Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Черняка Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик),ФГУП "Спорт-Инжиниринг" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции тренировочной площадки, ВГАФК, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 78 (номер извещения 0573100002416000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Проект контракта документации об Аукционе не содержит условий казначейского сопровождения государственного контракта, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 N 70 "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" (далее - Постановление Правительства N 70).
2. В документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ, а именно: не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
3. Документация об Аукционе содержит требования к компонентному составу товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 22.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 168 616 177,53 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 15.07.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя проект контракта документации об Аукционе не содержит условий казначейского сопровождения государственного контракта, предусмотренных Постановлением Правительства N 70.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе, обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии со статьей 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Закон о бюджете) в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000,0 тысяч рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи.
При этом, частью 1 статьи 5 Закона о бюджете установлено, что казначейское сопровождение государственных контрактов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 N 70 "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" установлены правила казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения (далее - Правила казначейского сопровождения).
Пунктами 7, 17, 18 Правил казначейского сопровождения устанавливаются условия, подлежащие включению в государственный контракт при казначейском сопровождении.
Пунктом 21 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Банковское сопровождение контракта не осуществляется".
Пунктом 3.2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Государственный заказчик выплачивает Подрядчику аванс по Контракту в размере 30 (тридцати) процентов Цены Контракта, но не более чем в размере лимитов бюджетных обязательств, доведенных Государственному заказчику на соответствующий финансовый год, в следующем порядке".
При этом, в соответствии с извещением о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере
168 616 177, 53 рублей.
Комиссия приходит к выводу о том, что проект контракта документации об Аукционе не содержит условий казначейского сопровождения государственного контракта в соответствии с Постановлением Правительства N 70.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом порядок оплаты выполненных работ, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ, а именно: не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащаяся в Приложении N 1 Техническому заданию документации об Аукционе содержит, в том числе, следующее: "все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 6617-76, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 617-2006, ГОСТ 8510-86, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 22689-2014, ГОСТ 19903-74, ГОСТ 380-2005, ФЗ N123, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 538-2014, ГОСТ 2789-73, ГОСТ 19433-88; ГОСТ 52165-2003, ГОСТ 4643-75, ГОСТ 6629-88, ГОСТ 475, ГОСТ 15180-86, ГОСТ 9467-75*, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 3916.1-96, ГОСТ 12172-74, ГОСТ 30427-96, ГОСТ 28013-98, ГОСТ, 8736-2014, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 25328-82, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 190-78, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 18108-80, N123-ФЗ, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 10503-71, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ Р 52644-2006, ГОСТ Р 53383-2009, ГОСТ Р 52645-2006, ГОСТ Р 52646-2006, ГОСТ Р ИСО 898-1-2011, ГОСТ Р ИСО 4759-1-2009, ГОСТ 31108-2003, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 1145-80 (СТ СЭВ 2327-80), ГОСТ 1147-80 (СТ СЭВ 2331-89), ГОСТ 6266-97, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 21485-94, ГОСТ 30493-96, ГОСТ Р 54429-2011, ГОСТ 31565-2012, ГОСТ 283-75, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 1050-2013, ГОСТ 2591-2006, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 125-79 (СТ СЭВ 826-77), ГОСТ 26871-86, ГОСТ 23789-79 (СТ СЭВ 826-77 В ЧАСТИ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ), ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 5583-78, ГОСТ Р 53486-2009, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 30970-2014, ГОСТ 26020-83, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 32496-2013, ГОСТ Р 52165-2003, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 11955-82, ГОСТ 9480-2012, ГОСТ 6323-79".
Вместе с тем, Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, в том числе инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, не содержат требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе все поданные заявки допущены к участию в Аукционе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя документация об Аукционе содержит требования к компонентному составу товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товарам установлены, в том числе, следующие требования, например: "5. Раствор. Содержание в песке глины в комках - должно быть не более 0,5. Норма подвижности по погружению конуса - должна быть 14"; 9. Краски масляные. Укрывистость невысушенной пленки краски -
160".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также показатели результатов испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе все поданные заявки допущены к участию в Аукционе.
4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 17.3, 17.5, 17.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"17.3. В случае ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе взыскать с Государственного заказчика штраф в размере 0,5 (ноль целых пять десятых) процента Цены Контракта:
- за непредставление Подрядчику сведений об уполномоченных представителях Государственного заказчика, Организации, осуществляющей строительный контроль, организации, осуществляющей Специальный контроль, организации, осуществляющей Авторский надзор, ответственных за реализацию условий Контракта.
17.5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены этапа Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С (где: Ц - цена этапа Контракта согласно графику производства работ; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения Работ по форме КС-2; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле:
С=Сцб*ДП ,
где: - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К=ДП:ДК*100%,
где:
ДП - количество дней просрочки исполнения этапа по Контракту;
ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 49 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 (ноль целых одна сотая) ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 99 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 (ноль целых две сотых) ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 (ноль целых три сотых) ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени согласно порядку, указанному в пунктах 6, 7, 8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6266).
17.7. Государственный заказчик вправе взыскать штраф в следующих случаях:
- за каждый выявленный и не устраненный Подрядчиком в установленный срок, согласованный Сторонами, случай несоответствия Работ требованиям Проектной документации и Рабочей документации, технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, подтвержденный двухсторонним актом или экспертным заключением независимой организации, протоколом о нарушении сроков работ, актом об обнаружении недостатков (дефектов), Подрядчик уплачивает Государственному заказчику штраф в размере 0,5% (ноль целых пять десятых) процента от Цены Контракта".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 5, 7, 8, 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.07.2016 по делу N К-1141/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июля 2016 г. N К-1141/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был