1. Об ограничениях для ознакомления с документацией о закупке.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчик разместил в ЕИС документацию, которая содержит ограничения для ознакомления, фоновый рисунок.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что размещенная заказчиком, в ЕИС документация, содержит ограничения для ознакомления, поскольку размещена в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста что не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе. Выявлены также иные нарушения Закона о контрактной системе. Выдано предписание о внесении изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 21.07.2016 N К-1161/16
(номер извещения 0352100014516000018)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) документацию об Аукционе, которая содержит ограничения для ознакомления, а именно - фоновый рисунок.
2. В документации об Аукционе не установлены параметры эквивалентности товаров.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС- 20.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 63 100 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего в ЕИС документацию об Аукционе, которая содержит ограничения для ознакомления, а именно - документация об Аукционе размещена в формате PDF, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что размещенная Заказчиком, на момент подачи жалобы Заявителя, в ЕИС документация об Аукционе, содержит ограничения для ознакомления, поскольку размещена в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста что не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не соответствуют части 4 статьи 4, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона, так как Заказчиком 20.07.2016 размещена документация в ЕИС в доступном для ознакомления и копирования формате, а также с возможностью осуществления поиска.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 10 документации об Аукционе: "Состав и объем работ, подлежащих выполнению, определяется в соответствии с техническим заданием, проектно-сметной документацией, которая является неотъемлемой частью документации об аукционе".
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе содержит указания на товарные знаки. Так, например, "Утеплитель Пеноплекс 150 мм", без сопровождения словами "или эквивалент", что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Конкурсная документация не содержит сведений о том, что указание на товарные знаки при описании объекта закупки сопровождается словами "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего ненадлежащее описание объекта закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 25 документации об Аукционе "Требования к содержанию и составу заявки": "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит надлежащих требований к составу, содержанию заявки на участие в Аукционе, инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, в связи с чем не представляется возможным определить, на основании каких частей документации об Аукционе должны представляться конкретные показатели в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
2. О рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что Аукционной комиссией принято неправомерное решение о несоответствии заявки заявителя требованиям документации об аукционе.
Комиссией установлено, что аукционной комиссией правомерно принято решение об отклонении заявки заявителя, поскольку заявителем не представлены в полном объеме документы, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ. Однако Комиссией установлено, что заявка победителя закупки также не содержит полного объема подтверждающих документов.
На основании изложенного, выдано предписание о повторном рассмотрении заявок на участие в закупке, поскольку при первичном рассмотрении заявка победителя неправомерно признана соответствующей требованиям документации о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.07.2016 N К-1157/16
(номер извещения 0156200009916000137)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)- 31.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 128 206 560 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 04.07.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 2 106 924 494,40 рубля.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также в соответствии с пунктом 2 приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 документами, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям является копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 08.06.2016 N ИИ6 объектом закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги. Начальная (максимальная) цена контракта 2 128 206 560 рублей. ОКПД 2 42.13.20.000 "Работы строительные по строительству мостов и тоннелей".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2016 N 0156200009916000137-3 Аукционная комиссия признала вторую часть заявки участника закупки с порядковым номером "1" (Заявителя) не соответствующей требованиям документации об Аукционе по следующему основанию: "В составе заявки участника закупки отсутствуют копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным в аукционной документации: копия ранее исполненного контракта; копия акта приемки объекта капитального строительства".
В пункте 3 Информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного органа пояснил, что в составе заявки Заявителя муниципальный контракт от 01.07.2011 N 128 представлен не в полном объеме, а именно отсутствуют: Приложение N 1 "Акт приема передачи", являющееся неотъемлемой частью дополнительного соглашения о приемке-передаче прав и обязанностей заказчика от 14.06.2013 б/н, а также Приложение N3 "Копия дополнительного соглашения N 1 к договору N Д-58/ДЮ-3/570 от 20.03.2013 по планированию и предоставлению технологических "окон" в графике движения поездов - 2 листа", являющееся приложением N 1 дополнительного соглашения N 9 и акт приемки объекта капитального строительства от 15.11.2013 года б/н не в полном объеме, а именно отсутствует исполнительная документация к акту, являющаяся его неотъемлемой частью.
На заседании Комиссии, Комиссия также установила, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям представленные в заявке Заявителя представлены не в полном объеме.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям, установленным документацией об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2016 N0156200009916000137-3 Аукционная комиссия признала вторую часть заявки участника закупки с порядковым номером "2" (ООО "***") соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии было установлено, что в составе заявки ООО "***" документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям представлены не в полном объёме, а именно государственный контракт от 10.04.12 N 221/12-ДХ содержит акт приемки законченного строительства объекта от 27.08.13 N 1, в указанном акте установлено: "Неотъемлемой составной акта является документация, перечень которой приведен в Приложении N 1" вместе с тем, указанная документация, Приложение N 1 в составе заявки на участие в Аукционе ООО "***" отсутствует. Также государственный контракт от 10.04.12 N 221/12-ДХ содержит акт приемки законченного строительства объекта от 10.11.2014 N 2 в указанном акте установлено: "Неотъемлемой составной акта является документация, перечень которой праведен в Приложении N 1" вместе с тем, указанная документация, Приложение N 1 в составе заявки на участие в Аукционе ООО "***" отсутствует.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что до окончания срока рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе в адрес Заказчика поступило письмо N 1902/16 от 05.07.16, из которого следует что Приложение N 1 фактически не составлялось. Таким образом, Аукционная комиссия, при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе учитывала поступившие от Заказчика письмо.
Указанный довод не может быть принят во внимание, поскольку в Актах указано на то, что неотъемлемой частью Актов помимо Приложения N 1 является документация, которая отсутствует в составе заявки участника Аукциона ООО "***".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерное решение о соответствии заявки ООО "***" требованиям документации об Аукционе нарушают часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 1 Информационной карте Документации об Аукционе в том числе установлено: "Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для использования товара (могут быть представлены по форме 1.2.2)".
В приложении "Требования к используемым при выполнении работ товарам" документации об Аукционе в том числе установлено: "Битум нефтяной дорожный вязкий. Глубина проникания иглы при 25°С - 91-130 0,1мм. Изменение температуры размягчения после прогрева - не более 5°С. Бетон тяжёлый. Полный остаток песка на сите N 063 - не более 65% по массе.
Песок для строительных работ. Содержание пылевидных и глинистых частиц, Содержание глины в комках, частный остаток на сите: не более 3% по массе, не более 0,5% по массе".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров и результаты химических испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатов испытаний.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, результатов испытаний нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, поставщика) поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не были отклонены.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Аукционной комиссии, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе о повторном рассмотрении заявок на участие в закупке, поскольку при первичном рассмотрении заявка победителя неправомерно признана соответствующей требованиям документации о закупке.
3. О проведении процедуры электронного аукциона.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что оператором электронной площадки 22.07.2016 не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств электронной площадки, в результате чего у заявителя отсутствовала возможность подачи очередного предложения о цене контракта.
Комиссией установлено, что заявителем подано предложение о цене контракта в период времени, предусмотренный частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе, то есть после завершения аукциона. Указанный период предусматривает подачу ценовых предложений не ниже лучшего ценового предложения, поданного в период аукциона - то есть предполагается борьба участников закупки за 2 место, что в случае отказа от заключения контракта с победителем аукциона, приведет к признанию новым победителем такого аукциона участника, занявшего 2 место.
Учитывая, что заявителем подавались ценовые предложения именно в период времени, предусмотренный частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе, у заявителя отсутствовала возможность подать предложение ниже, чем у победителя аукциона. Жалоба признана необоснованной.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 05.08.2016 N К-1276/16
(номер извещения 0165200003316000201)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки 22.07.2016 не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подачи очередного предложения о цене контракта.
Представитель Оператор электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)- 07.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 286 303,44 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 22.07.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***". с минимальным предложением о цене контракта 282 871,92 рубль.
В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона.
В соответствии с частью 11 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
В соответствии с документами, представленными Оператором электронной площадки, Аукцион проводился 22.07.2016 с 06:25 до 06:46 по Московскому времени с учетом временного периода, предусмотренного частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе. Время проведения Аукциона с 06:26:47 по 06:36:47.
Согласно реестру ценовых предложений, представленному Оператором электронной площадки на заседание Комиссии, минимальное предложение о цене контракта сделано участником с порядковым номером 1 в 06:26:47 в размере 282 871,92 рубль. С учетом требований части 11 статьи 68 Закона о контрактной системе, Аукцион завершен в 06:36:47.
В соответствии с требованиями части 12 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение десяти минут с момента завершения согласно части 11 статьи 68 Закона о контрактной системе электронного аукциона, любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем предложение о цене контракта в размере 282 871,92 рубль направлено в 06:42:04, то есть после завершения Аукциона. Таким образом, в соответствии с частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе у Заявителя отсутствовала возможность подать предложение о цене контракта ниже, чем у участника с порядковым номером 1.
На заседание Комиссии представитель Оператора электронной площадки представил выписку из реестра ценовых предложений, поданных участниками Аукциона, подтверждающую, что в период проведения Аукциона программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев, принимались предложения о цене контракта от участников закупки. При этом Заявителем подавались предложения о цене контракта в период проведения Аукциона.
Вместе с тем, Заявителем к жалобе не приложены доказательства того, что 22.07.2016 у Заявителя отсутствовала возможность подачи очередного предложения о цене контракта в ходе проведения Аукциона по причине возникновения неполадок в работе электронной площадки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подачи очередного предложения о цене контракта не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок.
Затронуты вопросы об ограничениях для ознакомления с документацией о закупке; о рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе; о проведении процедуры электронного аукциона.
Так, ограничением для ознакомления с документацией признается размещение ее в ЕИС в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста. Такие действия противоречат Закону о контрактной системе.
Относительно электронного аукциона отмечено, что оператором электронной площадки должна быть обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении аукциона.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.