Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РТК" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Управление черноморского флота" (далее - Аукционная комиссия) при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), ФКУ "Управление черноморского флота" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку общестроительных материалов (номер извещения 0895100001116000171) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 586 961,78 рубль;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 08.07.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "МАКС" с минимальным предложением о цене контракта 15 260 004,82 рубля.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.07.2016 N 1499601 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участнику закупки с порядковым номером заявки "5" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: позиция 9 - участник закупки описывает "Допускаются беловатый, желтоватый и слабо-розовый оттенок"; позиция 45 - участник в своей заявке указал конкретное значение "Расход в зависимости от вида поверхности - 8 м2/кг", однако не указал вид поверхности, для которой установлен такой расход; позиция 88 - участник в своей заявке указал конкретное значение "Плотность кровельного картона, г/м2, 350", что указывает на предоставление недостоверных сведений. Плотность кровельного картона должна быть 400 г/м2.
Также, по указанным основаниям, отказано в допуске к участию в Аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки "7".
Согласно позиции 9 технического задания документации об Аукционе: "Гипосульфит натрия: в строительстве гипосульфат натрия используют, как добавку для бетона, химическая формула: na2s2o3 5h2o. описание гипосульфит натрия (натрия тиосульфат): гипосульфит натрия представляет собой не слеживающиеся бесцветные кристаллы, гранулы, допускаются беловатый, желтоватый или слабо-розовый оттенок".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссией установлено, что заявка содержит следующие сведения: "допускаются беловатый, желтоватый или слабо-розовый оттенок".
Согласно ГОСТ 244-76 гипосульфит натрия представляет собой не слеживающиеся бесцветные кристаллы, гранулы, допускаются беловатый, желтоватый или слабо-розовый оттенок.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены излишние требования к оттенку гипосульфата натрия, поскольку гипосульфат натрия используется в строительстве, как добавка для бетона.
Согласно позиции 45 технического задания документации об Аукционе: "Краска водоэмульсионная: окраска бетонных, кирпичных, гипсокартонных, зашпатлеванных стен и потолков, дсп, двп, обоев под окраску, акриловая влагоустойчивость - можно мыть мягкой поролоновой губкой. Цвет краски - белый, колеруется в различные тона. Расход в зависимости от вида поверхности - 6-8м2 /кг, время высыхания при 23°с - не более 1-2 часа. Температура проведения работ - 5-30°с. Температура эксплуатации - 5-40°с. Растворитель - вода".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссией установлено, что заявка содержит следующие сведения: "Расход в зависимости от вида поверхности - 8 м2 /кг".
Согласно пункту 1.2 документации об Аукционе: "в случае, если диапазон значений показателя сопровождается словами "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-", "_" участник должен указать одно точное значение параметра товара".
При этом инструкцией не установлено требование о необходимости указания вида поверхности.
Согласно позиции 88 технического задания документации об Аукционе: "Рубемаст РНК 400: материал для кровли, который используют для верхнего слоя покрытия крыши. Данный подвид рубемаста имеет крупнозернистую посыпку на внешнем слое материала, и пылеобразную посыпку на внутренней стороне. Плотность кровельного картона, г/м2. не менее 350".
В соответствии с ТУ 5774-001-00287912-2007: "Рулонный кровельный наплавляемый материал, получаемый путем двустороннего нанесения покровного состава и посыпки на пропитанный битумом кровельный картон. Тип покрытия - с верхней стороны крупнозернистая посыпка, с нижней - пылевидная или полимерная пленка".
При этом плотность кровельного картона, в соответствии с ТУ 5774-001-00287912-2007 не установлена.
Вместе с тем, участником в заявке указано значение показателя "Рубемаст РНК 400" в соответствии с инструкцией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, учитывая, что Заказчиком в документации надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участнику закупки под номером "7" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ряде пунктов технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, в том числе, по позициям:
"Гидрохлорид натрия: массовая концентрация щелочи в пересчете на naoh, г/дм 3, не менее одного. массовая концентрация железа, г/дм 3, не более сто двадцати".
"Затирка для плитки (мешок 20 кг): насыпная плотность сухой смеси: 0,950,1 кг/дм3, количество воды затворения:0,6 - 0,64 л на 2 кг сухой смеси, плотность смеси, готовой к применению: 1,750,1 кг/дм3, подвижность по погружению конуса, пк: 7,51,0 см, температура применения: °c".
"Краска для пола: блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру - %. Массовая доля нелетучих веществ - 56-68%. Стойкость покрытия при температуре °с к статическому воздействию воды - не менее 10 мин. стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства - не менее 15 мин".
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели результатов испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Вышеуказанные действия Заказчика, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РТК" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 12.07.2016 N К-1111/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2016 г. N К-1111/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был