Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. N 9-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова A.А. о признании не действующим постановления Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. N 703 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населённых пунктов Нижегородской области" в части, а также постановления Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2014 г. N 870 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населённых пунктов Нижегородской области" в части, по апелляционной жалобе заявителя на решение Нижегородского областного суда от 18 февраля 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения Соколова А.А. и его представителей по доверенности Полякова Д.В., Дудиной М.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Нижегородской области по доверенности Бисиной П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. N 703 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населённых пунктов Нижегородской области по состоянию на 1 января 2009 г. (далее - Постановление N 703).
В строку ... приложения 1 к Постановлению N 703 включён земельный участок с кадастровым номером ... со следующими характеристиками: наименование участка - ДО "..." местоположение участка - обл. ..., р-н, уч-к ... примыкающий с ... к н.п. ..., в ... м ... н.п. ...; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование - для дачного строительства; площадь - ... кв.м; вид объединения - дачные; наименование объединения - ДО "..."; показатель кадастровой стоимости, руб./кв.м - ...; кадастровая стоимость земельного участка, руб. - ... руб.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2014 г. N 870 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населённых пунктов Нижегородской области по состоянию на 1 ноября 2013 года (далее - Постановление N 870).
В строку ... приложения 1 к Постановлению N 870 включён земельный участок с кадастровым номером ... со следующими характеристиками: площадь земельного участка ... кв.м; вид объединения - дачные; наименование объединения - днп "..."; УПКС эталонного земельного участка - ... руб./кв.м; кадастровая стоимость объекта оценки - ... руб.
В строку ... приложения 1 к Постановлению N 870 включён земельный участок с кадастровым номером ... со следующими характеристиками: площадь земельного участка ... кв.м; вид объединения - дачные; наименование объединения - днп "..."; УПКС эталонного земельного участка - ... руб./кв.м; кадастровая стоимость объекта оценки - ... руб.
Пунктом 5 Постановления N 870 Постановление N 703 признано утратившим силу. Вместе с тем положения Постановления N 703 в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390-391 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат применению для определения налоговой базы по земельному налогу, исчисляемому за периоды со дня вступления в силу в порядке, определённом статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации, до 1 января 2016 года.
Постановление N 703 опубликовано 17 сентября 2011 г. в газете "Нижегородские новости", N 169 (4781).
Постановление N 870 опубликовано 25 декабря 2014 г. в газете "Нижегородские новости", N 229 (5562).
Соколов А.А. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... и обратился в Нижегородский областной суд с уточнённым в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия приложение 1 к Постановлению N 870 в части строк ... и ... по земельным участкам с кадастровыми номерами ... и ... Также Соколов А.А. просил признать не действующим со дня принятии приложение 1 к Постановлению N 703 в части строки ... по земельному участку с кадастровым номером ..., в результате раздела которого Соколову А.А. на праве собственности принадлежала доля в преобразованном земельном участке с кадастровым номером ..., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешённое использование "для дачного строительства".
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что оспариваемые постановления нарушают его права как плательщика земельного налога, поскольку спорные земельные участки включены в оспариваемые постановления как участки, входящие в дачные объединения и дачные некоммерческие партнёрства, что не соответствует действительности. Внесение их в оспариваемые постановления произведено с нарушением законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила N 316), Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания N 222). Земельные участки никогда не входили в состав дачного объединения "Богородский район" и дачного некоммерческого партнёрства "Серебряный бор", следовательно, определение их кадастровой стоимости на основании Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (далее - Методика N П/307), утверждённой приказом Роскомземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307, является незаконным.
Решением Нижегородского областного суда от 18 февраля 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции установил, что Соколов А.А. собственником земельного участка с кадастровым номером ... никогда не был, земельный налог за пользование данным земельным участком не уплачивал, в связи с чем оспариваемым положением его права не нарушены. Другие спорные земельные участки на момент проведения государственной кадастровой оценки были учтены в государственном кадастре недвижимости с видом разрешённого использования "для дачного строительства" и не являлись землями населённых пунктов, поэтому независимо от того, входили ли эти участки в садоводческое, огородническое или дачное объединение, они подлежали включению в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке как земли садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населённых пунктов Нижегородской области исходя из вида разрешённого использования.
В апелляционной жалобе Соколов А.А. просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, и Правительство Нижегородской области представили возражения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценочная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности (статья 1 Закона об оценочной деятельности).
Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность следующих действий: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности, положениями Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, и Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. N 648, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтённых в государственном кадастре недвижимости. При этом при формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике, в том числе кадастровый номер, категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок; разрешённое использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункт 8 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке).
Из анализа указанных норм следует, что государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешённого использования.
В данном случае земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - на 1 ноября 2013 г. - были учтены в государственном кадастре недвижимости с видом разрешённого использования "для дачного строительства".
В соответствии с абзацем четвёртым статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.
При этом статьёй 8 названного закона установлено, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Из толкования указанных норм в их взаимной связи следует, что земельный участок с видом разрешённого использования "под дачное строительство", не входящий в состав садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, подпадает под определение дачного земельного участка.
Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, названным выше федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 3 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"). Указанное правовое регулирование включает, в том числе, нормативные правовые акты в сфере кадастровой оценки дачных земельных участков.
Приказом Роскомземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (далее - Методика N П/307).
В пункте 1.2 данной методики указано, что она применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений.
При этом в пункте 1.2 Методики N П/307 дано понятие земельного участка дачного объединения. Так, под земельным участком дачного объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретённый им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём или жилого дома с правом регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Поскольку в указанной норме не имеется указания на обязательность вхождения дачного земельного участка в состав дачного объединения и с учётом положений статьи 8 Федерального закона N 66-ФЗ, не исключается возможность применения Методики N П/307 при государственной кадастровой оценке земельного участка, на котором дачное строительство осуществляется в индивидуальном порядке.
Согласно позиции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выраженной в письме от 22 января 2014 г. N 15-исх/00606-НФ/14, определение кадастровой стоимости земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3.1 Методических указаний.
Из пункта 2.3.1 Методических указаний применительно к рассматриваемой ситуации следует, что кадастровая стоимость земельного участка, предназначенного для дачного строительства, определяется путём умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих виду разрешённого использования этого земельного участка, на его площадь. Видом объединения в данном случае является дачное объединение, а удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка дачного объединения определяется в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Таким образом, спорные земельные участки правомерно включены в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной оценке в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населённых пунктов Нижегородской области, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости эталонного земельного участка дачного объединения с соблюдением установленной процедуры и методики.
С учётом изложенного Судебная коллегия полагает, что оснований для признания строк ... и ... приложения 1 к Постановлению N 870 недействующими у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Соколова А.А. в части признания недействующей строки ... приложения 1 к Постановлению N 703, поскольку административный истец не являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ... и не уплачивал земельный налог исходя из кадастровой стоимости этого участка.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 18 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколова A.A. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. N 9-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был