Постановление Верховного Суда РФ от 23 августа 2016 г. N 305-АД16-8145
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу Российского научного фонда
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016
по делу N А40-189778/2015
по заявлению Российского научного фонда
о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 16.09.2015 N 14-2015/499 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Российский научный фонд обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - административный орган) от 16.09.2015 N 14-2015/499 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, считая их незаконными.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41. Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
Как следует из судебных актов, в период с 25.05.2015 по 22.06.2015 в Российском научном фонде проведена выездная плановая проверка использования в 2013-2014 средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на формирование его имущества, в ходе которой установлено нарушение, выразившееся в нецелевом расходовании средств федерального бюджета (субсидии), а именно: 27.06.2014 фонд оплатил медицинские услуги своим работникам и членам их семей на общую сумму 240 000 рублей за счет средств субсидии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения 16.09.2015 постановления о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за
нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 38, 78.1, частью 2 статьи 306.1, частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1170), суды пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем признали законным и обоснованным постановление административного органа о привлечении его к административной ответственности.
При этом суды указали, что субсидия предоставляется заявителю из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации на формирование имущества фонда на условии целевого использования, и должна быть использована исключительно для достижения цели его деятельности, тогда как оказание медицинской помощи и оплата таких услуг, в том числе стоматологических, своим работникам и членам их семей, не является целью деятельности фонда.
Заявитель в жалобе указывает, что при разрешении споров, возникающих из правоотношений по субсидированию, судами неправомерно применены нормы бюджетного законодательства.
Между тем, субсидирование обеспечивает целевое финансирование публичных задач и функций, реализуемых на основе публичного взаимодействия государства (муниципальных образований) с получателями субсидий.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании. При предоставлении указанных субсидий осуществление органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателям субсидии условий, целей и порядка их предоставления является обязательным и неотъемлемым условием.
Ссылка заявителя на нарушение административным органом пункта 94 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 N 18н в связи с непринятием решения о проведении внеплановой выездной проверки при наличии письменных возражений от заявителя, не свидетельствует о недействительности проведенной проверки, поскольку фонд в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении представлял свои возражения и объяснения, которые были учтены административным органом при вынесении оспариваемого постановления, а также были предметом исследования судов.
Несогласие фонда с выводами административного органа, выраженное в возражениях на акт плановой проверки, само по себе не может свидетельствовать о необходимости назначения внеплановой проверки.
Внеплановые проверки (ревизии) могут быть назначены в отношении тех объектов контроля, которые были проверены административным органом, но окончательное решение по результатам проверочных мероприятий не могло быть вынесено в связи с возражениями проверяемого лица с учетом конкретных обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 по делу N А40-189778/2015 оставить без изменения, а жалобу Российского научного фонда - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 23 августа 2016 г. N 305-АД16-8145 по делу N А40-189778/2015
Текст постановления официально опубликован не был