Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЭГЛЕТ" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения-Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Государственного учреждения-Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования Check Point и прав использования программного обеспечения с выполнением работ по их настройке (номер извещения 0273100000116000146) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Описание объекта закупки носит не объективный характер.
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно: требование к наличию у исполнителя определенных трудовых ресурсов.
3. Из положений документации об Аукционе невозможно установить конкретный срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения государственного контракта.
4. Заказчиком при проведении Аукциона нарушены требования Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 07.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 309 370 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2.2. Технического задания установлено следующее: "Каждый программно-аппаратный комплекс Check Point 13500 Next Generation Threat Prevention Appliance в соответствии с п. 1 Таблицы 1 должен поддерживать: интуитивно понятный интерфейс, единый с интерфейсом управления межсетевого экрана; простая в использовании, и одновременно гибкая в настройке система генерации отчетов".
Вместе с тем, документация об Аукционе не раскрывает, такие понятия, как "интуитивно понятный интерфейс", "простая в использовании, и одновременно гибкая в настройке система", вследствие чего не представляется возможным определить какие именно характеристики к оборудованию необходимо представить в заявке участникам Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно: требование к наличию у исполнителя определенных трудовых ресурсов.
Пунктом 3.4. Технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "Исполнитель должен предоставить Заказчику до начала выполнения работ, не позднее 20 календарных дней с даты заключения контракта действующие сертификаты - Check Point Certified Security Expert для не менее 3 (трех) сотрудников исполнителя для выполнения работ по настройке оборудования и ПО".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что дополнительные требования ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, из положений документации об Аукционе невозможно установить конкретный срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения государственного контракта.
Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, регламентирует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 10.3 Проекта контракта документации об Аукционе: "В случае если Исполнителем в качестве обеспечения исполнения Контракта предоставляется безотзывная банковская гарантия, такая банковская гарантия должна быть выдана на срок, превышающий срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 14.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Контракт считается заключенным с момента размещения в Единой информационной системе Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и действует до полного исполнения каждой из Сторон своих обязательств по Контракту".
Согласно пункту 4.1 проекта контракта документации об Аукционе исполнитель выполняет обязательства, предусмотренные Контрактом, в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня заключения Контракта по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4.
Согласно пункту 5.2 проекта контракта документации об Аукционе Заказчик в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня передачи товара осуществляет приемку товара на соответствие требованиям Контракта, в том числе его наименования, количества, качества, комплектности, упаковки, включая проведение силами Заказчика экспертизы соответствия товара условиям Контракта, результаты которой отражаются в Акте о приемке товара.
Согласно пункту 8.4 проекта контракта документации об Аукционе в случае несоответствия результатов выполненных работ условиям Контракта Исполнитель устраняет недостатки выполненных работ в срок, согласованный с Заказчиком.
Согласно пункту 4.8 проекта контракта документации об Аукционе исполнитель в случае замечаний Заказчика к содержанию документов о приемке результатов исполнения Контракта, предусмотренных в разделах 5-8 Контракта, обязан устранить такие замечания в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что из положений Конкурсной документации представляется возможным установить конкретный срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения государственного контракта, так как срок действия контракта составляет 100 дней.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком при проведении Аукциона нарушены требования Постановления N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом в соответствии с Постановлением 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объектом закупки является поставка оборудования Check Point и прав использования программного обеспечения с выполнением работ по их настройке. При этом Check Point является оборудованием иностранного происхождения.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не подготовлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭГЛЕТ" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе необъективного описания объекта закупки, а также нарушения требований Постановления 1236.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 26.07.2016 по делу N К-1183/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2016 г. N К-1183/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был