Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Гипроздрав" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Конкурсной комиссией, ФГБУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Уполномоченный орган), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: реконструкция здания ФГБУ "Новосибирская МВЛ" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Новосибирск, ул. Репина, д.2а для нужд Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (номер извещения 0351100020916000005) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно присвоившей низкую оценку заявке Заявителя по показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 08.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 29 831 220 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Миасский завод медицинского оборудования" с предложением о цене контракта 29 500 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно присвоила низкую оценку заявке Заявителя по показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "Цена контракта" (Значимость критерия: 60%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%) (далее - "Квалификация участников закупки").
Оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию Квалификация участников закупки осуществляется с учетом следующих показателей: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (коэффициент значимости - 0,6) (далее - "Опыт участника закупки"), Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (коэффициент значимости - 0,4) (далее - "Квалификация трудовых ресурсов").
По показателю "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки" пунктом 28 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки: "В соответствии с Правилами N 1085, в том числе с пп. "б" п. 27, предметом оценки по данному показателю является опыт участника по успешному выполнению работ на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности (сопоставимого характера и объема), за период 2006 по 2016 гг. (включительно). При этом цена каждого такого контракта (гражданско-правового договора) должна быть не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу.
Под успешным выполнением проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности понимается исполнение Подрядчиком контракта (гражданско-правового договора) в период 2006 - 2016 гг. (включительно) без нарушений сроков, иных условий контракта по вине Подрядчика, без выявленных фактов несоответствия проектной и рабочей документаций, а также получение в отношении подготовленной проектной документации и полученных результатов инженерных изысканий по таким работам положительного заключения государственной экспертизы.
Подтверждением опыта участника открытого конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема служат представленные участником открытого конкурса в составе заявки на участие в открытом конкурсе копия(и) исполненного(ых) контракта(ов) (гражданско-правового(ых) договора(ов)) (при этом цена каждого такого контракта (гражданско-правового договора) должна быть не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу) с со всеми приложениями, дополнительными соглашениями к нему(ним), копия заключения государственной экспертизы (к каждому контракту (договору)), а также отражающая(ие) указанный(ые) объем(ы) (в руб.) копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки выполненных работ либо иного(ых) документа(ов), подтверждающего(их) исполнение такого(их) контракта(ов) (гражданско-правового(ых) договора(ов))".
Учитывая, что в Конкурсной документации по показателю "Опыт участника закупки" оценке подлежат копии исполненных контрактов, по успешному выполнению работ на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности (сопоставимого характера и объема), Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по указанному критерию установлен в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку подразумевает оценку опыта по выполнению работ, исключительно на выполнение проектных и изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности.
Кроме того, пунктом 28 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов" критерия "Квалификация участников закупки":
"В соответствии с Правилами N 1085, в том числе с пп. "а" п. 27, предметом оценки по данному показателю является квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника конкурса открытого конкурса, предлагаемых для выполнения работ в соответствии с Техническим заданием (Заданием на проектирование), содержащимся в Части VI. "Техническая часть", а именно, наличие у руководителей, ключевых специалистов (со стажем работы в отрасли экономики, соответствующей предмету настоящего открытого конкурса, не менее 5 лет), с которыми участник открытого конкурса заключил (по основному месту работы) трудовые договора (подтверждающие трудоустройство каждого руководителя (ключевого специалиста) именно в штат конкретного участника закупки), дипломов которые одновременно должны соответствовать следующим условиям:
- дипломы должны быть выданы по специальности "Гидрогеология и инженерная геология" (шифр 020304), по специальностям (направлениям бакалавриата, магистратуры), входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с шифром 270000 "Архитектура и строительство" либо с шифром 120000 "Геодезия и землеустройство" (Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003, утв. постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст), или по соответствующим им специальностям (направлениям подготовки), предусмотренным классификатором специальностей по образованию (перечнем специальностей вузов СССР), который действовал до 2004 года, и соответствующим предмету настоящего открытого конкурса (объекту закупки, содержащемуся в Части VI. "Техническая часть" (Техническое задание (Задание на проектирование));
- дипломы должны содержать квалификацию руководителя (ключевого специалиста), необходимую для выполнения работ по предмету настоящего открытого конкурса (объект закупки, описан в содержащемся в Части VI. "Техническая часть" Техническом задании (Задании на проектирование)) и соответствующую специальности (направлению подготовки), которая предусмотрена в абзаце, предшествующему настоящему абзацу.
При этом стаж работы в отрасли экономики, соответствующей предмету настоящего открытого конкурса, подлежит определению на основании информации, содержащейся в копии трудовой книжки.
Для оценки участник закупки вправе предоставлять копии дипломов, выданных до 2004 года.
Подтверждением квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (по каждому руководителю и ключевому специалисту), служат представленные участником открытого конкурса в составе заявки на участие в открытом конкурсе:
- копия(и) заключенного(ых) участником открытого конкурса с каждым руководителем (ключевым специалистом) трудового(ых) договора(ов) (подтверждающая(ие) трудоустройство каждого руководителя (ключевого специалиста) именно в штат конкретного участника закупки);
- копия(ии) диплома(ов), одновременно соответствующая(их) 2 (двум) вышеприведенным условиям.
По данному показателю оценивается следующее значение: общее количество руководителей, ключевых специалистов, по которым участник открытого конкурса предоставил в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии документов, которые перечислены в двух абзацах, предшествующих настоящему абзацу.
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБкуз2i), определяется по формуле:
НЦБкуз2i = КЗх100х(Кi/Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не указана конкретная квалификация руководителей, ключевых специалистов, что не позволяет определить какие именно сведения необходимо предоставить участникам закупки в своих заявках для получения наивысшего количества баллов по указанному показателю.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что оценке подлежит наличие исключительно в штате руководителей и ключевых специалистов ограничивает количество участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок установлен Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку оценке подлежат сведения исключительно о наличии в штате ключевых специалистов и руководителей, а также порядок оценки не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений в отношении квалификации руководителей, ключевых специалистов, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показателю N 2.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что Конкурсной комиссией применен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Следовательно, действия Конкурсной комиссии, применившей ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктами 2, 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 26.1 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требование к составу заявки на участие в Конкурсе: "Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им работ, услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или заверенные копии таких документов: Декларация о непринадлежности участника открытого конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного, установившего в Конкурсной документации указанное требование, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и признаки содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Гипроздрав" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 20.07.2016 по делу N К - 1155/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2016 г. N К-1155/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был