Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. N 52-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям ФКУ СИЗО-1 и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай о признании недействительными п.п. 1, 2 ч. 1 приказа Комитета по тарифам N 45/22 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО "Водоканал" г. Горно-Алтайска, на 2015 год", по апелляционной жалобе Комитета по тарифам Республики Алтай на решение Верховного Суда Республики Алтай от 29 февраля 2016 г., которым заявления удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Дементьевой Н.Г. и представителей ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай Дементьевой Н.Г.и Хабибулловой Ф.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ФКУ СИЗО-1 и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай обратились в Верховный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 части 1 приказа Комитета по тарифам N 45/22 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО "Водоканал" г. Горно-Алтайска, на 2015 год".
Решением Верховного суда Республики Алтай от 29 февраля 2016 г., заявленные требования удовлетворены в части признания противоречащими федеральному законодательству пунктов 1, 2 части 1 Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2014 года N 45/22, в части слов "в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения", "для всех групп потребителей" на момент их применения в отношении административных истцов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по тарифам Республики Алтай обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Алтай и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай представлены возражения.
В судебное заседание не явились извещённые в установленном законом порядке представители прокуратуры Республики Алтай и ОАО "Водоканал". Комитетом по тарифам Республики Алтай подано ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев ходатайство Комитета по тарифам Республики Алтай, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Комитет по тарифам Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен), в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 15 марта 2012 года за N 57 "Об утверждении положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай".
В рамках предоставленных полномочий Комитетом по тарифам Республики Алтай 19 декабря 2014 года издан приказ N 45/22 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО "Водоканал", г. Горно-Алтайск, на 2015 год".
Пунктом 1 части 1 Приказа N 45/22 утверждены тарифы на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО "Водоканал" г. Горно-Алтайск на 2015 год с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. в размере 24, 66 руб. за 1 куб.м (без учета НДС, без инвестиционной составляющей) для всех групп потребителей, за исключением населения.
Пунктом 2 части 1 Приказа N 45/22 утверждены тарифы на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО "Водоканал" г. Горно-Алтайск на 2015 год с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в размере 28, 58 руб. за 1 куб.м (без учета НДС, без инвестиционной составляющей) для всех групп потребителей за исключением населения.
Данный приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом. Текст приказа опубликован 19 декабря 2014 г. на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, а также 30 октября 2015 г. опубликованы, там же, изменения, внесенные приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 21 октября 2015 г. N 39/29 и в газете "Звезда Алтая" от 11 ноября 2015 г. N 235-239.
Открытое акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - ОАО "Водоканал") является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Горно-Алтайск", в соответствии с постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от 20 февраля 2015 г. N 11.
ОАО "Водоканал", эксплуатируя канализационные сети, осуществляет прием сточных вод от абонентов и их дальнейшую транспортировку до очистных сооружений.
Согласно материалам дела здания, принадлежащие административным истцам подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и не подключены к централизованной системе водоотведения, оборудованы выгребной ямой (септиком). В период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. ФКУ СИЗО-1 и ФКУ РЖ-1 УФСИН России по Республике Алтай оплачивали услуги ОАО "Водоканал" по тарифам, установленным приказом N 45/22 полностью как за услугу на водоотведение.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что установление единого тарифа на услуги водоотведения для всех категорий потребителей, как имеющих подключение к центральной системе водоотведения, так и не имеющих, не соответствует федеральному законодательству о водоснабжении и водоотведении.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоотведение определяется как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть определена как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении)
Согласно части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанный в части 8 статьи 31, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат (часть 10 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с частью 11 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), орган регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на водоотведение, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг в сфере водоотведения (тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения); для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Как установлено судом и следует из материалов дела на основании заявления ОАО "Водоканал" от 30 апреля 2014 г. Комитетом по тарифам Республики Алтай рассмотрено предложение организации и утвержден тариф на водоотведение и очистку сточных вод методом экономически обоснованных расходов (затрат). По установлению тарифов на услуги по водоотведению, в том числе очистке сточных вод на 2015 год, регулируемым органом 13 мая 2014 года открыто тарифное дело.
Комитетом по тарифам рассчитана себестоимость водоотведения с учетом затрат на прием и транспортировку сточных вод от всех групп потребителей, в том числе расходов на амортизацию и расходов на ремонт и техническое обслуживание канализационных сетей. При этом, ОАО "Водоканал" принимает от административных истцов только сточные воды, производит их очистку и осуществляет сброс, в отсутствие их подключения к централизованной системе водоотведения.
Поскольку ОАО "Водоканал" для административных истцов оказывал услугу по очистке сточных вод, то учет в составе расходов этого общества затрат по транспортировке сточных вод и техническое обслуживание канализационных сетей приводит к завышению тарифа на водоотведение.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 29 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам Республики Алтай - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. N 52-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был