Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2016 г. N 306-ЭС16-7779
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2015 по делу N А12-28076/2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2016 по тому же делу
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (г. Волгоград) к Федеральному автономному учреждению "Российский дорожный научно- исследовательский институт" (г. Волгоград) о взыскании денежных средств,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Федеральному автономному учреждению "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (далее - учреждение) с иском о взыскании 278 692 руб. 43 коп., из которых 221 756 руб. 82 коп. - арендная плата за период с января 2014 по май 2015, а также 56 935 руб. 61 коп. пени за период с 11.01.2014 по 31.05.2015.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2016, иск удовлетворен в части взыскания 90 927 руб. 18 коп. задолженности по арендной плате и 37 893 руб. 70 коп. пени. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела, установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.02.2007 между администрацией Волгограда и федеральным государственным унитарным предприятием "РОСДОРНИИ" (арендатор) заключен договор аренды N 7214 земельного участка, общей площадью 7 022,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, Вишневая балка "для завершения строительства и производственной деятельности гаража".
Полномочия арендодателя по указанному договору впоследствии были переданы управлению на основании дополнительного соглашения к договору N 1 от 16.02.2011 в связи с государственной регистрацией права федеральной собственности на земельный участок.
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком пункта 2.4 договора, определяющего сроки внесения арендной платы, а также пункт 2.9 договора, предусматривающего ответственность арендатора за просрочку их уплаты в виде пени в размере 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки, обратился в суд с иском по настоящему делу.
Суды признали обоснованным требование истца только в части периода с января 2014 по 20.08.2014, то есть за период до преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Российский дорожный научно-исследовательский институт" в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский дорожный научно-исследовательский институт" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.02. 2014 N 245-р.
Как установили суды, впоследствии на основании приказа министерства транспорта Российской Федерации от 19.03.2015 N 46 был изменен тип государственного учреждения на автономное учреждение и соответственно его наименование на федеральное автономное учреждение "Российский дорожный научно-исследовательский институт".
Отказ во взыскании части требования суды мотивировали изменением организационно-правовой формы юридического лица - арендатора, который после 20.08.2014 стал учреждением, и по этой причине в соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) должен обладать земельным участком исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По мнению судов, реорганизация юридического лица в форме преобразования, то есть изменения его организационно-правовой формы, влечет по существу отсутствие у такого лица обязанности вносить арендную плату по заключенному ранее этим юридическим лицом (в предыдущей организационно-правовой форме) договору аренды земельного участка.
Ссылаясь на положения пункта 2 части 2 статьи 39.9 Земельного кодекса и полагая о том, что ответчик обладает земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, суды не указали о судьбе договора аренды в результате изменения организационно-правовой формы одной из сторон обязательства.
Полагая о том, что судами необоснованно отказано в части требования со ссылкой на изменение у арендатора организационно-правовой формы юридического лица, управление указывает на возникновение обязанности уплачивать земельный налог у ответчика в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса только после государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком за ответчиком.
Факта государственной регистрации указанного права пользования земельным участком у ответчика суды не установили.
Судами, по мнению управления, не были учтены соответствующие разъяснения по применению приведенных норм материального права, содержащиеся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", в котором указано, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Управление считает, что до приобретения земельного участка в установленном законом порядке на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждение не может использовать земельный участок на иных условиях, как на условиях заключенного договора аренды.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно- правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Кроме того, заявитель указывает, что судами в обоснование наличия у ответчика права постоянного (бессрочного) пользования был применен пункт 2 части 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, тогда как в соответствии с частью 1 этой статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также иные сведения о землепользователе (часть 3 указанной статьи).
Однако решения уполномоченного органа о предоставлении ответчику земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, как указывает управление, не принималось, суды такого обстоятельства также не устанавливали.
При названных обстоятельствах, суд полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе управления о существенном нарушении судами норм материального права, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 10 часов 00 минут 29.09.2016 в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2016 г. N 306-ЭС16-7779 по делу N А12-28076/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2017 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2307/17
09.02.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-28076/15
21.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7813/16
22.01.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13003/15
03.11.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-28076/15