Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "УКРиС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "УКРиС" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, ЦАО, Краснопресненская наб. (номер извещения 0173200001416000698) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе установлены противоречивые положения об ограничении допуска участников закупки.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединены технологически и функционально не связанные между собой строительные работы.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом требование о наличии у участника Аукциона, а также предоставлении в составе второй части заявки заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства установлено ненадлежащим образом, поскольку не установлено наличие допуска по пункту 33.3 "Жилищно-гражданское строительство".
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта неправомерно установлено требование к свидетельству саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которое, в свою очередь противоречит положения документации об Аукционе.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукционе, а также в документации об Аукционе установлены противоречивые источники финансирования.
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ.
7. Заказчиком, Уполномоченным органом проектно-сметная документация не размещена в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в полном объеме.
8. Техническое задание документации об Аукционе содержит требования к товарам (материалам), при этом требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ установлены в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Аукционе.
9. Требования к товарам (материалам) установленные в документации об Аукционе противоречат проектно-сметной документации.
10. В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе имеются ссылки на товары, которые не используются при выполнении работ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.006.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 263 631 990 рублей;
4) дата окончания подаж заявок на участие в Аукционе - 06.07.2016;
1. Согласно доводу Заявителя, в извещении о проведении Аукциона, а также в пункте 13 информационной карты Аукциона документации об Аукционе установлено, что применение запрета или ограничения, запреты для товаров иностранных государств не применяются, вместе с тем, в пункте 15 информационной карты Аукциона документации об Аукционе установлено, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457), что вводит участников аукциона в заблуждение.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, в том числе указываются:
- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки "(в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)", в том числе о соответствии участников закупки требованиям Постановления N 1457.
При этом ограничения допуска участников закупки на участие в Аукционе в соответствии с положениями статьи 14 Закона о контрактной системе не устанавливались.
Поскольку из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединены технологически и функционально не связанные между собой строительные работы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
При это объектом закупки является комплексное благоустройство Краснопресненской набережной города Москвы, с неразрывно связанными с ней прилегающими территориями и общественными пространствами. При этом на указанных общественных пространствах должен быть выполнен комплекс строительных и ремонтных работ, например, устройство дорожной одежды, устройство бортовых камней, подпорных стенок, остановочных пунктов, ограждений, игровых и спортивных площадок, ремонт фасадов и кровли прилегающих зданий. Такой комплекс работ функционально связан последовательностью, технологичностью и этапностью их выполнения.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом требование о наличии у участника Аукциона, а также предоставлении в составе второй части заявки заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства установлено ненадлежащим образом, поскольку не установлено наличие допуска по пункту 33.3 "Жилищно-гражданское строительство".
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 раздела 2 документации об Аукционе к участникам закупки установлены, в том числе, следующие требования:
"Наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В состав разрешенной деятельности в обязательном порядке должны входить виды работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанные требования установлены в связи с тем, что более 90 % работ из всех работ строительных составляют работы по благоустройству объектов дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры. При этом согласно положениям документации об Аукционе исполнитель по контракту вправе привлекать к выполнению работ третьих лиц, которые также при выполнении определенного вида работ должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта неправомерно установлено требование к свидетельству саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которое, в свою очередь противоречит положения документации об Аукционе.
Согласно пункту 6.1.14 проекта государственного контракта документации об Аукционе генподрядчик обязан "нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядными организациями, а также за наличие у привлеченных субподрядных организаций допусков к работам необходимых для выполнения работ в рамках настоящего Контракта в соответствии с Перечнем видов работ, внесенных в свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимых для выполнения работ в рамках государственного контракта (Приложение N 5 к настоящему Контракту)".
Приложением N 5 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень видов работ, внесенных в свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимых для выполнения работ в рамках государственного контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что согласно положениям документации об Аукционе к участникам Аукциона установлено требование о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта. При этом требования указанные в пункте 6.1.14, а также в приложении N 5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлены к исполнителю по контракту, а не к участникам закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукционе, а также в документации об Аукционе установлены противоречивые источники финансирования.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Извещением о проведении Аукциона установлено, что источник финансирования "смешанный".
Пунктом 7 раздела 2 документации об Аукционе установлено следующее:
"Источник финансирования: год бюджета 2016: Лимит бюджетных обязательств, КБК: 814-0503-13Б1200100-244-225: 446 062 090,00 руб.
Год бюджета 2017: Лимит бюджетных обязательств, КБК: 814-0503-13Б1200100-244-225: 817 569 900,00 руб".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что выполнение работ финансируется за счет средств бюджета города Москвы на 2016 и 2017 годов по статье "Благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах" (КБК 814-0503-13Б1200100-244-225), в связи с чем в извещении о проведении Аукциона указано, что источник финансирования "смешанный". При этом, указанные положения документации об Аукционе не противоречат положениям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: 100 календарных дней с момента заключения контракта.
При этом пунктом 4 раздела 2 документации об Аукционе установлено следующее:
"Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг:
- Место выполнения работ: город Москва. Срок выполнения работ до: 100 дней с момента заключения контракта. Условия выполнения работ: В соответствии с графиком выполнения работ. Срок выполнения работ в 2016 году не более 60 дней. Общий срок выполнения работ в 2016 и 2017 году составляет не более 160 дней;
- Место выполнения работ: город Москва. Срок выполнения работ до: 60 дней с момента заключения контракта. Условия выполнения работ: В соответствии с графиком выполнения работ. Срок выполнения работ в 2016 году не более 60 дней. Общий срок выполнения работ в 2016 и 2017 году составляет не более 160 дней".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в соответствии с пунктами 4.1, 4.2 проекта государственного контракта продолжительность производства работ на объекте определяется графиком производства работ (Приложение N 1 к государственному контракту) и составляет 160 календарных дней с момента заключения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что срок выполнения работ, указанный извещении о проведении Аукциона, противоречит сроку выполнения работ указанному в документации об Аукционе, а также в проекте государственного контракта.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не влияет на результаты проведения закупки, поскольку в силу статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных, в том числе, в проекте государственного контракта, технического задания, согласно которым срок выполнения работ составляет 160 календарных дней.
7. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом проектно-сметная документация не размещена в ЕИС в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ,в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что полной проектно-сметной документацией предусмотрены работы по нескольким объектам благоустройства, в том числе по объекту Аукциона.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органов в ЕИС размещена проектно-сметно документация в отношении объекта закупки в полном объеме.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу Заявителя, техническое задание документации об Аукционе содержит требования к товарам (материалам), при этом требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ установлены в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в пункте 6 технического задания документации об Аукционе установлены требования к качественным характеристикам работ и услуг, требования к функциональным характеристикам товаров, в том числе подлежащих использованию при выполнении работ, оказании услуг. Требования к безопасности товаров, работ и услуг, требования к комплектности (объемам) поставке.
Таким образом, подавая заявку на участие в Аукционе, участник закупки выражает согласие выполнить работы на условиях, в том числе, предусмотренных техническим заданием документации об Аукционе.
При этом согласно пункту 10 технического задания документации об Аукционе требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товаров, в том числе используемых для выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, установлены в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендуемой заказчиком (Приложение N 1 к Техническому заданию), информацию о конкретных показателях товаров, в том числе используемых для выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
9. Согласно доводу Заявителя, требования к товарам (материалам) установленные в документации об Аукционе противоречат проектно-сметной документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, работы по контракту должны выполнятся в соответствии с проектно-сметной документацией, при этом в ходе выполнения работ будут использоваться товары (материалы), функциональные и технические характеристики изменение которых не влияет на результат выполняемых работ, в связи с чем требования к таким товарам, используемым при выполнении работ, установлены в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
10. Согласно сдоводу Заявителя, в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе имеются ссылки на товары, которые не используются при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), установленной Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее:
"Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара. Доски хвойных пород (щиты) должны быть различной длины.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, несет участник закупки. Мастика битумная кровельная горячая различного типа добавок".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указание в инструкции по заполнении первых частей заявок требований к материалам, является технической ошибкой.
Кроме того, Комиссией установлено, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, установлены, например, следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, конкретные показатели которых участникам закупки необходимо указать в составе первых частей заявок:
- Предельное отклонение при обычной точности изготовления по толщине стенки;
- Относительное удлинение дельта;
- Испытание на растяжение при температуре 350°С;
- Условная вязкость при 20 (+/-0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4;
- Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия;
- Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при 20(+/-2)°С;
- Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии: глубина проникания иглы при 25°С;
- Остаток на сите N 014;
- Глубина проникания иглы при 0°С.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 959 556 270 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Пунктом 15 раздела 2 документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее требование к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ (не установлена группа работ) в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "УКРиС" обоснованной в части установления противоречивых сроков выполнения работ, а также установления в инструкции требований к товарам, которые не предполагается использовать при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы от 08.07.2016 по делу N К-1094/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июля 2016 г. N К-1094/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был