Решение Верховного Суда РФ от 26 июля 2016 г. N АКПИ16-758
Именем Российской Федерации
Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 августа 2016 г. N АПЛ16-364 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/243-7 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" по одномандатным избирательным округам", установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/243-7 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" по одномандатным избирательным округам" (далее - Постановление) отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" по одномандатным избирательным округам, в связи с нарушением предусмотренного законом порядка выдвижения.
Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" (далее - Партия) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным Постановления, указывая на то, что оно принято с нарушением требований части 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) и статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) и нарушает право включенных в список кандидатов быть избранными в органы государственной власти.
Свое требование административный истец мотивирует тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России), определены неправильно, вследствие чего им дана неправильная юридическая квалификация; порядок выдвижения списка кандидатов Партия не нарушала, наличие в списке по трем одномандатным избирательным округам двух кандидатов вместо одного и, соответственно, увеличение числа кандидатов в списке со 166 до 169 вызваны технической ошибкой, допущенной в ходе подготовки оформления документов, представляемых в ЦИК России с помощью специализированного программного обеспечения.
В судебном заседании председатель Партии Артюх Е.П., а также ее представитель Бодров А.В. поддержали заявленное требование.
ЦИК России в письменных возражениях указала, что Постановление принято правомочным составом в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.
Представители ЦИК России Воронин Д.Ю., Кинев А.Ю. и Нестеров А.С. в судебном заседании поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу части 10 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ основаниями отказа в заверении федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам являются отсутствие документов, указанных в частях 1-4 данной статьи, нарушение предусмотренного статьями 39 и 40 данного федерального закона порядка выдвижения федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Из Постановления следует, что основанием для отказа в заверении списка кандидатов, выдвинутых Партией по одномандатным избирательным округам, явилось нарушение предусмотренного статьей 40 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ порядка выдвижения списка кандидатов, выразившееся в выдвижении по трем одномандатным избирательным округам двух кандидатов вместо одного и несоответствии числа кандидатов в количестве 166, указанного в протоколе Съезда Партии, представленному в ЦИК России списку, включающему 169 кандидатов.
Согласно статье 40 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ решение политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях". Выдвинутые кандидаты включаются в список кандидатов по одномандатным избирательным округам (часть 1). В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата (часть 2). Решение съезда политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам оформляется протоколом, в котором указываются: 1) число зарегистрированных делегатов съезда; 2) число делегатов съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; 3) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам и итоги голосования за это решение (с приложением списка кандидатов); 4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии; 5) дата принятия решения (часть 5).
Части 1 и 4 статьи 42 указанного закона устанавливают, что решение съезда политической партии одновременно со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем политической партии в ЦИК России. При этом список представляется на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК России.
13 июля 2016 г. в ЦИК России поступило уведомительное письмо Партии, в котором сообщалось о выдвижении на Съезде 9 июля 2016 г. кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и представлении документов для заверения списков кандидатов. В приложении к уведомительному письму под N 2 указан список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, на бумажном носителе на 25 листах, а под N 4 - протокол Съезда Партии с решением о выдвижении списков кандидатов на 21 листе.
Список кандидатов, выдвинутых Партией по одномандатным избирательным округам, подписанный председателем Партии Артюхом Е.П. и скрепленный печатью Партии, на бумажном носителе на 25 листах, представленный в ЦИК России, обозревался в судебном заседании и исследовался судом с участием сторон. Из данного документа усматривается, что он представляет собой приложение к решению Съезда политической партии "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" от 9 июля 2016 г., о чем указано в правом верхнем углу первого листа, и включает в себя сведения о 169 кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых Партией по одномандатным избирательным округам. На последнем 25-м листе списка, где содержатся сведения о последнем 169-м кандидате, находится подпись председателя Партии Артюха Е.П., подлинность которой он не оспаривал, и печать Партии.
Из подтверждения ЦИК России о приеме документов, представленных Партией для заверения списков кандидатов, от 13 июля 2016 г. усматривается, что одновременно с указанными выше документами на бумажном носителе в ЦИК России были представлены два электронных носителя с документами в машиночитаемом виде и эмблемой политической партии. На одном из данных электронных носителей находился еще один список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, на 166 листах, подготовленный с помощью специализированного программного изделия, в объеме машиночитаемых форм, который был распечатан в ЦИК России в присутствии уполномоченного представителя Партии, а электронные носители помещены в конверты и опечатаны, заверены подписями уполномоченного представителя Партии и члена ЦИК России.
Приведенные обстоятельства подтверждены в судебном заседании объяснениями сторон.
Как видно из распечатанного с электронного носителя списка кандидатов на 166 листах, он также является приложением к решению Съезда политической партии "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" от 9 июля 2016 г. и содержит сведения о 169 кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, каждый лист списка заверен подписью уполномоченного представителя Партии и печатью Партии.
Из представленных в ЦИК России списков следует, что в трех одномандатных избирательных округах выдвинуты по два кандидата в каждом: Кабардино-Балкарская Республика - Кабардино-Балкарский одномандатный избирательный округ N 14 - Перепелица Ф.В. и Тхабисимов М.Х.; Ставропольский край - Ставропольский одномандатный избирательный округ N 65 - Агамирова Л.В. и Манин С.Ф.; Ставропольский край - Кавминводский одномандатный избирательный округ N 67 - Голец А.В. и Соболева К.С.
Помимо этого, из протокола от 9 июля 2016 г. следует, что на Съезде Партии было принято решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в количестве 166 кандидатов, что не соответствует представленному в ЦИК России списку, являющемуся приложением к протоколу Съезда Партии и его неотъемлемой частью.
Исследовав и оценив документы, представленные Партией в ЦИК России для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также учитывая объяснения сторон, суд приходит к выводу о том, что Партией был нарушен предусмотренный статьей 40 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ порядок выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, что в силу части 10 статьи 42 данного закона является основанием для отказа в заверении соответствующего списка.
Доводы административного истца о том, что Партией была допущена техническая ошибка при оформлении документов для представления в ЦИК России, в целях устранения которой ЦИК России в нарушение части 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ не известила Партию, нельзя признать состоятельными.
По поступившим в ЦИК России документам, а именно по протоколу Съезда Партии от 9 июля 2016 г., инициатива выдвижения списка кандидатов в депутаты по одномандатным округам охватывала именно 166 избирательных округов. Однако представленный с уведомительным письмом от 13 июля 2016 г. список кандидатов подтверждает, что политическая партия указала на поименованных в нем 169 кандидатов как на тех лиц, за которых голосовали делегаты Съезда 9 июля 2016 г., выдвигая их кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Протокол Съезда Партии содержит лишь сведения о количественном составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Поименный список кандидатов с указанием наименований одномандатных избирательных округов в протоколе отсутствует. В других документах, представленных Партией в ЦИК России, за исключением списков, таких сведений также не имеется.
Установленное несоответствие не может быть признано технической ошибкой и не может быть устранено в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.
Данное законоположение не применимо в случае установления факта нарушения порядка выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, влекущего отказ в заверении соответствующего списка кандидатов.
Представленные административным истцом в судебное заседание список, включающий 166 кандидатов, и бюллетень для голосования на Съезде с поименным списком кандидатов по одномандатным избирательным округам не опровергают выводы ЦИК России о нарушении Партией порядка выдвижения списка кандидатов, поскольку данные документы в ЦИК России для заверения соответствующего списка кандидатов не представлялись.
ЦИК России, чья компетенция установлена пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и статьей 27 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, не вправе влиять в любых формах на принятие политической партией решений о выдвижении кандидатов в составе соответствующих списков кандидатов.
Постановление принято ЦИК России полномочным составом с соблюдением установленной законом процедуры.
Поскольку оспариваемое решение ЦИК России является законным, то в соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/243-7 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" по одномандатным избирательным округам" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 июля 2016 г. N АКПИ16-758
Текст решения официально опубликован не был
Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 августа 2016 г. N АПЛ16-364 настоящее решение оставлено без изменения