Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 января 2017 г. N А40-205460/16-149-1777 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству в части признания в действиях заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РЕСТОН" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам национальностей (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение Международного политологического форума "Российский Кавказ" (с проведением в рамках форума политологической школы "Каспий") (номер извещения 0195100001016000040) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишние требования к платежному поручению, подтверждающему перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) 4 заявки участников признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
6) победителем признано ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет".
1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что пунктом 11 "Требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее:
"Форма "Заявка на участие в конкурсе", оформленная в соответствии с Приложением 1 к настоящей документации, включает: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Пунктом 19 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта (далее - Критерий N 1);
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее - Критерий N 2);
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 3).
Пунктом 19 Конкурсной документации установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 3:
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (НЦБiкв):
Значимость критерия оценки составляет 30%
Коэффициент значимости критерия (НЦБквКоэф) - 0,3
НЦБiкв = НЦБiкв 1 + НЦБiкв 2
3.1. Показатель N 1: "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (НЦБiкв 1).
Значимость критерия оценки составляет 60%. Коэффициент значимости критерия (КЗ1) 0,6
Копии заключенных и успешно исполненных участником закупки государственных контрактов (договоров) (с приложениями) на оказание аналогичных услуг* за период с 2010 года до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе включительно, цена каждого из которых составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (копии всех листов указанных документов);
*Аналогичными признаются услуги по организации и проведению всероссийских (международных) форумов, конференций, политологических школ, а также по проведению социологических исследований.
Количество баллов, присуждаемое заявке по данному критерию, определяется по формуле:
НЦБiкв 1 = КЗ1х100х(Кi/Kmax),
где: НЦБiкв 1- количество баллов, присуждаемое i-й заявке по указанному показателю критерия; КЗ1- коэффициент значимости показателя критерия опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема; Кi - предложение i-го участника конкурса по показателю критерия; K max - максимально предложение из предложений участников конкурса по показателю опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Участник закупки подтверждает свою квалификацию в соответствии по форме, указанной в заявке на участие в конкурсе (Приложение N 1 к Конкурсной документации "Форма заявки на участие в конкурсе", том 1, раздел 3, пункт 3), с приложением соответствующих документов*.
*Примечание: к рассмотрению будут приниматься только копии контрактов (договоров) в полном объеме, при наличии всех приложений, являющихся их неотъемлемой частью, а также копии итоговых актов оказанных услуг по контрактам (договорам) или копии иных документов, подтверждающих исполнение указанных контрактов (договоров).
0 баллов присваивается заявке по данному показателю:
- при отсутствии в предложении участника закупки сведений об опыте участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- при отсутствии в составе заявки копий документов, подтверждающих опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- при принятии решения членами конкурсной комиссии об отсутствии у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- в случае отсутствия у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
На заседании Комиссии установлено, что порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Критерия N 3 не раскрывает понятие "услуги сопоставимого характера и объема", вследствие чего из оценки заявок по указанному показателю, не следует, что участнику закупки необходимо представить в заявке для получения оценки по данному показателю для признания Конкурсной комиссией таких сведений сопоставимыми.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Согласно пунктам 2, 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Пунктом 6 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств и работ, услуг выполняемых и оказываемых иностранными лицами" Конкурсной документации установлено следующее:
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ, или копии этих документов: Декларация о непринадлежности участника конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Пунктом 11 "Требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Заявка на участие в конкурсе оформляется в виде двух томов, которые должны содержать информацию и документы (в случае, если в конкурсной документации указан критерий оценки заявок "Квалификация участника закупки", то заявка участника закупки может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию): 1. Том 1: Форма "Заявка на участие в конкурсе", оформленная в соответствии с Приложением 1 к настоящей документации, включает: 1) Сведения об участнике закупки, подавшем заявку; 2) Декларацию соответствия участника закупки требованиям действующего законодательства; 3) Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (предложение по цене контракта в установленных единицах (в рублях и копейках), не должно превышать начальную (максимальную) цену контракта); 4) Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия); 5) Перечень входящих в состав I и II томов заявки документов с указанием реквизитов, количества экземпляров и листов по каждому документу (опись)".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что пункт 11 "Требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации не содержит требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе декларации о соответствии участника Конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Аукционный перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению Международного политологического форума "Российский Кавказ" (с проведением в рамках форума политологической школы "Каспий").
При этом, в Техническом задании Конкурсной документации содержатся, в том числе, следующие услуги:
"обеспечение бронирования, размещения и проживания в гостинице (категория - не ниже 3 звезды) экспертов и участников Форума (не менее 190 человек, не более 3 суток) (кроме представителей органов государственной власти). Тип номеров - однокомнатный одноместный и двухместный, категория - не ниже Standart, завтрак включен в стоимость проживания. Условия проживания согласовываются с Заказчиком;
обеспечение проезда экспертов и участников Форума (не менее 200 чел.) от места проживания до г. Махачкалы и обратно (самолет - категория "эконом-класс", поезд - категория не выше "купе", автобус) (кроме представителей органов государственной власти);
обеспечение трансфера из аэропорта (от авто/железнодорожного вокзала) в гостиницу и обратно для экспертов и участников Форума (кроме представителей органов государственной власти);
разработка, согласование с Заказчиком и проведение экскурсионно-культурной программы для экспертов и участников Форума и Школы, включая трансферт и экскурсионное сопровождение;
Обеспечение бронирования, размещения, проживания и трехразового питания для участников Школы (не менее 30 человек, не более 5 суток). Тип номеров - однокомнатный одноместный и двухместный, категория - не ниже Standart".
Комиссией установлено, что Заказчиком в объект закупки включены, в том числе, услуги по обеспечению проживания, а также транспортное обслуживание, относимые к кодам 49 и 55 ОКПД2 и включенные в Аукционный перечень.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РЕСТОН" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.07.2016 N К-1171/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июля 2016 г. N К-1171/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 января 2017 г. N А40-205460/16-149-1777 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству в части признания в действиях заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ