Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Айди Партнер" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку эскизного проекта Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или представленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (номер извещения 0173100006416000102) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик не дан ответ на запрос Заявителя о даче разъяснений положений Конкурсной документации.
2. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о наличии лицензии ФСТЭК на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
3. В Конкурсной документации установлены противоречивые требования по сроку выполнения работ.
4. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
5. В Конкурсной документации не раскрыты понятия "прочие характеристики", "современной реляционной базы данных" и тп., что не позволяет участнику закупки подать заявку на участие в Конкурсе.
6. В Конкурсной документации установлено неправомерно требование: "передача и приемка выполненных работ осуществляется по факту выполнения всего объема работ, в порядке, устанавливаемом Законом о контрактной системе, приказами и иными актами Федерального агентства лесного хозяйства".
Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru - 20.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 61 060 000 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.07.2016;
1. Из довода жалобы следует, что Заявителем 30.06.2016 направлен в адрес Заказчика запрос о даче разъяснений положений Конкурсной документации (далее - Запрос). Вместе с тем, в срок до 05.07.2016 Заказчиком ответ на Запрос не представлен.
Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что ответ на Запрос представлен с нарушением срока, а именно, 07.07.2016, в связи с внутренним порядком регистрации входящих документов.
Действия Заказчика, несвоевременно предоставившего разъяснения положений Конкурсной документации, нарушают часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение Заказчика не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о наличии лицензии ФСТЭК на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что согласно Приказу ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", в части 10 требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах установлено:
"Для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Предметом Контракта является разработка эскизного проекта Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или представленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.
Данный вид деятельности не попадает под требования об обязательном наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Соответственно лицензия на осуществление работ, предусмотренных Контрактом, не требуется.
Представитель Заказчика также пояснил, что на этапе эскизного проекта не требуется выполнять работы, связанные с обработкой конфиденциальной информации и персональными данными.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих довод.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в Техническом задании документации об Аукционе в пункте 1.4 "Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы" установлено, что срок окончания работ - "не позднее 29 ноября 2016", а в пункте 8 "Календарный план", установлено, что, крайний срок составляет - "не позднее 30.11.2016".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, по результатам рассмотрения запроса о разъяснении Конкурсной документации, Заказчиком 05.07.2016 в Конкурсную документацию внесены изменения, согласно которым срок окончания работ - не позднее 30 ноября 2016 года.
В связи с чем, довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, описание объекта закупки должно носить объективный характер, однако, Заказником:
- не установлены требования к объему, масштабу и детализации тематических и публичных карт, также не указано кто предоставляет тематические и публичные карты в рамках исполнения работ, Заказчик или Исполнитель;
- в пункте 2.2. "Логическая архитектура Системы" Конкурсной документации указано: "Система должны включать в себя следующие подсистемы: "Подсистемы управления рабочими процессами, функциональными сервисами и приложениями ПТК РМ пользователей Системы, информационного взаимодействия и интеграции с отраслевыми, федеральными и региональными информационными системами", вместе с тем, согласно доводу, невозможно определить с каким отраслевыми, федеральными и региональными информационными системами должна взаимодействовать система.
- в Конкурсной документации отсутствует (конкретизированный/четкий) список Internet-браузеров, а также перечень того, под управлением каких операционных систем должна функционировать клиентская компонента системы.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пунктах 2.1.2 и 2.1.3 Технического задания Конкурсной документации из описания тематических и публичных карт следует, что данные карты наполняются информацией, которая содержится в проектируемой Единой федеральной информационной системе о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе иных категорий, т.е. данная информация не предоставляется в готовом виде заранее.
В пунктах 2.1.2 и 2.1.3 Технического задания Конкурсной документации указаны требования к содержимому тематических и публичных карт. В рамках данной закупки необходимо, что в ходе работ по эскизному проектированию провести анализ этих требований и определение технических требований (например, таких как масштаб и детализация).
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в пункте 2.2 Технического задания Конкурсной документации "Логическая архитектура Системы" установлены: "Подсистемы управления рабочими процессами, функциональными сервисами и приложениями ПТК РМ пользователей Системы, информационного взаимодействия и интеграции с отраслевыми, федеральными и региональными информационными системами", поскольку Конкурс на разработку эскизного проекта, в дальнейшем данный эскизный проект будет использоваться для реализации технического проекта с целью получения соответствующей информации (информационной системы), ввиду чего он должен интегрировать со всеми возможными отраслевыми, федеральными и региональными информационными системы. В процессе реализации указанного проекта перечень информационных систем будет изменяться, ввиду чего указать конкретный список невозможно.
В соответствии с пунктом 2.3. Технического задания Конкурсной документации "Техническая архитектура Системы", Заказчиком установлено требование о том, что "клиентская компонента Системы должна представлять собой "тонкого" клиента, реализованного средствами Internet-браузеров MS Explorer, GoogleChrome и т.п.".
На заседании Комиссии представитель Заказчика также пояснил, что на этапе выполнения работ, перечень браузеров может измениться, ввиду чего, Заказчиком указан открытый перечень используемых браузеров с целью избежание ограничение конкуренции потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств установления Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащего описания объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В Конкурсной документации не раскрыты понятия "прочие характеристики", "современной реляционной базы данных" и тп., что не позволяет участнику закупки подать заявку на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что конкретизировать данные понятия в рамках Конкурсной документации невозможно, поскольку Конкурс проводится на разработку эскизного проекта, в рамках исполнения контракта должно быть выполнено обследование и проектирование.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
6. В Конкурсной документации установлено неправомерно требование: "передача и приемка выполненных работ осуществляется по факту выполнения всего объема работ, в порядке, устанавливаемом Законом о контрактной системе, приказами и иными актами Федерального агентства лесного хозяйства".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, по результатам рассмотрения запроса о разъяснении Конкурсной документации, Заказчиком 05.07.2016 в Конкурсную документацию внесены изменения, согласно которым, передача и приемка выполненных работ осуществляется поэтапно, согласно приложению N 1, 2 Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Айди Партнер" обоснованной в части несвоевременного предоставления разъяснения положений Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 08.07.2016 по делу N К-1090/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июля 2016 г. N К-1090/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был