Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2016 г.
Арбитражный суд в составе судьи Поляковой А.Б. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Назаровой Н.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МВД России (ОГРН 1037700029620 ИНН 7706074737, дата регистрации 16.01.2003 г., место нахождения: 119049, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЖИТНАЯ, 16) к ФАС России (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, дата регистрации 19.04.2004 г., место нахождения 123995, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА САДОВАЯ-КУДРИНСКАЯ, 11) о признании незаконным решения от 10.11.15 г. по делу N К-1498/15, третье лицо: ООО "ИССБ"
при участии в заседании: от заявителя: Соловьев СО. по доверенности 19.12.2015 N Д-1/489, от заинтересованного лица: Аббясова А.Ф. по доверенности от 08.10.2015 N ИА/54953/15, от третьего лица: не явился, извещен установил:
МВД России обратилось в Арбитражный суд города Москвы, с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ судом уточнений, с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2 решения Федеральной антимонопольной службы России от 10.11.15 г. по делу N К-1498/15 в части признания в действиях заказчика нарушений п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые пункты решения антимонопольного органа нарушают права и законные интересы заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Федеральная антимонопольная служба России возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо: ООО "ИССБ", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания не явилось.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке, установленном ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 23.10.2015 заявителем на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-ACT" (далее - Оператор электронной площадки) по адресу: http://www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку программно-технического комплекса для дежурно-диспетчерских служб МВД России, 363-2015АЭ (номер извещения 0173100012515000347) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 200 236,42 рублей;
На участие в Аукционе не подано ни одной заявки от участников закупки.
Дата проведения Аукциона - 16.11.2015.
03.11.2015 ООО "Информационные системы связи и безопасности" подана жалоба в ФАС России в связи со следующим: установление заявителем в документации об Аукционе показателей корпуса персонального компьютера, которым соответствует оборудование одного производителя - компании LENOVO, что ограничивает количество участников закупки; установление заявителем невыполнимых сроков исполнения обязательств по поставке товара.
Указанная жалоба 10.11.2015 рассмотрена Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) и признана обоснованной в части установления сроков, не позволяющих надлежащим образом осуществить поставку товара, в действиях заявителя установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Также по итогам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России было выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым заявителю предписывалось отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 10.11.2015 N 0173100012515000347-1; привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.11.2015 по делу N К-1498/15 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее Официальный сайт); назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.11.2015 по делу N К-1498/15; в срок до 26.11.2015 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-23, а также электронной почте azorkina@fas.gov.ru.
Заявитель, считая решение ФАС России незаконным, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, арбитражный суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителями соблюден.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках, в том числе, заказчиком, уполномоченным органом, осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Приказом ФАС России от 31.12.2013 N 893/13 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
Таким образом, оспариваемое решение принято ФАС России в соответствии с предоставленными полномочиями.
Согласно пункту 3.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе срок исполнения Поставщиком обязательств по поставке всего объема товара, предусмотренного Контрактом установлен по 10 декабря 2015 года включительно (окончательный срок поставки товара). Поставка товара осуществляется в соответствии с Графиком поставки (Приложение N 3 к Контракту)".
Пунктом 4.2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе предусмотрено, что приемка товара по качеству и комплектности должна быть проведена УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ) в течение 15 календарных дней, со дня получения обращения, указанного в п. 4.2.3 Контракта, если порядок проверки данного вида товара, установленный нормативно-технической (в том числе конструкторской) документацией, не предусматривает более длительные сроки приемки товара по качеству и комплектности".
В соответствии с приложением N 1 к государственному контракту установлены следующие адреса грузополучателей, на которые необходимо доставить товар: г. Москва, 127410, ул. Поморская, д. 50; г. Самара, 443017, пос. Толевый, ул. Гродненская, д. N б/н; г. Екатеринбург, 620024, Елизаветинское шоссе, д. 48 А; г. Ростов-на-Дону, 344065, ул. Вятская, д. 67В.
Вместе с тем, в соответствии с коммерческими предложениями поставка указанного оборудования осуществляется в течение четырех месяцев.
На основании изложенного, установленные в документации об Аукционе сроки исполнения обязательств по поставке товара, предусмотренные проектом государственного контракта документации об Аукционе, не позволяют надлежащим образом осуществить поставку товара.
Таким образом, указанные действия заявителя, установившего сроки, не позволяющие надлежащим образом осуществить поставку товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе при внесении изменений в документацию об аукционе не допускается, в том числе, увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона от 23.10.2015 N 0173100012515000347 начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 19 573 872,50 рубля, при этом обеспечение заявок на участие в закупке установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, то есть 978 693,63 рубля.
23.10.2015 заявителем внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона от 23.10.2015 N ИИ1, согласно которым начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 200 236,42 рублей, при соответствующем обеспечении заявок на участие в закупке в размере 1 010 011,82 рублей, то есть заявителем увеличен размер обеспечения заявок на участие в аукционе.
Учитывая изложенное, действия заявителя, увеличившего размер обеспечения заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем в проекте государственного контракта Документации об Аукционе отсутствует размер обеспечения исполнения государственного контракта.
Таким образом, заявителем, не установившим в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом размер обеспечения исполнения государственного контракта, нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, полученной с Официального сайта, предписание от 10.11.2015 по делу N К-1498/15 заявителем исполнено.
Кроме того, 19.11.2015 заявителем в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе принято решение об отмене определения поставщика.
На основании изложенного, на момент рассмотрения заявления решение ФАС России не ограничивает заявителя в осуществлении им хозяйственной деятельности в сфере размещения государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а, следовательно, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении заявления МВД России о признании недействительными пунктов 1, 2 решения Федеральной антимонопольной службы России от 10.11.15 г. по делу N К-1498/15 в части признания в действиях заказчика нарушений п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
А.Б. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2016 г. N А40-31142/16-17-268
Текст решения официально опубликован не был