Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г. N 36-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Тимохине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленской области к Смоленскому городскому Совету о признании не действующими отдельных положений Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий, утверждённого решением Смоленского городского Совета от 22 декабря 2009 г. N 1320, по апелляционной жалобе Смоленского городского Совета на решение Смоленского областного суда от 17 марта 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного ответчика Артамонова Р.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Смоленского городского Совета от 22 декабря 2009 г. N 1320 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий" утверждён Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий (далее - Порядок), который опубликован 30 декабря 2009 г. в официальном издании "Смоленские городские известия", N 12.
Абзацем вторым пункта 1 Порядка определено, что право на получение дополнительной меры социальной поддержки имеют ветераны боевых действий, зарегистрированные по месту жительства в пределах города Смоленска и не использовавшие право на получение меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 12 Порядка предусмотрено, что осуществление ежемесячной денежной выплаты получателям выплаты прекращается в случае наступления обстоятельств, вследствие которых гражданин утратил право на получение ежемесячной денежной выплаты (отсутствие регистрации по месту пребывания или месту жительства в пределах города Смоленска и т.п.).
Прокурор Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнённых требований) о признании не действующими приведённых правовых предписаний в части слов "зарегистрированные по месту жительства" и "отсутствие регистрации по месту пребывания или месту жительства в пределах города Смоленска".
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что предоставление меры социальной поддержки ветеранам боевых действий не может ставиться в зависимость от регистрации по месту жительства, поскольку регистрация или её отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Решением Смоленского областного суда от 17 марта 2016 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Смоленским городским Советом ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству, поскольку реализацию права ветеранов боевых действий на получение меры социальной поддержки ставят в зависимость исключительно от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
При этом суд обоснованно применил часть 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой закреплено право органов местного самоуправления устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из совокупного анализа правовых предписаний статей 6.1, 6.3 и 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что меры социальной поддержки ветеранам боевых действий и социальная помощь предоставляются такой категории граждан по месту их жительства либо месту пребывания, то есть, как правильно констатировал суд первой инстанции, по месту реально занимаемого (используемого и предназначенного для проживания) жилого помещения.
При этом статьёй 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться с заключением суда первой инстанции о том, что право на получение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан не может ставиться в зависимость от наличии регистрации по месту жительства, поскольку отсутствие таковой лишает права на получение дополнительной меры социальной поддержки постоянно проживающих в пределах города Смоленска ветеранов боевых действий.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, согласно которой регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При таком положении доводы Смоленского городского Совета о не противоречии оспариваемых правовых норм федеральному законодательству, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании предписаний материального права.
Утверждение в апелляционной жалобе о нарушении судом норм процессуального права, выраженного в возложении на административного ответчика обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, таким образом, чтобы отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в пределах города Смоленска, не ограничивало право на получение дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий, не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Иных доводов, опровергающих выводов суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем не является основанием для отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Смоленского областного суда от 17 марта 2016 г. по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленского городского Совета - без удовлетворения, исключив из мотивировочной и резолютивной частей указание на обязанность Смоленского городского Совета в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять новый нормативный правовой акт.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г. N 36-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был