. Развитие материально-технической базы муниципальных лечебно-профилактических учреждений; оснащение современной медицинской техникой и оборудованием.
6.1.4. Создание в городе системы медико-социальной экспертизы всех социально-экономических и технических планов и проектов; оценка каждой социальной и экономической программы, разрабатываемой или принимаемой в Новосибирске, с позиций сохранения жизненного и трудового потенциала населения, развития системы страхования здоровья и медико-профилактической помощи.
6.1.5. Использование клинического потенциала научно-исследовательских организаций Новосибирского центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук.
6.1.6. Систематическое освещение достижений новосибирской медицинской науки и практики в СМИ.
6.2. Совершенствование системы подготовки медицинского персонала муниципальных лечебных учреждений
6.2.1. Совершенствование системы планирования обеспечения лечебно-профилактических учреждений медицинским персоналом.
6.2.2. Решение кадровых проблем обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками с помощью целевой контрактной подготовки в учебных заведениях.
6.2.3. Расширение подготовки высококвалифицированных специалистов по медицинскому менеджменту.
6.3. Совершенствование методов и технологий диагностики, лечения и реабилитации заболеваний
6.3.1. Широкое внедрение в практику муниципальных лечебно-профилактических учреждений высокотехнологичных методов диагностики и лечения, в том числе на основе методик, разработанных, сибирскими учеными, прежде всего в области сердечно-сосудистой патологии, лимфологии, пульмонологии, клинической иммунологии, хирургической офтальмологии, лечения патологии позвоночника, эндопротезироваиия суставов, лазерной медицины, молекулярной биологии, биоинженерии и других, создание стимулирующих условий для развития этих школ.
6.3.2. Систематическая разработка и проведение мероприятий по психофизическому оздоровлению населения и профилактике психических расстройств.
6.3.3. Совершенствование системы предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи, соблюдения и зашиты прав пациентов в лечебно-профилактических учреждениях.
6.3.4. Разработка и реализация программы по повышению иммунитета и невосприимчивости к аллергенам на основе биологически активных добавок к пище (в том числе разработанных в СО РАН, СО РАМН и ГЦ "Вектор").
6.4. Совершенствование системы контроля качества медицинских услуг и лекарственной безопасности
6.4.1. Совершенствование системы контроля качества предоставляемой населению медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
6.4.2. Совершенствование системы контроля качества медицинских услуг, оказываемых на коммерческой основе и в рамках добровольного медицинского страхования.
Таблица 2
Контрольные прогнозные показатели развития здравоохранения города
Показатели |
Значение в 2000 г. |
Ожидаемые значения в годы: |
|||
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
||
Число коек в стационарах на 1000 жителей |
129,7 |
123-125 |
117-120 |
111-115 |
105-110 |
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс. посещений в смену |
30,8 |
33,5-36 |
36-42 |
38-50 |
40-60 |
Врачей на 1000 жителей |
70,2 |
72-76 |
74-81 |
76-88 |
78-94 |
Средний медперсонал на 1000 жителей |
138,7 |
140-144 |
142-150 |
144-157 |
145-165 |
Среднее время выезда скорой помощи, мин. |
10,6 |
9,3-9,8 |
8,0-9,0 |
6,5-8,5 |
5,0-8,0 |
Льготное финансирование медикаментов, % |
100 |
105-107 |
109-114 |
112-120 |
115-127 |
7. Охрана здоровья лиц пожилого возраста и медико-социальная реабилитация инвалидов:
7.1. Совершенствование деятельности в области медико-социальной геронтологии
7.1.1. Организация психологической помощи пожилым, включая подготовку к смене социального статуса, психологическую помощь в адаптации к потере близких, болезням, одиночеству, потере трудоспособности, помощь в преодолении стрессовых ситуаций, психологическую реабилитацию от конфликтов непонимания.
7.1.2. Использование средств массовой информации для возрождения традиционных идеалов уважения к старости и внимательного отношения к проблемам пожилых людей.
7.1.3. Создание системы специальных программ работы с населением пожилого возраста по информированности о жизнедеятельности организма при наступлении старости и эффективных профилактических мероприятиях преждевременного старения.
7.1.4. Организация образовательных программ для лиц третьего возраста по медицинскому образованию с целью снижения риска развития возрастзависимых заболеваний
7.1.5. Использование геронтологических и геронтопсихологических центров для решения перечисленных задач.
7.1.6. Развитие существующих специализированных учреждений и расширение объема помощи по оказанию гражданам старшего поколения всех видов медико-социальных услуг.
7.2. Совершенствование системы гериатрической помощи
7.2.1. Создание системы образования по проблеме повышения активной жизнедеятельности, по обучению само- и взаимопомощи пожилых людей при наиболее часто встречающихся в пожилом возрасте патологических состояниях.
7.2.2. Разработка специальных программ системы современных знаний по уходу за больными с тяжелыми осложнениями возрастзависимых заболеваний для членов семей граждан старшего поколения.
7.2.3. Использование средств массовой информации для просвещения старшего поколения по ранней диагностике и вторичной профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
7.2.4. Развитие социальной инфраструктуры лечебно-профилактических учреждений.
7.2.5. Расширение сети стационаров дневного пребывания для лиц старшего возраста.
7.3. Повышение эффективности профилактики и лечения преждевременного старения
7.3.1. Разработка эффективных социальных технологий обслуживания, соответствующих стратегий ухода за пожилыми людьми.
7.3.2. Осуществление в целях реализации государственной политики в отношении граждан старшего поколения, в необходимых количествах повышения квалификации научных, преподавательских и врачебных кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми: психотерапевтов, кардиологов, эндокринологов, онкологов, психологов и других специалистов.
7.3.3. Введение селективного курса геронтологии при подготовке студентов медицинских вузов.
7.3.4. Создание в Новосибирске Сибирского межрегионального периодического печатного издания по проблеме социальной и медицинской геронтологии.
7.4. Совершенствование медико-социальной реабилитаций инвалидов
7.4.1. Совершенствование структуры и санитарно-гигиенического состояния учреждений социального обеспечения: обеспечение достаточного числа мест в пансионатах, санаториях-профилакториях для оздоровления лиц пожилого возраста, участников войн и инвалидов; обеспечение необходимым набором помещений (спортивные залы, комнаты отдыха и т.д.) и современным оборудованием, в т.ч. тренажерами, учреждения социального обеспечения лиц пожилого возраста и инвалидов.
7.4.2. Совершенствование подготовки кадров по вопросам социального обеспечения и врачебно-трудовой экспертизы: обеспечение подготовки кадров через систему повышения квалификации, усовершенствования, проведения семинаров по вопросам врачебно-трудовой экспертизы, геронтологии, оздоровления лиц пожилого возраста и инвалидов.
7.4.3. Совершенствование деятельности учреждений социального обеспечения.
7.4.4. Совершенствование организации социального обеспечения инвалидов и лиц пожилого возраста: обеспечить предоставление одиноким престарелым и нетрудоспособным лицам необходимых услуг на дому (медицинское обслуживание, доставка продуктов питания и т.д.); организовать оптимальное трудоустройство инвалидов.
Базовые критерии эффективности и адекватности функционирования Программы формируются на основе трех видов информации: статистической, социологической и экспертной, а также процессов аналитического моделирования.
На основе статистической информации эффективность оздоровительных мер определяется: характером воспроизводства населения (замены поколений), уровнем психофизического развития и распространенности заболеваний, интенсивности вымирания населения и величины средней продолжительности жизни у различных поколений; состоянием окружающей и производственной среды, санитарно-эпидемиологическим благополучием объектов социальной сферы; ресурсами оздоровительных учреждений, здравоохранения и социальной помощи.
В этом спектре критериев следует выделить положительное изменение таких показателей, как:
- рождаемость;
- суммарная плодовитость;
- нетто- воспроизводства;
- средняя продолжительность предстоящей жизни;
- младенческая и перинатальная смертность;
- смертность населения в трудоспособном возрасте (в т.ч. по ведущим классам заболеваний);
- жизненный потенциал населения;
- трудовой потенциал населения;
- репродуктивный потенциал населения;
- использование средств контрацепции и распространенность абортов;
- удельный вес беременностей и родов с патологией;
- заболеваемость новорожденных;
- заболеваемость детей первого года жизни;
- общая, первичная, диспансерная заболеваемость детей, подростков, взрослого населения;
- распространенность инфекционной патологии (в т.ч. туберкулез, ИППП, гепатиты и ВИЧ-инфицированность);
- наличие новообразований;
- психические расстройства;
- распространенность наркологических заболеваний (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
- травматизм и несчастные случаи;
= инвалидизация населения (в т.ч. по причинам и группам инвалидности).
На основе социологической информации оценивается мнение населения о качестве жизни, системе охраны здоровья, в т.ч. удовлетворенность медицинской помощью. По материалам специальных выборочных исследований (анкетирование, интервьюирование) определяются параметры изменения качества жизни по таким условиям, как:
- состояние окружающей среды;
- благоустройство жилых кварталов;
- отопление и водоснабжение;
- возможности осуществления рационального питания, активного здорового досуга;
- доступность различных видов медицинской помощи и удовлетворенность ими;
- медико-социальная поддержка населения;
- адекватность работы средств массовой информации.
На основе экспертной информации устанавливается адекватность ранжирования стратегии оздоровления населения прогнозируемым проблемным ситуациям. В процессе осуществления Программы по материалам опроса специалистов (экспертная карта) будет проводиться оценка развития проблемных ситуаций и соответствия им реализуемых мероприятий. Будет определяться, насколько эти меры способствовали изменению параметров проблемы.
На основе моделирования определяется соответствие системы управления стратегическим позициям оздоровления населения. Эта часть критериев формируется на основе опроса руководителей администрации (департаментов, управлений, комитетов, отделов и т.п.), предприятий, организаций, учреждений города, по адекватности деятельности исполнителей мероприятий программы стратегическим позициям оздоровления населения города.
Планируется по ряду стратегических критериев развития города достичь следующих показателей:
- в воспроизводстве человеческого капитала - рождаемость 11,0-12,0_; детность - 1,30-1,50; замена поколения родителей детьми на 60-70%.
- в потерях человеческого капитала - стабилизировать общую смертность на уровне 14-15_; младенческую смертность на уровне 7-8_; смертность мужчин трудоспособного возраста - 5,9_0,7_, женщин - 1,9_0,3_.
- средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин должна составить 66,0 лет, женщин - 76,0 лет.
В целом формирование человеческого капитала должно достигнуть уровня:
- жизненного потенциала - 0,770-0,850
- трудового потенциала (по критерию продолжительности трудового периода) - 36-37 лет на 1 человека трудоспособного возраста
- репродуктивного потенциала (по показателю нетто- воспроизводства) - 0,750-0,850
Примечание. Используемые сокращения.
ГНД - городской наркологический диспансер.
ГУБО - главное управление благоустройства и озеленения.
ГУ НИИ гигиены - государственное учреждение научно-исследовательский институт гигиены.
ГУ НИИК и ЭЛ - государственное учреждение научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной лимфологии.
ГУ НИИ терапии - государственное учреждение научно-исследовательский институт терапии.
ГУ НИИ туберкулеза - государственное учреждение научно-исследовательский институт туберкулеза.
ГУ НИИ физиологии - государственное учреждение научно-исследовательский институт физиологии.
ГЦМП - городской центр медицинской профилактики.
ГЦО и З "Магистр" - городской центр образования и здоровья "Магистр".
ГЦСЭН - центр городского санитарно-эпидемиологического надзора.
КДМ - комитет по делам молодежи.
КФК и С - комитет по физической культуре и спорту.
МУЗ "ГБ N 19" - муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 19".
НГМА - новосибирская государственная медицинская академия.
НГПУ - новосибирский государственный педагогический университет.
СМО "Фтизиатрия" - специализированное медицинское объединение "Фтизиатрия".
УВД - управление внутренних дел.
УЗ мэрии - управление здравоохранения мэрии.
УКС мэрии - управление капитального строительства мэрии.
УО мэрии - управление образования мэрии.
УСПН мэрии - управление социальной поддержки населения мэрии.
ЦГДБ им. Гайдара - центральная городская детская библиотека им. Гайдара.
ЦППМСП "Ассоль" - центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и подростку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.