Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Управление капитального ремонта и строительства" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРиС" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, ЦАО, площадь Тверская застава (номер извещения 0173200001416000692) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В нарушение положений Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки не содержит описание объекта закупки.
2. В нарушение положений Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указана информация о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственном должностном лице Заказчика, не указаны сведения о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки, не указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, ненадлежащим образом установлено место выполнения работ.
3. В извещении о проведении закупки не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а также не установлено единой требование о том, что участник закупки не должен являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что вводит участников Аукциона в заблуждение.
4. Документации об Аукционе не содержит информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
5. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки конкретных показателей результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 20.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 121 545 830 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 28.07.2016;
5) дата проведения Аукциона - 05.08.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, в нарушение положений Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки не содержит описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в разделе извещения "общая информация" документации об Аукционе указан объект закупки и информация об объекте закупки, в разделе извещения "документы закупки" прикреплены файлы, в том числе, "техническое задание", "проект", "сметы", где указано описание объекта закупки.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в нарушение положений Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указана информация о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственном должностном лице Заказчика, не указаны сведения о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки, не указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, ненадлежащим образом установлено место выполнения работ.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно статье 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Законом о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Законом о контрактной системе.
Извещение об Аукционе, размещенное в ЕИС содержит сведения об Уполномоченном органе, при этом сведения о Заказчике, о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки, место выполнения работ отсутствуют.
В разделе 2 "информационной карты" документации об Аукционе указано следующее:
"Наименование:
Государственное казенное учреждение города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРиС"
Место нахождения:
город Москва, улица М. Ордынка, дом 38, строение 1
Почтовый адрес:
115184 г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 38, стр. 1
Номер контактного телефона:
+7 (495) 951-79-46
Адрес электронной почты:
zakupki-ukris@dom.mos.ru
Ответственное должностное лицо или контрактный управляющий:
ФИО: Ратиани Георгий Валентинович
Телефон: +7 (495) 951-79-46
Электронная почта: zakupki-ukris@dom.mos.ru"
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-пп определение поставщиков по закупкам первого уровня осуществляет Департамент города Москвы по конкурентной политике во взаимодействии с заказчиками, в связи с чем в извещении указаны сведения о Департаменте города Москвы по конкурентной политике, являющемся уполномоченным органом.
На основании изложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в извещении о проведении закупки информацию в отношении Заказчика, не соответствуют пункту 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении закупки не указано место подачи заявок; порядок подачи заявок. В пункте 16 "информационной карты" документации об Аукционе установлен порядок подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении закупки место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги - город Москва.
При этом во вкладке "общая информация" извещения о проведении закупки указано наименование объекта закупки - выполнение строительно-монтажных работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, ЦАО, площадь Тверская застава.
На заседание Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что адрес выполнения работ указан в документации об Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют статье 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Заявителя, в извещении о проведении закупки не указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
В извещении о проведении закупки, в разделе 4 "Размер и порядок внесения денежных средств, в качестве обеспечения заявок на участие в закупке и обеспечения контракта" "информационной карты" документации об Аукционе установлены размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в извещении о проведении закупки не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а также не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что нарушает законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что вводит участников Аукциона в заблуждение.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, в том числе указываются:
- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки "(в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)", в том числе о соответствии с участников закупки требованиям Постановления N 1457.
При этом ограничения допуска участников закупки на участие в Аукционе в соответствии с положениями статьи 14 Закона о контрактной системе не устанавливались.
Поскольку из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, документации об Аукционе не содержит информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно 14.1 проекта контракта документации об Аукционе контракт может быть расторгнут досрочно: - по взаимному соглашению сторон; - в одностороннем порядке (односторонний отказ от исполнения контракта); - по решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки конкретных показателей результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пунктах 2, 5, 12, 13, 14, 15, 29, 30, 31, 33, 39, 47 Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к стали угловой равнополочной, краскам дорожным желтым, щебню, геосетке, полотну нетканому геотекстильному иглопробивному термоскрепленному, термопластики для разметки автомобильных дорог, форм готовых, термопластичных, стойкам из оцинкованной стали, кирпичу керамическому, цементу общестроительному по следующим параметрам:
- радиус внутреннего закругления, радиус закругления полок;
- коэффициент яркости, координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки; класс разметочного материала; плотность (в зависимости от класса);
- потеря массы при испытании; содержание дробленого зерна; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; содержание зерен слабых пород; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; потеря массы при распаде; марка по истираемости щебня и гравия; потеря массы при испытании; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов;
- относительное удлинение по основе и утку;
- поверхностная плотность; удлинение при разрыве;
- температура размягчения; скорость истечения состава при 200С; время отверждения при 20_2°С и влажности 65_5%; стойкость к статическому воздействию воды при температуре 20_2°С; стойкость к статическому воздействию насыщенного водного раствора хлористого натрия при температуре 0_2°С; стойкость к статическому воздействию 3% раствора хлористого натрия при температуре 0_2°С;
- Остаток сухого вещества; плотность; толщина слоя при нанесении разметки; температура размягчения; температура расплава; температура при нанесении расплава; время отвердевания при 20°С; водопоглощение; коэффициент яркости; коэффициент сцепления;
- теоретическая масса погонного метра стальных труб;
- средняя плотность; коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов;
- скорость твердения; класс прочности на сжатие в возрасте 28 сут.; прочность на сжатие в течение 28 сут.; начало схватывания."
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссии решила:
1. Признать жалобу ООО "Управление капитального ремонта и строительства" обоснованной в части отсутствия в извещении о проведении закупки информации о Заказчике, сведений о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки, а также не установления надлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.07.2016 N К-1137/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июля 2016 г. N К-1137/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был