Organization management systems. Guidelines for structure and composition of elements
Дата введения - 1 июня 2013 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")
2 Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1403-ст
4 Введен впервые
Введение
В настоящее время организации разных организационно-правовых форм, видов деятельности и размеров широко внедряют стандарты на системы менеджмента, такие как стандарты ИСО серии 9000, ИСО серии 14000, OHSAS 18000 и другие, а также стандарты этих серий с дополнительными требованиями для определенных отраслей.
На практике данные системы эффективно функционируют только в том случае, если организация встраивает их в свою общую систему менеджмента. Однако для этого организации необходимо ясно понимать структуру своей общей системы менеджмента, состав и взаимосвязь ее элементов.
Цель настоящего стандарта - предоставить рекомендации по структуре и составу элементов общей системы менеджмента организации.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации по формированию структуры и состава элементов системы менеджмента организации в целом. Он применим к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, вида деятельности и размера.
Настоящий стандарт не предназначен для сертификации или договорных целей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий национальный стандарт:
ГОСТ Р ИСО 9000-2008* Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р ИСО 9000-2008.
4 Структура и состав элементов системы менеджмента организации
4.1 Структура и состав элементов системы менеджмента для каждой организации определяются ее предназначением (миссией) и стратегическими целями, организационной структурой, структурой ее ресурсов и составом процессов, которые реализует организация для достижения своих целей.
Для результативного и эффективного функционирования системы менеджмента руководству организации следует обеспечить решение следующих задач:
- определить, документально оформить и поддерживать в актуальном состоянии организационную структуру и состав ее элементов, отразив в ней подчиненность руководителей и подразделений, их основные функции;
- определить состав процессов системы менеджмента организации и документально оформить схему их взаимодействия;
- определить состав и разработать процедуры, в том числе документированные, с учетом требований применяемых организацией стандартов на системы менеджмента, а также с учетом потребностей самой организации.
4.2 Организационная структура
Организационная структура является уникальной для каждой организации. Высшему руководству следует формировать ее с учетом миссии организации, стратегии, направлений деятельности, используемых ресурсов, производимой продукции, размеров организации, компетентности персонала и других факторов.
4.3 Процессы
4.3.1 При определении состава и взаимосвязи процессов, необходимых организации для достижения ее целей и постоянного совершенствования деятельности, следует ориентироваться на их укрупненную структуру, основанную на процессном подходе к деятельности организации (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура процессов системы менеджмента
4.3.2 Состав процессов
4.3.2.1 Разработка и развертывание стратегии и политики
При определении состава необходимых для системы менеджмента элементарных процессов этой группы организации следует рассмотреть:
- мониторинг среды организации;
- определение и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;
- выработку стратегии и политики, в том числе по аспектам деятельности;
- развертывание стратегии и политики;
- информирование заинтересованных сторон о стратегии и политике.
4.3.2.2 Менеджмент ресурсов
Состав процессов этой группы определяется составом ресурсов, которые необходимы организации для реализации ее целей.
В общем случае организацией используются следующие виды ресурсов:
- инфраструктура;
- производственная среда;
- финансы;
- информация;
- знания;
- технологии;
- природные ресурсы;
- партнеры.
Организация в зависимости от важности тех или иных видов ресурсов может объединять в одном процессе (с одним ответственным за процесс и самостоятельной единой процедурой) менеджмент нескольких видов ресурсов (например, информацию, знания и технологию) либо выделять в самостоятельный процесс отдельную часть менеджмента того или иного ресурса, например в менеджменте такого ресурса, как персонал, выделить в качестве самостоятельного процесса "подготовку персонала".
4.3.2.3 Процессы жизненного цикла продукции (услуги)
Еще одна группа процессов - процессы жизненного цикла продукции (услуги), поставляемой организацией своим потребителям. Состав таких процессов зависит от миссии организации и используемых ею бизнес-моделей.
Как правило, в жизненном цикле продукции выделяют следующие процессы:
- изучение рынка;
- определение и анализ требований к продукции;
- разработка продукции;
- закупки;
- производство продукции (предоставление услуг);
- поставка;
- монтаж;
- обслуживание;
- утилизация.
4.3.2.4 Мониторинг, измерения, самооценка, анализ
Процессы этой группы служат организации для оценки степени достижения запланированных целей, уровня удовлетворенности заинтересованных сторон и определения необходимости изменений в системе менеджмента для ее постоянного улучшения.
Следующие процессы следует рассмотреть организации для включения в свою систему менеджмента:
- мониторинг удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
- мониторинг процессов и продукции;
- действия с несоответствиями;
- внутренние проверки;
- самооценка;
- бенчмаркинг;
- анализ со стороны руководства.
4.3.2.5 Улучшения и инновации
Процессы этой группы организация реализует для определения того, какие именно меры по улучшению существующих или введению новых подходов следует реализовать.
Следующие принципы следует рассмотреть организации для включения в систему менеджмента:
- корректирующие действия;
- предупреждающие действия (в т.ч. по снижению рисков);
- улучшение на основе цикла PDCA (планирование - осуществление - проверка - действие);
- определение и введение инноваций.
4.4 Для оптимального сочетания элементов организационной структуры с процессами системы при их планировании организации следует определить руководителей процессов, а также обеспечить участие и взаимодействие подразделений и должностных лиц таким образом, чтобы взаимоувязать все элементы системы менеджмента организации, избежать "потерь" как внутри процессов, так и при взаимодействии с другими процессами.
Разработка схемы взаимодействия процессов, а также карт процессов может способствовать решению данной задачи.
Условная схема, иллюстрирующая участие подразделений (функций) организации в процессах системы менеджмента, приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Участие подразделений организации в процессах системы менеджмента
4.5 Структура документированных элементов системы, включающая документированные процедуры и плановые документы, должна формироваться с учетом необходимости интегрированного внедрения в единую систему менеджмента требований различных стандартов на системы менеджмента, таких как ИСО 9001, ИСО 14001, ИСО 27001, OHSAS 18001 и др.
Для этого организации следует определить, какие из процедур будут интегрированными, а какие специфическими. При их разработке следует учитывать взаимосвязь между этими двумя группами процедур.
На рисунке 3 представлена иерархия документов системы менеджмента.
Рисунок 3 - Иерархия документов системы менеджмента
_______________________________
* С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9000-2011 вводится в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55272-2012 "Системы менеджмента организаций. Рекомендации по структуре и составу элементов" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1403-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 июня 2013 г.