1. Комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске к участию в закупке организации, чья заявка соответствует требованиям документации о закупке.
Заказчиком осуществлена закупка на поставку модульной мобильной подстанции (ММПС) 5 комплектов: 2х25 МВА 110/20(10) кВ" 1 этап (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с подпунктами "а" и "с" пункта 4.8.1.3 документации по результатам проведения Этапа N 1 "...Конкурсная комиссия вправе отклонить от участия в Этапе N 2 Конкурсные заявки, в том числе, в случаях:
a) непредставления оригиналов или копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено конкурсной документацией либо наличие в таких документах недостоверных сведений об Участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых проводится закупка;
c) несоответствия технического предложения (технического решения) и предложения Участника о порядке организации учета в случае отсутствия возможности установки узла учета на имуществе Заказчика требованиям и потребностям Заказчика...".
Согласно Итоговому протоколу по 1 этапу от 08.09.2015 N1006/4 (далее - Итоговый протокол) Конкурсной комиссией Заказчика принято решение отклонить по результатам очных конкурентных переговоров заявку участника ООО "Т" по следующим причинам:
"1. Не подтверждено п. 11.3, 11.6, 11.7 Технического задания Документации в части основного и резервного канала связи.
2. Не указана степень локализации поставляемого трансформатора фирмы SEA по ППРФ N 1224 от 24.12.13".
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, в Итоговом протоколе недостоверно отображены пункты 11.3, 11.6, 11.7 Технического задания документации о Закупке, которым не соответствует заявка участника ООО "Т". Содержание требований, которым не соответствует заявка участника ООО "Т" содержатся в пунктах 8.3, 8.6, 8.7 Технического задания документации о Закупке.
В соответствии с указанными пунктами Технического задания документации о Закупке необходимо:
"...8.3 выполнить аттестацию АИИС КУЭ и разработать инструкцию по её эксплуатации.
8.6 обеспечить совместимость оборудования АИИС КУЭ подстанции с программным обеспечением "Пирамида-2000".
8.7 для организации основного и резервного каналов передачи данных АИИС КУЭ на ЦСОД АО "СПб ЭС" предусмотреть GSM модемы...".
Вместе с тем, согласно Приложению N 3 к письму о подаче оферты от 29.07.2015 N 2907 "Протокол разногласий к проекту договора" участник ООО "Т" обязуется:
"...12.3 выполнить аттестацию АИИС КУЭ и разработать инструкцию по её эксплуатации.
12.6 обеспечить совместимость оборудования АИИС КУЭ подстанции с программным обеспечением "Пирамида-2000".
12.7 для организации основного и резервного каналов передачи данных АИИС КУЭ на ЦСОД АО "СПб ЭС" предусмотреть GSM модемы..." (Приложение N 1 к Договору)".
Таким образом, заявка участника ООО "Транс Энерго" соответствует требованиям, установленным в пунктах 8.3, 8.6, 8.7 Технического задания документации о Закупке.
Кроме того, требование об указании "степени локализации поставляемого трансформатора фирмы SEA по ППРФ N1224 от 24.12.13" документации о Закупке не установлено.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку ООО "Т" на участие в Закупке, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с Итоговым протоколом, за отказ в допуске к участию в Закупке ООО "Т" проголосовал, в том числе, председатель комиссии АО - Ж.
Таким образом, в действиях Ж., содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.
Место совершения административного правонарушения: г. Санкт-Петербург, Конституции ул.
Время совершения административного правонарушения: 08.09.2015.
Протокол по делу об административном правонарушении N 223ФЗ-252/15/АК447-16 составлен 27.05.2016 должностным лицом ФАС России.
Ж. на составление и подписание протокола не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о дате, времени и месте составления протокола.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N 223ФЗ-252/15/АК447-16 продолжилось 18.07.2016 по адресу: г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11.
Ж. на рассмотрение настоящего дела не явился не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о дате, времени и месте составления протокола.
Изучив материалы настоящего дела об административном правонарушении, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, пришло к следующему.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, заявка участника ООО "Т" признана несоответствующей требованиям, предусмотренным в пунктах 8.3, 8.6, 8.7 Технического задания документации о Закупке.
Вместе с тем, изучив заявку участника ООО "Т", должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела, приходит к выводу, что заявка соответствует требованиям, установленным в пунктах 8.3, 8.6, 8.7 Технического задания документации о Закупке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части отклонения заявки ООО "Т" необоснованны и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.07.2016 г. по делу N 223ФЗ-252/15/АК447-16)
2. В проекте договора заказчик должен установить выполнимые сроки исполнения обязательств по такому договору.
ПАО (далее - Заказчик) проведен Открытый одноэтапный конкурс без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, принятыми в его реализацию, конкретные требования и порядок действий заказчика в части заключения, исполнения договора, заключенного по итогам закупки, не установлены. Заказчик самостоятельно регламентирует срок исполнения договора, заключаемого по итогам закупки с учетом требований положения о закупке, документации о закупке.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, Заказчиком установлены следующие сроки поставки товаров:
N |
Филиал ПАО "ФСК" |
Срок начала периода поставки |
Срок начала поставки по договору |
Срок окончания периода поставки |
1 |
МЭС Центра |
Март 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
2 |
МЭС Северо-Запада |
Февраль 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
3 |
МЭС Волги |
Февраль 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
4 |
МЭС Юга |
Январь 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
5 |
МЭС Урала |
Февраль 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
6 |
МЭС Западной Сибири |
Январь 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
7 |
МЭС Сибири |
Январь 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
8 |
МЭС Востока |
Февраль 2015 г. |
Август 2015 г. |
4 квартал 2019 г. |
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.4.7 документации о Закупке период выполнения договора 54 месяца с 07.2015-12.2019 г.
Кроме того, установленные Заказчиком сроки исполнения договора не осуществимы, так как на момент подачи заявок срок начала поставки истек.
Согласно пункту 2.14.2 документации о Закупке в процессе преддоговорных переговоров по взаимному согласию сторон в текст Проекта Договора могут быть внесены изменения, не влияющие на цену заявки Победителя Закупки.
Вместе с тем, подпунктом "г" пункта 2.13.5 документации о Закупке установлено, что участник Закупки, выбранный в качестве Победителя, утрачивает статус Победителя, и его действия (бездействие) означают отказ от заключения договора, в том числе если он предложил Заказчику внести изменения в условия Договора, в том числе путем проведения переговоров (за исключением случаев, когда такие переговоры проводятся по инициативе Заказчика в соответствии с решением Конкурсной комиссии).
Учитывая изложенное, Заказчиком в нарушение пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, установлен неисполнимый срок поставки товара.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.07.2016 г. по делу N 223ФЗ-292/15/АК618-16)
3. При утверждении документации о закупке заказчик должен установить порядок оценки заявок позволяющий пропорционально оценить предложения участников закупки.
ПАО (далее - Заказчик) проведена закупка на Поставку оборудования DWDM, экземпляров программного обеспечения, предоставление прав на использование программного обеспечения и оказание услуг в рамках реализации проектов по развитию магистральной транспортной сети (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в документации о закупке указываются: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в пункте 15 Информационной карты документации о Закупке установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Закупке по показателю "Срок гарантийной технической поддержки":
"Стоимость Технического решения (Цi) 97%
Сроки гарантийной технической поддержки (Ci) 3%.
По критерию "Срок гарантийной технической поддержки" (БСi) определяется:
Срок гарантийной технической поддержки в течение 3 (трех) лет с даты начала эксплуатации Оборудования Покупателем и/или со дня подписания Сторонами Акта приемки Услуг (Гарантийный срок) - 100 баллов.
Срок гарантийной технической поддержки в течение 2 (двух) лет с даты начала эксплуатации Оборудования Покупателем и/или со дня подписания Сторонами Акта приемки Услуг (Гарантийный срок) - 0 баллов (является обязательным требованием к предлагаемому Претендентом Оборудованию в соответствии с пунктом 5 Раздела 4 "Техническое задание" Документации).
Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю "Срок гарантийной технической поддержки", в связи с отсутствуем пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными к оценке участниками закупки.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.07.2016 г. по делу N 223ФЗ-303/15/АК614-16)
4. В документации о закупке должны быть установлены исчерпывающие требования к участникам закупки.
Госкорпорацией проведена закупка на право заключения договора на поставку сувенирной продукции с символикой (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в приложении N 1 информационной карты документации о Закупке установлено, в том числе, квалификационное требование к участникам Закупки: наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, из документации о Закупке не представляется возможным определить опыт поставки какого товара принимается в качестве сопоставимого предмету Закупки, а именно, опыт поставки какого товара сопоставим поставке сувенирной продукции с символикой Корпорации для распространения в ходе рекламно-выставочных мероприятий.
Таким образом, установление вышеуказанного требования о наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке по критерию оценки "Квалификация участника закупки" установлена ненадлежащим образом.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.07.2016 г. по делу N 223ФЗ-315/15/АК629-16)
5. В случае, если у ФГУП отсутствует утвержденное положение о закупочной деятельности, такое юридическое лицо при осуществлении закупочных процедур должно руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.
ФГУП заключен договор от 01.08.2015 N 08/15на оказание юридических услуг.
Должностное лицо ФАС России рассмотрев соответствующие материалы дела установило следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе установлено, что при наличии правового акта (далее - Положение о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона о закупках и правового акта закупки.
Вместе с тем, ФГУП Положение о закупке не принималось, а также не размещалось в единой информационной системе.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 2 Закона о закупках, части 1 статьи 15 Закона о контрактной системе договор от 01.08.2015 N 08/15 на оказание юридических услуг заключен без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 7.32.3 КоАП, за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.07.2016 г. по делу N АК625-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц. Представляется важным отметить следующие выводы.
Комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске к участию в закупке организации, чья заявка соответствует требованиям документации о закупке.
В проекте договора заказчик должен установить выполнимые сроки исполнения обязательств.
Согласно действующему законодательству ФГУПы вправе совершать закупки в рамках закона о закупках отдельными видами юрлиц. Необходимо наличие положения о закупочной деятельности. При отсутствии такового применяется Закон о контрактной системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.