Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Стратегические направления деятельности городского сообщества по реализации дерева целей программы на период с 2004 по 2020 гг.
Главная цель программы: "Повышение качества и продолжительности жизни населения с развитием здоровья новых поколений путем объединения усилий всех подсистем жизнеобеспечения города"
1. Улучшение санитарно-гигиенического и эпидемиологического состояния городской среды:
1.1. Создание эффективной системы природоохранных мероприятий
1.1.1. Обеспечение изменения менталитета жителей города в области охраны природы и природопользования, осуществление перехода от планового снижения отдельных показателей загрязнений и контроля исполнения природоохранных мероприятий к управлению состоянием окружающей среды и среды обитания с использованием информационно-аналитических систем социального, экономического, экологического и гигиенического мониторинга.
1.1.2. Формирование экологической карты (паспорт) Новосибирска по всем экосредам.
1.1.3. Создание единой системы планирования и финансирования природоохранных мероприятий.
1.1.4. Зонирование территории города по радоноопасности, создание стандартов по проведению радиофизических инженерных изысканий, проектированию зашиты от радона в жилых и общественных зданиях, определению удельной активности строительных материалов и т.д.
1.1.5. Создание центра экологического просвещения населения.
1.1.6. Координация деятельности всех подсистем города с контролирующими надзорными органами (Центром стандартизации и метрологии, ветеринарно-санитарной службой города, городским комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды, инспекцией труда и др.).
1.1.7. Продолжение работы по организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий в соответствии с постановлением мэрии N 16 от 1996 года.
1.1.8. Корректировка генерального плана развития города.
1.1.9. Проведение градостроительного зонирования территории города Новосибирска.
1.1.10. Определение зон индивидуально-жилой застройки на территории города.
1.1.11. Разработка проекта благоустройства и озеленения города.
1.1.12. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы перспективных площадок для отвода под жилищное строительство.
1.2. Развитие экологически безопасной транспортной сети города
1.2.1 Реализация мер по экологической безопасности транспортных средств.
1.2.2. Разработка и реализация предложений по упорядочению дорожно-транспортной и маршрутной сети.
1.2.3. Создание дорожных развязок и систем "зеленая волна".
1.2.4 Массовая газификация автотранспорта.
1.2.5 Внедрение катализаторов, организация выпуска нейтрализаторов отработанных автомобильных газов.
1.2.6. Создание схемы упорядочения транспортных потоков с учетом экологической обстановки в городе.
1.3. Стабилизация состояния окружающей природной среды
1.3.1. Формирование экологической инфраструктуры города на основе зеленых насаждений и акваторий.
1.3.2. Осуществление реорганизации производственной сферы на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий, размещение новых производств в соответствии с требованиями экологической безопасности.
1.3.3. Обеспечение эффективной санитарной защиты городских водозаборов, развитие дублирующих систем водообеспечения из артезианских скважин, поэтапная реконструкция водозаборов города.
1.3.4. Организация переработки твердых отходов на основе современных технологий;
1.3.5. Восстановление и рекультивация нарушенных территорий;
1.3.6. Сохранение, расширение воспроизводства и улучшение качества прилегающих к городу лесов, оборудование зон рекреации и зон покоя.
1.3.7. Сохранение и увеличение биологического разнообразия экосистем города, обеспечение их устойчивого существования и развития.
1.3.8. Организация полигона промышленных отходов.
1.3.9. Внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий на промышленных предприятиях города.
1.3.10. Реализация мер, исключающих подтопление жилой застройки.
1.3.11. Вынос промпредприятий из селитебной зоны.
1.3.12. Организация санитарно-защитных зон промпредприятий, в том числе от железной дороги с разработкой и реализацией шумозащитных мероприятий.
1.4. Стабилизация качества питьевой воды на уровне российских санитарных норм и правил
1.4.1. Принятие и обеспечение выполнения соответствующих постановлений мэрии по развитию сетей водоснабжения и канализации г. Новосибирска.
1.4.2. Осуществление постоянного контроля за качеством питьевой воды подаваемой населению города городским водопроводом.
1.4.3. Продолжение работы совместно с МУП "Горводоканал" по разработке дальнейших мероприятий по развитию сетей канализации и водоснабжения города.
1.4.5. Создание системы сертифицирования питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в питьевом водоснабжении на территории города.
1.4.6. Улучшение качества питьевой воды путем ее локальной доочистки.
1.4.7. Организация системы единого государственного мониторинга за качеством питьевой воды и здоровьем населения.
1.5. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов
1.5.1. Проведение комплексной работы. направленной на профилактику йоддефицитных состояний.
1.5.2. Осуществление мониторинга по острым кишечным инфекциям.
1.5.3. Проведение сертификации услуг розничной торговли и общественного питания.
1.5.4. Организация контроля за распространением биологических активных добавок к пище (БАД) в системе многоуровнего маркетинга.
1.5.5. Организация промышленного производства продукции детского питания на молочной основе, соков.
1.5.6. Продолжение работы по мониторингу за качеством молочной продукции, поступающей в город.
1.5.7. Участие в разработке программы по выпуску пищевых продуктов обогащенных микронутриентами.
1.5.8. Организация сети диетических столовых.
1.5.9. Организация пунктов мойки и дезинфекции автотранспорта по перевозке пищевых продуктов.
1.5.10. Организация парка автотранспорта с холодильным оборудованием по перевозке продуктов питания.
1.5.11. Создание муниципальной прачечной для стирки санитарной одежды.
1.5.12. Организация постоянного контроля за качеством питания в организованных коллективах.
Таблица 1
Контрольные показатели обеспечения экологической безопасности
Показатели |
Значение в 2000 г. |
Ожидаемые значения в годы: |
|||
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
||
Индекс загрязнения атмосферы ИЗАз |
10,8 |
9,5-10,0 |
8,0-9,0 |
6,5-8,0 |
5,0-7,0 |
Индекс загрязнения воды ниже городских очистных сооружений |
3,07 |
2,6-2,8 |
2,0-2,4 |
1,4-2,0 |
0,8-1,5 |
Доля территории, оборудованной ливневой канализацией, % |
30 |
32-34 |
36-40 |
40-47 |
45-57 |
Доля в общем объеме потребления воды, отобранной из артезианских источников, % |
2 |
3-7 |
5-12 |
8-15 |
10-30 |
Общая площадь нарушенных земель, захламленных твердыми отходами, га |
484,5 |
450-470 |
410-450 |
360-420 |
300-380 |
Обеспеченность жителей города зелеными насаждениями |
9,2 |
10,0-10,6 |
11,0-12,2 |
12,0-14,0 |
13,0-16,0 |
2. Повышение рождаемости, охрана здоровья матерей, детей и подростков:
2.1. Создание и реализация комплексной системы формирования здоровой семьи
2.1.1. Разработка и реализация программы планирования семьи.
2.1.2. Повышение приоритетности интересов семьи в проведении социальной политики; обеспечение благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с реализацией репродуктивной функции и воспитанием здоровых детей.
2.1.3. Создание городского фонда "Многодетная семья", формирование на его основе системы социального патронажа многодетных семей.
2.1.4. Развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, работающих в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья.
2.1.5. Разработка и реализация городской программы обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями при рождении ими детей, содержащей условия ипотечного кредитования этих семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.
2.1.6. Развитие системы медико-психологической помощи семье, формирования основ здорового образа жизни, осознанного родительства, пропаганды лучших семейных традиций.
2.1.7. Выделение средств из фонда социальной поддержки населения для оказания помощи беременным и кормящим матерям.
2.2. Совершенствование воспитания подрастающего поколения
2.2.1. Осуществление подготовки педагогических кадров на базе НГПУ и через систему заочного обучения воспитателей.
2.2.2. Обеспечение высокого уровня знаний педагогических работников по вопросам гигиены, физической культуры, закаливания через систему проведения переподготовки, семинаров и т.п.
2.2.3. Обеспечение строгого соблюдения воспитательного режима в детских учреждениях в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
2.2.4. Обеспечение достаточным количеством педагогических кадров детских учреждений.
2.2.5. Обеспечение детских дошкольных учреждений и школ необходимым оборудованием и инвентарем, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям.
2.2.6. Поддержка, развитие и совершенствование системы детского питания в городе.
2.3. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
2.3.1. Разработка и внедрение в практику воспитательного процесса детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, обучение основным гигиеническим принципам сохранения и укрепления здоровья оптимизация условий информационно-аналитического, учебно-методического и кадрового обеспечения здоровьесберегающей системы образования.
2.3.2. Совершенствование условий организации дошкольного, общего и дополнительного образования детей г. Новосибирска, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, защиту жизни воспитанников и обучающихся.
2.3.3. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса, в том числе средствами физической культуры и спорта.
2.3.4. Развитие и поддержка муниципальной системы информационного обеспечения участников образовательного процесса на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
2.3.5. Совершенствование системы психолого-медико-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3.6. Совершенствование управления медицинским обеспечением детей.
2.4. Укрепление репродуктивного здоровья жителей города
2.4.1. Развитие и совершенствование работы сети городских служб медицинской профилактики и охраны репродуктивного здоровья женщин и мужчин.
2.4.2. Укрепление кадровой и материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства.
2.4.3. Совершенствование системы охраны здоровья женщин детородного возраста, улучшение условий и охрана труда беременных женщин и матерей.
3. Улучшение условий труда и здоровья работающего населения:
3.1. Обеспечение социальных гарантий и охрана труда
3.1.1. Внедрение экономических механизмов повышения ответственности работодателей за соблюдение социальных гарантий и улучшение системы охраны труда.
3.1.2. Совершенствование законодательно-правовой базы в сфере технического регламентирования условий труда и развития промышленных технологий, взаимоотношений "работодатель - работник - государство", охраны здоровья работающих и формирования системы медико-социальной защиты работающих и пострадавших на производстве.
3.1.3. Разработка программ по охране здоровья трудовых коллективов с привлечением к их обеспечению работодателей, государственных и общественных организаций.
3.1.4. Совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности, введение в Новосибирске для предприятий и организаций механизма скидок и надбавок к страховому тарифу в зависимости от состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию.
3.1.5. Проведение инвентаризации и аттестации рабочих мест, предусматривающих оценку влияния условий труда на состояние здоровья работников.
3.2 Совершенствование медико-санитарного обеспечения работающих
3.2.1. Систематическое повышение роли профсоюзных организаций в совершенствовании медико-санитарного обеспечения, охраны труда, включение отдельными разделами в трехсторонние соглашения вопросов охраны труда, особенно женщин и молодежи.
3.2.2. Развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, органов медицинского и социального страхования, профсоюзов и иных представительных органов работников по решению проблем охраны и медицины труда.
3.2.3. Проведение гибкой налоговой политики, призванной стимулировать повышение ответственности работодателей за охрану труда работающих, нарушение санитарного законодательства, обоснованность допуска к выполнению работ, связанных с воздействием повреждающих факторов.
3.3. Реализация медико-организационных технологий по снижению негативного влияния и характера трудового процесса на здоровье работающих
3.3.1. Разработка и внедрение научно обоснованной программы по профилактике и снижению уровня заболеваемости у работающих на предприятиях города Новосибирска, в том числе во вредных и опасных условиях труда.
3.3.2. Усиление предупредительных мер, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках социального страхования от профессиональных рисков.
3.3.3. Обеспечение физиолого-эргономических нормативов, повышение эффективности проведения паспортизации предприятий и аттестации рабочих мест, проведения плановых мероприятий по восстановлению и обновлению основных производственных фондов и технологического оборудования.
3.3.4. Совершенствование системы экспертизы условий труда, включающей в себя все основные аспекты допуска к производственной деятельности, контроля за влиянием производственных факторов на состояние здоровья работающих.
3.3.5. Внедрение современных безопасных производственных технологий, улучшение условий и охраны труда, совершенствование медико-санитарного обеспечения работающих и приведение его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями.
3.3.6. Реализация научно обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками.
3.4 Формирование системы медико-социальной и профессиональной реабилитации работающих и пострадавших на производстве
3.4.1. Проведение комплексных исследований состояния здоровья работающего населения города с целью определения направлений деятельности по разработке программ профилактики, снижения уровня заболеваемости и реабилитации работающего населения.
3.4.2. Разработка системы контроля качества медицинской помощи, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пострадавших на производстве, проведения экспертизы профпригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
3.4.3. Формирование системы переобучения иным специальностям лиц, пострадавших на производстве.
3.4.4. Создание рабочих мест для использования остаточной трудоспособности пострадавших на производстве.
4. Формирование здорового образа жизни:
4.1. Совершенствование пропаганды здорового образа жизни
4.1.1. Совершенствование всех заинтересованных членов городского сообщества деятельности по формированию потребности в здоровом образе жизни.
4.1.2. Совершенствование информационных технологий и подготовки кадров по пропаганде здорового образа жизни.
4.2. Усиление физкультурной и спортивно-массовой работы
4.2.1. Восстановление и расширение традиционных в прошлом массовых спортивных мероприятий - кроссов, марафонов, лыжных состязаний.
4.2.2. Создание во дворах домов волейбольных и баскетбольных площадок, хоккейных коробок, снарядов для занятий гимнастикой и т.д.
4.2.3. Формирование в городе рациональной системы физкультурно-оздоровительных комплексов на дворовых территориях, реконструкция существующих и строительство новых спортивных площадок (в том числе футбольных, баскетбольных и волейбольных), кортов для тенниса и бадминтона, хоккейных коробок, беговых дорожек, сооружение из быстровозводимых металлических и прочих конструкций универсальных спортивных снарядов для детей и взрослых.
4.2.4. Расширение и укрепление спортивной материально-технической базы, в том числе реконструкция Дворца спорта и других спортивных сооружений, строительство новых стадионов, спортивных площадок, крытых бассейнов, тренажерных залов и т.п.
4.2.5. Обеспечение достаточного количества кадров физкультурных работников и совершенствование их подготовки, для чего необходимо обеспечение тренерами-общественниками предприятий, учреждений, детских клубов по месту жительства; организация подготовки через проведение циклов занятий, семинаров и т.д. физкультурных работников по вопросам влияния физической культуры на здоровье населения.
4.2.6. Совершенствование методов и форм физкультурно-оздоровительной работы среди населения, для чего необходима организация консультативных центров, школ по вопросам массовой физкультуры и спорта; разработка и внедрение методики проведения физкультурно-массовой работы на предприятиях и в учреждениях города.
4.2.7. Развитие и систематическая поддержка спортивных школ по индивидуальным видам спорта, прежде всего, традиционно новосибирских: греко-римской борьбы, плавания, фехтования, биатлона, легкой атлетики, спортивной стрельбы, конного спорта, мотоспорта, бокса, единоборств русского стиля, шахмат и др.
4.2.8. Развитие в городе спортивных игр, систематическая поддержка сложившихся футбольных, хоккейных, (в том числе русского хоккея), баскетбольных, волейбольных команд, достойно представляющих Новосибирск в российских и мировых первенствах и чемпионатах.
4.2.9. Содействие широкому участию новосибирских спортсменов в зональных, региональных, российских и международных соревнованиях.
4.2.10. Создание в Новосибирске высокоразвитой индустрии услуг физической культуры и спорта, физической рекреации и реабилитации различных групп населения.
4.3. Рационализация питания
4.3.1. Разработка рекомендаций по питанию для различных половозрастных групп и социальных групп.
4.3.2. Осуществление мониторинга потребления продуктов питания основными социально-демографическими группами населения, оценка качества и структуры продовольственной корзины.
4.3.3. Содействие созданию новых видов продуктов питания на основе разрабатываемых новосибирскими учеными пищевых добавок и наукоемких технологий пищевой промышленности.
4.3.4. Обеспечение безопасности питания населения, недопущение попадания в рацион новосибирцев трансгенных продуктов и веществ, разрушающих генетические и экологические основы здоровья поколений.
4.4. Совершенствование организации массового отдыха
4.4.1. Обеспечение на территории города Новосибирска необходимого числа зон массового отдыха и их санитарно-гигиенического благополучия. Организация зон массового отдыха для оздоровления всех групп населения с учетом природных условий Новосибирска; содействие развитию сети баз отдыха с оборудованием в них школ и парков здоровья, лодочных станций, катков, лыжных баз, спортивных площадок.
5. Профилактика социально-значимых заболеваний:
5.1. Реализация профилактики потребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ
5.1.1. Разработка и реализация программ профилактики потребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ в молодежной среде.
5.1.2. Ограничение рекламы курения, пива и других алкогольных напитков.
5.1.3. Создание в обществе атмосферы неприятия потребления алкогольной продукции, наркотических и психоактивных веществ.
5.2. Развитие системы профилактики распространения туберкулеза
5.2.1. Систематическое повышение уровня подготовки медицинского персонала в области туберкулезной патологии.
5.2.2. Оснащение муниципальных лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием.
5.2.3. Совершенствование системы выявления и диспансеризации туберкулезной патологии.
5.3. Реализация системы профилактики ВИЧ - инфекции и заболеваний, передающихся половым путем
5.3.1. Информационное сопровождение профилактической работы с молодежью - разработка общих рекомендаций, проведение консультаций, семинаров, выпуск печатных, аудио-, видеоматериалов; консультирование по горячей линии.
5.4. Совершенствование методов и форм профилактики заболеваний
5.4.1. Создание в городе широкого общественного движения за здоровый образ жизни.
5.4.2. Создание в городе общественного журналистского движения "СМИ против наркотиков", объединяющего усилия профессиональных журналистов и издателей, студентов факультетов журналистики вузов, работников радио, телевидения и других электронных СМИ.
5.4.3. Создание общегородской системы мониторинга "групп риска" из подростков, находящихся в кризисном психологическом состоянии, а также сверхактивных детей и подростков.
5.4.4. Формирование в районах города, систематическое обучение и поддержка групп волонтеров по борьбе с наркоманией, распространением ВИЧ-инфекции и другими социальными болезнями среди людей молодого возраста, которые могли бы передавать информацию на "горизонтальном уровне", минуя возрастной барьер.
6. Развитие здравоохранения и внедрение достижений медицинской науки:
6.1. Совершенствование управления деятельностью, оптимизация сети, структуры и материально-технической оснащенности медицинских учреждений
6.1.1. Совершенствование системы здравоохранения города, создание условий для снижения ее затратности, укрепление амбулаторно-поликлинического сектора, расширение сети дневных стационаров, создание службы семейной врачебной практики, создание в каждом районе города амбулаторно-поликлинических служб, обеспечивающих равные возможности в получении медицинской помощи всем жителям.
6.1.2. Реализация программы многоуровневой стандартизации деятельности лечебно-профилактических учреждений и их отношений с пациентами, в том числе стандартных требований к кадрам, технологиям, оснащению.
6.1.3. Развитие материально-технической базы муниципальных лечебно-профилактических учреждений; оснащение современной медицинской техникой и оборудованием.
6.1.4. Создание в городе системы медико-социальной экспертизы всех социально-экономических и технических планов и проектов; оценка каждой социальной и экономической программы, разрабатываемой или принимаемой в Новосибирске, с позиций сохранения жизненного и трудового потенциала населения, развития системы страхования здоровья и медико-профилактической помощи.
6.1.5. Использование клинического потенциала научно-исследовательских организаций Новосибирского центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук.
6.1.6. Систематическое освещение достижений новосибирской медицинской науки и практики в СМИ.
6.2. Совершенствование системы подготовки медицинского персонала муниципальных лечебных учреждений
6.2.1. Совершенствование системы планирования обеспечения лечебно-профилактических учреждений медицинским персоналом.
6.2.2. Решение кадровых проблем обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками с помощью целевой контрактной подготовки в учебных заведениях.
6.2.3. Расширение подготовки высококвалифицированных специалистов по медицинскому менеджменту.
6.3. Совершенствование методов и технологий диагностики, лечения и реабилитации заболеваний
6.3.1. Широкое внедрение в практику муниципальных лечебно-профилактических учреждений высокотехнологичных методов диагностики и лечения, в том числе на основе методик, разработанных, сибирскими учеными, прежде всего в области сердечно-сосудистой патологии, лимфологии, пульмонологии, клинической иммунологии, хирургической офтальмологии, лечения патологии позвоночника, эндопротезироваиия суставов, лазерной медицины, молекулярной биологии, биоинженерии и других, создание стимулирующих условий для развития этих школ.
6.3.2. Систематическая разработка и проведение мероприятий по психофизическому оздоровлению населения и профилактике психических расстройств.
6.3.3. Совершенствование системы предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи, соблюдения и зашиты прав пациентов в лечебно-профилактических учреждениях.
6.3.4. Разработка и реализация программы по повышению иммунитета и невосприимчивости к аллергенам на основе биологически активных добавок к пище (в том числе разработанных в СО РАН, СО РАМН и ГЦ "Вектор").
6.4. Совершенствование системы контроля качества медицинских услуг и лекарственной безопасности
6.4.1. Совершенствование системы контроля качества предоставляемой населению медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
6.4.2. Совершенствование системы контроля качества медицинских услуг, оказываемых на коммерческой основе и в рамках добровольного медицинско
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.