Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2016 г. N 31-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании не действующими отдельных положений раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2016 год, утверждённой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2015 г. N 496, по апелляционной жалобе Кабинета Министров Чувашской Республики на решение Верховного Суда Республики Чувашской Республики от 14 апреля 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, опубликованным 31 декабря 2015 г. на портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru, 4 января 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 января 2016 г. в печатном издании "Вести Чувашии", N 3, утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Чувашской Республики медицинской помощи на 2016 г. (далее - Территориальная программа).
В разделе VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а именно:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 325,3 рубля (абзац четвёртый), что составляет 83,75% от норматива затрат, установленного федеральной Программой в размере 388,4 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 968,4 рубля (абзац пятый), что составляет 85,96% от норматива затрат, установленного федеральной программой в размере 1126,5 рубля;
на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 10286,4 рубля (абзац седьмой), что составляет 89,46% от норматива затрат, установленного федеральной программой в размере 11498 рублей;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 36713,8 рубля (абзац восьмой), что составляет 55,11% от норматива затрат, установленного федеральной Программой в размере 66612,3 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 419,1 рубля (абзац десятый), что составляет 23,47% от норматива затрат, установленного федеральной Программой в размере 1785,1 рубля;
подушевые нормативы финансирования в Чувашской Республике, (без учёта расходов федерального бюджета), составляют за счёт бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики (в расчёте на 1 жителя) - 1374,6 рубля (абзац двенадцатый), что составляет 39,4% от норматива подушевого финансирования, установленного федеральной Программой в размере 3488,6 рубля.
Прокурор Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими приведённых выше норм Территориальной программы ввиду того, что оспариваемые нормативы объёма медицинской помощи по размеру ниже установленных в федеральной программе, в связи с чем права жителей Чувашской Республики на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации, нарушены.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 14 апреля 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Кабинета Министров Чувашской Республики ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Кабинет Министров Чувашской Республики о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются в соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
В силу частей 1 и 3 статьи 81 названного выше федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2).
По общему правилу обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3); базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 статьи 3 этого же федерального закона).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемая в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учётом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объёмов предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчёте на одно застрахованное лицо. Указанные в данной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Из системного толкования приведённых норм федерального законодательства следует, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, так как предусмотренные ею нормативы рассчитаны как средние показатели и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Проанализировав федеральное законодательство, сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 г., утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382, суд первой инстанции правомерно констатировал, что Правительством Чувашской Республики нормативы объёма медицинской помощи установлены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, и законно признал Территориальную программу в оспариваемой части не действующей, как противоречащую требованиям федерального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного решения суда, они аналогичны позиции Кабинета Министров Чувашской Республики в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 14 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2016 г. N 31-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был