Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АНДЕКС" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по экспертизе результатов исполнения государственных контрактов на создание, развитие и сопровождение информационных подсистем, а также компонентов информационно-технологической инфраструктуры Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения 0273100000716000025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, положения Конкурсной документации не содержат сроки подготовки одного экспертного заключения, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Конкурсе надлежащим образом.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 000 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлены сроки подготовки одного экспертного заключения.
В соответствии с пунктом 4 "Объемы, сроки и этапы оказания услуг" Конкурсной документации, Заказчиком установлено: "Общее количество экспертных заключений по результатам выполненных государственных контрактов (этапов контрактов) -50 штук, в том числе:
- простых экспертиз - 20;
- экспертиз средней сложности - 20;
- сложных экспертиз - 10.
Срок подготовки одного экспертного заключения после получения запроса на экспертизу от Заказчика устанавливается Заказчиком с учетом сложности экспертизы, с учетом вышеизложенных определений, при условии предоставления Исполнителю объекта, подлежащего экспертизе (в случае, если он оформлен в виде документов), и иных запрошенных им материалов, либо при условии предоставления Исполнителю доступа к объекту экспертизы (в случае, если он представляет собой оборудование либо программное обеспечение, установленное на оборудовании Заказчика либо исполнителя (поставщика, подрядчика))".
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации не определены требования ко времени подготовки одного экспертного заключения для каждой категории, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Указанные действия Заказчика не установившего сроки подготовки одного экспертного заключения, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 Технического задания Конкурсной документации: "С учетом многообразия результатов исполнения государственных контрактов на создание, развитие и сопровождение информационных подсистем, а также компонентов информационно-технологической инфраструктуры Фонда социального страхования Российской Федерации, определены три категории возможных экспертиз этих результатов:
1 Сложная экспертиза - совокупность экспертных исследований для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта, трудоемкость сложной экспертизы оценивается с учетом количества привлеченных экспертов (не менее 7 экспертов).
2 Экспертиза средней сложности - совокупность экспертных исследований для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта, трудоемкость экспертизы средней сложности оценивается с учетом количества привлеченных экспертов (не менее 4, но не более 6 экспертов).
3 Простая экспертиза - совокупность экспертных исследований для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта, трудоемкость простой экспертизы оценивается с учетом количества привлеченных экспертов (не более 4 экспертов)".
Частью 1 Технического задания Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Для достижения указанных целей Исполнителем должны быть решены следующие задачи по экспертизе в части государственных контрактов, связанных с созданием, развитием и сопровождением информационных подсистем и компонентов ИТИ Фонда (далее - Контракты): Экспертная оценка результатов, предусмотренных заключенными Контрактами и предоставленных Исполнителю на экспертизу (рассмотрение), в части их соответствия техническим заданиям (техническим требованиям) и иным требованиям соответствующих Контрактов; Экспертная поддержка мероприятий по приемке результатов, предусмотренных заключенными Контрактами".
В соответствии с частью 3 "Общие требования к оказанию услуг" Конкурсной документации: "Исполнитель оказывает услуги по экспертизе на основании запросов, полученных от Заказчика.
Запрос Заказчика содержит требование к Исполнителю провести экспертную оценку результатов выполнения Контракта или его этапа, а также (при необходимости) принять участие в одном или нескольких мероприятиях по приемке результатов по соответствующему Контракту.
В качестве объектов экспертизы выступают результаты, предусмотренные заключенными Контрактами, включая, но не ограничиваясь:
- Товары, сопроводительные документы и иная документация, относящаяся к поставке Товара;
- Программное обеспечение, переданное в виде неисключительных прав на его использование, документы и иная документация;
- Программное обеспечение, разработанное исполнителями в рамках выполнения работ, документы и иная документация;
- Выполненные работы и оказанные услуги с отчетной документацией, предусмотренные Контрактом.
Конкретный состав объектов, подлежащих экспертизе по Контракту, определяется указанным в нем составом результатов, которые должен предоставить исполнитель (поставщик, подрядчик) Контракта.
Вместе с запросом на экспертизу Заказчик передает Исполнителю объекты, подлежащие экспертизе и являющиеся результатом исполнения Контракта (в случае, если они оформлены в виде документов), в бумажном или электронном виде. При этом Исполнитель имеет право запрашивать у Заказчика дополнительные необходимые материалы, относящиеся к предмету экспертизы".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом конкретные объекты, подлежащие экспертизе, а также требования к наличию трудовых ресурсов, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АНДЕКС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 08.07.2016 по делу N К-1085/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июля 2016 г. N К-1085/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был