1. В документации о закупке заказчик должен установить исчерпывающий перечень документов, представляемых участниками закупки в составе заявки.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) и текущему ремонту оборудования и инженерно-технических систем вокзальных комплексов (далее - Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен статьей 5 главы 1 Положения о закупках.
Из пункта 7.8.3.1 Документации следует, что участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе, в том числе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.
Пунктом 2.2 Документации установлено, что в подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), или иным стандартам (при наличии), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является поставка средств индивидуальной защиты.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что из Документации не представляется возможным определить какой именно сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки, в составе заявки на участие в Конкурсе.
Разделом 3 Технического задания Документации установлено, что в составе конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо "более выгодные для заказчика".
Вместе с тем, из положений Документации не возможно определить, что подразумевается под "более выгодным для заказчика".
Кроме того, в соответствии с приложением 11 Документации участнику необходимо указать сведения об опыте выполнения работ по предмету Конкурса, в том числе указываются договоры по предмету аналогичному предмету Конкурса.
Вместе с тем, из положений Документации не возможно определить какой именно опыт признается аналогичным опыту предмета Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации неизмеряемые требования к участникам закупки противоречат статье 5 главы 1 Положения о закупках, пункту 4 части 1 статьи 3, и нарушают часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Из пункта 7.8.3.1 Документации следует, что участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе, в том числе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.
Пунктом 2.2 Документации установлено, что в подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет: действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), или иным стандартам (при наличии), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является поставка средств индивидуальной защиты.
Таким образом, Комиссия ФАС России обоснованно пришла к выводу о том, что из Документации не представляется возможным определить какой именно сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки, в составе заявки на участие в Конкурсе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2016 г. по делу N А40-4595/2016-146-36)
2. В документации о закупке заказчик не должен устанавливать избыточные требования к участникам закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) конкурсной комиссии заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации программно-аппаратных комплексов автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии (далее - Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией ФАС России установлено, что к участникам закупочных процедур Документацией установлены следующие дополнительные требования:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (пункт 6.4.3.6);
-отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.8)".
Кроме того, Приложением N 5 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения конкурсной заявки (в количестве 53 банков).
Приложением N 6 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки (в количестве 10 банков).
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.
Таким образом Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные дополнительные требования, а также требования Документации к обеспечению конкурсной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору оказание услуг противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Как следует из материалов дела, Комиссией ФАС России было установлено, что к участникам закупочных процедур Документацией установлены следующие дополнительные требования:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (пункт 6.4.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.8)".
Вместе с тем, Документацией не определено, что понимается вышеуказанными понятиями, а именно, исходя из буквального толкования положений Документации наличие договоров между ОАО "РЖД" и потенциальным участником Конкурса, находящихся на стадии исполнения, являются препятствием для участия в настоящем Конкурсе.
Кроме того, Приложением N 5 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения конкурсной заявки (в количестве 53 банков).
Согласно пункту 1.6 Документации обеспечение заявки на участие в Конкурсе возможно представить исключительно в форме банковской гарантии в размере 15 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 8.6.10 обеспечение конкурсной заявки в виде банковской гарантии оформляется согласно приложению N 4 к конкурсной документации. Банковская гарантия должна быть выдана одним из банков, указанных в приложении N 5 к конкурсной документации. Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок, установленного в пункте 1.8 конкурсной документации. Оригинал банковской гарантии должен быть представлен в составе конкурсной заявки.
Приложение N 5 Документации устанавливает закрытый перечень банков, чьи банковские гарантии Заказчик принимает для обеспечения заявки в Конкурсе (список из 51 банка).
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Конкурса либо на качество исполнения таких обязательств.
Между тем, в заявлении об оспаривании Решения ОАО "РЖД" указывает на тот факт, что "установление перечней банков связано с необходимостью исключения возникновения кредитных и финансовых рисков для ОАО "РЖД" в виде неисполнения обязательств банками-эмитентами по выданным банковским гарантиям, что в настоящий момент особенно актуально в условиях участившегося отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензий у финансово-кредитных организаций", вместе с тем, необходимо отметить, что Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации ведется перечень банков, отвечающих требованиям указанным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:
Для включения в перечень Министерства финансов РФ банк должен удовлетворять следующим требованиям:
наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Данный Перечень ведется, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и в настоящий момент включает более 300 банков, отвечающий требованиям, перечисленным в статье 74.1 НК РФ.
Приложением N 7 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору (в количестве 10 банков).
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные дополнительные требования, а также требования Документации к обеспечению конкурсной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору оказание услуг противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2016 г. по делу N А40-23844/16-148-140)
3. В случае установления заказчиком в документации о закупке обязанности участника представить в составе заявки подтверждение опыта выполнения работ, заказчик должен указать какими документами и по какому предмету участник должен подтвердить соответствующий опыт.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) конкурсной комиссии заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки оборудования на объект строительства "Реконструкция перегрузочного комплекса железнодорожной станции" (далее - Аукцион).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2.1 Документации участник должен иметь опыт осуществления поставок товаров по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) от начальной максимальной цены договора без учета НДС.
Согласно пункту 7 Извещения предмет закупки: "Право заключения договора поставки оборудования на объект строительства "Реконструкция перегрузочного комплекса железнодорожной станции Гродеково Дальневосточной железной дороги. 1 этапа".
Из данной формулировки содержания Документации не представляется возможным определить поставка каких товаров принимается Заказчиком в качестве подтверждения опыта осуществления поставок товаров по предмету аукциона.
Кроме того в соответствии с п. 3.2.2 товары могут быть заменены на эквивалентные, имеющие, такие же технические характеристики.
В пункте 3.1 и таблице 1 Документации отсутствуют технические характеристики, в связи с чем не представляется возможным определить технические характеристики товара для замены на эквиваленты.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 32 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующему выводу "В соответствии с пунктом 2.1 Документации участник должен иметь опыт осуществления поставок товаров по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) от начальной максимальной цены договора без учета НДС.
Согласно пункту 7 Извещения предмет закупки: "Право заключения договора поставки оборудования на объект строительства "Реконструкция перегрузочного комплекса железнодорожной станции Гродеково Дальневосточной железной дороги. 1 этапа".
Из данной формулировки содержания Документации не представляется возможным определить поставка каких товаров принимается Заказчиком в качестве подтверждения опыта осуществления поставок товаров по предмету аукциона.
Кроме того в соответствии с п. 3.2.2 товары могут быть заменены на эквивалентные, имеющие, такие же технические характеристики.
В пункте 3.1 и таблице 1 Документации отсутствуют технические характеристики, в связи с чем не представляется возможным определить технические характеристики товара для замены на эквиваленты.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 32 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ФАС России от 18.12.2015 г. по делу N 223ФЗ-406/15 в части п. 2,3 принято ответчиком в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствует осуществлению деятельности заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2016 г. по делу N А40-58183/2016-21-491)
4. В порядке оценки заказчик не должен применять критерии оценки заявок, приводящие к преимущественному положению отдельных участников закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта под "ключ": жилые дома переменной этажности с подземной автостоянкой со встроенно-пристроенными первыми нежилыми этажами (далее - Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком некорректно установлен порядок оценки по критерию "Опыт работы, связанный с предметом договора", а именно: участнику Конкурса присваивается максимальная оценка, составляющая 40 баллов, если среди представленных объектов имеется объект, находящийся на территории города Москвы, общая площадь которого составляет не менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура.
Таким образом, Заказчик необоснованно оценивает опыт строительства в других городах ниже, чем в городе Москве. Территория нахождения построенных объектов не влияет на уровень квалификации участника закупки.
Наличие данного критерия ведет к ограничению конкуренции, так как участники закупки, имеющие опыт строительства в других городах при оценке заявок получают заведомо меньшее количество баллов.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 7.22 Информационной карты Документации при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе применяются следующие критерии и их значимость:
1. Цена договора - 50%;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг - 35%;
3. Квалификация участников закупки - 15%.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлен в Приложении N 1 к Информационной карте конкурса.
Согласно пункту 2 раздела III Приложения N 1 к Информационной карте конкурса значимость показателя "Опыт работы, связанный с предметом договора" критерия "Квалификация участников закупки" составляет 40%.
Максимальная величина показателя составляет 40 баллов.
Оценке подлежат сведения об опыте участника закупки по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства жилищного назначения за последние два года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Сведения подтверждаются представлением копий разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. Сведения предоставляются в соответствии с Формой 5, приведенной в РАЗДЕЛЕ 8 "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ".
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника:
- в составе которой не представлены требуемые сведения, либо представлены противоречивые сведения;
- в составе которой не представлены документы, подтверждающие представленные сведения;
- представленные сведения и документы подтверждают наличие у участника закупки опыта по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, не являющихся объектами капитального строительства жилищного назначения.
В случаях, если представленные сведения и документы подтверждают наличие у участника закупки опыта по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства жилищного назначения за последние два года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, то заявке присваивается:
1) Максимальная оценка, составляющая 40 баллов, если:
- среди представленных объектов имеется объект, находящийся на территории города Москвы, общая площадь которого составляет не менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура;
2) 30 баллов, если:
- среди представленных объектов имеется объект, находящийся на территории города Москвы, общая площадь которого составляет менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура;
3) 20 баллов, если:
- все представленные объекты находятся не на территории города Москвы и среди них имеется объект, общая площадь которого составляет не менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура;
4) 10 баллов, если:
- все представленные объекты находятся не на территории города Москвы и общая площадь каждого их них составляет менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура.
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "Опыт работы, связанный с предметом договора" критерия "Квалификация участников закупки" не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку сведения об опыте участника закупки по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства жилищного назначения на территории других субъектов Российской Федерации необоснованно оцениваются Заказчиком ниже, чем на территории города Москвы.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации не установлен надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административных правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, Заказчиком некорректно установлен порядок оценки по критерию "Опыт работы, связанный с предметом договора", а именно: участнику Конкурса присваивается максимальная оценка, составляющая 40 баллов, если среди представленных объектов имеется объект, находящийся на территории города Москвы, общая площадь которого составляет не менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура.
Таким образом, Заказчик необоснованно оценивает опыт строительства в других городах ниже, чем в городе Москве. Территория нахождения построенных объектов не влияет на уровень квалификации участника закупки.
Наличие данного критерия ведет к ограничению конкуренции, так как участники закупки, имеющие опыт строительства в других городах при оценке заявок получают заведомо меньшее количество баллов.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "Опыт работы, связанный с предметом договора" критерия "Квалификация участников закупки" не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку сведения об опыте участника закупки по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства жилищного назначения на территории других субъектов Российской Федерации необоснованно оцениваются Заказчиком ниже, чем на территории города Москвы.
Исходя из вышеизложенного суд пришел к выводу, что заявителем в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации не установлен надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2016 г. по делу N А40-36599/16)
5. Установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки гарантии производителя о поставке товара по договору является нарушением Закона о закупках.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении аукциона на поставку мазута для нужд (далее - Аукцион).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке "...при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
Заказчиком в пункте 2.2. Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Аукциона:
"_Участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке, должен иметь письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в приложении N 11 к аукционной документации. В подтверждение, участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке должен представить:
- письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в техническом задании (раздел 3 настоящей аукционной документации) и Приложении N 11 к аукционной документации_".
При этом согласно пункту 5.4.1 участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случаях:
- непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
- несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования к участникам Аукциона о наличии письменной гарантии производителя о возможности исполнения заказа противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В подтверждение, участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке должен представить: - письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в техническом задании (раздел 3 настоящей аукционной документации) и Приложении N 11 к аукционной документации...".
При этом согласно пункту 5.4.1 участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случаях: непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности; несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к обоснованному выводу, что установление требования к участникам Аукциона о наличии письменной гарантии производителя о возможности исполнения заказа противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 г. по делу N А40-182651/15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Сделаны следующие выводы.
В документации о закупке заказчик должен определить исчерпывающий перечень документов, предоставляемых в составе заявки. Нельзя предъявлять избыточные требования к участникам.
Речь идет, в частности, об определении перечня банков, приемлемых для обеспечения заявки. Отмечено, что предоставление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнения обязательств.
При оценке заявок не допускается применять критерии, приводящие к преимущественному положению отдельных участников закупки.
Установление заказчиком требования о предоставлении гарантии производителя о поставке товара по договору является нарушением законодательства.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.