Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Асторс" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по веб-хостингу для обеспечения функционирования официального сайта Росреестра (номер извещения 0173100010916000070) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по миграции данных и оборудования, монтаж и демонтаж оборудования с услугами по предоставлению каналов связи и поддержки.
2. Заказчиком в Конкурсной документации не указан надлежащим образом срок исполнения контракта.
3. Заказчиком в Конкурсной документации установлены ненадлежащим образом требования к участникам закупки в отношении указания конкретного вида работ на допуск к выполнению которым требуется лицензия на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств.
4. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащим образом порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг (КБi4)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
5. В Конкурсной документации не содержится обоснование необходимости использования стандарта телекоммуникационной инфраструктуры TIA/EIA-942, и соответствия технологической площадки центра обработки данных ЦОД требованиям надежности не ниже Tier 3.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с 21.07.2016 на 22.07.2016.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 89 931 370,40 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) дата оценки и рассмотрения единственной заявки - 22.07.2016;
6) 1 заявка соответствует требованиям Конкурсной документации;
7) Конкурс признан несостоявшимся на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 3.1 технического задания Конкурсной документации предусмотрено, что оказание следующего комплекса взаимосвязанных услуг:
Услуги по подготовке технологической площадки в ЦОД Исполнителя для размещения и организации на ней программно-аппаратной платформы Официального сайта Росреестра.
Услуги по размещению оборудования Заказчика на технологической площадке Исполнителя.
Услуги по предоставлению Исполнителем необходимых ресурсов и мощностей для организации программно-аппаратной платформы для функционирования Официального сайта Росреестра (системное и прикладное ПО, специальное ПО Официального сайта Росреестра предоставляет Заказчик.
Услуги по монтажу, пуско-наладке и запуску в рабочий режим программно-аппаратной платформы для функционирования Официального сайта Росреестра на технологической площадке в ЦОД Исполнителя.
Услуги по предоставлению технологической сети передачи данных (ТСПД) и доступа в сеть Интернет.
Услуги по установке и настройке программного комплекса Официального сайта Росреестра на организованной программно-аппаратной платформе в ЦОД Исполнителя (специальное ПО официального сайта предоставляет Заказчик).
Услуги по поддержке аппаратно-программного комплекса Официального сайта Росреестра.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что целью оказания услуг является обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта Росреестра в режиме 24х7, обеспечение доступности государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде. Основным назначением услуг является организация программно-аппаратной платформы на технологической площадке в ЦОД Исполнителя, с последующим размещением на ней официального сайта Росреестра (программного комплекса Официального сайта Росреестра).
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что услуга является комплексной, включающей в себя размещение оборудования, предоставление программного обеспечения, каналов связи, монтаж и демонтаж, в связи с чем оказать в отдельности указанные услуги, не проставляется возможным,
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 14 технического задания Конкурсной документации предусмотрено, что срок (период) оказания услуг устанавливается с даты заключения государственного контракта до 31 декабря 2016 года включительно, а именно: первый отчетный период - с даты заключения государственного контракта по 15 декабря 2016 года. Второй отчетный период - с 16 декабря по 31 декабря 2016 года.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1.8.2.1 информационной карты Конкурсной документации исполнитель должен иметь лицензию на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") со следующими внесенными наименованиями услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление N 313).
Постановлением N 313 установлен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения о лицензируемом вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Частью 2 указанной статьи Закона о лицензировании установлено, что лицензии оформляются на бланках по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии", в которой содержатся положения, подлежащие заполнению, в том числе "виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности".
Следовательно, обязательным условием предоставления соответствующей лицензии является указание вид работ (услуг) из перечня работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности.
Таким образом, действия Заказчика установивших в Конкурсной документации ненадлежащим образом требования к участникам закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя), поскольку в составе заявки единственного участника закупки представлена лицензия с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 30%, 50%, 20%, а также коэффициентами значимостей 0,3; 0,5; 0,2.
Критерий N 1 содержит, в том числе следующие показатели:
"Методология оказания услуг" (далее - Показатель N 1), "Функциональные характеристики объекта закупки" (далее - Показатель N 2).
По Показателю N 1 оценивается наличие либо отсутствие сведений (разделы) об управлении качеством работ, проектной деятельностью, рисками, предоставлением ИТ-услуг, уровнем сервиса, информационной безопасностью, например, при представлении участником закупки сведений (разделов) об управлении качеством услуг, содержащие описание процесса управления и его основных параметров присваивается 15 баллов, при отсутствии 0 баллов.
По Показателю N 2 оценивается наличие либо отсутствие дополнительной информации, например, при представлении участником закупки сведений о наличии функциональной схемы предполагаемого решения присваивается 15 баллов, при отсутствии 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки по Критерию N 1 не противоречит положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Критерий N 2 содержит, в том числе следующие показатели:
"Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" (далее - Показатель N 3).
Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки по Показателю N 3 не противоречит положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
"Обеспеченность участника открытого конкурса трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 4), например, при наличии в штате Участника специалистов с сертификатами Cisco Certified Network Professional не менее 2-х специалистов с требуемыми сертификатами присваивается 15 баллов, при наличии в штате участника 1 специалиста с требуемым сертификатом присваивается 5 баллов; при отсутствии в штате Участника требуемых специалистов с необходимыми сертификатами присваивается 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанным показателям в отношении одного специалиста присваивается разное количество баллов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), поскольку к участию в Конкурсе допущен один участник Конкурса, заявка которого признана соответствующей положениям Конкурсной документации.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Конкурсной документации не содержится обоснование необходимости использования стандарта телекоммуникационной инфраструктуры TIA/EIA-942, и соответствия технологической площадки центра обработки данных ЦОД требованиям надежности не ниже Tier 3.
Пунктом 6 технического задания Конкурсной документации установлено, что технологическая площадка ЦОД исполнителя должна быть организована в соответствии со стандартом телекоммуникационной инфраструктуры TIA/EIA-942, отвечать требованиям надежности не ниже Tier 3.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и национальной системе стандартизации отсутствуют положения, стандарты, регламентирующие функционирование, характеристики, доступность ЦОД, в связи с чем Заказчиком указан международный стандарт телекоммуникационной инфраструктуры TIA/EIA-942. При этом в техническом задании Конкурсной документации установлено требование о соответствии ЦОД указанному международному стандарту, а наличие сертификата соответствия указанного стандарта не требуется.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Асторс" обоснованной в части ненадлежащего установления в Конкурсной документации требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 22.07.2016 N К-1172/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июля 2016 г. N К-1172/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был