Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Уралмостстрой" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Обход г. Чусового (корректировка) (номер извещения 0156200009916000137) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 128 206 560 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 04.07.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО "Мостострой - 12" с минимальным предложением о цене контракта 2 106 924 494,40 рубля.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также в соответствии с пунктом 2 приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 документами, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям является копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 08.06.2016 NИИ6 объектом закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги. Начальная (максимальная) цена контракта 2 128 206 560 рублей. ОКПД 2 42.13.20.000 "Работы строительные по строительству мостов и тоннелей".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2016 N 0156200009916000137-3 Аукционная комиссия признала вторую часть заявки участника закупки с порядковым номером "1" (Заявителя) не соответствующей требованиям документации об Аукционе по следующему основанию: "В составе заявки участника закупки отсутствуют копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным в аукционной документации: копия ранее исполненного контракта; копия акта приемки объекта капитального строительства".
В пункте 3 Информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного органа пояснил, что в составе заявки Заявителя муниципальный контракт от 01.07.2011 N 128 представлен не в полном объеме, а именно отсутствуют: Приложение N 1 "Акт приема передачи", являющееся неотъемлемой частью дополнительного соглашения о приемке-передаче прав и обязанностей заказчика от 14.06.2013 б/н, а также Приложение N 3 "Копия дополнительного соглашения N 1 к договору N Д-58/ДЮ-3/570 от 20.03.2013 по планированию и предоставлению технологических "окон" в графике движения поездов - 2 листа", являющееся приложением N1 дополнительного соглашения N9 и акт приемки объекта капитального строительства от 15.11.2013 года б/н не в полном объеме, а именно отсутствует исполнительная документация к акту, являющаяся его неотъемлемой частью.
На заседании Комиссии, Комиссия также установила, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям представленные в заявке Заявителя представлены не в полном объеме.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям, установленным документацией об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2016 N 0156200009916000137-3 Аукционная комиссия признала вторую часть заявки участника закупки с порядковым номером "2" (ООО "Мостострой - 12") соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии было установлено, что в составе заявки ООО "Мостострой - 12" документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям представлены не в полном объёме, а именно государственный контракт от 10.04.12 N 221/12-ДХ содержит акт приемки законченного строительства объекта от 27.08.13 N 1, в указанном акте установлено: "Неотъемлемой составной акта является документация, перечень которой праведен в Приложении N 1" вместе с тем, указанная документация, Приложение N 1 в составе заявки на участие в Аукционе ООО "Мостострой - 12" отсутствует. Также государственный контракт от 10.04.12 N 221/12-ДХ содержит акт приемки законченного строительства объекта от 10.11.2014 N2 в указанном акте установлено: "Неотъемлемой составной акта является документация, перечень которой праведен в Приложении N 1" вместе с тем, указанная документация, Приложение N 1 в составе заявки на участие в Аукционе ООО "Мостострой - 12" отсутствует.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что до окончания срока рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе в адрес Заказчика поступило письмо N 1902/16 от 05.07.16, из которого следует что Приложение N 1 фактически не составлялось. Таким образом, Аукционная комиссия, при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе учитывала поступившие от Заказчика письмо.
Указанный довод Заказчика не может быть принят во внимание, поскольку в Актах указано на то, что неотъемлемой частью Актов помимо Приложения N 1 является документация, которая отсутствует в составе заявки участника Аукциона ООО "Мостострой - 12".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерное решение о соответствии заявки ООО "Мостострой - 12" требованиям документации об Аукционе нарушают часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 1 Информационной карте Документации об Аукционе в том числе установлено: "Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для использования товара (могут быть представлены по форме 1.2.2)".
В приложении "Требования к используемым при выполнении работ товарам" документации об Аукционе в том числе установлено: "Битум нефтяной дорожный вязкий. Глубина проникания иглы при 25°С - 91-130 0,1мм. Изменение температуры размягчения после прогрева - не более 5°С. Бетон тяжёлый. Полный остаток песка на сите N 063 - не более 65 % по массе.
Песок для строительных работ. Содержание пылевидных и глинистых частиц, Содержание глины в комках, частный остаток на сите: не более 3 % по массе, не более 0,5 % по массе".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров и результаты химических испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатов испытаний.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, результатов испытаний нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, поставщика) поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не были отклонены.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Уралмостстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Аукционной комиссии, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 21.07.2016 N К-1157/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2016 г. N К-1157/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был